Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ОБЗОР кассационной практики Верховного суда РК по гражданским делам за март 2004 г.

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ОБЗОР
КАССАЦИОННОЙ ПРАКТИКИ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ЗА МАРТ 2004 ГОДА

ДЕЛО № 33-420
УХТИНСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО СУДА

Гражданский процессуальный кодекс предусматривает конкретные основания для отказа в принятии искового заявления и для возвращения искового заявления. Данные процессуальные действия принципиально различны и не являются взаимозаменяющими.

Сосногорский транспортный прокурор обратился в Ухтинский федеральный суд с заявлением в интересах государства о взыскании с группы лиц материального ущерба, причиненного ГУП "Комиавиатранс".
Суд возвратил заявление прокурору.
При этом судом дана надлежащая оценка содержанию заявления прокурора и правильно указано, что заявление не соответствует положениям статьи 45 ГПК РФ. В заявлении ставился вопрос о защите интересов не государства в целом, а лишь имущественных интересов конкретного хозяйствующего субъекта (ГУП "Комиавиатранс"), который обладает соответствующей правоспособностью и предусмотренными ст. ст. 294, 295 ГК РФ полномочиями по владению, пользованию и распоряжению переданным ему на праве хозяйственного ведения имуществом и, пока учредительными документами и договорами не установлено, иное должен предпринимать меры к приращению данного имущества, его рациональному использованию и сохранности.
Само по себе закрепление на праве хозяйственного ведения государственного имущества за ГУП "Комиавиатранс" не является достаточным основанием для возникновения у прокурора права на предъявление в суд заявления в интересах государства о возмещении причиненного в результате повреждения сигнальных огней взлетно-посадочной полосы вреда, поскольку предприятие как юридическое лицо, владеющее, пользующееся и распоряжающееся этим имуществом, не лишено возможности самостоятельно и от своего имени обратиться за судебной защитой.
Вместе с тем, судебная коллегия изменила определение суда в части возврата заявления, поскольку в силу требований статьи 134 ГПК РФ в их взаимосвязи со ст. 45 ГПК РФ суду надлежало отказать прокурору в принятии заявления, так как заявление предъявлено в защиту прав и законных интересов юридического лица государственным органом, которому ни ГПК РФ, ни другими федеральными законами не предоставлено такое право.

ДЕЛО № 33-470
УДОРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО СУДА

В соответствии со ст. 74 Трудового кодекса РФ в случае производственной необходимости работодатель имеет право переводить работника на срок до одного месяца на необусловленную трудовым договором работу в той же организации для предотвращения катастрофы, производственной аварии или для устранения последствий катастрофы, аварии или стихийного бедствия, для предотвращения несчастных случаев, простоя, уничтожения или порчи имущества, а также для замещения отсутствующего работника.

Королева обратилась с иском к ООО "Усвалес", указав, что постоянно работает на должности оператора ЛО-13 нижнего склада. После выхода из отпуска по уходу за ребенком до полутора лет была дважды переведена временно по производственной необходимости на другую работу сроком на один месяц. Считая, что ее права нарушены, поскольку после выхода из отпуска ей не предоставлена прежняя работа, просила восстановить ее в качестве оператора ЛО-13 и взыскать компенсацию морального вреда.
Решением суда ее требование оставлено без удовлетворения.
Отказывая в иске, суд указал, что сторонами не оспаривается отсутствие объема работ и прекращение части работ на предприятии, в том числе и на ЛО-13 нижнего склада. Суд посчитал, что работодатель по причинам производственного характера для предотвращения простоя работника законно перевел Королеву на другую работу, поскольку из смысла части 1 статьи 74 ТК РФ работник в случае производственной необходимости может быть переведен на другую работу сроком на один месяц, при этом закон не ограничивает количество переводов.
Судебная коллегия решение суда отменила, указав следующее.
В соответствии со ст. 74 Трудового кодекса РФ в случае производственной необходимости работодатель имеет право переводить работника на срок до одного месяца на необусловленную трудовым договором работу в той же организации с оплатой труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе. Такой перевод допускается для предотвращения катастрофы, производственной аварии или для устранения последствий катастрофы, аварии или стихийного бедствия, для предотвращения несчастных случаев, простоя, уничтожения или порчи имущества, а также для замещения отсутствующего работника.
В приказах о переводе Королевой не указано, чем вызвана производственная необходимость таких переводов. Учитывая, что установленный статьей 74 ТК РФ перечень случаев производственной необходимости, дающих право руководителю осуществлять временный перевод работника, является исчерпывающим, суду следовало запросить у ответчика доказательства, свидетельствующие об обоснованности перевода.
Кроме того, в соответствии с законом простоем является временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера. Данных о том, что имела место приостановка работы на ЛО-13, суду не представлено. Напротив, из показаний представителя ответчика следует, что работа прекращена лишь на некоторых потоках. Указанное обстоятельство не указывает на временную приостановку работы.
Дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд.

ДЕЛО № 33-488
ВОРКУТИНСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО СУДА

В соответствии со статьей 200 Гражданского кодекса РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Самойлова в феврале 2000 года обратилась в суд с иском к ОАО "Воркутауголь" и Управлению пенсионного фонда РФ по г. Воркуте о взыскании невыплаченной пенсии с апреля 1996 года по ноябрь 1999 года с индексацией.
Свои требования обосновала тем, что с сентября 1982 года работала в проектно-конструкторском бюро - филиале ОАО "Воркутауголь". В октябре 1999 года ей стало известно, что имеет право на льготную пенсию с апреля 1996 года, поскольку с 1975 по 1982 годы работала на ТЭЦ в особых условиях, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. По вине работников отдела кадров проектно-конструкторского бюро не были своевременно оформлены документы для назначения пенсии, чем истице были причинены убытки в виде неполученной пенсии.
В удовлетворении заявленных требований суд отказал ввиду пропуска срока для обращения в суд. При этом суд указал, что истица в период работы на ТЭЦ пользовалась льготами и могла самостоятельно определить свое право на льготную пенсию. Она имела право на назначение пенсии на льготных условиях с апреля 1996 года, но обратилась за назначением пенсии только в ноябре 1999 года. Пенсия была назначена истице со дня обращения.
Судебная коллегия с выводами суда не согласилась, решение отменила.
Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Истица утверждала, что документы для назначения пенсии по действовавшему порядку оформляли работники отдела кадров ответчика. При таких обстоятельствах выводы суда в той части, что Самойлова, зная о вредных условиях труда, должна была знать и о наличии права на льготное пенсионное обеспечение, не основан на доказательствах и носит характер предположения. Кроме того, закон связывает истечение срока исковой давности со сроком, когда истец узнал не о наличии какого-либо права, а о его нарушении.
Истица указывала, что узнала о нарушении своего права в 1999 году, когда обратилась за назначением пенсии в связи с особыми условиями труда и пенсия была назначена только со дня обращения.
Дело направлено в тот же суд для установления обстоятельств, имеющих значение для дела, в том числе и периода, когда истица узнала о нарушении своего права на льготное пенсионное обеспечение и рассмотрения по существу.

ДЕЛО № 33-455
СЫКТЫВКАРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО СУДА

При решении вопроса о праве гражданина на получение доплаты к пенсии за государственную службу необходимо учитывать, что стаж является тем базовым юридическим фактом, на основании которого реализуется право на получение доплаты к пенсии. Достижение необходимого возраста является только юридически значимой предпосылкой, позволяющей реализовать уже имеющееся у гражданина право на получение доплаты.

Иванова обратилась с иском к АМО "Город Сыктывкар" об отмене решения об отказе в установлении ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, просила установить ежемесячную доплату к пенсии, указав, что имеет необходимый стаж государственной службы, однако ответчик необоснованно отказал в установлении доплаты.
Суд в удовлетворении требований отказал, сославшись на то, что действующее на момент выхода истицы на пенсию законодательство РК не предусматривает возможность выплачивать ей к трудовой пенсии по старости надбавку за государственную службу.
Судебная коллегия решение суда отменила, поскольку вывод суда сделан на неправильном толковании норм материального права и Определения Конституционного Суда РФ от 5 ноября 2002 года № 320-О.
Суд установил, что с 1976 по 1988 годы истица работала в Министерстве по соц. вопросам на должностях инспектора и старшего инспектора.
С 1988 по 1994 год - работала в Сыктывкарском горисполкоме, а с 1994 года по 2002 годы - в отделении Пенсионного фонда РФ по г. Сыктывкару.
С 19 июля 2002 года истице назначена пенсия по старости.
В 2003 году Иванова обратилась с заявлением о назначении ей доплаты к пенсии, однако ей было отказано.
Законодательство о государственной службе Российской Федерации состоит из Конституции РФ, Федерального закона "Об основах государственной службы РФ", федеральных законов, нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.
В соответствии со ст. 1 Закона Республики Коми от 25 марта 1996 года № 12-РЗ "О государственной службе" под государственной службой Республики Коми понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Государственная служба осуществляется в республиканских органах государственной власти. Государственным служащим является гражданин РФ, исполняющий обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств соответствующего бюджета (ст. 3 Закона). Согласно ст. 20 Закона РФ стаж государственной службы включает в себя время работы в органах представительной и исполнительной государственной власти.
В соответствии со ст. 19 Закона "О государственной службе в Республике Коми" лица, замещавшие государственные должности госслужбы РК, при наличии стажа государственной службы не менее 12,5 лет у мужчин и 10 лет указанного стажа у женщин имеют право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, назначенной в соответствии с Законом РФ "О государственной пенсии" при увольнении с государственной службы по определенным Законом основаниям.
Стаж государственной службы, дающий право на ежемесячную доплату к пенсии, определяется в соответствии со ст. 20 Закона РК "О государственной службе".
Действие частей 1 и 2 статьи 19 указанного Закона распространяется на лиц, замещавших государственные должности РК и должности государственных служащих, уволившихся с государственной службы после 1 февраля 1996 года, за исключением лиц, указанных в части второй данной статьи.
Из абзаца 2 пункта 5 статьи 28 Закона РК "О госслужбе" следует, что пенсионное обеспечение лиц, которым на день вступления в силу данного Закона установлена пенсия за выслугу лет в соответствии с пунктом 19 Положения о государственной службе Республики Коми, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Совета Республики Коми и Совета Министров Республики Коми от 15 февраля 1994 года № 63-13сп, осуществляется в соответствии с частями 1 и 2 статьи 19 Закона "О государственной службе".
Таким образом, действующее законодательство Республики Коми в области регулирования отношений по государственной службе право на получение надбавки к государственной пенсии связывает:
- или с окончанием государственной службы РК после 1 февраля 1996 года;
- или с наличием на 1 февраля 1996 года установленной пенсии за выслугу лет на основании ст. 19 Постановления Президиума Верховного Совета РК и МС РК от 15 февраля 1994 года.
Судом установлено, что в стаж государственной службы РК входит период работы Ивановой с 1976 по 1994 годы. Прекратила истица государственную службу в связи с передачей функций пенсионного обеспечения от органов исполнительной власти иному органу, то есть Пенсионному фонду.
На момент окончания государственной службы Ивановой действовало Постановление Президиума Верховного Совета РК и СМ РК от 15.02.1994 "О государственной службе Республики Коми".
Согласно пункту 19 этого Постановления государственные служащие, имеющие выслугу лет на государственной службе, мужчины на менее 12,5 лет, женщины - 10 лет, имели право выхода на пенсию за выслугу лет на государственной службе - мужчины по достижении 55 лет, женщины - 50 лет, при условии необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.
К моменту прекращения государственной службы Иванова имела необходимый стаж государственной службы, но не достигла установленного законом возраста для выхода на пенсию за выслугу лет.
При таких обстоятельствах суд при разрешении спора должен был руководствоваться правовой позицией, высказанной Конституционным Судом РФ в определении от 5 ноября 2002 года № 320-О по жалобе гражданина Спесивцева Ю.И.
Правовые отношения, связанные с приобретением специального трудового стажа, в том числе и государственной службы, у Ивановой завершены до достижения пенсионного возраста. При прекращении государственной службы в 1994 году она рассчитывала на то, что при достижении пенсионного возраста она будет иметь право на назначение пенсии по выслуге лет на государственной службе.
Последующие изменения законодательства, ограничивающие условия и порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет на государственной службе (доплаты к трудовой пенсии), существенно ущемляют права истицы на государственное обеспечение за длительное несение государственной службы. Доплата к пенсии за госслужбу, признанную законодателем общественно полезной, заработана, заслужена всей предшествующей достижению пенсионного возраста Ивановой государственной службой.
Таким образом, именно стаж является тем базовым юридическим фактом, на основании которого реализуется право на получение доплаты к пенсии за государственную службу. Достижение необходимого возраста является только юридически значимой предпосылкой, позволяющей реализовать уже имеющееся у гражданина право на получение доплаты.
Суд первой инстанции необоснованно пришел к выводу, что в связи с изменением законодательства РК Иванова не имеет права на доплату к пенсии, поскольку стаж и возраст как правовые основания играют разные роли в механизме реализации права на доплату к трудовой пенсии за государственную службу.
Поскольку фактические обстоятельства спора были установлены правильно, но при разрешении спора суд неправильно истолковал нормы материального права, судебная коллегия, отменив решение суда, вынесла новое решение о признании незаконным отказа в назначении доплаты к трудовой пенсии и о признании за Ивановой права на получение ежемесячной доплаты к пенсии и ее индексации.
Дело направлено в тот же суд для определения размера доплаты, размера задолженности и ее индексации.

Индекс потребительских цен (индекс инфляции) по Республике Коми в марте 2004 года по отношению к февралю 2004 года составил 101,20%.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru