Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда РК от 20.02.2004 № А29-6339/03А
<СУММА НАЛОГА УМЕНЬШАЕТСЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ НА СУММУ НАЧИСЛЕННЫХ ИМ ЗА ТОТ ЖЕ ПЕРИОД СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ НА ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции по проверке
законности и обоснованности решений
арбитражного суда, не вступивших в законную силу

от 20 февраля 2004 года Дело № А29-6339/03А

(извлечение)

Арбитражный суд Республики Коми, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по г. Сыктывкару Республики Коми на решение Арбитражного суда Республики Коми от 17.11.2003 по делу № А29-6339/03А, принятое судьей Шипиловой Э.В.,

установил:

Заявитель обратился с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Сыктывкару № 11-07/136 от 09.09.2003 о привлечении общества к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату единого социального налога в результате его неправильного исчисления.
Судебным решением обжалуемый акт признан недействительным (незаконным). Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что у налогоплательщика имелась переплата по страховым взносам, в связи с чем он имел право на уменьшение платежей по страховым взносам, что нельзя расценивать как неполную уплату единого социального налога.
В апелляционной жалобе Инспекция Министерства РФ по налогам и сборам по г. Сыктывкару Республики Коми просит отменить судебное решение. По мнению налогового органа, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, закрепленному в ст. 8 Налогового кодекса Российской Федерации и на них не должны распространяться положения ст. 78 Кодекса.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Камеральной проверкой заявителя установлено, что в нарушение п. 3 ст. 243 Налогового кодекса Российской Федерации сумма начисленных авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) за январь 2003 года составила 722 812,70 руб., фактически уплачено 530 900 руб. Налоговый вычет в сумме 191 912,70 руб., не уплаченный в установленный законодательством срок, признается занижением единого социального налога и подлежит уплате в федеральный бюджет.
Всего по итогам отчетного периода за 1 полугодие 2003 года сумма занижения налога, подлежащая уплате в федеральный бюджет, в результате применения налогоплательщиком налогового вычета в сумме, превышающей сумму фактически уплаченных страховых взносов за этот же период, составила 191 912,70 руб.
Решением налогового органа от 9 сентября 2003 года заявитель привлечен к ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату единого социального налога в результате неправильного исчисления налога в виде взыскания штрафа в размере 6 557 руб. 71 коп.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 243 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.
Сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.
Пунктом 3 указанной статьи предусмотрено, что в случае, если по итогам налогового периода сумма фактически уплаченных за этот период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование) превышает сумму примененного налогового вычета по налогу, сумма такого превышения признается излишне уплаченным налогом и подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 настоящего Кодекса.
Сумма излишне уплаченного страхового взноса подтверждена справкой о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом по федеральным налогам по состоянию на 15.02.2003, в сумме 1 917 785,3 руб., и налоговым органом не оспаривается.
В соответствии с нормами Федерального закона № 167-ФЗ от 15.12.2001 "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
На основании статьи 9 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" с 01.01.01 контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.
Сумма излишне уплаченных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды по состоянию на 01.01.01 подлежит зачету в счет уплаты единого социального налога (взноса) или возврату в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Законодатель распространил действие норм законодательства о налогах и сборах на отношения по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в том числе связанные с зачетом и возвратом излишне уплаченных страховых взносов.
Пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.
В соответствии со статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения и исчисляется налогоплательщиком по итогам налогового периода (пункт 1 статьи 53, пункт 1 статьи 54 Налогового кодекса Российской Федерации).
Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи (пункт 1 статьи 55 Налогового кодекса Российской Федерации).
По единому социальному налогу налоговая база на основании пункта 1 статьи 237 Налогового кодекса Российской Федерации определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 236 Кодекса, начисленных работодателями за налоговый период в пользу работников.
Налоговым периодом согласно статье 240 Кодекса признается календарный год, состоящий из отчетных периодов в один календарный месяц.
Ответственность, предусмотренная в пункте 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, может быть применена лишь в случае неуплаты налогоплательщиком суммы налога, исчисленной по итогам налогового периода. Возможность привлечения к налоговой ответственности за неуплату авансовых платежей по итогам отчетного периода налоговым законодательством не предусмотрена.
На основании изложенного, руководствуясь статьям 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Республики Коми от 17 ноября 2003 года по делу № А29-6339/03А оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке.

Председательствующий
С.Л.БАУБЛИС

Судьи
В.Г.ПРОТАЩУК
Т.И.ГАЛАЕВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru