Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда РК от 16.01.2004 № А29-2610/03-3э
<ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРИЧИНЕННЫЕ ЖИЛИЩНО-СТРОИТЕЛЬНОМУ КООПЕРАТИВУ УБЫТКИ, ВОЗНИКШИЕ ИЗ-ЗА РАЗНИЦЫ ТАРИФОВ, ДОЛЖНА БЫТЬ ВОЗЛОЖЕНА В СООТВЕТСТВИИ СО СТ. 1069 ГК РФ НА МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции

от 16 января 2004 года Дело № А29-2610/03-3э


(извлечение)

Арбитражный суд Республики Коми, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Коми на решение Арбитражного суда Республики Коми от 20.10.2003 по делу № А29-2610/03-3э, принятое судьей Егоровой Т.В.,

установил:

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 20.10.2003 с Министерства финансов Республики Коми за счет казны Республики Коми взыскано в пользу истца жилищно-строительного кооператива 102229,42 руб. убытков, в том числе 78599,44 руб. - убытки, возникшие вследствие предоставления льгот ветеранам, 23 629 98 руб. - убытки, возникшие из-за разницы тарифов.
Не согласно с решением суда Министерство финансов Республики Коми в апелляционной жалобе указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.
По мнению заявителя жалобы, возмещение убытков, возникших у истца вследствие разницы тарифов на холодную воду и канализацию, установленных для граждан и юридических лиц, должно производиться за счет средств бюджета муниципального образования "Город Сыктывкар". В обоснование доводов апелляционной жалобы Министерство финансов Республики Коми ссылается на положения Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 № 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения".
В части взыскания с Министерства финансов Республики Коми убытков, возникших в связи с предоставлением льгот на основании Федерального закона "О ветеранах", заявитель отмечает, что ссылка суда на ст. 10 данного Закона несостоятельна в связи с тем, что указанная норма Закона противоречит Бюджетному кодексу РФ, имеющему высшую юридическую силу.
Министерство финансов Российской Федерации в апелляционной жалобе указывает на ошибочность доводов Министерства финансов Республики Коми, изложенных в апелляционной жалобе, в обоснование своей правовой позиции им отмечено, что Бюджетный кодекс и Закон "О ветеранах" не противоречат, а дополняют друг друга, в связи с чем, ссылка суда на ст. 10 Федерального закона "О ветеранах", возлагающая обязанности по финансированию расходов, вызванных предоставлением льгот на жилищно-коммунальные услуги, на субъекты РФ представляется ему обоснованной, решение суда считает законным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу указывает на неправомерность применения судом первой инстанции сроков исковой давности, в связи с чем считает, что решение суда подлежит изменению в части сумм взыскания убытков, апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Коми просит оставить без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, отзыва на апелляционную жалобу не представили.
Дело рассматривается в отсутствие представителей Министерства финансов Российской Федерации, Управления федерального казначейства по Республике Коми, муниципального унитарного предприятия, Финансового управления Минфина РК по г. Сыктывкару, администрации МО "Город Сыктывкар", а также третьих лиц, извещенных в установленном законом порядке о дате и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель Министерства финансов Республики Коми поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель истца с решением суда первой инстанции согласен частично.
Проверка законности принятого судебного акта осуществлена в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Министерством финансов Республики Коми обжалуется решение суда первой инстанции только в части взыскания с него 102229,42 руб., однако решение суда первой инстанции в части законности взыскания убытков, возникших вследствие разницы тарифов и предоставления льгот, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет полностью, поскольку истцом заявлены возражения, касающиеся ошибочного применения судом сроков исковой давности.
Оценив правовую позицию Министерства финансов Республики Коми, изложенную в апелляционной жалобе, отзыв на апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице федерального казначейства по Республике Коми, отзыв истца, пояснения представителей сторон, данных в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда изменению.
Судом установлено, что между истцом и Сыктывкарскими тепловыми сетями заключен договор на оказание услуг по передаче тепловой энергии и горячей воды по внутридомовым тепловым сетям, оплата которых производится исходя из тарифов, установленных решением Региональной энергетической комиссии Республики Коми для организаций.
Аналогичный договор с оплатой услуг на отпуск питьевой воды и прием сточных вод по тарифам для организаций заключен кооперативом с муниципальным унитарным предприятием.
В связи с тем, что жилищно-строительный кооператив, выполняя условия договоров, обязан оплачивать услуги, предоставляемые муниципальным унитарным предприятием по тарифам для организаций, а население оплачивает эти услуги по специальным тарифам для граждан, то истец полагает, что убытки, представляющие собой предстоящие расходы, должны быть возмещены в полном объеме за счет ответчиков, поскольку он не имеет никаких иных доходов, кроме платежей жильцов. При обращении в суд размер указанных убытков определен в сумме 78523,23 руб.
Судом первой инстанции удовлетворен иск частично на сумму 23629,98 руб. (убытки по разнице тарифов на отпуск воды и прием сточных вод) за счет казны Республики Коми в связи с применением срока исковой давности к требованиям по возмещению убытков по разнице в тарифах, возникших в первом квартале 2000 года на сумму 54893,25 руб.
Согласно Федеральному закону "О товариществах собственников жилья" от 15.06.96 № 72-ФЗ (к которым относятся и жилищно-строительные кооперативы) товарищество (кооператив) является некоммерческой организацией, формой объединения домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом.
В силу статьи 19 вышеуказанного Закона социальная защита домовладельцев, нанимателей и арендаторов жилых помещений в кондоминиуме осуществляется в порядке, установленном правовыми актами Российской Федерации, соответствующими решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов самоуправления, путем передачи товариществам собственников жилья установленных государственных и муниципальных дотаций на финансирование затрат на эксплуатацию, текущий и капитальный ремонт, на отдельные виды коммунальных услуг, компенсаций за предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, а также иных предусмотренных дотаций; предоставления компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан из числа домовладельцев, нанимателей и арендаторов.
Указом Главы Республики Коми от 13.07.98 № 252 установлено, что выплата дотаций из местного бюджета на содержание и текущий ремонт жилого фонда, находящегося на балансе товарищества собственников жилья, а также разница в ценах на теплоэнергию, водоснабжение и отвод сточных вод товариществам собственников жилья производится по нормативам, установленным для муниципального жилого фонда.
Постановлениями главы администрации г. Сыктывкара от 19.11.98 № 11/3154, от 12.09.2000 № 9/2893 и другими аналогичными предусматривалось возложение обязанностей МУ (ныне - муниципальное унитарное предприятие) по принятию, проверке расчетов и финансированию льгот за жилищно-коммунальные услуги населению г. Сыктывкара, проживающему в домах жилищно-строительных кооперативов и товариществ собственников жилья и по возмещению разницы в ценах на жилищно-коммунальные услуги по жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья; ведению контроля потребления теплоэнергии, воды ТСЖ и ЖСК согласно заключенным ими договорам с поставщиками услуг.
При формировании бюджетов муниципального образования "Город Сыктывкар" на 1999 - 2002 годы в статье "Жилищно-коммунальное хозяйство" предусматривались расходы, направленные на возмещение убытков товариществ собственников жилья и жилищно-строительных кооперативов, возникших из-за разницы тарифов на коммунальные услуги.
Возместить в полном объеме убытки, возникшие у товарищества собственников жилья, не удалось в связи с недостаточностью денежных средств, перечисляемых муниципальному унитарному предприятию. Доказательств нецелевого использования денежных средств со стороны муниципального унитарного предприятия не установлено, в связи с чем судом первой инстанции сделан правильный вывод об отсутствии оснований для взыскания с него суммы возникших у ТСЖ убытков.
Однако позиция суда первой инстанции об установлении противоправности действий Министерства финансов Республики Коми в возникновении у истца убытков вследствие невозмещенной разницы в тарифах ошибочна.
При вынесении решения суд первой инстанции исходил из того, что ценовая политика по установлению тарифов на жилищно-коммунальные услуги (в том числе отпуск питьевой воды и прием сточных вод) формируется на уровне субъекта Российской Федерации.
При этом во внимание принимался Указ Главы Республики Коми от 10.11.1996 № 299, которым предусмотрено, что утверждение тарифов на жилищно-коммунальные услуги (содержание и эксплуатация жилищного фонда, горячее и холодное водоснабжение, канализация и теплоснабжение), оказываемые муниципальными предприятиями жилищно-коммунального хозяйства и непрофильными предприятиями (кроме тарифов на услуги, оказываемые населению), осуществляется Министерством архитектуры, строительства, коммунального хозяйства и энергетики Республики Коми с участием Министерства труда и занятости населения Республики Коми и с привлечением глав администраций городов и районов Республики Коми и представителей заинтересованных организаций.
Приказом Министерства архитектуры, строительства, коммунального хозяйства и энергетики Республики Коми (Минархстройэнерго РК) от 23.06.98 № 102-ОД (утратил силу с 16.08.2002) установлен порядок формирования, утверждения, изменения и введения в действие тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
Из данного нормативного документа усматривается, что тарифы на жилищно-коммунальные услуги устанавливаются приказами Минархстройэнерго Республики Коми для предприятий-производителей и перепродавцов услуг.
Далее Указами Главы Республики Коми от 26.12.1997 № 357, от 19.08.1998 № 307, от 07.12.1998 № 430, от 09.02.2000 № 61, от 23.06.2000 № 263 и другими устанавливались тарифы на жилищно-коммунальные услуги для населения, отличные от тарифов, установленных для организаций.
Однако формирование ценовой политики в части установления тарифов по водоснабжению и приему сточных вод относится к компетенции муниципальных образований.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, законами субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 13 пункта 2 ст. 6 вышеуказанного Закона к вопросам местного значения, находящимся в ведении муниципальных образований, отнесены организация, содержание и развитие муниципальных систем энергоснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и канализации.
Согласно ст. 31 Закона органы местного самоуправления определяют цели, условия, порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют регулирование цен и тарифов на их продукцию (услуги).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 № 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" органы местного самоуправления утверждают нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг, ставки и тарифы на жилищно-коммунальные услуги (кроме тарифов на электроэнергию и газ). Органы местного самоуправления вправе устанавливать размер платы за жилье и коммунальные услуги в пределах федерального стандарта.
Таким образом, анализ вышеперечисленных законодательных актов позволяет сделать вывод о том, что обязанность по установлению тарифов по водоснабжению и приему сточных вод возложена на муниципальные образования.
Установление тарифов субъектом Российской Федерации по отпуску воды и приему сточных вод при отсутствии утвержденных тарифов на данные коммунальные услуги соответствующим муниципальным образованием не может являться изменением ценовой политики, принятой государством. Муниципальное образование "Город Сыктывкар" фактически применяя такие тарифы, установленные главой Республики Коми, по существу согласилось с их размером, а потом в бюджетах муниципального образования на соответствующие годы должны были быть предусмотрены суммы, достаточные для погашения убытков, возникших вследствие разницы тарифов для юридических лиц и населения, как у организаций, обеспечивающих эксплуатацию и содержание муниципального жилья, так и у ЖСК и ТСЖ.
Учитывая указанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что ответственность за причиненные жилищно-строительному кооперативу убытки должна быть возложена в рассматриваемом случае в соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации на муниципальное образование.
Оснований для привлечения к деликтной ответственности Министерства финансов Республики Коми за убытки (разница тарифов по отпуску питьевой воды и приему сточных вод) не имеется в связи с отсутствием противоправных действий у него при издании актов, указанных выше в тексте Постановления.
Кроме того, суд апелляционной инстанции полагает, что применение судом первой инстанции сроков исковой давности к заявленным требованиям является ошибочным.
Согласно данным справки СМУП "Служба заказчика" задолженность бюджета перед истцом исчислена за период со второго квартала 2000 года (иск подан 24.04.2003).
В связи с вышеизложенным с администрации муниципального образования "Город Сыктывкар" следует взыскать убытки (разница тарифов по отпуску питьевой воды и приему сточных вод) в размере 77725,12 руб. (размер уточнен в представленной истцом справке, подписанной жилищно-строительным кооперативом и муниципальным унитарное предприятием).
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции правильно определено лицо - Министерство финансов Республики Коми, с которого подлежат взысканию убытки, возникшие вследствие предоставления членам кооператива льгот по оплате жилья.
В силу статьи 13 Федерального закона "О ветеранах" от 12.01.95 № 5-ФЗ социальная защита ветеранов предусматривает осуществление системы мер, направленных на создание условий, обеспечивающих экономическое и моральное благополучие ветеранов, предоставляющих им дополнительные права и гарантирующие ветеранам льготы (в частности, по оплате коммунально-бытовых услуг).
Согласно статье 10 вышеуказанного Федерального закона, финансирование мер социальной защиты ветеранов в части возмещения расходов на оплату коммунальных услуг производится за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, то есть в силу прямого указания закона указанные расходы должны производится за счет казны субъекта Российской Федерации.
Последующее принятие Бюджетного кодекса Российской Федерации не может служить основанием для освобождения Министерства финансов Республики Коми (за счет казны Республики Коми) от обязанности по возмещению убытков, возникших вследствие предоставления гражданам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг по Федеральном закону "О ветеранах", исходя из того, что ст. 85 Бюджетного кодекса расходы, возникшие при осуществлении социальной защиты населения, финансируются совместно из бюджетов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований.
Однако, взыскивая с Министерства финансов убытки, возникшие у истца, вследствие применения льгот по Федеральному закону "О ветеранах", судом неправильно применена исковая давность. Из данных справки, предоставленной муниципальным унитарным предприятием, фактически не возмещены убытки жилищно-строительному кооперативу за период со второго квартала 2000 года (обращение в суд с иском - 24.04.2003).
В связи с вышеизложенным с Министерства финансов Республики Коми следует взыскать сумму задолженности, возникшую вследствие предоставления льгот ветеранам в размере 91345,62 руб. (данные из справки о задолженности по состоянию на 20.10.2003).
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

1. Удовлетворить апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Коми частично.
2. Решение Арбитражного суда Республики Коми от 20.10.2003 по делу № А29-2610/03-3э изменить.
Взыскать с администрации муниципального образования "Город Сыктывкар" в пользу истца - жилищно-строительного кооператива - 77725,12 руб. убытков, возникших вследствие разницы тарифов.
Взыскать с Министерства финансов Республики Коми в пользу истца - 91345,62 руб. убытков, возникших вследствие предоставления льгот по Закону РФ "О ветеранах".
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Выдать исполнительные листы.
3. Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.

Председательствующий
О.А.ДОНЧЕВСКАЯ

Судьи
С.В.ТУГАРЕВ
Л.Ю.ЮРКИНА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru