Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Арбитражного суда РК от 06.01.2004 № А29-4513/03-3э
<УБЫТКИ, ВОЗНИКШИЕ У ИСТЦА В РЕЗУЛЬТАТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ В РФ", ПРАВОМЕРНО ВЗЫСКАНЫ С МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ, ТАК КАК ОНИ ВОЗНИКЛИ ВСЛЕДСТВИЕ НЕДОФИНАНСИРОВАНИЯ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции

от 6 января 2004 года Дело № А29-4513/03-3э


(извлечение)

Арбитражный суд Республики Коми, рассмотрев 26 декабря 2003 года в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Коми на решение Арбитражного суда Республики Коми от 9 октября 2003 года по делу № А29-4313/03-3э, принятое судьей Егоровой Т.В.,

установил:

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 9 октября 2003 года с Министерства финансов Российской Федерации в пользу ГУП "Комитрансавто" взыскано 85320,14 руб. убытков.
Не согласно с принятым судебным актом Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства по Республике Коми, в апелляционной жалобе указывает, что судом дана ошибочная оценка обстоятельств дела и неправильно применены нормы материального права.
В частности, заявитель апелляционной жалобы полагает, что на него не может быть возложена ответственность за причинение ГУП "Комитрансавто" убытков в виде недополученного дохода вследствие представления льгот гражданам по Закону Российской Федерации "О социальной защите инвалидов в РФ", поскольку согласно Постановлению Правительства Российской Федерации № 536 от 14.07.2001 финансирование льгот осуществляется путем предоставления финансовой помощи субъекту Российской Федерации в виде субсидии. Данные средства зачисляются в доход бюджета субъекта и расходуются им самостоятельно.
Таким образом, по мнению апеллянта, указанное Постановление устанавливает обязанность Министерства финансов Республики Коми предпринимать действия по обеспечению финансирования вышеназванных льгот, в частности, путем внесения предложений об изменении размера субсидии, в случае такой необходимости, а также возможностью использования получателями средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств в пределах остатка на их лицевом счете в соответствии с целевым назначением как для оплаты принятых обязательств текущего года, так и по долгам прошлых лет.
В представленном суду отзыве на апелляционную жалобу Министерство финансов Республики Коми указывает, что судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, а потому оснований для отмены решения не имеется.
В судебном заседании представитель Министерства финансов Российской Федерации поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Министерства финансов Республики Коми просил оставить судебный акт без изменения.
Дело рассматривается в отсутствии представителя Министерства Республики Коми по социальным вопросам, извещенного в установленном законом порядке.
Судом объявлялся перерыв с 26 декабря 2003 года по 29 декабря 2003 года.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, оценив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Из материалов дела следует, что ГУП "Комитрансавто" оказывало автотранспортные услуги за период с 1 января по 31 декабря 2002 года на всех регулярных рейсах междугородных маршрутов по перевозке граждан, на которых распространяются льготы по проезду на междугородном автомобильном транспорте, согласно ст. 30 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". В целях реализации данного закона заключен договор № 02-08/2001-9 от 02.02.2001 между Министерством Республики Коми по социальным вопросам и ГУП "Комитрансавто".
В соответствии с актом сверки между ГУП "Комитрансавто" и Министерством Республики Коми по социальным вопросам задолженность перед ГУП "Комитрансавто" за вышеназванные услуги составляет 85320,14 руб. Данная задолженность исчислена согласно представленным истцом реестрам о продаже билетов с приложениями (листами-талонами) на перевозку льготных категорий пассажиров в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" за период с января по декабрь 2002 года, а также согласно договору № 02-08/2001-9 от 02.02.2001 и приложению № 1 к данному договору, которыми определены порядок оформления билетов на рейсы предприятия для пассажиров, имеющих право на льготный проезд.
Из отзыва Министерства Республики Коми по социальным вопросам, представленного суду, также усматривается, что истцом представлены реестры на общую сумму 570020 руб. 14 коп., оплата Министерством произведена в размере 484700 руб., сумма задолженности составляет 85320,14 руб.
В статье 30 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" перечислены категории граждан, которым предоставляются льготы по бесплатному проезду на автомобильном транспорте общего пользования в пригородных и междугородних сообщениях.
Согласно п. 14 ст. 4 указанного закона к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов относится формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов, в связи с чем довод Министерства финансов Российской Федерации о том, что субъект Российской Федерации наделяется правом в случае необходимости вносить предложения об изменении размера субсидии является несостоятельным.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 № 536 утвержден порядок предоставления и расходования в 2001 году средств фонда компенсаций на реализацию Федеральных законов "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей". В соответствии с данным порядком на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предоставляются субсидии и субвенции, выделяемые бюджетам субъектов Российской Федерации из фонда компенсаций.
Действие вышеуказанного нормативного акта продлено на 2002 год Постановлением Правительства РФ от 28.02.2002 № 137.
Данным нормативным актом определено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации при необходимости может вносить предложения об изменении размеров субсидий и субвенций, выделяемых из указанного фонда, но в пределах общего объема выделяемых бюджету субъекта средств.
Из приложения № 13 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2002 год" усматривается, что на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Республике Коми выделены субсидии в размере 125192 тыс. руб. Данные субсидии включены в ст. 36 Закона Республики Коми "О республиканском бюджете Республики Коми на 2002 год", в том числе на оплату проезда инвалидов на междугородном транспорте выделено 23419 тыс. руб.
Законом Республики Коми от 23.06.2003 № 40-РЗ "Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета Республики Коми за 2002 год" утверждены расходы на реализацию Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в размере 125192 тыс. руб., в том числе на оплату расходов по оплате проезда инвалидов на междугородном транспорте в размере 23419 тыс. руб.
Анализ данных нормативно-правовых актов позволяет сделать вывод о том, что Министерство финансов Республики Коми не вправе направлять неиспользованную часть целевых средств, поступивших из федерального бюджета на реализацию Закона РФ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", на иные цели без разрешения Министерства финансов Российской Федерации. Письмо Министерства финансов Российской Федерации в ответ на заявки Министерства финансов Республики Коми о том, что сумма экономии в размере 7494 тыс. руб. по Закону РФ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" может быть направлена на погашение задолженности по Федеральному закону "О социальной защите инвалидов в РФ" поступило в Министерство финансов Республики Коми 25.08.2003.
Таким образом, из материалов дела усматривается, что денежные средства, полученные Министерством финансов Республики Коми из федерального бюджета в виде субсидий на реализацию вышеназванного закона, перечислены им в полном объеме по назначению. Сумма экономии в размере 7494 тыс. руб. в соответствии с письмом Министерства Финансов Российской Федерации от 13.08.2003 № 10-02-10 также в полном объеме направлена 05.09.2003 на погашение задолженности прошлых лет.
С учетом вышеизложенного убытки ГУП "Комитрансавто" возникли в результате недофинансирования из бюджета Российской Федерации.
Согласно ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Истец понес убытки в связи с реализацией Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в связи с чем, суд полагает, что ответственность за причиненные ГУП "Комитрансавто" убытки должна быть возложена на Министерство финансов Российской Федерации за счет средств казны.
Возложение обязанности по возмещению убытков на финансовый орган субъекта Российской Федерации в рассматриваемом споре не основано на нормах права. При отсутствии у него денежных средств, дальнейшее их распределение между получателями, не представляется возможным, следовательно, отсутствует его вина и в причинении убытков ГУП "Комитрансавто".
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о необходимости удовлетворения исковых требований ГУП "Комитрансавто" за счет средств казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации являются правильными.
В ходе судебного заседания истец обратился с ходатайством о замене ГУП "Комитрансавто" на ГУП РК "Комиавтотранс" в связи с реорганизацией в форме присоединения к нему ГУП "Комитрансавто" и его дочерних предприятий на основании Постановления Правительства Республики Коми от 29.04.2003 № 75. ГУП "Комитрансавто" исключено из единого государственного реестра юридических лиц (Свидетельство налогового органа от 14.11.2003), новая редакция устава зарегистрирована налоговой инспекцией 17.11.2003.
Суд считает необходимым удовлетворить ходатайство истца и произвести его замену в соответствии со ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с ГУП "Комитрансавто" на ГУП РК "Комиавтотранс", истцом по данному делу считать ГУП РК "Комиавтотранс".
Судебные расходы в силу ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса относятся на Министерство финансов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 5 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине" Министерство финансов Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобождено, поэтому государственная пошлина взысканию не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 48, 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

1. Произвести замену истца - ГУП "Комитрансавто" на ГУП РК "Комиавтотранс". Истцом по делу считать ГУП РК "Комиавтотранс".
2. Решение Арбитражного суда Республики Коми от 09.10.2003 по делу № А29-4513/03-3э оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации без удовлетворения.
3. Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.

Председательствующий
О.А.ДОНЧЕВСКАЯ

Судьи
М.В.ВАКУЛИНСКАЯ
Л.Ю.ЮРКИНА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru