Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

О ВКЛЮЧЕНИИ БЮДЖЕТНЫХ СУБСИДИЙ В НАЛОГОВУЮ БАЗУ
ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ

Комментарии к нескольким поправкам, внесенным в гл. 25 НК РФ Федеральным законом от 25.11.2009 № 281-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (опубликован 30.11.2009).
На основании п. 1 ст. 17 комментируемого Закона изменения вступили в силу с 01.01.2010.
В период финансового кризиса государство оказывает поддержку предпринимателям. Некоторые предприятия при выполнении определенных условий вправе рассчитывать на получение бюджетной субсидии, за счет которой возмещаются те или иные затраты по предпринимательской деятельности. Так, в соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Например, в рамках целевых программ или согласно решениям уполномоченных органов власти предприятие может получить бюджетную субсидию на покрытие части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях, на возмещение арендной платы и пр. Если организация принимает участие в программах по снижению напряженности на рынке труда, то она также получает бюджетные субсидии (на возмещение расходов по оплате труда работников).
Нужно ли включать полученные суммы в налоговую базу по налогу на прибыль (и единому налогу, уплачиваемому при применении УСНО)? С тем, что они не относятся к средствам целевого финансирования, следует согласиться (в силу пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ перечень таких средств закрытый). Однако бюджетные субсидии могут быть отнесены к целевым поступлениям (см., например, Постановление ФАС УО от 25.06.2008 № Ф09-4546/08-С3), так как согласно п. 2 ст. 251 НК РФ целевыми поступлениями признаются целевые поступления из бюджета. Однако, Минфин России в своих разъяснениях высказывается против такого подхода и настаивает на включении бюджетных субсидий в налоговую базу в составе внереализационных доходов в момент получения. Основной аргумент - коммерческая организация не может выступать бюджетополучателем (на это указывает определение бюджетополучателя, приведенное в ст. 6 БК РФ в редакции, действующей с 2008 г.). Такие выводы сформулированы в письмах Минфина России от 01.09.2009 № 03-07-11/215, от 10.08.2009 № 03-11-06/2/150, от 15.07.2009 № 03-11-09/246.
Кроме того, согласно письму Минфина России от 14.08.2009 № 03-03-05/156 (направленное нижестоящим налоговым органом письмом ФНС России от 10.09.2009 № ШС-17-3/165@), при решении вопроса о порядке учета в целях налогообложения прибыли субсидий, полученных коммерческими организациями в соответствии со статьей 78 БК РФ, необходимо учитывать следующее.
При определении объекта налогообложения налогом на прибыль организациями учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ.
Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, определены в статье 251 НК РФ. Перечень таких доходов является исчерпывающим.
В соответствии с пунктом 2 указанной статьи НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются целевые поступления из бюджета. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
Таким образом, для признания поступлений из бюджета целевыми в понятии, приведенном в пункте 2 статьи 251 НК РФ, необходимо одновременное выполнение следующих условий:
1) средства должны быть получены напрямую из бюджета;
2) полученные средства должны носить целевой характер;
3) налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
Порядок предоставления средств из бюджета установлен БК РФ.
Перечень организационно-правовых форм юридических лиц, имеющих право напрямую получать средства из бюджета, поименован в статье 6 БК РФ. Коммерческие организации в данном перечне не поименованы, следовательно, они не могут являться получателями средств из бюджета в понятии, приведенном в БК РФ и НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) предоставляются, в том числе, на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. То есть в рамках осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Таким образом, полученные коммерческими организациями субсидии целевыми поступлениями в понятии, приведенном в пункте 2 статьи 251 НК РФ, не признаются и подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе внереализационных доходов. При этом, в силу того обстоятельства, что затраты, на возмещение которых предоставлены субсидии, учитываются налогоплательщиками при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе расходов, такой порядок не приводит к дополнительному налогообложению получаемых субсидий.
Субсидии, полученные организациями на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не подлежат отдельному учету. О расходовании указанных средств организация не обязана отчитываться.
Итак, если до 2010 года организации могли оспорить позицию инспекторов и отстоять свое право не включать суммы субсидий в налоговую базу несмотря на то, что компенсируемые затраты также были приняты в уменьшение налогооблагаемой прибыли (см. Определение ВАС РФ от 21.08.2008 № 7532/08), то начиная с 01.01.2010 таких шансов не останется. Дело в том, что Федеральным законом № 281-ФЗ п. 2 ст. 251 НК РФ изложен в новой редакции, в частности, из него исключена фраза "целевые поступления из бюджета", и теперь п. 2 ст. 251 НК РФ посвящен исключительно доходам некоммерческих организаций на их содержание и ведение уставной деятельности.

Отдел
налогообложения юридических лиц
УФНС России
по Республике Коми
01.07.2010



Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru