Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного Суда РК от 15.07.2003
"ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПУНКТА 10 СТАТЬИ 19 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ КОМИ № 12-РЗ ОТ 25 МАРТА 1996 ГОДА "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ" В СВЯЗИ С ЗАПРОСОМ ВУКТЫЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ"

Официальная публикация в СМИ:
"Республика", 29.07.2003, № 147
"Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми", 27.04.2004, № 4, ст. 3153






КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июля 2003 года

ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ
ПУНКТА 10 СТАТЬИ 19 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ КОМИ № 12-РЗ
ОТ 25 МАРТА 1996 ГОДА "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ
РЕСПУБЛИКИ КОМИ" В СВЯЗИ С ЗАПРОСОМ ВУКТЫЛЬСКОГО
ГОРОДСКОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Конституционный Суд Республики Коми в составе председательствующего Ю.В.Гаврюсова, судей Л.В.Батмановой, Т.А.Кырнышевой, П.Ф.Пунегова, С.Г.Толстова,
руководствуясь частью третьей статьи 96 Конституции Республики Коми, пунктом 2 части первой статьи 3, статьями 32, 96 - 98 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности пункта 10 статьи 19 Закона Республики Коми от 25 марта 1996 года "О государственной службе Республики Коми".
Поводом к рассмотрению дела явился запрос Вуктыльского городского суда Республики Коми о проверке конституционности пункта 10 статьи 19 Закона Республики Коми от 25 марта 1996 года "О государственной службе Республики Коми".
Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Коми содержащаяся в нем норма, подлежащая применению в конкретном деле, а также практика ее правоприменения государственными органами в Республике Коми.
Заслушав сообщение судьи-докладчика П.Ф.Пунегова, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Коми

установил:

1. Вуктыльский городской суд Республики Коми обратился в Конституционный Суд Республики Коми с запросом о проверке конституционности пункта 10 статьи 19 Закона Республики Коми от 25 марта 1996 года "О государственной службе Республики Коми". В запросе ставится вопрос о том, соответствует ли норма, устанавливающая право членов семьи умершего государственного служащего на доплату к пенсии по случаю потери кормильца, а также практика ее применения, Конституции Республики Коми.
Как следует из представленных материалов, в Вуктыльский городской суд Республики Коми обратилась Н.И.Зорина, вдова государственного служащего, с требованием о назначении доплаты к пенсии по случаю потери кормильца - ее умершего мужа. Право на такую доплату членам семьи умершего государственного служащего предусмотрено пунктом 10 статьи 19 Закона Республики Коми от 25 марта 1996 года "О государственной службе Республики Коми". Ранее в установлении указанной доплаты ей было отказано администрациями муниципального образования "Город Вуктыл" и Главы Республики Коми на том основании, что механизм реализации оспариваемой правовой нормы не разработан.
Согласно статье 68 (часть 3) Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" Конституционный Суд выносит постановления и определения только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, конституционность которого подвергается сомнению в обращении. При этом суд не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении.
Таким образом, предметом рассмотрения по данному делу является положение пункта 10 статьи 19 Закона Республики Коми от 25 марта 1996 года "О государственной службе Республики Коми" в том его понимании, насколько конституционно обоснованно эта норма предоставляет право членам семей умерших государственных служащих на получение доплат к пенсиям по случаю потери кормильца. В связи с этим проверке подлежит и конституционность правоприменения этой нормы государственными органами Республики Коми.
2. В соответствии с Конституцией Республики Коми (статья 64, пункт "ж" части 1) социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и Республики Коми. На основании статей 64 (часть 2) и 65 (часть 1) Конституции Республики Коми по предметам совместного ведения издаются федеральные законы, в соответствии с которыми Республика Коми осуществляет собственное правовое регулирование. Законы и иные правовые нормативные акты Республики Коми не могут противоречить федеральным законам.
Федеральный закон от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (статья 7, пункт 4) предоставил право устанавливать условия назначения пенсий государственным служащим субъектов Российской Федерации за счет средств субъекта законами и иными нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Содержащееся в пункте 10 статьи 19 Закона Республики Коми от 25 марта 1996 года "О государственной службе Республики Коми" нормативное положение предусматривает право членов семьи умершего государственного служащего Республики Коми на получение доплат к пенсии по случаю потери кормильца. Размеры, условия, порядок назначения и выплаты указанной доплаты определяются Главой Республики Коми.
Специфика государственной службы Республики Коми как профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов предопределяет особый правовой статус государственных служащих в трудовых отношениях. Регламентируя правовое положение государственных служащих, порядок поступления на государственную службу и ее прохождения, государство вправе устанавливать в этой сфере и особые правила, которые могут носить и ограничительный характер - запрещение заниматься определенными видами деятельности, возрастной ценз и т.п. Установление таких правил (специальных требований), обусловленных задачами, принципами организации и функционирования государственной службы, целью обеспечения поддержания высокого уровня ее отправления, особенностями деятельности лиц, исполняющих обязанности по государственной должности государственной службы, не может рассматриваться как нарушение права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, гарантированных статьей 38 (часть 1) Конституции Республики Коми, либо как не согласующееся с предписаниями статьи 18 (часть 3) Конституции Республики Коми ограничение этих прав.
Принцип равенства, закрепленный в статье 17 (части 1 и 2) Конституции Республики Коми, не препятствует законодателю при осуществлении правового регулирования труда (прохождения службы) устанавливать различия в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям, если эти различия являются объективно оправданными, обоснованными и соответствуют конституционно значимым целям. Такие различия, основанные на специфических (квалификационных) требованиях, связанных с определенной работой, согласно пункту 2 статьи 1 Конвенции МОТ № 111 не считаются дискриминацией.
Вместе с тем законодатель вправе вводить дополнительные гарантии и льготы для лиц с особым родом деятельности, в частности, для государственных служащих и членов их семей. Такие меры призваны компенсировать ущерб, наносимый принципу равенства введением отдельных ограничений их прав и свобод.
Конституция Республики Коми гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (статья 40, части 1 и 2). В рассматриваемом конституционном смысле и в системном единстве с нормами международного права и федерального законодательства содержащееся в пункте 10 статьи 19 Закона Республики Коми от 25 марта 1996 года "О государственной службе Республики Коми" нормативное положение, предусматривающее право членов семьи умершего государственного служащего Республики Коми на получение доплат к пенсии по случаю потери кормильца, является обоснованным, соответствующим Конституции Республики Коми, ее статьям 17 (части 1 и 2), 18 (часть 3), 40 (части 1 и 2).
3. Рассматриваемое в настоящем деле нормативное положение, содержащееся в пункте 10 статьи 19 Закона Республики Коми от 25 марта 1996 года "О государственной службе Республики Коми" и предусматривающее право членов семьи умершего государственного служащего Республики Коми на получение доплат к пенсии по случаю потери кормильца, как видно из представленных в суд материалов, не имеет правового механизма реализации. Разработка такого механизма этой же нормой поручена Главе Республики Коми.
Из Конституции Республики Коми (статья 65, часть 2) следует, что законы Республики Коми, принятые в пределах своих полномочий, на территории Республики Коми имеют прямое действие и обязательны к исполнению всеми физическими и юридическими лицами. Неисполнение органами исполнительной власти Республики Коми следуемой из Закона обязанности установления размеров, условий, порядка назначения и выплаты доплат к пенсиям по случаю потери кормильца членам семьи умершего государственного служащего является дискриминационным правоприменением в отношении указанных лиц. Отсутствие механизма реализации права, предусмотренного проверяемым нормативным положением, по существу отменяет само право. Из представленных в суд документов видно, что Н.И.Зориной было отказано в установлении доплат к пенсии именно по причине отсутствия такого механизма. Существующее положение противоречит провозглашенному Конституцией Республики Коми (часть 1 статьи 4) приоритету прав и свобод человека, которые являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, а также деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 16).
Таким образом, анализ правоприменения (по своему характеру - отказного) нормы, изложенной в пункте 10 статьи 19 Закона Республики Коми от 25 марта 1996 года "О государственной службе Республики Коми", позволяет сделать вывод о нарушении статей 4 (часть 1), 16 и 65 (часть 2) Конституции Республики Коми, как ущемляющем законные права и интересы граждан.
4. В соответствии со статьей 57 Конституции Республики Коми каждый имеет право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Это конституционное положение, как универсальный способ защиты нарушенных прав, является основой для применения компенсаторных механизмов для устранения последствий обнаруженных нарушений и предполагает государственные гарантии от любого претерпевания, причиненного лицу публичной властью. Поскольку по вине исполнительной власти Республики Коми правовое регулирование установления размеров, условий и порядка выдачи доплат к пенсиям по случаю потери кормильца членам семьи умершего государственного служащего не было осуществлено своевременно (с 1996 года), чем был причинен вред конкретным гражданам в виде убытков в форме неполученных доходов, то Конституционный Суд Республики Коми полагает возможным предложить Главе Республики Коми в трехмесячный срок произвести соответствующее правовое регулирование проверяемого нормативного положения, с приданием ему обратной силы.
В случае, если соответствующий нормативный акт не будет своевременно принят Главой Республики Коми, лица, имеющие право на получение доплат к пенсии на основании пункта 10 статьи 19 Закона Республики Коми от 25 марта 1996 года "О государственной службе Республики Коми", могут защитить свои права в суде общей юрисдикции. При этом, как следует из статей 15 (часть 1), 16 и 50 Конституции Республики Коми, а также из статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, правосудие должно отвечать требованиям справедливости и обеспечивать эффективное восстановление в правах, а судебная защита должна быть полной. Это предполагает не только возможность каждого обратиться в суд, но и обязанность суда вынести справедливое и обоснованное решение. В отсутствие регламентации размера и порядка выдачи доплат к пенсиям по потере кормильца по указанному выше Закону суды должны находить адекватные формы и способы защиты прав граждан. К таковым можно отнести применение аналогии права и закона, а также гражданского законодательства о возмещении убытков (соответственно статьи 6, 15 и 16 Гражданского кодекса Российской Федерации), поскольку эти нормы находятся в системном единстве со статьей 57 Конституции Республики Коми и статьей 53 Конституции Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 (части 2 и 3) Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" Конституционный Суд Республики Коми решает исключительно вопросы права и при осуществлении судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов. Таким образом, Конституционный Суд Республики Коми не предрешает решение Вуктыльского городского суда Республики Коми по иску Н.И.Зориной. Установление юридически значимых обстоятельств по конкретному делу, рассматриваемому в порядке гражданского судопроизводства, находится в исключительной компетенции суда общей юрисдикции.
На основании изложенного, руководствуясь частью третьей статьи 96 Конституции Республики Коми, частью первой статьи 66, частями первой, второй, третьей и четвертой статьи 68, статьями 69, 80, 94, 96 - 98 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", Конституционный Суд Республики Коми

постановил:

1. Признать пункт 10 статьи 19 Закона Республики Коми от 25 марта 1996 года "О государственной службе Республики Коми", предусматривающий право членов семьи умершего государственного служащего Республики Коми на получение доплат к пенсии по случаю потери кормильца, соответствующим Конституции Республики Коми, ее статьям 17 (части 1 и 2), 18 (часть 3), 40 (части 1 и 2).
2. Признать сложившуюся практику правоприменения пункта 10 статьи 19 Закона Республики Коми от 25 марта 1996 года "О государственной службе Республики Коми" государственными органами Республики Коми не соответствующей статьям 4 (часть 1), 16 и 65 (часть 2) Конституции Республики Коми.
3. Предложить Главе Республики Коми в трехмесячный срок в соответствии с пунктом 10 статьи 19 Закона Республики Коми от 25 марта 1996 года "О государственной службе Республики Коми" определить размеры, условия, порядок назначения и выплаты доплат к пенсии членам семьи умершего государственного служащего Республики Коми.
4. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
5. Постановление Конституционного Суда Республики Коми подлежит незамедлительному опубликованию в "Ведомостях нормативных актов органов государственной власти Республики Коми" и газете "Республика".

Конституционный Суд
Республики Коми


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru