Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда РК от 16.02.2004 № А29-5588/03А
<СРЕДСТВА, ВЫДЕЛЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ФОРМЕ "СУБСИДИЙ", ЯВЛЯЮТСЯ СОБСТВЕННЫМИ СРЕДСТВАМИ ЭТОЙ ОРГАНИЗАЦИИ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
апелляционной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений арбитражного суда,
не вступивших в законную силу

от 16 февраля 2004 года Дело № А29-5588/03А


(извлечение)

Арбитражный суд Республики Коми, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу дочернего государственного унитарного предприятия на решение арбитражного суда от 17 октября 2003 года, принятое судом в составе судьи: Полицинского В.Н.,

установил:

Согласно решению Арбитражного суда Республики Коми от 17 октября 2003 года по делу № А29-5588/03А требования заявителя о признании недействительным частично решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Корткеросскому району от 30 июня 2003 года № 05-13/112 были удовлетворены частично: обжалуемое решение налогового органа было признано недействительным в части взыскания 5506 руб. 34 коп. платы за пользование водными объектами.
Предприятие не согласно с принятым решением суда первой инстанции в той части, в которой ему отказано в удовлетворении его требований.
Изучив материалы дела, заслушав представителя Инспекции, суд апелляционной инстанции считает, жалоба подлежит удовлетворению.
При этом суд исходит из следующего.
С 20 по 21 мая 2003 года Инспекцией МНС РФ по Корткеросскому району была проведена выездная налоговая проверка дочернего государственного унитарного предприятия Республики Коми по соблюдению налогового законодательства за период с 4 января 2002 года по 1 апреля 2003 года.
В ходе проверки Инспекцией было установлено, что предприятием в указанном периоде были допущены факты неполной уплаты налога на добавленную стоимость в сумме 86388 руб. 00 коп., налога с продаж - в сумме 4630 руб. 00 коп., платы за пользование водными объектами - 5506 руб. 34 коп., налога на добычу полезных ископаемых - 652 руб. 36 коп., платы за загрязнение окружающей природной среды - 1422 руб. 79 коп., налога на имущество - в сумме 480 руб. 00 коп.
Кроме того, в ходе проверки были установлены факты непредставления в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговых деклараций по отдельным налогам.
По результатам проверки был составлен акт выездной налоговой проверки от 11 июня 2003 года № 05-13/104 и вынесено решение от 30 июня 2003 года № 05-13/112, согласно которому Инспекцией на предприятие были наложены налоговые санкции на основании пункта 2 статьи 119 и пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налогоплательщик обжаловал решение Инспекции в арбитражный суд лишь в части начисления сумм налога на добавленную стоимость: в размере 52479 руб. 00 коп. - за 2002 год и 2143 руб. 00 коп. - за 1 квартал 2003 года, а также в части платы за пользование водными объектами - в сумме 5506 руб. 34 коп. (подпункты 1 и 3 пункта 2.1"б").
Суд первой инстанции признал недействительным решение налогового органа от 30 июня 2003 года в части начисления платы за пользование водными объектами - в сумме 5506 руб. 34 коп.
Инспекция в этой части решение суда не обжаловала.
Отказывая предприятию в признании недействительным подпункта 1 пункта 2.1"б" решения № 05-13/112, суд первой инстанции признал правомерными доводы ответчика о том, что предприятием были нарушены положения пункта 2 статьи 171 Налогового кодекса РФ и что средства, выделенные предприятию в качестве субсидий, его собственными средствами не являются и им не уплачивались при приобретении товаров.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с этими выводами суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки налоговый орган уменьшил налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость (в сумме 52479 руб. 00 коп. - за 2002 год и 2143 руб. 00 коп. - за 1 квартал 2003 года), поскольку товары (работы, услуги) были оплачены за счет средств целевого финансирования, полученных от Минсельхозпрода Республики Коми.
Согласно пункту 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Налогового кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
В силу пункта 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории.
Пунктом 1 статьи 172 НК РФ определено, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 данного Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 Налогового кодекса (за исключением налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 Кодекса), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса.
Действительно, в силу названных выше норм одним из условий для принятия вычета является оплата налогоплательщиком налога на добавленную стоимость при приобретении товара.
Однако из материалов данного дела не следует, что заявитель в 2002 году и в квартале 2003 года не осуществлял оплату товаров (работ, услуг) своим поставщикам.
Обе стороны не оспаривают того факта, что в 2002 году и 2003 году, как производитель сельскохозяйственной продукции, заявитель получал дотации из республиканского бюджета Республики Коми на основании Постановления Правительства Республики Коми от 6 августа 2002 года № 110 "Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса Республики Коми в 2002 году" и Постановления Правительства Республики Коми от 25 марта 2003 года № 40 "Об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса Республики Коми в 2003 году".
В соответствии с пунктом 3 раздела 1 Порядка финансирования в 2002 году расходов, предусмотренных в республиканском бюджете РК на 2002 год по разделу "Сельское хозяйство и рыболовство", утвержденного Постановлением Правительства РК от 6 августа 2002 года № 110, субсидии предоставляются на продукцию, произведенную и реализованную на территории Республики Коми, за исключением продукции, используемой на внутрихозяйственные нужды (общественное питание, оплата труда, спецмолоко, поставка животных, яиц и сырья для производства биопрепаратов, племенного скота, расход яиц на инкубацию и т.д.) и не соответствующей по качеству государственным стандартам, техническим условиям, медико-биологическим и санитарным нормам.
Согласно пунктам 1 - 3 раздела 7 названного выше Порядка... установлена следующая процедура получения субсидий: а) получатели субсидий ежеквартально составляют и представляют в районные (городские) управления сельского хозяйства и продовольствия справки-расчеты на выплаты субсидий, а также документы, подтверждающие фактически произведенные затраты по видам субсидии (пункт 1); б) районные (городские) управления сельского хозяйства и продовольствия проверяют представленные справки-расчеты, составляют сводные реестры выплат по каждому виду субсидий и каждому получателю, заверяют их в территориальных органах Министерства финансов РК и представляют в Министерство финансов РК и Министерство сельского хозяйства и продовольствия РК (пункт 2); в) Министерство сельского хозяйства и продовольствия РК на основании реестров, представленных районными (городскими) управлениями сельского хозяйства и продовольствия, составляет сводные расчеты на выплату целевых субсидий отдельно по каждому виду и представляет их в Министерство финансов РК для последующего финансирования (пункт 3).
При этом пунктом 5 раздела 7 Порядка установлено, что с согласия получателей субсидий причитающиеся им суммы субсидий могут направляться Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми напрямую поставщикам продукции и услуг для расчетов за полученные товары и услуги в централизованном порядке.
Аналогичные положения содержатся и в Порядке финансирования в 2003 году расходов, предусмотренных в республиканском бюджете РК на 2003 год по разделу "Сельское хозяйство и рыболовство", утвержденном Постановлением Правительства РК от 25 марта 2003 года № 40 (см. пункт 3 раздела 1, пункты 1, 2, 3 и 5 раздела 8 Порядка...).
Таким образом, исходя из перечисленных выше норм следует, что бюджетом Республики Коми заявителю и другим производителям сельхозпродукции возмещаются затраты, уже понесенные ими при изготовлении и реализации сельхозпродукции, поэтому эти денежные средства являются собственностью этих сельхозпредприятий и по общему правилу эти средства должны поступать на расчетные счета сельхозпредприятий.
Представитель Минсельхозпрода Республики Коми в суде апелляционной инстанции подтвердил, что после проведения всей процедуры предоставления субсидий суммы этой субсидии принадлежат предприятиям, и Министерство сельского хозяйства и продовольствия РК не вправе их использовать по своему усмотрению.
Инспекцией не опровергаются доводы предприятия о том, что "субсидии", выделяемые заявителю в 2002 - 2003 годах из бюджета РК, предназначались для покрытия части затрат (или убытков), связанных с производством сельскохозяйственной продукции.
Письмом Госналогслужбы РФ Минфина РФ от 11 мая 1993 года разъяснено, что "ассигнования из бюджета, полученные для покрытия убытков, относятся на увеличение финансовых результатов деятельности предприятия (счет 80 "Прибыли и убытки") в корреспонденции с дебетом счета 96".
С учетом этого разъяснения суммы "субсидий", полученные из республиканского бюджета в 2002 году и в 1 квартале 2003 года, истец должен был отнести на счет 80 "Прибыли и убытки".
Приказом Министерства финансов РФ от 16 октября 2000 года № 92н было утверждено Положение по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" - ПБУ 13/2000, которое применяется с 1 января 2001 года.
Указанное Положение (ПБУ 13/2000) устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям (кроме кредитных организаций), являющимся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, и признаваемой как увеличение экономической выгоды конкретной организации в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) (пункт 1 Положения).
Пунктом 4 ПБУ 13/2000 предусмотрено, что в соответствии с этим Положением в бухгалтерском учете организации формируется информация о государственной помощи, предоставленной в форме субвенций, субсидий (далее субвенции и субсидии именуются в Положении как бюджетные средства), бюджетных кредитов (за исключением налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств), включая предоставление в виде ресурсов, отличных от денежных средств (земельные участки, природные ресурсы и другое имущество), и в прочих формах. Информация о государственной помощи формируется независимо от вида предоставленных ресурсов (в виде денежных средств или (и) в виде ресурсов, отличных от денежных средств).
При этом пунктом 8 ПБУ 13/2000 установлено, что бюджетные средства (учитываемые изначально на счете целевого финансирования) списываются со счета учета целевого финансирования как увеличение финансовых результатов организации.
Кроме того, пункт 21 ПБУ 13/2000 прямо устанавливает, что суммы бюджетных средств, признанные в бухгалтерском учете организации согласно пункту 8 данного Положения в качестве доходов на счете учета финансовых результатов (счет 86 "Целевое финансирование"), отражаются в составе внереализационных доходов как активы, полученные безвозмездно.
Пунктом 2 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99 определено, что доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).
Следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что средства, выделенные заявителю в форме "субсидий", не являются его собственными средствами, представляется неверным.
В связи с этим суд апелляционной инстанции считает, что предприятие обоснованно применило вычеты в 2002 году и в 1 квартале 2003 года при исчислении налога на добавленную стоимость.
С учетом изложенного решение суда от 17 октября 2003 года по данному делу подлежит изменению.
Расходы по государственной пошлине за рассмотрение дела в суде первой инстанции и в суде апелляционной инстанции относятся на Инспекцию. Однако с учетом положений пункта 3 статьи 5 Закона РФ "О государственной пошлине" госпошлина с налогового органа не может быть взыскана.
Руководствуясь ст. ст. 110, 268 - 271 АПК РФ, суд

постановил:

1. Решение Арбитражного суда Республики Коми от 17 октября 2003 года по делу № А29-5588/03А изменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
2. Заявление дочернего государственного унитарного предприятия удовлетворить.
Признать недействительным (незаконным) решение Инспекции Министерства Российской федерации по налогам и сборам по Корткеросскому району от 30 июня 2003 года № 05-13/112 частично:
- подпункта 1 пункта 2.1. "б" решения - в части взыскания налога на добавленную стоимость в размере 52479 руб. 00 коп. - за 2002 год и в размере 2143 руб. 00 коп. - за 1 квартал 2003 года.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
3. Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке.
4. Постановление в полном объеме изготовлено 20 февраля 2004 года.

Председательствующий
С.Л.БАУБЛИС

Судьи
Т.И.ГАЛАЕВА
В.Г.ПРОТАЩУК


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru