Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПРИКАЗ Министерства образования и высшей школы РК от 09.02.2004 № 28
"ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ"
(вместе с "ПЕРЕЧНЕМ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ШКОЛА - ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ" В 2004 ГОДУ")

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ПРИКАЗ
от 9 февраля 2004 г. № 28

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТА
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Во исполнение мероприятий по реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, долгосрочной целевой республиканской программы "Дети Республики Коми" (2003 - 2006 годы) в части сохранения и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников, решения коллегии Министерства образования и высшей школы Республики Коми от 29 октября 2003 года № 19 по вопросу сохранения и укрепления здоровья учащихся в общеобразовательных учреждениях и Приказа Министерства образования и высшей школы Республики Коми от 24 декабря 2003 года № 196 приказываю:
1. Утвердить модель базового образовательного учреждения "Школа здоровья Республики Коми", разработанную Коми республиканским институтом развития образования и переподготовки кадров и Межведомственным республиканским учебно-методическим центром "Здоровое раскрепощенное развитие детей и подростков" при Министерстве образования и высшей школы Республики Коми (приложение № 1).
2. Провести в 2004 - 2006 годах республиканский эксперимент "Школа - территориальный центр здоровьесбережения" (далее - экспериментальный проект).
3. Утвердить базовыми образовательными учреждениями по реализации экспериментального проекта следующие образовательные учреждения (по согласованию с муниципальными органами управления образованием):
- МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 6 города Усинска";
- МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 43 города Сыктывкара";
- МОУ "Средняя общеобразовательная школа № 30 Эжвинского района города Сыктывкара";
- МОУ "Основная общеобразовательная школа № 3 города Емвы".
4. Утвердить:
- руководителем экспериментального проекта Козлова С.Н., заместителя министра образования и высшей школы Республики Коми;
- заместителем руководителя экспериментального проекта по организационно-педагогическому обеспечению и куратором экспериментальных образовательных учреждений Башканову Г.Л., заслуженного учителя Российской Федерации, с оплатой труда по трудовому договору (источник финансирования - п.п. 6, 25 подпрограммы "Здоровый ребенок" долгосрочной целевой республиканской программы "Дети Республики Коми" (2003 - 2006 годы);
- заместителем руководителя экспериментального проекта по науке Качмарчика Э.В., канд. биол. наук, профессора Коми республиканского института развития образования и переподготовки кадров (по согласованию с руководством института) с оплатой труда по трудовому договору (источник финансирования - п.п. 6, 25 подпрограммы "Здоровый ребенок" долгосрочной целевой республиканской программы "Дети Республики Коми" (2003 - 2006 годы);
- состав рабочей группы по реализации экспериментального проекта (приложение № 2);
- перечень мероприятий по реализации экспериментального проекта (приложение № 3).
5. Просить глав муниципальных образований "Город Сыктывкар" (Катунин С.М.), "Город Усинск" (Марков Ф.О.), "Эжвинский район города Сыктывкара" (Гончаренко В.А.), "Княжпогостский район" (Попов В.А.):
5.1. Оказывать организационную и материально-техническую помощь в реализации экспериментального проекта в указанных образовательных учреждениях;
5.2. Содействовать координации деятельности рабочей группы с руководителями муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений, участвующих в экспериментальном проекте.
6. Отделу интернатных учреждений, специального образования, социально-педагогической поддержки детей и учащейся молодежи (Рашева С.Г.) обеспечить организацию работы по реализации экспериментального проекта (срок - в течение февраля - марта текущего года).
7. Совету по республиканским экспериментальным площадкам при Министерстве образования и высшей школы Республики Коми (Струтинская Н.Л.) осуществлять регулярный контроль за ходом реализации экспериментального проекта.
8. Коми республиканскому институту развития образования и переподготовки кадров (Навазова Т.Г.), Межведомственному республиканскому учебно-методическому центру "Здоровое раскрепощенное развитие детей и подростков" при Министерстве образования и высшей школы Республики Коми (Уланова С.А.) с целью обеспечения информационного и научно-методического сопровождения экспериментального проекта внести в план работы на 2004 год соответствующие дополнения (срок - в течение февраля - марта текущего года).
9. Централизованной бухгалтерии Министерства образования и высшей школы Республики Коми (Воеводина З.А.) обеспечить финансирование мероприятий, включаемых в экспериментальный проект, за счет долгосрочной целевой республиканской программы "Дети Республики Коми" (2003 - 2006 годы).
10. Контроль за исполнением Приказа возложить на заместителей министра Козлова С.Н., Струтинскую Н.Л.

Министр
А.ИЗЪЯНОВ





Приложение № 1
к Приказу
МО и ВШ РК
от 9 февраля 2004 г. № 28

МОДЕЛЬ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "БАЗОВАЯ ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ
РЕСПУБЛИКИ КОМИ"

АКТУАЛЬНОСТЬ МОДЕЛИ

В последние годы негативное влияние современной школьной среды на здоровье ребенка становится все более очевидным. Учебные перегрузки, которые испытывают учащиеся, способны нанести серьезный вред их самочувствию. В связи с этим возникла необходимость изменения содержания и структуры образования, обобщения опыта использования здоровьесберегающих технологий обучения, направленных на оптимизацию учебной нагрузки учащихся, сохранение и укрепление здоровья школьников. Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 16 - 17 лет этой средой является школа, т.к. более 70% времени его бодрствования связаны с ней. Школа - один из первых социальных институтов, с которым сталкивается человек в процессе своего биологического и социального становления. В дальнейшем именно срывы адаптации к тем или иным перипетиям жизни в социуме будут приводить к постепенной утрате человеком того запаса "прочности", которое принято называть здоровье. Однако пока ребенок растет и формируется, педагоги, врачи, психологи, администраторы, родители и все, от кого это зависит, должны приложить максимум усилий к тому, чтобы школа не была, перестала быть фактором, вредящим его здоровью, препятствующим его полноценному развитию, а напротив, стала образцом такой среды, которая способствует наиболее полному раскрытию задатков человека и в то же время реально готовит его к будущей непростой жизни.
Сила влияния школьных факторов риска (ШФР) определяется тем, что они действуют:
- комплексно и системно;
- длительно и непрерывно (в течение 10 - 11 лет).
Поэтому даже в случае минимального влияния каждого из факторов, их суммарное воздействие значимо. Важно отметить, что негативное влияние ШФР приходится на период интенсивного роста и развития организма ребенка, который очень чувствителен в это время к любым неблагоприятным воздействиям.
Опасность влияния ШФР усиливается и тем, что их воздействие на рост, развитие и состояние здоровья детей проявляется не сразу, а накапливается в течение ряда лет. Кроме того, микросимптоматика этих нарушений часто не привлекает внимания врачей, педагогов и родителей до тех пор, пока они не переходят в выраженную патологию.
Крайне низкий уровень физического и психического здоровья детей и молодежи создает объективные препятствия на пути эффективной модернизации российского образования, без чего невозможно разрешить назревшие социальные и экономические проблемы, достичь опережающего развития общеобразовательной и профессиональной школы.
Многочисленные физиолого-гигиенические и психофизиологические исследования убедили педагогов и руководителей системы образования в том, что необходимо принимать специальные меры по сохранению и укреплению здоровья школьников. Эти положения вошли в последнее время в важнейшие государственные документы, определяющие стратегию развития образования. В частности, "Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года" предусматривает создание условий для повышения качества общего образования, и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в том числе за счет:
- реальной разгрузки содержания общего образования;
- использования эффективных методов обучения;
- повышения удельного веса и качества занятий физической культурой;
- организации мониторинга состояния здоровья детей и молодежи;
- улучшения организации питания обучающихся в образовательных учреждениях;
- рационализации досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей и молодежи.
По данным Министерства образования РФ, среди поступающих в первый класс только 12% здоровых детей, к выпускному классу их численность сокращается вдвое. По данным Института возрастной физиологии детей и подростков РФ, за период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушения зрения и осанки, в 4 раза - психоневрологических отклонений. Таким образом, можно считать, что в школьные годы дети утрачивают здоровье под воздействием условий проведения учебно-воспитательного процесса, а сама система образования является здоровьеразрушающей и здоровьезатратной. Это означает, что современная школа должна взять на себя долю ответственности не только за образование детей, но и за их здоровье. Очевидно, что образовательный процесс должен быть организован таким образом, чтобы исправить ситуацию неблагополучия, чтобы получение образования происходило без ущерба для здоровья детей.
Анализ форм и методов организации системной работы по сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностей здорового образа жизни в образовательных учреждений РК свидетельствует о следующем:
- Задача укрепления и сохранения здоровья школьников выделяется в качестве одной из ведущих для ОУ РК. Отдельные формы работы по здоровьесбережению школьников применяются в подавляющем большинстве образовательных учреждений РК, однако чаще используются такие малодейственные формы, как лекции и беседы. В ряде образовательных учреждений РК акцент по сохранению и укреплению здоровья переносится в медицинскую диагностику, физиотерапевтические и другие лечебные мероприятия. При этом здоровьесберегающий потенциал самого образовательного учреждения остается неиспользованным.
- С другой стороны, во многих районах РК разрабатываются программы здоровьесбережения, которые в целом можно объединить в группу программ "Образование и здоровье". Эффективность этих программ также не очень высока. Это определяется прежде всего тем, что комплексно, системно и регулярно работа ведется лишь в единичных школах республики, но и в них основные школьные факторы риска для здоровья - нерациональная организация учебного процесса и низкая эффективность физкультурно-оздоровительной работы - остаются без внимания. В республике отсутствует базовая модель опорной школы здоровьесбережения и, соответственно, затруднено распространение опыта системной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников в общеобразовательных учреждениях РК.
- Анализ инфраструктуры и оснащенности школ республики, обеспеченность специалистами, учет данных анализа заболеваемости, нагрузки и ее динамики в течение учебного года дает основание предполагать, что существует определенная необходимость в разработке базовой модели системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья в образовательных учреждениях республики, а также практической организации такой опорной модельной школы для распространения положительного опыта в регионе.
Бесспорно, решающим в становлении личности ребенка являются семья и семейное воспитание, создающие основы духовного мира растущего человека. Бесспорно и то, что чрезвычайно важным является общее влияние социальной микросреды ребенка, ее стихийность, случайность, пестрота и противоречивость. Бесспорно также и то, что разложение общества, криминализация его, коммерциализация оказывают значительное влияние на здоровье и жизнь детей.
Но у образовательного учреждения имеется огромное преимущество. Оно есть разумно организованное учреждение, построенное на научно-педагогических основаниях, в ней работают профессионально подготовленные взрослые. Это значит, что образовательное учреждение обладает более эффективными методами представить, развернуть перед ребенком жизнь как таковую, ее закономерности, образ жизни, достойный Человека. У школы есть возможность, развивая способности ребенка, предложить ему свободный выбор в построении собственной жизни и собственного поведения.
Поэтому оптимизация условий обучения и воспитания, внедрение оздоровительных технологий в деятельность образовательных учреждений являются одними из актуальных проблем охраны здоровья детей и подростков.

КОНЦЕПЦИЯ МОДЕЛИ
"БАЗОВОЙ ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ"

Кредо концепции: "Школа - источник здоровья".
Факторами, обуславливающими формирование здоровья (и/или нездоровья), являются окружающая среда (природная, социальная, культурная и т.д.), генотип человека (в широком смысле слова понимаемый как совокупность наследуемых особенностей индивидуума), внутренний мир человека (культура, Дух) и образ его жизни.
Так как образование - это процесс формирования сообразности человека природе, обществу и самому себе, центральным положением концепции является следующее: здоровье - приоритетная категория образования. Знания, умения и навыки неэффективны для нездорового человека, чувствующего себя ущербным физически, психически или социально. Основным направлением приложения сил в модели (объектом работы) определяется здоровый ребенок.
Цель: разработать комплексную технологию (стратегию) обеспечения и развития здоровья детей и подростков в условиях общеобразовательного учреждения, расположенного в Республике Коми, для последующей отработки и распространения опыта системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья школьников в образовательных учреждениях РК.
Задачи:
- отработать технологии, отражающие качественно новое осмысление проблематики образования и детского здравоохранения ("Здоровье - приоритетная категория образования");
- создать методологические и технологические основания для моделирования различных видов деятельности, направленных на укрепление здоровья в образовательном учреждении, а также на изменение всего уклада школы с пользой для здоровья каждого его "обитателя";
- обеспечить руководителей образовательных учреждений необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье всех участников образовательного процесса в отдельно взятом учреждении образования;
- разработать интернет-сайт "Образование и здоровье" для обеспечения информационного и интерактивного консультационного обслуживания заинтересованных пользователей (работников образовательных учреждений, управлений образования, ПМС-центров, родителей и др.);
- разработать системы структурного, кадрового, финансового, информационного, методического и ресурсного обеспечения в образовательном учреждении здоровьесберегающей направленности.

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ МОДЕЛИ
"БАЗОВАЯ ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ"
(далее - модель)

Образование в области здоровья. Это последовательно спланированная на весь школьный курс образовательная программа, ориентированная на физические, интеллектуальные, эмоциональные и социальные аспекты здоровья. Цель - формирование сильной мотивации на здоровый образ жизни.
Здоровье в образовании. Комплексная служба здоровья школы. Ее задача - оценка состояния здоровья учащихся, педагогического и технического персонала. В ее функционал входит также оценка уровня компетентности, готовности к системным действиям по сохранению здоровья педагогического и технического персонала. Служба призвана поддерживать работу персонала, направленную на обеспечение здоровья учащихся, создание позитивных ролевых моделей.
Здоровьесберегающие ресурсы образовательного учреждения в организации учебно-воспитательного процесса. Материально-технический, методический и организационно-педагогический потенциал конкретного образовательного учреждения (определяется по итогам первого этапа мониторинга).
Физическое воспитание (физическая культура и спорт, трудовые навыки), которое представляет собой последовательно спланированную школьную программу на весь курс обучения физическим навыкам и физической активности, пригодную для всех школьников.
Школьная медицинская служба ориентирована на профилактику и раннее вмешательство, включая оказание неотложной помощи, первой помощи, связь с медицинскими учреждениями по месту жительства, умение работать с хронически больными детьми.
Система питания, обеспечивающая детей разнообразной, вкусной и полезной пищей, способствующая умению выбирать здоровую пищу, формирующая и отслеживающая правила питания в классах и столовой.
Служба психолого-педагогического сопровождения включает в себя базирующиеся в школе структуры социального обеспечения.
Здоровая среда школы направлена на формирование физического и психологического климата в школе.
Вовлечение родителей и общественности включает широкий круг возможностей по сохранению и улучшению здоровья школьников.

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ

1. Функционирование "Базовой школы здоровья Республики Коми" предполагает органичное взаимодействие коллектива школы, учащихся, родительской общественности, а также объединение усилий специалистов трех необходимых профилей (педагогов, медиков, психологов) под руководством координатора комплексной школьной программы здоровья. Поэтому реализация всей деятельности подразделяется на следующие направления: физиолого-валеологическое, психологическое, педагогическое.
Медицинское (физиолого-валеологическое) направление.
Диагностическая работа - за основу диагностической работы медицинского персонала школы должен быть взят трехэтапный скрининг: школьная медсестра - врач-педиатр - врач-специалист. Кроме скрининга обязательными являются методы, диагностирующие уровень адаптации ребенка к окружающей среде. Последнее имеет особое значение, так как состояние перенапряжения и срыва адаптации есть не что иное, как состояние предболезни.
Реабилитационная и развивающая работа медиков и физиологов включает:
- формирование здоровья школьников немедикаментозными методами и реабилитация детей с наиболее часто встречающимися "школьными" заболеваниями без отрыва от учебного процесса.
Профилактическая работа: диспансеризация школьников, имеющая целью упреждающее выявление отклонений от нормы, контроль за организацией питания, программа по очистке воды, широкомасштабная фитопрофилактика и фитотерапия, массовая аэрофитотерапия, лечебная и развивающая физическая культура, специализированные программы по офтальмологии, стоматологии, астеноневротическим реакциям. Проводят работу по пропаганде здорового образа жизни и медицинское просвещение учащихся, родителей, педагогов и психологов.
Психологическое направление.
Цель школьной психолого-педагогической деятельности - психологическое сопровождение ребенка в процессе школьного обучения. Психологическое сопровождение представляет собой целостный, многофункциональный процесс, в котором условно могут быть выделены три основных направления деятельности школьного психолога:
- прикладная школьная диагностика;
- развивающая работа со всеми школьниками и психологическая помощь детям групп риска;
- просвещение и консультирование всех участников образовательного процесса;
- диспетчерская функция (направление ребенка и родителей к тому специалисту, который может оказать им специализированную помощь).
В начальной школе основной упор делается на развитие эмоционально-личностной сферы (формирование устойчивой учебной мотивации, повышение эмоциональной стабильности, развитие адекватной самооценки и др.). В младшем подростковом возрасте развивающие занятия в большей степени насыщаются интеллектуально-познавательным содержанием, в старшем подростковом возрасте упор делается на развитие социальных навыков и качеств школьников, в старшем школьном возрасте - снова возрастает интерес к эмоционально-личностной сфере.
Педагогическое направление.
Деятельность по развитию здоровья школьников в рамках учебного заведения может быть вполне результативной только при участии в этом процессе педагогических работников. При этом речь идет не только и не столько о буквальном привнесении оздоровительной работы в учебный процесс, сколько о целостной перестройке педагогического подхода.
Сущностные черты предлагаемой педагогической технологии здоровьесбережения:
- Разграничение разделов содержания общего образования. Данное проектное решение предполагает наличие трех основных предметных областей как базовых. Подобная дифференциация создает оптимальные условия не только для более тесного налаживания межпредметных связей, но и для адаптации здоровьесберегающих модульных технологий. Критерием группировки служит соотнесенность образовательной области и человека. В данном случае это: естественнонаучная (взаимодействие человека и природы); гуманитарная (отношения человека с себе подобными); рефлексивная (методы познания человеком самого себя, своего мышления и функциональных возможностей организма). Последняя является определяющей, потому что, научив ребенка методам познания себя и мира вокруг себя, школа выпускает в мир человека, защищенного от любых поворотов действительности, поскольку он способен сам адекватно оценить обстановку и принять максимально оптимальное для своего существования решение.
- Разделение уровней компетенции участников учебной деятельности. В качестве нормируемых показателей (инвариантов) выступают: количество часов, отводимых в параллели на изучение предметов каждой из областей, а также результаты учебной деятельности, которые должны быть достигнуты. Вариативная же часть должна исходить из анализа и учета индивидуальных особенностей учащихся. Установление номенклатуры учебных предметов, нормирование времени изучения, введение нетрадиционных уроков являются прерогативой школы. Вопрос об использовании (или не использовании) традиционных и нетрадиционных предметов, решается исключительно администрацией школы и учителями. Выбор конкретного варианта содержания предмета, методические принципы его преподавания осуществляются учителем в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.
Все три направления деятельности школы проявляются во взаимопроникающей деятельности специалистов различных профилей в условиях единого целеполагания. Педагогическое направление воздействует на "смежные" направления главным образом в результате изменения содержания образования. Медицинское направление влияет на психологическое и педагогическое - выработка рекомендаций, связанных с динамикой функционального состояния и динамикой учебного процесса. Психологическое направление влияет на смежные посредством оказания целостной психологической помощи педагогам, детям, родителям на изменение отношения к здоровью. Вопросы координации, своевременности и обеспеченности в реализации тех или иных мероприятий - сфера компетенции программы образовательного учреждения.
2. Протокол взаимодействия.
Основой целостной деятельности "Базовой школы здоровья Республики Коми" является протокол согласованных действий специалистов школы: педагога, психолога и медицинского работника. Целью создания протокола согласованных действий является определение динамики возрастного развития и сопровождения развития ребенка. Возглавить работу по подготовке протокола, на наш взгляд, рационально именно координатору комплексной школьной программы здоровья. Взаимодействие в рамках протокола согласованных действий идет в следующих сферах.
Взаимообучение. Определяется область взаимного обучения специалистов для отработки серии семинаров: педагог для медика и психолога, медик для педагога и психолога и психолог для медика и педагога. Эти обучающие семинары формируют тезаурус, общий язык, на котором говорят специалисты, определяют степень дозволенности проникновения в смежную область, степень доступности информации друг для друга.
Совместная деятельность педагога, медика и психолога при подготовке и в рамках проведения консилиума. В состав консилиума входят: председатель - координатор школьной программы здоровья; педагог с высшим педагогическим образованием, имеющий статус заместителя директора школы по инновационной работе (или по учебно-воспитательной работе); медицинский работник - школьный врач-педиатр; школьный психолог. Консилиум созывается по итогам проведенных плановых обследований детей, но не реже, чем один раз в четверть. Основной нормой работы консилиума является обмен заключениями в форме свободного обсуждения. Отношения участников консилиума декларируются как партнерские и строятся на строго паритетных началах. Итоги работы оформляются в виде общего заключения по каждому случаю. На основании разработанной стратегии сопровождения и помощи определяются рекомендации родителям.
3. Предметная среда.
Помимо протокола согласованных действий и деятельности специалистов в рамках своего профессионального функционала другой важнейшей составляющей является изменение предметной среды и интерьера школы с целью формирования образцовых моделей здорового образа жизни в образовательном учреждении. В "Базовой школе здоровья" создаются "сенсорные комнаты" (их задача - эмоциональная разрядка обитателей), дизайн-классы, игровые площадки, кабинеты изобразительного искусства и арттерапии, кабинеты домоводства и труда. Деятельность в данном направлении связывает школу и имеющуюся в районе производственную и творческую инфраструктуру в единый социальный комплекс.
4. Направления деятельности администрации образовательного учреждения по созданию здоровьесберегающей системы образования представлены в схеме на следующей странице.

СХЕМА

5. Основные направления административного контроля по вопросам сохранения здоровья всех участников образовательного процесса.

   ---------------------------------¬

   -----------+          КОНТРОЛЬ ЗА:          +-----------¬

¦ L--T------------T-------------T--- ¦
\/ \/ \/ \/ \/
   --------------¬-------------¬-------------¬--------------¬--------------¬

¦соблюдением ¦¦оптимальным ¦¦динамикой ¦¦психологичес-¦¦соответствием¦
¦санитарно - ¦¦уровнем ¦¦показателей ¦¦ким климатом ¦¦организации ¦
¦гигиенических¦¦двигательно馦заболевае- ¦¦в школе (с ¦¦образователь-¦
¦требований, ¦¦активности ⦦мости школь-¦¦использова- ¦¦ного процесса¦
¦качеством ¦¦учебное и ¦¦ников и ¦¦нием ¦¦принципам ¦
¦питьевой воды¦¦внеучебное ¦¦педагогов ¦¦социально - ¦¦здоровье- ¦
¦и питанием ¦¦время ¦¦(на основе ¦¦психологи- ¦¦сберегающего ¦
¦педагогов и ¦¦ ¦¦медико-со- ¦¦ческих ¦¦образователь-¦
¦учащихся в ¦¦ ¦¦циологичес- ¦¦методов) ¦¦ного процесса¦
¦школе ¦¦ ¦¦ких исследо-¦¦ ¦¦ ¦
¦ ¦¦ ¦¦ваний) ¦¦ ¦¦ ¦
L--------------L-------------L-------------L--------------L--------------


6. Программа внедрения модели.
1 шаг - провести мониторинг здоровья всех участников образовательного процесса. Провести оценку здоровьесберегающих и материально-технических ресурсов образовательного учреждения.
2 шаг - разработать комплексную программу здоровьесбережения в конкретно взятом образовательном учреждении с учетом потребности учащихся, родителей, материально-технической базы, кадрового обеспечения, потенциальных возможностей.
3 шаг - принять на общем собрании учреждения образования решение работать по проекту (после принятия решения работать по проекту необходимо убедиться, что вся школа готова работать в духе "Базовой школы здоровья", т.е. запрос на внедрение проекта должен исходить не только от администрации, но и от школьного коллектива и родителей).
4 шаг - ввести в штатное расписание образовательного учреждения ставки заместителя директора по научно-методической работе, координатора здоровьесберегающей программы, педагога-психолога, освобожденных классных руководителей, логопеда, врача-педиатра, среднего мед. персонала, специалистов по организации работы с аппаратами БОС-дыхание.
5 шаг - обучить специалистов образовательного учреждения деятельности по здоровьесберегающим программам и технологиям.
6 шаг - закупить и установить необходимое оборудование для оснащения медицинского кабинета, кабинета врача, психолога, кабинета физиотерапевтических процедур, компьютерного кабинета БОС, кабинета психокоррекции и логопункта и т.д. (Часть расходных материалов и оборудования необходимо обновлять ежегодно).
7 шаг - организовать текущую здоровьесберегающую деятельность в образовательном учреждении.
8 шаг - организовать взаимообучение специалистов. В процессе совместной деятельности основные субъекты - педагоги, психологи и медики - должны выработать общие подходы, которые позволят комплексно решать вопросы укрепления и развития здоровья детей.
9 шаг - запланировать ежегодную экспертизу деятельности по комплексной здоровьесберегающей программе.
10 шаг - организовать распространение опыта работы внутри региона путем семинаров, экскурсий, докладов на педагогических чтениях.

ОСНОВНЫЕ МОДУЛИ
КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ РАБОТЫ "БАЗОВОЙ ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ"
В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ И ПЕДАГОГОВ

Оценка (экспертиза) может проводиться как на внутришкольном уровне (силами своих специалистов), так и с привлечением специалистов из других организаций и управления образования. Достаточно объективное представление о работе школы в сфере охраны здоровья может быть получено по данным 10 модулей.
1. Оценка гигиенических требований к помещениям для учебных занятий и пребывания учащихся: их освещенности, оборудованию, соответствию размеров парт росту учащихся и др. - в соответствии с требованиями СанПиНов. (Проводится врачами Госсанэпиднадзора, представителями администрации школы и родительского комитета.)
2. Оценка качества питьевой воды и питания учащихся в школе: подвергается экспертизе пищеблок школы и система питания школьников разных классов в период нахождения в школе. Для оценки используются критерии и нормативы СанПиНа, современные представления о принципах ЗОЖ и рационального питания. Проводится комиссией, включающей школьного врача, представителей администрации школы, службы Госсанэпиднадзора и родительского комитета школы.
3. Оценка физической активности школьников в период их пребывания в школе: подвергаются экспертизе уроки физкультуры, условия для проявления физической активности учащихся на переменах и во внеурочное время, проведение физкультминуток и физкультпауз, а также комплексные оздоровительные программы и мероприятия по закаливанию. (Используются специальные тесты, критерии, определяющие оптимальные нормы нагрузки и т.п. В экспертную комиссию включаются представители администрации, учителей физкультуры, школьный врач, представители родительского комитета).
4. Оценка показателей здоровьесбережения при проведении урока: определяются влияние учебной нагрузки на психофизическое состояние школьников, их утомляемость, стрессированность в течение урока, проведение уроков в соответствии с принципами ЗОТ и т.п. (Используются оценки самих учащихся и их родителей; наблюдения представителей администрации и педагогического коллектива школы, психологов, представителей родительского комитета).
5. Оценка соответствия организации образовательного процесса принципам ЗОТ: экспертная оценка учебного расписания, предельных нагрузок на учащихся и т.п. проводится завучем, другими представителями администрации и педагогического коллектива школы.
6. Оценка психологического климата в школе: анализируется психологический климат в школе в целом, отдельно в каждом классе и в педагогическом коллективе школы, т.е. в различных малых группах. (Проводится школьными психологами совместно с представителями администрации и педагогического коллектива, с использованием социально-психологических методов).
7. Оценка экологического климата территории школы. (Проводится с привлечением учителей биологии, экологов, представителей Госсанэпиднадзора и др. специалистов, с учетом данных районной экологической комиссии).
8. Оценка показателей заболеваемости школьников и педагогов. (Проводится с привлечением медицинских работников на основе анализа медико-статистических данных, имеющихся в школе и районных медицинских учреждениях, результатов проведения специальных медико-социологических исследований).
9. Оценка уровня грамотности школьников и педагогов по вопросам здоровья. (Проводится с использованием тестовых материалов. Со школьниками - классными руководителями, преподавателями валеологии, биологии, ОБЖ; с учителями - представителями администрации школы, преподавателями институтов повышения квалификации).
10. Оценка работы школы по проблемам здоровья учащихся во внеурочное время и с семьями учащихся. (Проводится с использованием анкетно-тестовых материалов представителями администрации, воспитателями, классными руководителями и социальными педагогами).
На заключительном этапе выставляются балльные оценки - от 1 до 10 по каждому модулю отдельно, а затем они обобщаются с составлением интегрального экспертного заключения и выведением итоговой оценки (до 100 баллов). Заключение и рекомендации на его основе доводятся до сведения всех педагогов, родительского комитета и утверждаются Советом школы. Целесообразно проводить ежегодные сравнения полученных показателей.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Реализация модели "Базовая школа здоровья" ориентирована на следующие результаты:
1. Отработку и экспертизу технологий, отражающих качественно новое осмысление проблематики образования и детского здоровьеохранения.
2. Создание методологических и технологических оснований для моделирования различных видов деятельности, направленных на укрепление здоровья в образовательном учреждении.
3. Обеспечение руководителей органов управления образованием, руководителей образовательных учреждений необходимой информацией для формирования собственных стратегий и моделей, позволяющих сохранять и укреплять здоровье всех участников образовательного процесса.
4. Разработку системы структурного, кадрового, финансового, информационного, методического и ресурсного обеспечения в образовательном учреждении здоровьесберегающей направленности, ориентированной не только на создание здоровьесберегающего образовательного пространства в школе, смену ценностных установок учащихся, педагогов и родителей, но и на изменение социального климата, внедрение в образовательный процесс новых здоровьесберегающих педагогических технологий.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
БАЗОВОЙ ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ

1. Обеспечение в штатном расписании школы ставок дополнительных специалистов.
2. Приобретение необходимого оборудования для кабинета врача, физиотерапевтического кабинета, кабинета психолога, логопункта.

Примерный набор
оборудования, необходимого для создания одной
"Базовой школы здоровья"

   ------------------------------------------------T---------T------¬

¦Наименование оборудования, материалов и методик¦ Единица ¦Кол-во¦
¦ ¦измерения¦ ¦
+-----------------------------------------------+---------+------+
¦Компьютер с программным обеспечением (примерная¦ шт. ¦ 2 ¦
¦модификация) ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------------+---------+------+
¦Внешний факс-модем ¦ шт. ¦ 1 ¦
+-----------------------------------------------+---------+------+
¦Лазерный принтер (типа HP LJV-L) ¦ шт. ¦ 1 ¦
+-----------------------------------------------+---------+------+
¦Матричный принтер (типа Epson) ¦ шт. ¦ 2 ¦
+-----------------------------------------------+---------+------+
¦Сканер ¦ шт. ¦ 1 ¦
+-----------------------------------------------+---------+------+
¦Картриджи для лазерного принтера ¦ шт. ¦ 10 ¦
+-----------------------------------------------+---------+------+
¦Картриджи для матричного принтера ¦ шт. ¦ 15 ¦
+-----------------------------------------------+---------+------+
¦Дискеты ¦ шт. ¦ 200 ¦
+-----------------------------------------------+---------+------+
¦Диски CD-RW ¦ шт. ¦ 4 ¦
+-----------------------------------------------+---------+------+
¦Ксерокс форматов А4, А3 ¦ шт. ¦ 1 ¦
+-----------------------------------------------+---------+------+
¦Физкультурно-тренажерное оборудование (мягкое -¦комплект ¦ 1 ¦
¦типа "Аконит", другое - европейских фирм) ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------------+---------+------+
¦Фитопрепараты (типа "Фитосан-Интер" или ВИЛР) ¦комплект ¦ 1 ¦
¦ ¦на 2 ¦ ¦
¦ ¦курса ¦ ¦
¦ ¦в год ¦ ¦
+-----------------------------------------------+---------+------+
¦Оборудование для приготовления фиточаев¦ шт. ¦ 2 ¦
¦(водяная баня) ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------------+---------+------+
¦Одноразовая посуда для фиточаев ¦комплект ¦ 1 ¦
¦ ¦на школу ¦ ¦
¦ ¦(1000 ¦ ¦
¦ ¦шт.) ¦ ¦
+-----------------------------------------------+---------+------+
¦Велоэргометр ¦ шт. ¦ 1 ¦
+-----------------------------------------------+---------+------+
¦Офтальмотренажеры ¦ шт. ¦ 3 ¦
+-----------------------------------------------+---------+------+
¦Датчики функционального состояния ¦комплект ¦ 1 ¦
¦Geolink и система программного обеспечения¦ ¦ ¦
¦"КАРИТМ" или другое европейских фирм ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------------+---------+------+
¦Ингалятор (типа "Вулкан" 1 - 2) ¦ шт. ¦ 2 ¦
+-----------------------------------------------+---------+------+
¦Комплект методических материалов для медработ-¦комплект ¦ 1 ¦
¦ника (настольная книга школьной медсестры,¦ ¦ ¦
¦справочники педиатра, лекарственных препаратов¦ ¦ ¦
¦и др.) ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------------+---------+------+
¦Промышленный очиститель воды ¦ шт. ¦ 1 ¦
+-----------------------------------------------+---------+------+
¦Сменные фильтры для очистителя воды ¦комплект ¦ 1 ¦
¦ ¦на 1 год ¦ ¦
+-----------------------------------------------+---------+------+
¦Промышленный очиститель воздуха ¦ шт. ¦ 1 ¦
+-----------------------------------------------+---------+------+
¦Сменные фильтры для очистки воздуха ¦ шт. ¦ 20 ¦
+-----------------------------------------------+---------+------+
¦Установка для создания микроклимата (типа¦ шт. ¦ 1 ¦
¦"Маримед") ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------------+---------+------+
¦Видеодвойка для кабинета психолога ¦ шт. ¦ 1 ¦
+-----------------------------------------------+---------+------+
¦Видеокассеты с психологическими тренингами ¦ шт. ¦ 20 ¦
+-----------------------------------------------+---------+------+
¦Музыкальный центр для кабинета психолога ¦ шт. ¦ 1 ¦
+-----------------------------------------------+---------+------+
¦Оборудование для создания развивающий аудио-¦комплект ¦ 1 ¦
¦визуальной среды (стерео-, слайдпроектор с¦ ¦ ¦
¦музыкальным центром) ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------------+---------+------+
¦Комплект методических материалов для психолога¦комплект ¦ 1 ¦
¦(пособия и психологические методики) ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------------+---------+------+
¦Комплект методических материалов для педагога ¦комплект ¦ 1 ¦
¦ ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------------+---------+------+
¦Развивающие и коррекционные игры для всех¦комплект ¦ 1 ¦
¦возрастов ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------------+---------+------+
¦Расходуемые материалы (бланки методик, цветные¦комплект ¦ 1 ¦
¦карандаши, цветная бумага, картон, клей, ¦ ¦ ¦
¦фломастеры, маркеры, бумага для ксерокса) ¦ ¦ ¦
L-----------------------------------------------+---------+-------


Примерный набор
оборудования, методик, расходуемых материалов
для ежегодного дооснащения "Базовой школы здоровья"

   ------------------------------------------------T---------T------¬

¦Наименование оборудования, материалов и методик¦ Единица ¦Коли- ¦
¦ ¦измерения¦чество¦
+-----------------------------------------------+---------+------+
¦Дискеты ¦шт. ¦ 10 ¦
+-----------------------------------------------+---------+------+
¦Фитопрепараты ¦комплект ¦ 1 ¦
¦ ¦на 2 ¦ ¦
¦ ¦курса ¦ ¦
¦ ¦в год ¦ ¦
+-----------------------------------------------+---------+------+
¦Одноразовая посуда для фиточаев ¦комплект ¦ 1 ¦
¦ ¦из 1000 ¦ ¦
¦ ¦шт. ¦ ¦
¦ ¦на школу ¦ ¦
+-----------------------------------------------+---------+------+
¦Сменные фильтры для очистителя воды ¦комплект ¦ 1 ¦
¦ ¦на 1 год ¦ ¦
+-----------------------------------------------+---------+------+
¦Сменные фильтры для очистителя воздуха ¦ шт. ¦ 20 ¦
+-----------------------------------------------+---------+------+
¦Комплект сменных фильтров, ламп, соли, аромати-¦ шт. ¦ 1 ¦
¦ческих смол для установки "Маримед" ¦ ¦ ¦
+-----------------------------------------------+---------+------+
¦Расходуемые материалы (бланки методик, цветные¦комплект ¦ 1 ¦
¦карандаши, цветная бумага, картон, клей,¦ ¦ ¦
¦фломастеры, маркеры, бумага для ксерокса) ¦ ¦ ¦
L-----------------------------------------------+---------+-------


3. Приобретение мягкой мебели и необходимого инвентаря для оснащения комнат психологической разгрузки, учительской.
4. Приобретение компьютерного класса и необходимой мебели для работы по оздоровительной технологии БОС - дыхание.
5. Приобретение необходимых учебно-методических пособий для организации занятий по здоровьесберегающим курсам и программам.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ
К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ В РАМКАХ МОДЕЛИ БАЗОВОЙ ШКОЛЫ
ЗДОРОВЬЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ И КУРСЫ

   --------------------T------------------------------------T----------¬

¦ Названия программ ¦Направленность программ и технологий¦Возрастная¦
¦ и технологий ¦ ¦адаптиро- ¦
¦ ¦ ¦ванность ¦
+-------------------+------------------------------------+----------+
¦Технология обучения¦Принципом данной технологии является¦Начальная ¦
¦и воспитания детей¦природосообразность в организации¦школа ¦
¦в условиях активной¦предметной среды и образовательного¦ ¦
¦сенсорно-развиваю- ¦поля, т.е. создание условий, при¦ ¦
¦щей среды (Авторы¦которых комплекс методов, приемов и¦ ¦
¦Уланова С.А., ¦средств обучения и воспитания соот-¦ ¦
¦Башканова ГЛ., ¦ветствует психофизиологическим,¦ ¦
¦Шульга А.А.) ¦возрастным и индивидуальным особен-¦ ¦
¦ ¦ностям ребенка ¦ ¦
+-------------------+------------------------------------+----------+
¦Программа ¦Программа дает школьнику возможность¦Начальная ¦
¦"Педагогика ¦поэтапного открытия в себе главных¦и средняя ¦
¦здоровья" (Автор ¦психических и физических составляю-¦школа ¦
¦В.Н.Касаткин) ¦щих: сенсорных ощущений, зрительно -¦ ¦
¦ ¦моторных увязок, эмоциональных коле-¦ ¦
¦ ¦баний и т.д. ¦ ¦
¦ ¦Разделы в программе: самопознание¦ ¦
¦ ¦через чувства и образ; школа здоро-¦ ¦
¦ ¦вого питания; ослепительная улыбка¦ ¦
¦ ¦на всю жизнь; профилактика химичес-¦ ¦
¦ ¦ких зависимостей; безопасность детей¦ ¦
¦ ¦на дорогах; поведение в экстремаль-¦ ¦
¦ ¦ных ситуациях ¦ ¦
+-------------------+------------------------------------+----------+
¦Программа ¦"Полезные привычки" воплотили в себе¦Начальная ¦
¦"Полезные привычки"¦современный научный подход к пре-¦и средняя ¦
¦(Автор ¦вентивному обучению школьников.¦школа ¦
¦Романова О.Л.) ¦Программа предоставляет детям необ-¦ ¦
¦ ¦ходимые по возрасту знания о табаке¦ ¦
¦ ¦и алкоголе, способствует предупре-¦ ¦
¦ ¦ждению приобщения к употреблению¦ ¦
¦ ¦табака, алкоголя и наркотикам,¦ ¦
¦ ¦формированию здоровых установок и¦ ¦
¦ ¦ответственного поведения ¦ ¦
+-------------------+------------------------------------+----------+
¦Программа ¦"Познай себя" - это всесторонняя¦Начальная ¦
¦"Познай себя" ¦научно-обоснованная образовательная¦школа ¦
¦(Автор ¦программа по формированию навыков¦ ¦
¦Лазарев М.Л.) ¦здорового образа жизни и укрепления¦ ¦
¦ ¦здоровья. ¦ ¦
¦ ¦Тематика программы: уход за собой;¦ ¦
¦ ¦работа сердца; здоровое питание;¦ ¦
¦ ¦личная гигиена; здоровые зубы;¦ ¦
¦ ¦сигналы тревоги; безопасность;¦ ¦
¦ ¦проблема общения; нет курению ¦ ¦
+-------------------+------------------------------------+----------+
¦Программа "Разговор¦Программа направлена на формирование¦Начальная ¦
¦о правильном ¦у детей представлений об основах¦школа ¦
¦питании" (Авторы ¦рационального питания как составной¦ ¦
¦Безруких М.М., ¦части здорового образа жизни. ¦ ¦
¦Филиппова Т.А., ¦Принципы программы: ¦ ¦
¦Макеева А.Г.) ¦- проблемная адекватность (в содер-¦ ¦
¦ ¦жании отражены наиболее значимые¦ ¦
¦ ¦проблемы, возникающие при организа-¦ ¦
¦ ¦ции рационального питания у младших¦ ¦
¦ ¦школьников); ¦ ¦
¦ ¦- социальная адекватность (учтены¦ ¦
¦ ¦традиции российского питания и¦ ¦
¦ ¦экономические возможности средней¦ ¦
¦ ¦российской семьи); ¦ ¦
¦ ¦- учет возрастных особенностей и¦ ¦
¦ ¦возможностей ребенка (при построении¦ ¦
¦ ¦занятий, выборе форм и методов¦ ¦
¦ ¦работы использование разнообразных¦ ¦
¦ ¦игровых заданий позволяют заинтере-¦ ¦
¦ ¦совать ребенка и помочь освоить¦ ¦
¦ ¦правила питания); ¦ ¦
¦ ¦- деятельностный подход (активная¦ ¦
¦ ¦роль ребенка) ¦ ¦
+-------------------+------------------------------------+----------+
¦Технология самораз-¦Технология отличается многими¦Начальная ¦
¦вития Марии ¦признаками, предполагающими ее¦школа ¦
¦Монтессори ¦позитивное влияние на здоровье¦ ¦
¦ ¦учащихся. К таким признакам относят-¦ ¦
¦ ¦ся антропоцентрическая ориентация,¦ ¦
¦ ¦признание психогенного и биогенного¦ ¦
¦ ¦факторов развития ребенка, природо-¦ ¦
¦ ¦сообразность, ненасильственная¦ ¦
¦ ¦система обучения и т.д. ¦ ¦
+-------------------+------------------------------------+----------+
¦Методика ¦Ориентирована на оптимизацию двига-¦Начальное ¦
¦Скачкова С.Н. ¦тельной активности и физическое¦и среднее ¦
¦ ¦развитие детей младшего и среднего¦звено ¦
¦ ¦школьного возраста. Предполагает¦общеобра- ¦
¦ ¦ежедневное проведение подвижных игр¦зователь- ¦
¦ ¦и занятий на свежем воздухе ¦ной школы ¦
¦ ¦ ¦(1 - 7 ¦
¦ ¦ ¦класс) ¦
+-------------------+------------------------------------+----------+
¦Программа по преду-¦Цель программы - профилактика упот-¦Общеобра- ¦
¦преждению алкоголя ¦ребления алкоголя и наркотических¦зователь- ¦
¦и наркотиков ¦веществ в детской и подростковой¦ная школа ¦
¦(Учебное издание ¦среде образовательных учреждений ¦(началь- ¦
¦под ред. ¦ ¦ное, ¦
¦В.Н.Касаткина, ¦ ¦среднее, ¦
¦Паршутина И.А. и ¦ ¦старшее ¦
¦др., Республика ¦ ¦звено) ¦
¦Татарстан) ¦ ¦ ¦
+-------------------+------------------------------------+----------+
¦Программа ¦Программа позволяет организовать на¦Среднее и ¦
¦"Ровесник - ¦базе школы, подросткового клуба,¦старшее ¦
¦ровеснику" ¦детского подросткового коллектива¦звено ¦
¦(Авторы ¦деятельность, нацеленную на формиро-¦общеобра- ¦
¦Латышев Г.В., ¦вание у подростков собственной¦зователь- ¦
¦Речнов Д.Д., и др.)¦активной позиции в вопросах, связан-¦ной школы ¦
¦ ¦ных с проблемой употребления¦ ¦
¦ ¦наркотиков. ¦ ¦
¦ ¦"Ядром" программы является группа¦ ¦
¦ ¦подростков-добровольцев, имеющих¦ ¦
¦ ¦желание активно противодействовать¦ ¦
¦ ¦употреблению наркотиков в своей¦ ¦
¦ ¦среде ¦ ¦
+-------------------+------------------------------------+----------+
¦Технология оздоро- ¦Направлена на формирование диафраг-¦Все участ-¦
¦вительной дыхатель-¦мально-релаксационного типа дыхания¦ники обра-¦
¦ной гимнастики с ¦у всех участников образовательного¦зователь- ¦
¦использованием ¦процесса. Ориентирована на оздоров-¦ного ¦
¦метода биологичес- ¦ление и реабилитацию учащихся и¦процесса ¦
¦кой обратной связи ¦педагогов медицинскими и педагоги-¦ ¦
¦(Сметанкин С.И.) ¦ческими работниками образовательных¦ ¦
¦ ¦учреждений ¦ ¦
+-------------------+------------------------------------+----------+
¦Программа ¦Цели программы: ¦Среднее и ¦
¦"Путешествие во ¦- помочь подросткам осознать времен-¦старшее ¦
¦времени" (Авторы ¦ную перспективу жизни, осознать¦звено ¦
¦Журавлева О.В., ¦эмоциональную привлекательность¦общеобра- ¦
¦Зуева С.П. и др.) ¦будущего без зависимостей, осмыслить¦зователь- ¦
¦ ¦свое настоящее через призму¦ной школы ¦
¦ ¦будущего; ¦ ¦
¦ ¦- создать условия, способствующие¦ ¦
¦ ¦приобретению подростками нового¦ ¦
¦ ¦положительного социального опыта для¦ ¦
¦ ¦личностного развития в процессе¦ ¦
¦ ¦группового содержательного общения ¦ ¦
L-------------------+------------------------------------+-----------






Приложение № 2
к Приказу
МО и ВШ РК
от 9 февраля 2004 г. № 28

Утверждаю
Министр
образования и высшей школы РК
А.Т.ИЗЪЯНОВ
9 февраля 2004 года

СОСТАВ
РАБОЧЕЙ ГРУППЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОГО
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ШКОЛА -
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ"

1. Козлов С.Н. - заместитель министра образования и высшей
школы Республики Коми, руководитель
экспериментального проекта;
2. Башканова Г.Л. - заслуженный учитель школ Российской
Федерации, заместитель руководителя
экспериментального проекта по
организационно-педагогическому
сопровождению, куратор экспериментальных
образовательных учреждений;
3. Качмарчик Э.В. - канд. биол. наук, профессор, заведующий
Центром организационной и
научно-методической поддержки
образовательных проектов Коми
республиканского института развития
образования и переподготовки кадров,
заместитель руководителя
экспериментального проекта по науке (по
согласованию);

Члены рабочей группы:

1. Кропотин Д.Г. - ведущий специалист отдела интернатных
учреждений, специального образования,
социально-педагогической поддержки детей
и учащейся молодежи МО и ВШ РК;
2. Микулко В.Б. - начальник отдела образования
администрации муниципального образования
"Княжпогостский район" (по согласованию);
3. Навазова Т.Г. - ректор Коми республиканского института
развития образования и переподготовки
кадров;
4. Никулина Т.И. - главный специалист отдела дошкольного,
общего среднего образования, национальных
образовательных стандартов и
инспектирования МО и ВШ РК;
5. Рашева С.Г. - начальник отдела интернатных учреждений,
специального образования,
социально-педагогической поддержки детей
и учащейся молодежи МО и ВШ РК;
6. Ручка А.И. - начальник управления образованием
администрации муниципального образования
"Город Сыктывкар" (по согласованию);
7. Торопкова Г.Г. - начальник управления образования
администрации муниципального образования
"Эжвинский район города Сыктывкара" (по
согласованию);
8. Уланова С.А. - директор Межведомственного
республиканского учебно-методического
центра "Здоровое раскрепощенное развитие
детей и подростков" при МО и ВШ РК;
9. Чужмарева О.Б. - начальник управления образования
администрации муниципального образования
"Город Усинск" (по согласованию)





Приложение № 3
к Приказу
МО и ВШ РК
от 9 февраля 2004 г. № 28

Утверждаю
Министр
образования и высшей школы РК
А.Т.ИЗЪЯНОВ
9 февраля 2004 года

ПЕРЕЧЕНЬ
МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ПРОЕКТА
"ШКОЛА - ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ"
В 2004 ГОДУ
(источник финансирования - долгосрочная целевая
республиканская программа "Дети Республики Коми"
(2003 - 2006 годы), подпрограмма "Здоровый ребенок")

   ----T-------------------T---------------T----------T-------------¬

¦ № ¦ Перечень ¦ Ответственный ¦ Сроки ¦Необходимый ¦
¦п/п¦ мероприятий ¦ исполнитель ¦исполнения¦объем финан- ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦сирования ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦(в тыс. руб.)¦
+---+-------------------+---------------+----------+-------------+
¦1. ¦Подготовка методи-¦рабочая группа ¦февраль - ¦ 30,0 ¦
¦ ¦ческих рекоменда-¦ ¦май ¦ ¦
¦ ¦ций по проведению¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦мониторинга ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦здоровьесберегающих¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и материально -¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технических ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ресурсов ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦образовательного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦учреждения и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦состояния здоровья¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦всех участников¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦образовательного ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦процесса. ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Организация и про- ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ведение мониторинга¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(п. 6) ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------+---------------+----------+-------------+
¦2. ¦Разработка и реали-¦рабочая группа ¦февраль - ¦ 20,0 ¦
¦ ¦зация концепции¦ ¦март ¦ ¦
¦ ¦экспериментального ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проекта (п. 6) ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------+---------------+----------+-------------+
¦3. ¦Анализ показателей ¦рабочая группа ¦май ¦без финанси- ¦
¦ ¦мониторинга ¦и муниципальные¦ ¦рования ¦
¦ ¦ ¦органы ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦управления ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦образованием ¦ ¦ ¦
+---+-------------------+---------------+----------+-------------+
¦4. ¦Разработка комплек-¦рабочая группа,¦май ¦без финанси- ¦
¦ ¦сных программ здо-¦органы ¦ ¦рования ¦
¦ ¦ровьесбережения ¦управления ¦ ¦ ¦
¦ ¦на основе данных¦образованием, ¦ ¦ ¦
¦ ¦мониторинга в¦образовательные¦ ¦ ¦
¦ ¦образовательных ¦учреждения ¦ ¦ ¦
¦ ¦учреждениях, ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦участвующих в¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦реализации экспери-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ментального проекта¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------+---------------+----------+-------------+
¦5. ¦Внедрение новых¦рабочая группа ¦май - июнь¦ 10,0 ¦
¦ ¦форм и методов¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦работы по формиро-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ванию здорового¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦образа жизни (под-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦готовка организа-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ционных собраний в¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦образовательных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦учреждениях, участ-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦вующих в реализации¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экспериментального ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проекта (п. 25) ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------+---------------+----------+-------------+
¦6. ¦Проведение органи-¦рабочая группа,¦май ¦ 10,0 ¦
¦ ¦зационных собраний¦руководители ¦ ¦ ¦
¦ ¦в образовательных¦органов ¦ ¦ ¦
¦ ¦учреждениях, участ-¦управления ¦ ¦ ¦
¦ ¦вующих в реализации¦образованием, ¦ ¦ ¦
¦ ¦экспериментального ¦образовательные¦ ¦ ¦
¦ ¦проекта (п. 6) ¦учреждения ¦ ¦ ¦
+---+-------------------+---------------+----------+-------------+
¦7. ¦Оказание методичес-¦рабочая группа ¦сентябрь -¦без финанси- ¦
¦ ¦кой помощи в¦ ¦октябрь ¦рования ¦
¦ ¦организации рацио-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нального питания¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦учащихся образова-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦тельных учреждений,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦участвующих в¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦реализации экспери-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ментального проекта¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------+---------------+----------+-------------+
¦8. ¦Разработка модуль-¦рабочая группа ¦январь - ¦без финанси- ¦
¦ ¦ных программ¦ ¦апрель ¦рования ¦
¦ ¦повышения квалифи-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦кации для педагоги-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ческих работников¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦по вопросам¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦здоровьесбережения ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------+---------------+----------+-------------+
¦9. ¦Реализация модуль-¦руководители ¦сентябрь -¦без финанси- ¦
¦ ¦ных программ¦органов ¦октябрь ¦рования ¦
¦ ¦повышения квалифи-¦управления ¦ ¦ ¦
¦ ¦кации на базе¦образованием, ¦ ¦ ¦
¦ ¦образовательных ¦образовательные¦ ¦ ¦
¦ ¦учреждений, участ-¦учреждения ¦ ¦ ¦
¦ ¦вующих в реализации¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экспериментального ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проекта ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------+---------------+----------+-------------+
¦10.¦Введение в штатное¦главы ¦июнь - ¦по согласова-¦
¦ ¦расписание образо-¦муниципальных ¦июль ¦нию с МО ¦
¦ ¦вательных учрежде-¦образований, ¦ ¦ ¦
¦ ¦ний, участвующих¦руководители ¦ ¦ ¦
¦ ¦в эксперименте,¦органов ¦ ¦ ¦
¦ ¦дополнительных ¦управления ¦ ¦ ¦
¦ ¦ставок необходимых¦образованием ¦ ¦ ¦
¦ ¦специалистов ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------+---------------+----------+-------------+
¦11.¦Обеспечение меди-¦рабочая группа ¦в течение ¦ 100,0 ¦
¦ ¦цинских кабинетов¦ ¦года ¦ ¦
¦ ¦образовательных ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦учреждений необхо-¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦димым оборудованием¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦для реализации¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экспериментального ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проекта (п. 11) ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------+---------------+----------+-------------+
¦12.¦Дополнительное ¦главы ¦июнь - ¦по согласова-¦
¦ ¦финансовое обеспе-¦муниципальных ¦июль ¦нию с МО ¦
¦ ¦чение образователь-¦образований, ¦ ¦ ¦
¦ ¦ных учреждений,¦руководители ¦ ¦ ¦
¦ ¦работающих в рамках¦органов ¦ ¦ ¦
¦ ¦реализации экспери-¦управления ¦ ¦ ¦
¦ ¦ментального проекта¦образованием ¦ ¦ ¦
+---+-------------------+---------------+----------+-------------+
¦13.¦Подготовка и¦органы ¦август ¦без финанси- ¦
¦ ¦утверждение комп-¦управления ¦ ¦рования ¦
¦ ¦лексных здоровье-¦образованием, ¦ ¦ ¦
¦ ¦сберегающих ¦образовательные¦ ¦ ¦
¦ ¦программ образова-¦учреждения ¦ ¦ ¦
¦ ¦тельных учреждений,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦работающих в режиме¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦эксперимента ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------+---------------+----------+-------------+
¦14.¦Организация и¦экспертный ¦ноябрь - ¦ 30,0 ¦
¦ ¦проведение экспер-¦совет, ¦декабрь ¦ ¦
¦ ¦тизы первого этапа¦координационный¦ ¦ ¦
¦ ¦реализации экспери-¦совет, ¦ ¦ ¦
¦ ¦ментального проекта¦руководители ¦ ¦ ¦
¦ ¦(п. 6) ¦органов ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦управления ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦образованием, ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦образовательные¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦учреждения ¦ ¦ ¦
+---+-------------------+---------------+----------+-------------+
¦15.¦Организация ¦координационный¦октябрь - ¦ 40,0 ¦
¦ ¦научно-методическо-¦совет ¦декабрь ¦ ¦
¦ ¦го сопровождения¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экспериментального ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проекта (п. 6) ¦ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------+---------------+----------+-------------+
¦Итого ¦ ¦ ¦ 240,0 ¦
L-----------------------+---------------+----------+--------------



   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru