Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Сыктывкарского городского суда РК от 25.02.2004
<О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ И НЕ ПОДЛЕЖАЩИМИ ПРИМЕНЕНИЮ С МОМЕНТА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ СОВЕТА МО "ГОРОД СЫКТЫВКАР" № 2/07-24 ОТ 04.07.2003 И № 3/09-66 ОТ 30.09.2003>

Официальная публикация в СМИ:
"Панорама столицы", 30.09.2004, № 40 (опубликовано с сокращениями)


Определением Верховного суда РК от 10.06.2004 № 33-1510/2004 данное решение оставлено без изменения.



СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
от 25 февраля 2004 года

Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Юдина А.В.,
при секретаре Платто Н.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 25 февраля 2004 года дело по заявлению прокурора г. Сыктывкара в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц потребителей жилищно-коммунальных услуг о признании решения Совета МО "Город Сыктывкар" № 2/07-24 от 04.07.2003 "Об утверждении уровня оплаты жилищно-коммунальных услуг, оказываемых населению" недействительным и не подлежащим применению со дня принятия,

установил:

Прокурор г. Сыктывкара обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц потребителей жилищно-коммунальных услуг о признании решения Совета МО "Город Сыктывкар" № 2/07-24 от 04.07.2003 "Об утверждении уровня оплаты жилищно-коммунальных услуг, оказываемых населению" недействительным и не подлежащим применению со дня принятия, в обоснование которого указал, что принятое решение противоречит положениям Постановления Правительства РФ № 887 от 02.08.99. Принятию решения по пересмотру ставок и тарифов должна предшествовать проводимая в обязательном порядке экспертиза экономической обоснованности тарифов на товары, работы и услуги. Кроме того, в соответствии с положениями Федерального закона "Об основах внесении федеральной жилищной политики" и другими законодательными актами РФ в части совершения системы оплаты жилья и коммунальных услуг предусмотрено, что размер оплаты жилья устанавливается дифференцировано в зависимости от качества и местоположения жилья. При принятии указанного решения Советом МО "Город Сыктывкар" не были установлены: перечень условий, при которых уменьшается оплата при снижении качества предоставления услуг; режим предоставления коммунальных услуг и гарантированный уровень качества предоставляемых услуг; период, с которого начинается отопительный сезон, при какой температуре воздуха заканчивается отопительный сезон. Поскольку обжалуемое решение Совета МО "Город Сыктывкар" принято с нарушением предусмотренного законодательством порядка пересмотра и изменения цен на ЖКУ, истец просит признать указанный правовой акт недействительным и не подлежащим применению с момента его издания.
В дальнейшем истец заявил дополнительные требования, просит также признать недействительным и не подлежащим применению со дня принятия решение Совета МО "Город Сыктывкар" № 3/09-66 от 30.09.03 "Об изменении размера оплаты жилья и коммунальных услуг, оказываемых населению", поскольку последнее принято также с нарушением действующего законодательства.
В ходе судебного заседания представитель истца поддержал заявленные требования.
Представители АМО "Город Сыктывкар" и Совета МО "Город Сыктывкар" в судебное заседание не явились, надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела уведомлены, причины неявки суду не известны, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся указанных представителей.
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст. 15.1 Закона РФ от 24.12.92 № 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" (в ред. от 06.05.03) размер платы за содержание жилья и размер платы за ремонт жилья в жилищном фонде независимо от форм собственности устанавливаются дифференцированно в зависимости от общей площади жилого помещения и комплекса оказываемых услуг. Размер платы за наем жилого помещения устанавливается дифференцированно в зависимости от общей площади и качества жилого помещения.
Статьей 12 Закона РК "О местном самоуправлении в Республике Коми" к вопросам местного значения отнесено содержание и использование муниципального жилого фонда и нежилых помещений. Согласно ст. 18 названного Закона принятие правовых актов общеобязательного характера по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования, находится в исключительном ведении представительного органа местного самоуправления. Аналогичная норма содержится в ст. 15 ч. 3 Федерального закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", согласно которому в исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находится принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования. Аналогичное положение закреплено в п. 1 ст. 36 Устава МО "Город Сыктывкар". К ведению Совета МО "Город Сыктывкар" относится и установление новых ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
Правительством Российской Федерации 2 августа 1999 г. принято Постановление № 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения", пунктом 8 которого предусмотрено, что органами местного самоуправления утверждаются: нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг; ставки и тарифы на жилищно-коммунальные услуги (кроме тарифов на электроэнергию и газ) с учетом реализации мероприятий по их снижению в результате выявляемых при проведении экспертизы тарифов на товары, работы и услуги, учитываемых в их оплате, необоснованных затрат.
Принятию решения по пересмотру размеров ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги должна предшествовать проводимая в обязательном порядке экспертиза экономической обоснованности тарифов на товары, работы и услуги, учитываемых при оплате соответствующих услуг.
Решением муниципального образования "Город Сыктывкар" от 04.07.2003 № 2/07-24 с 01.08.2003 на территории муниципального образования "Город Сыктывкар" введен стандарт уровня платежей населения за жилищно-коммунальные услуги в размере 90 процентов, за исключением оплаты работ, уровень платежей по которым доведен до полного возмещения производственных затрат по фиксированным тарифам на жилищно-коммунальные услуги (содержание и текущий ремонт лифтов, уборка мусоропровода, уборка лестничных клеток, вывоз бытовых отходов).
Суд не может признать обоснованными доводы истца в части того, что при принятии данного решения не был определен перечень условий, при котором уменьшается оплата при снижении качества предоставления коммунальных услуг, а также режим предоставления коммунальных услуг, периода начала отопительного сезона, поскольку органы местного самоуправления самостоятельным правом устанавливать перечень отклонений качества коммунальных услуг не наделены. Постановлением Правительства Российской Федерации 26 сентября 1994 г. № 1099 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг, пунктом 2.7 которых предусмотрено, что при отклонении качества услуг от установленного договором оплата потребителем соответственно уменьшается. Перечень отклонений и их величина, а также величина уменьшения и порядок оформления отклонения устанавливаются органами исполнительной власти, осуществляющими контроль за безопасностью для потребителя услуг, их территориальными органами совместно с органами местного самоуправления. В силу пункта 7.1 Правил к органам исполнительной власти, осуществляющим контроль за их соблюдением (в том числе за качеством и безопасностью предоставляемых услуг) относятся: Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (его территориальные органы); Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (его территориальные органы); органы санитарно-эпидемиологического надзора и государственная жилищная инспекция. Именно указанным органам принадлежат полномочия по установлению перечня и величины отклонения качества коммунальных услуг от нормативного. Что касается прав органов местного самоуправления на участие в разрешении вопросов, перечисленных в пункте 2.7 Правил, то они вытекают из положений действующего законодательства Российской Федерации. Так, в соответствии со статьей 31 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги).
Согласно подпункту 13 пункта 2 статьи 6 названного Закона к вопросам местного значения, находящимся в ведении муниципальных образований, относятся организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации. Таким образом, органы местного самоуправления не наделены самостоятельным правом устанавливать перечень отклонений качества коммунальных услуг от нормативного, также как и установлением начала и окончания отопительного сезона.
Так в силу п. 1.6 Правил органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за безопасностью для потребителя услуг, их территориальные органы совместно с органами местного самоуправления вправе уточнять параметры потребительских свойств, режим предоставления услуг и устанавливать гарантированный уровень качества с учетом мощности состава и износа основных фондов коммунального назначения, климатических и других местных условий населенного пункта. При этом условия начала отопительного сезона определены Приказом Минархстройэнерго Республики Коми от 23.04.01 № 124-ОД "Об утверждении положения о подготовке и проведении отопительного периода в городах и иных населенных пунктах Республики Коми".
Не может признать обоснованными доводы истца в части того, что взимание платы за услуги по отоплению с потребителей ежемесячно в течение года противоречит действующему законодательству, поскольку противоречит п. 2.4 Правил предоставления коммунальных услуг. Решением Верховного Суда РФ от 11.07.2002 по делу № ГКПИ 2001-1608 п. 2.4 Правил в части внесения платы за теплоснабжение равномерно, в течение года был признан соответствующим законодательству.
Наряду с этим, оспариваемое решение было принято в соответствии с Постановлением Правительства Республики Коми от 02.04.2003 № 51 "О региональном стандарте уровня платежей населения за жилищно-коммунальные услуги на 2003 год и мерах по оптимизации бюджетных расходов на жилищно-коммунальное хозяйство РК в 2003 году". Пункт 1 данного Постановления предусматривает установление регионального стандарта уровня платежей населения за жилищно-коммунальные услуги в размере 90 процентов от их экономической обоснованности.
В своих письменных возражениях, представленных суду за подписью председателя Совета МО "Город Сыктывкар", указывается, что оспариваемое решение Совета не пересматривает, не изменяет цены на содержание, ремонт жилья, найм жилых помещений и не утверждает новые тарифы на коммунальные услуги. Однако согласно Постановлению Правительства РК № 51 изменение уровня оплаты жилищно-коммунальных услуг ставится в зависимость от экономической обоснованности цен и тарифов. На момент принятия Советом данного решения заключение экспертной организации об экономической обоснованности существующих цен и тарифов на ЖКУ отсутствовало. Доводы представителя Совета МО "Город Сыктывкар", в части того, что существующие цены и тарифы были установлены на основании заключения государственного унитарного предприятия РК "Коми республиканский центр по информации и индексации в строительстве", судом не могут быть приняты во внимание, поскольку данное учреждение не проверяло расчеты в качестве экспертной организации, а выполняло расчеты на виды коммунальных услуг. При таких обстоятельствах, суд находит, что решение Совета МО "Город Сыктывкар" от 04.07.2003 № 2/07-24 было принято с нарушением действующего законодательства в частности п. 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 2 августа 1999 г. № 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" и не может быть признано законным. Требования истца в указанной части являются обоснованными, основанными на законе и подлежат удовлетворению.
На основании ст. 15 Закона РФ № 52-ФЗ от 06.05.2003 "Об основах федеральной жилищной политики", во исполнение решения Совета МО "Город Сыктывкар" № 2/07-24 от 04.07.2003 и на основании акта независимой экспертизы от 09.09.2003, проведенной ООО "Газаудит-Коми", было принято решение муниципального образования "Город Сыктывкар" от 30.09.2003 № 3/09-66, согласно которому утверждены на территории муниципального образования "Город Сыктывкар": размеры оплаты жилья для населения, проживающего в домах независимо от форм собственности (приложение № 1); размеры оплаты коммунальных услуг для населения, проживающего в домах муниципального жилищного фонда (приложения № 2, 6, 7); размеры оплаты коммунальных услуг для населения, проживающего в домах жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья и кондоминиумов (приложения 3, 4, 5, 7). Пунктом 5 указанного решения предписывалось предприятиям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги, произвести перерасчет оплаты населением жилищно-коммунальных услуг с 01.08.2003.
Как указывалось выше, принятию решения по пересмотру размеров ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги должна предшествовать проводимая в обязательном порядке экспертиза экономической обоснованности тарифов на товары, работы и услуги, учитываемые при оплате соответствующих услуг.
Как установлено судом, на момент принятия решения от 02.07.03 Совет МО "Город Сыктывкар" заключением экспертизы экономической обоснованности цен и тарифов не обладал. Суду представлено заключение ООО "Газаудит-Коми", датированное 03.09.2003, из которого следует, что за исключением корректировок, которые могли бы оказаться необходимыми, финансовая (бухгалтерская) отчетность СМУП "Управление ЖКХ (Служба заказчика)" отражает достоверно фактические затраты на содержание, ремонт жилья и оказание коммунальных услуг СМУП "Управление ЖКХ (Служба заказчика)". Однако суд не может принять во внимание выводы данной экспертизы, так как из данного заключения не следует на основании чего аудитор пришел к указанному выводу, учитывались ли при даче заключения факторы, влияющие на формирование цен и тарифов; уровень технического оснащения организации, анализ качества работ и услуг, оказываемых организацией; не проведена оценка экономической обоснованности расходов, по ценам и тарифам; не проведен сравнительный анализ динамики расходов и величины прибыли по отношению к предшествующему году, т.е. выводы аудитора сделаны без учета факторов, влияющих на формирование цен и тарифов, а также производственно-технологической и финансово-экономической информации предприятия. Кроме того, из данного заключения не следует, что аудиторская фирма проверяла какие-либо расчеты по ценам и тарифам на те или иные виды жилищно-коммунальных услуг (впоследствии утвержденные решением Совета) в качестве экспертной организации.
С учетом данных обстоятельств, суд находит обоснованными, основанными на законе и подлежащими удовлетворению требования истца о признании недействительным решения Совета МО "Город Сыктывкар" от 30.09.2003 № 3/09-66 по мотиву отсутствия проведения экспертизы экономической обоснованности тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
Кроме того, согласно указанному решению перерасчет оплаты населением жилищно-коммунальных услуг было предписано произвести с 1 августа 2003 года, тогда как решение об установлении цен и тарифов не может иметь обратной силы.
В силу ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Поскольку в ходе судебного заседания было установлено, что обжалуемые решения Совета МО "Город Сыктывкар" были приняты с нарушением действующего законодательства, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ,

решил:

Признать решение Совета МО "Город Сыктывкар" № 2/07-24 от 04.07.2003 "Об утверждении уровня оплаты жилищно-коммунальных услуг, оказываемых населению" недействительным и не подлежащим применению с момента его принятия.
Признать решение Совета МО "Город Сыктывкар" № 3/09-66 от 30.09.2003 "Об изменении размера оплаты жилья и коммунальных услуг, оказываемых населению" недействительным и не подлежащим применению с момента его принятия.
Обязать Совет МО "Город Сыктывкар" опубликовать решение суда о признании решений Совета МО "Город Сыктывкар" № 2/07-24 от 04.07.2003 "Об утверждении уровня оплаты жилищно-коммунальных услуг, оказываемых населению" и № 3/09-66 от 30.09.2003 "Об изменении размера оплаты жилья и коммунальных услуг, оказываемых населению" недействительными в средствах массовой информации, в газете "Панорама Столицы".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение 10 дней с момента вынесения с подачей жалобы через Сыктывкарский городской суд Республики Коми, а ответчик вправе в течение семи дней с момента получения копии решения суда обратиться в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с заявлением об отмене заочного решения.

Председательствующий
А.В.ЮДИН


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru