УКАЗ Главы РК от 06.03.2000 № 101
(ред. от 06.10.2003)
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА 2000 - 2003 ГОДЫ"
Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
"Республика", 14.03.2000, № 46 (опубликован без приложения)
Утратил силу в связи с изданием Указа Главы РК от 12.07.2004 № 96.
ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
УКАЗ
от 6 марта 2000 г. № 101
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ
РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
РЕСПУБЛИКИ КОМИ НА 2000 - 2003 ГОДЫ
(в ред. Указов Главы РК от 24.08.2000 № 349;
от 04.04.2001 № 159; от 19.06.2001 № 252; от 06.10.2003 № 218)
В целях реализации Концепции государственной национальной политики Республики Коми, утвержденной Постановлением Государственного Совета Республики Коми от 10 октября 1996 г. № 1-7/27, постановляю:
1. Утвердить Программу реализации государственной национальной политики Республики Коми на 2000 - 2003 годы (далее именуется - Программа) согласно приложению.
2. Министерству финансов Республики Коми при формировании проектов республиканского бюджета Республики Коми предусматривать средства на финансирование Программы отдельной строкой.
3. Рекомендовать главам администраций муниципальных образований разработать местные программы реализации государственной национальной политики, предусмотрев их финансирование за счет средств местных бюджетов.
4. Контроль за выполнением настоящего Указа возложить на заместителя Главы Республики Коми Конюхова А.К.
Глава Республики Коми
Ю.СПИРИДОНОВ
Утверждена
Указом
Главы Республики Коми
от 6 марта 2000 г. № 101
(приложение)
ПРОГРАММА
РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ
ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
НА 2000 - 2003 ГОДЫ
(в ред. Указов Главы РК от 24.08.2000 № 349;
от 04.04.2001 № 159; от 19.06.2001 № 252; от 06.10.2003 № 218)
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование - Программа реализации государственной
Программы национальной политики Республики Коми на
2000 - 2003 годы
Основание для - Концепция государственной национальной
разработки политики Республики Коми, утвержденная
Программы Постановлением Государственного Совета
Республики Коми от 10 октября 1996 г.
№ 1-7/27
Государственный - Глава Республики Коми
заказчик
Координатор - Министерство по делам национальностей
Программы Республики Коми
Разработчики - Министерство по делам национальностей
Программы Республики Коми, министерства и ведомства
Республики Коми
Цель Программы - создание экономических, политических,
правовых, социально-культурных условий и
гарантий для развития народов, проживающих
в Республике Коми, в соответствии с
Конституцией Республики Коми и Концепцией
государственной национальной политики
Республики Коми
Задачи - обеспечение общественного согласия,
Программы социальной стабильности, гармоничных
межнациональных отношений;
создание условий для социально -
экономического развития народов,
проживающих на территории Республики Коми;
объединение усилий всех звеньев
государственной системы, структур
гражданского общества, представителей
различных конфессий для достижения
межнационального мира и согласия,
утверждения принципов взаимопонимания
между людьми различных национальностей и
вероисповеданий;
решение социально-экономических,
государственно-правовых задач,
обеспечивающих развитие государственности
Республики Коми;
совершенствование законодательства
Республики Коми с учетом принципов
национальной политики Республики Коми;
повышение уровня жизни населения,
обеспечение нормального функционирования
всех сфер жизнеобеспечения
Сроки - 2000 - 2003 годы
реализации
Программы
Перечень - развитие правовой базы реализации
основных государственной национальной политики
программных Республики Коми;
мероприятий социально-экономическое развитие
народов Республики Коми;
мероприятия по проведению Международного
десятилетия коренных народов мира;
национально-культурное развитие
народов, проживающих в Республике Коми;
поддержка национально-культурных
автономий Республики Коми;
создание системы центров национальных
культур
Исполнители - министерства, ведомства, администрации
Программы муниципальных образований Республики Коми,
Коми научный центр УрО РАН, исполком
Съезда коми народа, национально -
культурные автономии и объединения
Республики Коми, Общество изучения Коми
края, организации Республики Коми
Объемы и - республиканский бюджет Республики Коми на
источники 2000 - 2003 годы - 23862,0 тыс. рублей, в
финансирования том числе в 2000 году - 1500,0 тыс. рублей
Программы
Ожидаемые - реализация Программы позволит осуществить
результаты комплекс мер в поддержку развития народов,
реализации проживающих в Республике Коми, и
Программы регулирование национальных отношений с
учетом экономических, исторических и
культурных особенностей Республики Коми, а
также будет способствовать повышению
уровня жизни граждан Республики Коми,
сохранению гражданского мира,
взаимопонимания и согласия между
представителями всех национальностей
Система - Министерство по делам национальностей
организации Республики Коми ежегодно собирает и
контроля за анализирует информацию исполнителей
исполнением Программы, ежеквартально и по итогам года
Программы представляет ее на рассмотрение Главе
Республики Коми
Введение
Национальные аспекты, присутствуя во всех экономических, социальных, политических и духовных процессах современного общества, занимают важное место в деятельности органов государственной власти Республики Коми. В целях проведения эффективной государственной национальной политики и гармонизации межнациональных отношений Постановлением Государственного Совета Республики Коми от 10 октября 1996 г. № 1-7/27 утверждена Концепция государственной национальной политики Республики Коми. Реализация Концепции основывается на единстве позиций органов государственной власти Республики Коми и органов местного самоуправления муниципальных образований в республике, различных политических и общественных организаций, прежде всего национально-культурной ориентации.
Реализация Комплексной целевой программы государственной национальной политики Республики Коми на 1997 - 1999 годы обеспечила дальнейшее развитие правовой базы государственной национальной политики, предоставила возможность более полной реализации конституционных прав граждан Республики Коми на сохранение и развитие родных языков, культур и традиций. Получили развитие новые формы национально-культурной автономии на основе Закона Республики Коми "О национально-культурной автономии". Повысилась роль представителей национально-культурных объединений в развитии связей Республики Коми с республиками и государствами, являющимися их этнической родиной. В ряде городов и районных центров созданы центры национальных культур. Больше внимания стало уделяться решению проблем социально-экономического развития народов, проживающих в Республике Коми.
Вместе с тем, выявилась необходимость дальнейшего совершенствования правовой базы развития межнациональных отношений, особенно с учетом принятых новых норм международного права и российских законодательных актов, а также с учетом национальных аспектов решения вопросов социально-экономического развития народов. Требует развития система национального образования, возникла потребность в создании информационной системы в области национальной политики, определении конкретных мер поддержки национально-культурных автономий.
Настоящая Программа позволит обеспечить дальнейшую реализацию национальной политики на основе комплексного подхода к решению национальных проблем, развития положительных процессов в социально-экономической сфере и в сфере межнациональных отношений, государственной поддержки объединений национально-культурной ориентации наряду с дальнейшим развитием их самостоятельности.
Оценка сложившейся ситуации.
Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 г. № 387 "О подготовке и проведении Международного десятилетия коренных народов мира" в Республике Коми реализуются Мероприятия по подготовке и проведению Международного десятилетия коренных народов мира на 1995 - 2001 годы (II этап), утвержденные Указом Главы Республики Коми от 18 января 1999 г. № 11. За это время проведена значительная работа по решению проблем народов, проживающих на территории Республики Коми. Приняты Указы Главы Республики Коми от 25 августа 1997 г. № 235 "О Мероприятиях по социальной защите коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Республики Коми" и от 6 июля 1998 г. № 239 "О реализации решений V Съезда коми народа", действует Программа развития оленеводства в Республике Коми и социальной защиты населения, занятого в этой отрасли, на 1998 - 2000 годы, утвержденная Указом Главы Республики Коми от 1 июня 1998 г. № 199. Развивается правовая база, обеспечивающая становление гражданского общества, совершенствование межнациональных отношений.
Проведение национальной политики Республики Коми в соответствии с Комплексной целевой программой реализации государственной национальной политики на 1997 - 1999 годы, утвержденной Указом Главы Республики Коми от 3 марта 1997 г. № 44, позволило обеспечить предпосылки для сохранения и развития национальных культур и традиций народов, проживающих на территории Республики Коми.
В Республике Коми действуют школы и классы с изучением родного языка - немецкого, украинского, татарского. Широкое распространение получила система национального внешкольного образования, в том числе и для взрослых. Увеличилось число национальных фольклорных коллективов. Развивается практика организации летнего отдыха детей на этнической родине с изучением родного языка, действуют профильные лагеря: для учащихся с изучением коми языка и культуры - "Радлун", немецкого языка - "Киндерланд". Проводятся местные и республиканские дни национальных культур и праздники. Широкую популярность завоевал республиканский фестиваль национальных культур "Многоцветье Республики Коми". Все чаще выходят радио- и телепередачи, отражающие жизнь народов различных национальностей, проживающих на территории Республики Коми.
Важное место в практической реализации Концепции государственной национальной политики Республики Коми занимают центры национальных культур и этнопедагогические центры, обеспечивающие материальную базу для развития языка и культуры народов, проживающих в Республике Коми. Такие центры созданы в городах Сыктывкаре, Ухте, Инте, Печоре, Сосногорске, Эжвинском, Корткеросском, Усть-Вымском, Койгородском и ряде других районов. На базе центров проводятся мероприятия, организуются кружки по изучению языков, создаются фольклорные коллективы.
С принятием Закона Республики Коми "О национально-культурной автономии в Республике Коми" сформировалось 7 национально-культурных автономий, объединяющих около 200 тысяч граждан различных национальностей. При Министерстве по делам национальностей Республики Коми создан Консультативный совет по делам национально-культурных автономий.
Вместе с тем, многие проблемы национально-культурного развития народов, проживающих в Республике Коми, не решаются в силу экономических причин, низкого уровня жизни населения, проблем социального характера, решению которых необходимо уделить больше внимания.
В социально-экономической сфере национальный аспект связан с формированием двух основных секторов экономики: добывающего и традиционного - сельскохозяйственного. Проводимые в стране реформы привели к тому, что уровень социально-экономического развития городских и сельских районов республики в настоящее время существенно отличается.
Из-за специфики хозяйствования в наиболее сложном положении оказались коренной народ республики - коми и представители коренных малочисленных народов Севера. В частности, в сельских районах республики, где проживает основная часть коми народа, безработица выше среднереспубликанского уровня. Уровень зарегистрированной безработицы в Усть-Куломском, Корткеросском, Удорском, Троицко-Печорском и Ижемском районах составил в 1999 г. от 8,4 до 11,3% при среднереспубликанском показателе 4,3%. Среднемесячная заработная плата одного работника в Ижемском районе составила 1068 рублей, в г. Усинске - 3908 рублей.
Практически прекратило существование государственное торговое и бытовое обслуживание сельского населения. Имеются проблемы в медицинском обслуживании населения, живущего в труднодоступных и экстремальных условиях. Благоустройство жилищ сельского населения значительно отстает от городского.
Выпускникам сельских школ сложнее поступать в ВУЗы, в то время как на селе не хватает квалифицированных специалистов в области образования, здравоохранения и культуры. В рыночных условиях село также испытывает дефицит в квалифицированных специалистах в области экономики, менеджмента, юриспруденции и сельского хозяйства.
Более половины сельских малочисленных населенных пунктов не имеют ни одного телефона, неуклонно снижается количество радиоточек. Уменьшилось количество строящихся объектов социально-культурного назначения, а число имеющихся сокращается. В республике идет активное строительство автомобильных дорог, в то же время ухудшилось транспортное сообщение внутри районов, что снижает эффективность решения социального блока проблем жителей села. Не получили должного развития традиционные народные промыслы.
Медленными темпами идет возобновление системы закупки у населения сельскохозяйственной продукции, даров леса и их переработки, не развивается фермерское движение.
В республике, в целом, выстраивается система социальной помощи малоимущим, инвалидам, ветеранам, в то же время не в каждом районе она достигает адресата. В особой заботе нуждаются пожилые люди.
Идет активная работа по переселению северян. В этом вопросе стали учитываться интересы разных национальностей, началось строительство квартир в Татарстане и Башкортостане. Подобную практику необходимо продолжить.
Особого внимания требует положение коренных малочисленных народов Севера (ненцев, хантов, манси). Экономический кризис подорвал продовольственное и материально-техническое снабжение, а также национально-культурное развитие этих народов. В связи с этим предполагается продолжить работу по дальнейшему развитию и содержанию факторий в Большеземельской тундре, оказанию помощи в организации доставки детей оленеводов к месту учебы, помощь в период распутицы.
Таким образом, основные программные мероприятия направлены на реализацию национальных аспектов социально-экономического развития народов, проживающих в Республике Коми, государственную поддержку развития традиционных народных ремесел и промыслов, совершенствование правовой базы национальной политики, развитие национальных культур, взаимодействие органов государственной власти и национальных сообществ в целях обеспечения стабильных межнациональных отношений.
Цели и задачи Программы
Основная цель Программы - создание экономических, политических, правовых, социально-культурных условий и гарантий для развития всех народов, проживающих на территории Республики Коми, в соответствии с Конституцией Республики Коми и Концепцией государственной национальной политики Республики Коми.
Задачи Программы:
обеспечение общественного согласия, социальной стабильности, гармоничных межнациональных отношений;
создание условий для социально-экономического развития народов, проживающих на территории Республики Коми;
объединение усилий всех звеньев государственной системы, структур гражданского общества, представителей различных конфессий для достижения межнационального мира и согласия, утверждения принципов взаимопонимания между людьми различных национальностей и вероисповеданий;
решение социально-экономических, государственно-правовых задач, обеспечивающих развитие государственности Республики Коми;
совершенствование законодательства Республики Коми с учетом принципов национальной политики Республики Коми;
повышение уровня жизни населения, обеспечение нормального функционирования всех сфер жизнеобеспечения.
Сроки реализации Программы
Сроки реализации Программы: 2000 - 2003 годы.
Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется из средств республиканского бюджета Российской Федерации, республиканского бюджета Республики Коми, местных бюджетов и собственных средств. Средства республиканского бюджета Республики Коми направляются через Министерство по делам национальностей Республики Коми. Министерство ежегодно готовит предложения по финансированию мероприятий Программы за счет средств республиканского бюджета Республики Коми.
Объем финансирования, необходимый для реализации Программы, за счет бюджетов всех уровней, а также внебюджетных средств указан в таблицах 1, 2.
Объем финансирования из республиканского бюджета Республики Коми составляет 23862 тыс. рублей, из них по годам:
(тыс. руб. на 1 августа 1999 г.)
-------------T------------T------------T------------T------------¬
¦ 2000 год ¦ 2001 год ¦ 2002 год ¦ 2003 год ¦ Всего ¦
+------------+------------+------------+------------+------------+
¦ 1500,0 ¦ 5498,0 ¦ 8012,0 ¦ 8852,0 ¦ 23862,0 ¦
L------------+------------+------------+------------+-------------
Ожидаемая оценка социально-экономической
эффективности Программы
Программа реализации государственной национальной политики Республики Коми на 2000 - 2003 годы позволит обеспечить дальнейшую реализацию национальной политики на основе комплексного подхода к решению национальных проблем, повышения благосостояния народов, их социально-экономического развития, совершенствования межнациональных отношений, государственной поддержки объединений национально-культурной ориентации наряду с дальнейшим развитием их самостоятельности. Комплексность Программы обеспечивается взаимосвязанностью всех ее разделов, включением в нее наряду с мероприятиями по решению проблем национально-культурного развития народов различных национальностей, проживающих в Республике Коми, мероприятий по их социально-экономическому развитию.
Механизм реализации Программы
В целях реализации Программы Министерство по делам национальностей Республики Коми обеспечивается финансовыми ресурсами в объемах, устанавливаемых Законом Республики Коми о республиканском бюджете Республики Коми на очередной финансовый год. Министерство по делам национальностей ежегодно разрабатывает планы программных мероприятий, при необходимости заключает договоры с исполнителями мероприятий Программы.
Организация управления Программой
и контроля за ходом ее реализации
Координацию деятельности органов исполнительской власти Республики Коми и иных исполнителей по реализации Программы осуществляет Министерство по делам национальностей Республики Коми. Министерство уточняет показатели и затраты по программным мероприятиям, исполнителей, механизм реализации, при необходимости в установленном порядке вносит предложения об изменении или продлении срока реализации программных мероприятий, ежеквартально и по итогам года направляет на рассмотрение Главы Республики Коми и в Министерство экономики Республики Коми справочную и аналитическую информацию о выполнении Программы.
ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Раздел I. Развитие правовой базы реализации
государственной национальной политики Республики Коми
В ходе выполнения Комплексной целевой программы реализации государственной национальной политики Республики Коми в 1997 - 1999 годах созданы основы правовой базы развития народов, проживающих в Республике Коми. В соответствии с Концепцией государственной национальной политики Республики Коми принят Закон Республики Коми "О национально-культурной автономии", внесены изменения в Закон Республики Коми "О некоторых особенностях налогообложения субъектов малого предпринимательства".
Вместе с тем, в этот период выявилась необходимость совершенствования и развития правовой базы, обеспечивающей становление гражданского общества и активную государственную поддержку, направленную на создание условий для свободного и равноправного развития народов, проживающих в Республике Коми, совершенствования межнациональных отношений.
Основными программными мероприятиями данного раздела являются создание правовой основы государственной поддержки развития традиционных народных ремесел и промыслов, совершенствование правовой базы национально-культурной автономии, развитие национальных культур, взаимодействие органов государственной власти и национальных сообществ в целях обеспечения стабильных межнациональных отношений в сфере социально-экономического развития народов.
Раздел II. Экономические основы национальной политики
Республики Коми
(в ред. Указов Главы РК от 24.08.2000 № 349;
от 04.04.2001 № 159)
Одной из основных целей государственной национальной политики Республики Коми является создание социально-экономических условий для развития всех народов, проживающих на территории Республики Коми.
Основной задачей данного раздела Программы является решение социально-экономических проблем с учетом национальной специфики, повышение уровня жизни и благосостояния населения Республики Коми через:
создание условий для преодоления спада и обеспечения роста объемов производства в базовых отраслях экономики Республики Коми;
развитие предпринимательства и малого бизнеса;
обеспечение социальных гарантий в области занятости и охраны труда граждан, социальной защиты, в сфере охраны здоровья населения, образования, жилищно-коммунального обслуживания и экологической безопасности;
кадровое обеспечение.
<1> В 2000 - 2001 годах финансирование за счет республиканского бюджета Республики Коми предусмотрено за счет средств на реализацию Мероприятий по проведению международного десятилетия коренных народов мира на 1999 - 2001 годы (Указ Главы Республики Коми от 18 января 1999 г. № 11).
<1> Финансирование мероприятий в пределах средств республиканского бюджета Республики Коми, выделяемых на реализацию Программы поддержки занятости сельского населения Республики Коми на 1999 - 2000 годы, утвержденную Указом Главы Республики Коми от 12 октября 1999 г. № 418.
<1> Финансирование осуществляется в пределах средств республиканского бюджета Республики Коми, выделяемых на реализацию Указа Главы Республики Коми от 11 апреля 1997 г. № 95 "Об оказании адресной помощи населению Республики Коми".
<2> Финансирование осуществляется в пределах средств республиканского бюджета Республики Коми, выделяемых на реализацию Указа Главы Республики Коми от 11 апреля 1997 г. № 95 "Об оказании адресной помощи населению Республики Коми".
<3> Финансирование осуществляется в пределах средств республиканского бюджета Республики Коми, выделяемых на реализацию Указа Главы Республики Коми от 25 января 1999 г. № 20 "Об утверждении программы социально-экономического развития Троицко-Печорского района на 1999 - 2000 годы".
<1> Финансирование осуществляется в пределах средств республиканского бюджета Республики Коми, выделяемых на реализацию Указа Главы Республики Коми от 9 августа 1996 г. № 225 "О государственной программе социальной защиты ветеранов войны и труда Республики Коми на 1996 - 2000 годы".
<1> Финансирование осуществляется в пределах средств республиканского бюджета Республики Коми, выделяемых на реализацию Указа Главы Республики Коми от 9 августа 1996 г. № 225 "О государственной программе социальной защиты ветеранов войны и труда Республики Коми на 1996 - 2000 годы".
<2> В соответствии с Федеральной целевой программой экономического и социального развития Республики Коми на 1998 - 2005 годы, раздел "Здравоохранение".
<3> В соответствии с Федеральной целевой программой экономического и социального развития Республики Коми на 1998 - 2005 годы, раздел "Здравоохранение".
<1> Финансирование осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, предусмотренных на реализацию мероприятий по оздоровлению предприятий-должников и предотвращению негативных последствий банкротства, в том числе на подготовку специалистов по антикризисному управлению.
(тыс. руб.)
----------------------------------T-----T-----T-----T-----T------¬
¦ Источники финансирования ¦2000 ¦2001 ¦2002 ¦2003 ¦Всего ¦
¦ ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ ¦
+---------------------------------+-----+-----+-----+-----+------+
¦Федеральный бюджет ¦270,0¦250,0¦250,0¦230,0¦1000,0¦
¦Республиканский бюджет Республики¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Коми ¦110,0¦710,0¦280,0¦280,0¦1320,0¦
¦Местные бюджеты ¦780,0¦835,0¦835,0¦835,0¦3285,0¦
¦Привлеченные средства (средства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦предприятий и т.д.) ¦300,0¦350,0¦350,0¦350,0¦1350,0¦
L---------------------------------+-----+-----+-----+-----+-------
Раздел III. Мероприятия по проведению Международного
десятилетия коренных народов мира
(в ред. Указа Главы РК от 24.08.2000 № 349)
Мероприятия по проведению Международного десятилетия коренных народов мира осуществляются во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 г. № 387 "О подготовке и проведении Международного десятилетия коренных народов мира". Цель мероприятий - участие в объявленном ООН Международном десятилетии коренных народов мира.
Проведение мероприятий в 2000 - 2003 годах предусматривает углубление и развитие системы национально-культурных и этнопедагогических центров, народных промыслов, приобщение детей к культурным ценностям коми народа, сохранение и развитие национальных культур коренных народов, развитие их образования, расширение связей с родственными народами.
Примечание. Финансирование мероприятий пунктов 2-13 в 2000 - 2001 годах осуществляется за счет средств, предусмотренных на реализацию Мероприятий по проведению Международного десятилетия коренных народов мира на 1999 - 2001 годы (Указ Главы Республики Коми от 18 января 1999 г. № 11).
(преамбула в ред. Указа Главы РК от 24.08.2000 № 349)
Раздел IV. Национально-культурное развитие народов,
проживающих в Республике Коми
(в ред. Указа Главы РК от 24.08.2000 № 349)
Реализация национальной политики в сфере национально-культурного развития народов, проживающих в Республике Коми, в соответствии с Комплексной целевой программой государственной национальной политики Республики Коми в 1997 - 1999 годы, утвержденной Указом Главы Республики Коми от 3 марта 1997 г. № 44, обеспечила предпосылки для сохранения и развития национальных культур и традиций народов, проживающих на территории Республики Коми.
Основными целями данного раздела Программы являются:
создание условий для дальнейшего развития национального образования;
создание условий для развития национальных культур;
создание системы мер, обеспечивающей сбор информации о народах, проживающих в Республике Коми;
расширение связей национальных объединений на основе взаимодействия с организациями на этнической родине, оказывающими им организационную и материальную поддержку.
Раздел V. Поддержка национально-культурных
автономий Республики Коми
(в ред. Указа Главы РК от 06.10.2003 № 218)
С принятием Закона Республики Коми "О национально-культурной автономии" в Республике Коми сформировалось 7 автономий, объединяющих около 200 тысяч граждан разных национальностей. Национально-культурные автономии имеют право на получение поддержки со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, необходимой для сохранения национальной самобытности, развития национального языка и культуры. Поддержка осуществлялась в форме оказания правовой помощи в регистрации национально-культурных автономий, проведении семинаров по вопросам деятельности национально-культурных автономий, создания Консультативного совета по делам национально-культурных автономий при Министерстве по делам национальностей Республики Коми, а также в форме финансовой поддержки социально значимых мероприятий.
Рост числа создаваемых национально-культурных автономий, специфика их деятельности и взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления ставят вопрос об организационной и материальной поддержке этих объединений.
Первоочередными мерами в этом направлении являются:
содействие в проведении национально-культурными автономиями мероприятий, направленных на сохранение народных традиций, национальных праздников, национальных языков;
содействие в проведении съездов и конференций общественных организаций, объединяющих представителей различных национальностей;
координация деятельности национально-культурных автономий, их участие в разработке и реализации программ сохранения и развития национальных языков и культур;
поддержка гуманитарных контактов национально-культурных автономий с общественными и государственными организациями на этнической родине.
Раздел VI. Создание системы центров
национальных культур
(в ред. Указов Главы РК от 24.08.2000 № 349;
от 04.04.2001 № 159; от 19.06.2001 № 252)
Особое место в практической реализации Концепции государственной национальной политики Республики Коми занимают центры национальных культур и этнопедагогические центры, обеспечивающие материальную базу для развития языка и культуры народов различных национальностей. Такие центры созданы в городах Сыктывкаре, Ухте, Инте, Печоре, Сосногорском, Эжвинском, Корткеросском, Усть-Вымском, Койгородском и ряде других районов. На базе этих центров проводятся мероприятия, организуются кружки по изучению языков, создаются фольклорные коллективы. Практически все они находятся в ведении муниципальных образований.
Однако, слабая материальная база, недостаточная методическая помощь, отсутствие подготовленных кадров, обладающих необходимыми знаниями в вопросах национальных культур, сдерживают развитие центров, снижают эффективность их работы.
С целью решения этих проблем планируется реализовать следующие основные задачи:
расширить функции Финно-угорского культурного центра Республики Коми как координирующего и методического национального центра, укрепить его материальную базу;
укрепить материально-техническую базу существующих центров и создать новые центры в местах компактного проживания представителей различных национальностей;
создать систему центров национальных культур, обеспечивающую их взаимодействие и укрепление связей с национально-культурными объединениями;
организовать подготовку и повышение квалификации специалистов для работы в центрах национальных культур.