Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда РК от 27.02.2004 № А29-1586/03А
<СТАВКИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ ПРИМЕНЕНЫ В СООТВЕТСТВИИ С НОРМАМИ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции по проверке
законности и обоснованности решений
арбитражного суда, не вступивших в законную силу

от 27 февраля 2004 года Дело № А29-1586/03А

(извлечение)

Арбитражный суд Республики Коми, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции МНС России № 3 по Республике Коми на решение Арбитражного суда Республики Коми от 8 декабря 2003 г. по делу № А29-1586/03А, принятое судьей Полицинским В.Н.,

установил:

Заявитель - открытое акционерное общество обратился с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по г. Ухте от 16.12.2002 о привлечении заявителя к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату платежей за пользование водными объектами в результате неправильного применения ставок.
Решением суда первой инстанции обжалуемый акт налогового органа признан недействительным. При этом суд исходил из того, что ставки за пользование водными объектами применены в соответствии с нормами действующего законодательства и на основании действующих договоров на водопользование.
В апелляционной жалобе Межрайонная инспекция МНС России № 3 по Республике Коми просит отменить судебное решение. Доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель просит оставить судебное решение без изменения, считая его законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Камеральной проверкой по представленным заявителем налоговым декларациям по плате за пользование водными объектами за сентябрь, октябрь 2002 года налоговым органом установлена неполная уплата налогоплательщиком платы за пользование водными объектами в результате неправильного применения ставок.
Решением налогового органа от 16.12.2002 заявитель привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации с наложением штрафных санкций и пени, с начислением неуплаченных сумм налога.
Минимальные и максимальные ставки платы за пользование водными объектами (в зависимости от способа водопользования: забор воды, эксплуатация гидроэлектростанций, сплав леса, сброс сточных вод и др.) установлены пунктом 1 статьи 4 Федерального закона № 71-ФЗ от 06.05.98 "О плате за пользование водными объектами".
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 4 Федерального закона "О плате за пользование водными объектами" минимальные и максимальные ставки платы в пределах, определенных пунктом 1 настоящей статьи, по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Ставки платы по категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами, состояния водных объектов и с учетом местных условий водообеспечения населения и хозяйственных объектов устанавливаются законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.
На основании статьи 4 Федерального закона "О плате за пользование водными объектами" Постановлением Правительства Российской Федерации № 818 от 22.07.98 утверждены минимальные и максимальные ставки платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам; Законом Республики Коми № 54-РЗ от 25.12.98 "О плате за пользование водными объектами" установлены ставки платы по бассейнам рек по категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами.
В соответствии со статьей 4 Закона Республики Коми "О плате за пользование водными объектами" по бассейну реки Печоры для предприятий, осуществляющих эксплуатацию объектов теплоэнергетики с использованием прямоточной схемы водоснабжения, размер платы при заборе воды составляет 11,7 рубля за одну тысячу кубических метров воды, при сбросе сточных вод на водные объекты - 1,95 рубля за одну тысячу кубических метров сбрасываемых сточных вод (до 1 января 2003 года).
На основании вышеуказанных законодательных и нормативных актов в соответствии с требованиями статьи 57 Водного кодекса РФ в договоре на право пользования водным объектом на территории Российской Федерации № 00187 от 29.09.2000 заявителю установлены ставки платы за пользование водным объектом.
Федеральным законом № 111-ФЗ от 07.08.2001 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О плате за пользование водными объектами", вступившим в силу с 1 января 2002 года, изменены минимальные и максимальные ставки платы за пользование водными объектами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона № 71-ФЗ от 06.05.98 "О плате за пользование водными объектами" ставки платы за пользование водными объектами в целях забора воды для технологических нужд и сброса сточных вод в пределах установленных лимитов плательщикам, осуществляющим эксплуатацию объектов теплоэнергетики и атомной энергетики с использованием прямоточной схемы водоснабжения и добычу драгоценных металлов, устанавливаются в размере 30 процентов ставок платы, установленных пунктом 1 настоящей статьи. Настоящее положение действует до 1 января 2003 года.
Согласно статьям 1, 46 и 48 Водного кодекса Российской Федерации основаниями приобретения права пользования водными объектами являются выданная специально уполномоченным государственным органом управления использованием и охраной водного фонда лицензия на водопользование и заключенный в соответствии с ней договор пользования водным объектом.
Требования к содержанию лицензии на водопользование установлены статьей 49 Водного кодекса РФ, в соответствии с которой лицензия на водопользование в зависимости от способов и целей использования водного объекта должна содержать: сведения о водном объекте; сведения о водопользователе; сведения о водопотребителях; указания на способы и цели использования водного объекта; указание пространственных границ (координат) предоставляемого в пользование водного объекта или его части, а при необходимости мест забора (сброса) воды; сведения о лимитах водопользования; сведения об обязательствах водопользователя по отношению к водопотребителям; сроки действия лицензии; требования по рациональному использованию, охране водных объектов и окружающей природной среды.
В выданной заявителю лицензии на водопользование СЫК 00166 Т223Х цели и способы использования водных объектом отражены в соответствии со статьей 85 Водного кодекса РФ (забор поверхностных вод, сброс сточных вод, производственные нужды).
При таких обстоятельствах требование налогового органа о том, что в лицензии должно быть указано, что водопользование осуществляется с использованием прямоточной схемы водоснабжения не основано на нормах действующего законодательства.
При этом следует учитывать, что неотъемлемой частью лицензии на водопользование является лицензионное соглашение, а одним из оснований приобретения права пользования водными объектами является договор пользования водным объектом, которыми подробно должны регламентироваться условия водопользования.
В соответствии со статьями 54, 57 Водного кодекса РФ договором пользования водным объектом признается соглашение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации с водопользователем о порядке использования и охраны водного объекта или его части, в котором в обязательном порядке должны указываться следующие условия:
предусмотренные в лицензии на водопользование;
определяющие порядок продления либо досрочного прекращения права пользования водным объектом;
устанавливающие размер и порядок внесения платежей, связанных с пользованием водным объектом;
определяющие ответственность сторон за неисполнение требований заключенного договора.
Порядок лицензирования пользования водными объектами установлен Постановлением Правительства Российской Федерации № 383 от 03.04.97 "Об утверждении правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии" (далее - Правила), согласно которым в заявлении о выдаче лицензии указывается вид водопользования и его особенности, а к заявлению прилагается характеристика видов намечаемой и осуществляемой хозяйственной деятельности.
Решение о выдаче лицензии выдается лицензирующим органом по результатам проведения экспертизы представленных заявителем документов.
Лицензирование водопользования осуществляется Министерством природных ресурсов Российской Федерации или его территориальными органами (пункт 20 Правил). На территории Республики Коми органом, к компетенции которого относится лицензирование водопользования и контроль за использованием и охраной водных объектов, является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (Постановление Правительства Республики Коми № 76 от 13.06.2002 "О Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми").
Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми заявителю выдана лицензия СЫК 00166 Т223Х и заключен договор на право пользования водным объектом на территории Республики Коми № 00187 от 29.09.2000, в котором на основании статьи 57 Водного кодекса РФ установлены ставки платы за пользование водными объектами как для предприятия, осуществляющего эксплуатацию объектов теплоэнергетики с использованием прямоточной схемы водоснабжения (пункты 2.11, 2.12 договора).
Указанный договор в установленном порядке недействительным не признан; какие-либо доказательства того, что Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми при заключении договора на право пользования водным объектом незаконно установлены ставки платы за пользование водными объектами как для предприятия, осуществляющего эксплуатацию объектов теплоэнергетики с использованием прямоточной схемы водоснабжения, суду не представлены.
В соответствии со статьей 32 Налогового кодекса РФ налоговые органы обязаны осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, контроль за водопользованием к компетенции налоговых органов не относится.
Вывод налогового органа о том, что заявитель не является предприятием, осуществляющим эксплуатацию объектов теплоэнергетики с использованием прямоточной схемы водоснабжения, не подтвержден ссылкой на техническую документацию и не установлен материалами проверки.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции принято в соответствии с нормами материального права и на основании фактических обстоятельств дела, оснований для его отмены не имеется.
Вопрос о распределении расходов по апелляционной жалобе не рассматривался в связи с освобождением налогового органа от уплаты госпошлины в соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине".
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Коми от 8 декабря 2003 года по делу № А29-1586/03А оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке.

Председательствующий
С.Л.БАУБЛИС

Судьи
В.Г.ПРОТАЩУК
Т.И.ГАЛАЕВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru