Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда РК от 19.04.2004 № А29-511/04-5155/01-3Б
<О ВКЛЮЧЕНИИ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ РЕЕСТРА ТРЕБОВАНИЙ КРЕДИТОРОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ТРЕБОВАНИЯ ГУ - РЕГИОНАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции

от 19 апреля 2004 года Дело № А29-511/04-5155/01-3Б

(извлечение)

Арбитражный суд Республики Коми, рассмотрев в судебном заседании 15 апреля 2004 г. апелляционную жалобу конкурсного управляющего на определение Арбитражного суда Республики Коми от 18.02.2004 по делу № А29-511/04-5155/01-3Б, принятое судом в составе судей Авфероновой О.В., Егоровой Т.В., Каменевым А.Л.,

установил:

Определением Арбитражного суда Республики Коми от 18 февраля 2004 года удовлетворена жалоба государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми на действия конкурсного управляющего государственного унитарного предприятия. Требования фонда социального страхования на сумму 911 051, 74 руб. включены в первую очередь реестра требований кредиторов.
Не согласен с принятым судебным актом конкурсный управляющий государственного унитарного предприятия, в апелляционной жалобе указывает, что фонд социального страхования, обращаясь в суд с заявлением об обжаловании действия конкурсного управляющего, по существу просит удовлетворить его требования на сумму 911 051, 74 руб., в то время как фактические затраты его составляют меньшую сумму, то есть, по мнению конкурсного управляющего, кредитор злоупотребляет своим правом. В обоснование доводов апелляционной жалобы конкурсный управляющий указывает, что на момент обращения фонда с заявлением в суд о включении в реестр требований по капитализации повременных платежей гражданину К. до восемнадцатилетнего возраста уже было завершено фондом производство ему выплат по данному основанию, а потому требования фонда должны быть удовлетворены в размере фактических выплат.
Кроме того, заявитель апелляционной жалобы полагает, что по аналогичным основаниям подлежит уменьшению размер требований фонда по капитализации повременных платежей в отношении гражданки К.
Фонд социального страхования в отзыве на апелляционную жалобу полагает, что судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, а потому оснований для отмены судебного акта не имеется.
В судебном заседании представитель конкурсного управляющего поддержал доводы апелляционной жалобы, просит определение суда изменить, представитель фонда социального страхования считает, что судебный акт следует оставить без изменения.
Проверка законности принятого определения осуществлена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценив правовые позиции конкурсного управляющего, фонда социального страхования, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, пояснения представителей конкурсного управляющего и кредитора, данные в судебном процессе, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что определение суда первой инстанции подлежит изменению.
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Республики Коми от 05.09.2001 государственное унитарное предприятие признано несостоятельным (банкротом), в отношении данного предприятия открыто конкурсное производство в соответствии с нормами Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 08.01.1998.
Государственное унитарное предприятие является лицом, которое несет гражданско-правовую ответственность по возмещению вреда, причиненного смертью кормильца, перед его детьми - гражданином К., 27.05.1985 г.р. и гражданкой К., 16.12.1990 г.р.
В силу ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 106 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 08.01.1998 № 6-ФЗ в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей.
Согласно п. 3 ст. 107 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" при наличии согласия гражданина его право требования к должнику в сумме капитализированных повременных платежей переходит к Российской Федерации. В этом случае обязательства должника перед гражданином по выплате повременных платежей переходят к Российской Федерации и исполняются Российской Федерацией в соответствии с федеральным законом и в порядке, определяемом Правительством РФ.
Однако с 06.01.2000 вступил в действие Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 24.07.1998 № 125-ФЗ, установивший иной порядок удовлетворения требований кредиторов по капитализированным платежам. Данный законодательный акт исключил право физического лица на получение причитающихся ему капитализированных платежей непосредственно от предприятия-должника. В силу ст. 23 Закона при ликвидации страхователя - юридического лица он обязан внести капитализированные платежи страховщику - Фонду социального страхования в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2000 № 863 утвержден Порядок внесения в фонд социального страхования капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц, а также предписано фонду социального страхования РФ по согласованию с Министерством труда и социального развития РФ, Министерством экономического развития и торговли РФ и Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству утвердить методику расчета размера капитализированных платежей.
Данная методика утверждена Фондом социального страхования Постановлением от 30.07.2001 № 72.
В соответствии с п. п. 4, 5 Постановления Правительства от 17.11.2000 конкурсный управляющий рассчитывает размер капитализированных платежей в соответствии с методикой, согласовывает его со страховщиком.
В силу п. 7 вышеуказанного нормативного акта разногласия, возникшие между страховщиком и ликвидационной комиссией (конкурсным управляющим) по вопросам размеров и сроков внесения капитализированных платежей, рассматриваются согласительной комиссией, создаваемой из представителей сторон. При недостижении согласия спор передается на рассмотрение арбитражного суда в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
ГУ - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми обратилось к конкурсному управляющему государственного унитарного предприятия с письмом, в котором просило согласовать расчет размера капитализированных платежей на получателей страховых выплат по потере кормилица: гражданину К., гражданке К.
Разногласия, возникшие между конкурсным управляющим и фондом социального страхования, разрешены не были (протокол согласительной комиссии от 29.08.2003), в связи с чем ГУ - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми обратилось в арбитражный суд Республики Коми с жалобой на действия конкурсного управляющего.
Судом первой инстанции включены в реестр требований кредиторов требования фонда в размере 911 051, 74 руб. (на гражданина К. - 386 783, 5 руб., на гражданку К. - 524 268, 24 руб.).
При разрешении спора суд первой инстанции руководствовался нормами вышеприведенных законодательных актов, а размер капитализированных платежей определил исходя из пункта 2.4.1 методики, утвержденной 30.07.2001 за № 72, согласившись с применением фондом социального страхования коэффициента Скап 2-17 - обеспечение ежемесячными страховыми выплатами несовершеннолетних до достижения им возраста 18 лет.
Из документов, имеющихся в материалах дела, усматривается, что на дату заявления фондом требований конкурсному управляющему гражданину К. исполнилось 18 лет, при этом расчет суммы капитализированных платежей до 18-летнего возраста установлен фондом в размере 386 783, 5 руб. за период с 05.09.2001 (даты открытия конкурсного производства) до июня 2003 года (даты наступления 18-летнего возраста).
Однако за данный период гражданину К. Фондом было фактически выплачено 31 682, 86 руб., по достижению 18-летнего возраста гражданина К. выплаты ему были прекращены.
Суд расценивает требования фонда социального страхования о включении в реестр требований кредиторов государственного унитарного предприятия 386 783, 5 руб. - суммы капитализации для последующих выплат гражданину К., как злоупотребление правом.
Согласно ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации арбитражный суд может отказать лицу в защите принадлежащих ему прав при установлении факта злоупотребления правом.
В рассматриваемом деле Фонд фактически осуществив выплаты гражданину К. до достижения им 18 лет в размере 31 682, 86 руб. претендует на получение 386 783, 5 руб.
Суд считает, что не имеет в настоящем споре правового значения факт выплаты гражданину К. денежных платежей в счет возмещения вреда при последующем поступлении им на учебу после достижения совершеннолетия, поскольку, исходя из Методики размер капитализируемых платежей учащимся в возрасте от 18-ти до 23-х лет определяется по специальному коэффициенту (Скап 2-18).
Требования, исходя из расчета капитализированных платежей для выплат гражданину К. на период его учебы в очном учебном заведении, Фондом не предъявлялись в установленном порядке (Постановление Правительства РФ от 17.11.2000), а потому установить размер сумм капитализации для гражданина К. за период его учебы не представляется возможным.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что в реестр требований кредиторов подлежит включению сумма 31 682, 86 руб. (фактически выплаченная фондом гражданину К.), в связи с чем выводы суда первой инстанции о необходимости включения в реестр требований фонда на сумму 386 783, 5 руб. представляются ошибочными.
Правовая позиция суда первой инстанции в отношении законности требований фонда по капитализации платежей на гражданку К. в размере 524 268, 24 руб. является правильной.
Размер капитализированных платежей на гражданку К. исчислен на период с даты признания предприятия банкротом до достижения ею 18-летнего возраста, исходя из вышеназванной в тексте Постановления методики. Иной размер расчета заявителем нормативно не обоснован.
В связи с вышеизложенным, в реестре требований кредиторов государственного унитарного предприятия подлежат включению требования фонда социального страхования в отношении гражданки К. в сумме 524 268, 24 руб., определенной в соответствии со ст. 107 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", ст. 23 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании", Постановлением Правительства от 17.11.2000 № 863 и методикой, утвержденной 30.07.2001 № 72, и требования Фонда социального страхования в отношении гражданина К. в сумме 31 682, 86 руб., определенной исходя из фактических выплат.
Руководствуясь ст. ст. 258, 268 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

1. Удовлетворить апелляционную жалобу государственного унитарного предприятия частично, определение Арбитражного суда Республики Коми от 18.02.2004 по делу А29-511/04-5155/01-3Б изменить.
Жалобу ГУ - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми на действия конкурсного управляющего государственного унитарного предприятия удовлетворить частично.
Включить в первую очередь реестра требований кредиторов государственного унитарного предприятия требования ГУ - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми в сумме 555 950, 96 руб.
2. Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.

Председательствующий
О.А.ДОНЧЕВСКАЯ

Судьи
М.В.ВАКУЛИНСКАЯ
Г.В.ПОЛТАВЕЦ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru