Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







[СТАТЬЯ (Юридический отдел УМНС РФ по РК, "Все для Вас", № 57, 2003 г.)]
"О ПРИМЕНЕНИИ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА"

Официальная публикация в СМИ:
"Все для Вас", 03.09.2003, № 57
"Все для Вас", 10.09.2003, № 59






УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

О ПРИМЕНЕНИИ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ
ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

С вступлением в силу с 01.07.02 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) применение мер ответственности за нарушения валютного законодательства и производство по делам об этих нарушениях осуществляются в соответствии с Кодексом.
Статьей 28.3 Кодекса установлено, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
В соответствии с частью 1 статьи 23.60 Кодекса к компетенции органов валютного контроля отнесено рассмотрение дел об административных правонарушениях в области валютного законодательства, предусмотренных статьей 15.25 Кодекса.
Таким образом, должностными лицами органов валютного контроля составляются протоколы и рассматриваются дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.25 Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 23.60 Кодекса рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов валютного контроля вправе руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля.
В территориальных органах МНС России право рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.25 Кодекса, предоставлено только руководителям налоговых органов.
Частью 1 статьи 15.25 Кодекса установлена административная ответственность за осуществление валютных операций без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), либо с нарушением требований (условий, ограничений), установленных специальным разрешением (лицензией), а равно с использованием заведомо открытых с нарушением установленного порядка счетов резидентов в кредитных организациях за пределами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона Российской Федерации от 09.10.92 № 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон) валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляются в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации. Исключение составляют валютные операции, перечисленные в абзацах 3 - 6 пункта 2 статьи 6 Закона, которые осуществляются без ограничений.
В настоящее время Банком России для осуществления валютных операций, связанных с движением капитала, установлен либо разрешительный порядок, требующий обязательного получения разрешения (лицензии) Банка России или его территориального органа, либо уведомительный порядок, не предусматривающий получение такого разрешения (лицензии).
На основании абзаца 7 пункта 2 статьи 6 Закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.09.02 № 699 утверждены Правила выдачи резидентам разрешений на отсрочку платежа на срок более 90 дней по экспорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) (далее - Правила) и установлено, что с 01.09.02 предоставление отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) вне зависимости от даты заключения внешнеторговой сделки (контракта) допускается только при наличии разрешения, выдаваемого в соответствии с Правилами.
Разрешения на предоставление отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), выданные резидентам Банком России, действуют до окончания указанных в них сроков либо до завершения операций, предусмотренных этими разрешениями.
Таким образом, осуществление валютных операций, связанных с движением капитала, без соответствующих разрешений Банка России или без разрешения, выданного в соответствии с Правилами, или нарушение установленного соответствующим разрешением порядка проведения валютных операций является основанием для привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона резиденты могут иметь счета в иностранной валюте в банках за пределами Российской Федерации в случаях и на условиях, устанавливаемых Центральным банком Российской Федерации.
Порядок открытия счетов в иностранной валюте в банках за пределами Российской Федерации установлен: Положением Центрального банка Российской Федерации от 16.10.02 № 200-П "О порядке открытия и ведения юридическими лицами-резидентами счетов в иностранной валюте за пределами Российской Федерации для расчетов по договорам международного строительного подряда" (далее - Положение Банка России № 200-П); Положением Центрального банка Российской Федерации от 16.10.02 № 201-П "О порядке открытия и ведения юридическими лицами-резидентами счетов в иностранной валюте за пределами Российской Федерации для обслуживания деятельности их представительств" (далее - Положение Банка России № 201-П); инструкцией Центрального банка Российской Федерации от 29.08.01 № 100-И "О счетах физических лиц - резидентов в банках за пределами Российской Федерации"; Указанием Центрального банка Российской Федерации от 03.08.01 № 1010-У "О перечне иностранных государств (территорий) и их валют, не являющихся свободно конвертируемыми, в которых резиденты могут в уведомительном порядке открывать счета за пределами Российской Федерации для обеспечения расчетов по договорам международного строительного подряда".
При рассмотрении дел об административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.25 Кодекса в части осуществления валютных операций с использованием заведомо открытых с нарушением установленного порядка счетов резидентов в кредитных организациях за пределами Российской Федерации, необходимо учитывать, что правонарушением является не сам факт открытия счета резидента в банке за пределами Российской Федерации с нарушением установленного Банком России порядка, а использование такого счета для осуществления валютных операций.
На основании пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 21.11.95 № 1163 "О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации" (далее - Указ Президента Российской Федерации № 1163) импортеры-резиденты, заключившие (или от имени которых заключены) сделки, предусматривающие перевод из Российской Федерации иностранной валюты в целях приобретения товаров, обязаны ввезти товары, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств в иностранной валюте, либо обеспечить возврат этих средств в сумме не менее ранее переведенной в течение 180 календарных дней с даты оплаты товаров, если иное не установлено Центральным банком Российской Федерации.
Неисполнение в установленный срок обязанности по ввозу на территорию Российской Федерации товаров, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств, либо невозврат в установленный срок переведенной за эти товары суммы денежных средств является основанием для привлечения импортера - резидента к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.25 Кодекса.
При рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 15.25 Кодекса, необходимо учитывать факт принятия или непринятия импортером-резидентом мер по исполнению возложенных на него обязанностей.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации № 1163 штрафные санкции не налагаются в подтвержденных соответствующими документами случаях, если товары в момент, когда риски несла российская сторона, оказались уничтоженными, безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимой силы, недостачи, произошедшей в силу естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения, либо товары выбыли из владения российской стороны вследствие неправомерных действий органов или должностных лиц иностранного государства, либо возврат переведенной в оплату товаров суммы оказался невозможным вследствие действия непреодолимой силы или неправомерных действий органов или должностных лиц иностранного государства.
Частью 4 статьи 15.25 Кодекса установлена ответственность за несоблюдение установленного порядка ведения учета, составления и представления отчетности по валютным операциям, а равно нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона резиденты обязаны уведомить налоговые органы по месту своего учета об открытии счетов в иностранной валюте, не являющейся свободно конвертируемой валютой, в банках за пределами территории Российской Федерации для расчетов по договорам международного строительного подряда и ежемесячно отчитываться перед налоговыми органами о движении денежных средств на этих счетах с приложением банковских выписок по таким счетам.
Порядок представления сведений о вышеназванных счетах, а также отчета о движении средств по указанному счету установлен Положением Банка России 200-П.
Кроме того, Положением Банка России № 201-П установлен порядок представления сведений о счетах представительств юридических лиц - резидентов за пределами Российской Федерации, а также отчета о движении денежных средств на счетах представительств.
Нарушение установленного Положениями Банка России № 200-П и 201-П порядка представления отчетности по соответствующим счетам является основанием для привлечения к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 15.25 Кодекса.
В соответствии с пунктом 80 части 2 статьи 28.3 Кодекса должностным лицам органов и агентов валютного контроля предоставлено право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 16.17, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6 и 19.7 Кодекса.
В соответствии со статьей 23.8 Кодекса дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 16.17 Кодекса, рассматривают таможенные органы.
На основании статьи 23.1 Кодекса дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6 и 19.7 Кодекса, рассматриваются судьями.
Таким образом, при выявлении в ходе осуществления валютного контроля правонарушений, предусмотренных статьей 16.17, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6 и 19.7 Кодекса, налоговыми органами составляется соответствующий протокол, который в соответствии с частью 1 статьи 28.8 Кодекса в течение суток с момента составления направляется соответственно в таможенные органы или судье для рассмотрения дела об административном правонарушении.

Юридический отдел


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru