Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда РК от 12.04.2004 № А29-7794/03А
<ПРИ НАЧИСЛЕНИИ ПЕНИ НА СУММЫ ЕЖЕМЕСЯЧНЫХ АВАНСОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ПО ЕДИНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ НАЛОГУ В ТЕЧЕНИЕ ОТЧЕТНОГО ПЕРИОДА НАРУШАЮТСЯ ПОЛОЖЕНИЯ СТАТЬИ 75 НК РФ И ПРАВА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции по проверке
законности и обоснованности решений
арбитражного суда, не вступивших в законную силу

от 12 апреля 2004 года Дело № А29-7794/03А

(извлечение)

Арбитражный суд Республики Коми, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции МНС РФ по городу Воркуте на решение Арбитражного суда Республики Коми от 5 февраля 2004 года, принятое судом в составе судьи Макаровой Л.Ф.,

установил:

Согласно решению Арбитражного суда Республики Коми от 5 февраля 2004 года по делу № А29-7794/03А заявление Центрального Банка Российской Федерации (в лице Национального Банка Республики Коми) о признании незаконным (недействительным) Постановления Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Воркуте от 10 июля 2003 года № 08-19/60 было удовлетворено частично.
Решение налогового органа от 10 июля 2003 года было признано незаконным (недействительным) в части взыскания пени по различным налогам в сумме всего 229 433 руб. 42 коп.
Инспекция МНС РФ по г. Воркуте не согласна с принятым решением и обратилась в суд апелляционной инстанции, указав на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права при признании недействительным Постановления № 08-19/60 в части суммы пени по единому социальному налогу 211 руб. 64 коп.
Изучив материалы дела, заслушав представителей обеих сторон, суд апелляционной инстанции не находит достаточных оснований для удовлетворения поданной жалобы, исходя из нижеследующего.
9 июля 2003 года Инспекцией МНС РФ по городу Воркуте было вынесено решение № 08-18/61 о взыскании сумм пени по различным налогам за счет имущества Центрального Банка РФ в связи с деятельностью Расчетно-кассового центра Национального Банка Республики Коми ЦБ РФ.
К взысканию была исчислена сумма пени в размере всего 229 765 руб. 73 коп.
На основании указанного выше решения налоговый орган вынес Постановление от 10 июля 2003 года № 08-19/60 о взыскании пени в сумме 229 765 руб. 73 коп. за счет имущества налогоплательщика, которое было направлено во 2-й Межрайонный отдел Службы судебных приставов Главного управления Минюста РФ по Центральному административному округу города Москвы.
Требования заявителя были удовлетворены частично и оспариваемое Постановление Инспекции было признано незаконным (недействительным) в части взыскания 229 433 руб. 42 коп. пени, в том числе суд первой инстанции признал неправомерным начисление пени по авансовым (ежемесячным) платежам по единому социальному налогу в сумме 211 руб. 64 коп.
Обжалуя судебный акт, Инспекция считает, что пени за 2002 год должны исчисляться исходя из ежемесячных сроков уплаты единого социального налога.
Основания, по которым суд признал незаконным начисление пени в сумме 211 руб. 64 коп., изложены в пункте 4 мотивировочной части решения суда от 5 февраля 2004 года.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции в этой части обоснованными.
В соответствии со статьей 52 Налогового кодекса РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения и исчисляется налогоплательщиком по итогам налогового периода (пункт 1 статьи 53, пункт 1 статьи 54 Кодекса).
Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи (пункт 1 статьи 55 Кодекса).
По единому социальному налогу налоговая база на основании пункта 1 статьи 237 Кодекса определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 236 Кодекса, начисленных налогоплательщиками за налоговый период в пользу физических лиц.
Налоговым периодом согласно статье 240 Кодекса признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Пунктом 3 статьи 243 НК РФ установлено, что в течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.
Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее 15-го числа следующего месяца.
По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.
Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Таким образом, согласно Налоговому кодексу РФ за отчетный период по итогам первого квартала, полугодия, девяти месяцев единый социальный налог исчисляется исходя из налоговой базы, то есть исходя из реальных финансовых результатов деятельности.
Учитывая вышеизложенное, при неуплате налога за отчетный период в сроки, установленные статьей 243 НК РФ, данные суммы будут являться задолженностью налогоплательщика.
Статьей 75 НК установлено, что пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
При начислении пени за неуплату или несвоевременную уплату единого социального налога следует исходить из того, что пени подлежат уплате налогоплательщиками в случае образования у них недоимки, то есть не уплаченной в установленный срок суммы налога.
Правомерность начисления пени за неуплату или несвоевременную уплату налога, определенного по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, подтверждается пунктом 20 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 28 февраля 2001 года № 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Учитывая, что единый социальный налог по отчетным периодам исчисляется налогоплательщиками-работодателями исходя из реальных финансовых результатов деятельности, применение статьи 75 НК РФ за неуплату (неполную уплату) единого социального налога по итогам отчетных периодов является правомерным.
Вместе с тем, поскольку ежемесячные авансовые платежи по налогу исчисляются исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога, то есть исчисляются не на основе реальной налоговой базы, а предполагаемой, то при начислении пени на суммы ежемесячных авансовых платежей в течение отчетного периода будут нарушаться положения статьи 75 НК РФ и права налогоплательщика.
При таких обстоятельствах у налогового органа не было оснований для начисления пени по ежемесячным авансовым платежам по единому социальному налогу.
Следовательно, ссылки налогового органа на то, что в данном случае пени по единому социальному налогу за 2002 год должны исчисляться исходя из месячных сроков уплаты налога, представляются неверными.
На основании вышеизложенного решение суда первой инстанции от 5 февраля 2004 года подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 110, 112, 258, 268 - 271 АПК РФ, суд

постановил:

1. Решение Арбитражного суда Республики Коми от 5 февраля 2004 года по делу № А29-7794/03А оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
2. Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке.
3. Настоящее Постановление в полном объеме изготовлено 12 апреля 2004 года.

Председательствующий
С.Л.БАУБЛИС

Судьи
Р.А.БОРЛАКОВА
Т.И.ГАЛАЕВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru