Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда РК от 21.04.2004 № А29-8646/03А
<ОБЯЗАННОСТЬ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАЧЕТА ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫХ СУММ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ ЛЕЖИТ НА НАЛОГОВОМ ОРГАНЕ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции по проверке
законности и обоснованности решений
арбитражного суда, не вступивших в законную силу

от 21 апреля 2004 года Дело № А29-8646/03А

(извлечение)

Арбитражный суд Республики Коми, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции МНС России по г. Сыктывкару на решение Арбитражного суда Республики Коми от 13 февраля 2004 года по делу № А29-8646/03А, принятое судьей Галаевой Т.И.,

установил:

Открытое акционерное общество обратилось с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции МНС России по г. Сыктывкару, выраженное в отказе произвести зачет сумм переплаты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в оплату авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 13 февраля 2004 года по делу № А29-8646/03А требования открытого акционерного общества удовлетворены, отказ Инспекции МНС России по г. Сыктывкару в проведении зачета суммы переплат, излишне уплаченных заявителем в 2002 году, в счет будущих платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 1 квартал 2003 года признан незаконным.
Инспекция МНС России по г. Сыктывкару, не согласившись с вынесенным решением, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, в удовлетворении требований открытого акционерного общества отказать, указав, что уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование производится в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", следовательно, указанные страховые взносы не отвечают понятию налога и на них не должны применяться положения ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации. Таким образом, только органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право и располагают возможностями для определения излишне уплаченной страхователем суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для последующего возврата страхователю или зачету в счет предстоящих платежей.
Общество, представив письменный отзыв на жалобу, с доводами, изложенными в ней, не согласно, считает вынесенное решение законным и обоснованным, указав, что налоговые органы обязаны проводить зачет излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поскольку на них в соответствии с действующим законодательством возложена обязанность по контролю за уплатой указанных взносов.
ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Сыктывкару Республики Коми, представив письменный отзыв на жалобу, также не согласно с доводами, изложенными в ней, указав, что органам Пенсионного фонда Российской Федерации законом не предоставлено право проводить зачеты излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон и третьего лица, судом апелляционной инстанции установлено следующее.
По состоянию на 01.01.2003 у Общества образовалась переплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2002 год в размере 869 729 руб. 29 коп., образовавшаяся в результате излишнего перечисления указанных взносов платежными поручениями от 10.01.2003. Данный факт представителями ответчика и третьего лица не оспаривается и подтверждается актом сверки расчетов.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 167-ФЗ от 15.12.2001 "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 1 ст. 25 Федерального закона № 167-ФЗ контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
Статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок зачета излишне уплаченных сумм налог, сбора и пени. Следовательно, положения ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации дают право налоговым органам выносить решения о зачете сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Довод Инспекции МНС России по г. Сыктывкару о том, что контроль налоговыми органами за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование выражается лишь в части правильности применения налогоплательщиком налоговых вычетов при исчислении единого социального налога, представляется суду необоснованным.
Пунктом 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции от 23.06.2003) предусмотрено, что данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей по единому социальному налогу, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и суммами налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 настоящего Кодекса. В случае, если по итогам налогового периода сумма фактически уплаченных за этот период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование) превышает сумму примененного налогового вычета по налогу, сумма такого превышения признается излишне уплаченным налогом и подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 настоящего Кодекса.
Таким образом, налоговые органы обладают всей информацией о начисленных и подлежащих уплате суммах страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в соответствии с законодательством осуществляют контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, законодательством о налогах и сборах предусмотрен порядок зачета излишне уплаченных сумм, следовательно, обязанность по проведению зачета излишне уплаченных сумм указанных страховых взносов лежит на налоговом органе.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для отмены судебного решения нет.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Коми от 13 февраля 2004 года по делу № А29-8646/03А оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке.

Председательствующий
Ж.А.ВАСИЛЕВСКАЯ

Судьи
А.А.КНЯЗЕВА
Э.В.ШИПИЛОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru