Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







[СТАТЬЯ (Ю.Коношенко, "Все для Вас", № 32, 2003 г.)]
"АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"

Официальная публикация в СМИ:
"Все для Вас", 04.06.2003, № 32






УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Под административной ответственностью понимается форма юридической ответственности граждан и должностных лиц за совершенное ими административное правонарушение. В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
С 1 июля 2002 года полномочия в сфере государственной регистрации юридических лиц переданы налоговым органам Российской Федерации.
В соответствии с положением статьи 25 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (далее - Закон № 129-ФЗ) за непредставление или несвоевременное представление, или представление необходимых для включения в государственный реестр недостоверных сведений заявители и (или) юридические лица несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
За непредставление или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в соответствии с частью 3 статьи 14.25 КоАП РФ на должностных лиц юридического лица налагается предупреждение или административный штраф в размере 50 МРОТ.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ должностными лицами юридического лица являются руководители и другие работники юридического лица, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций. Таким образом, к административной ответственности на основании части 3 статьи 14.25 КоАП РФ может быть привлечен руководитель постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (директор, генеральный директор, президент и др.), кто осуществляет руководство деятельностью организации.
Должностным лицом регистрирующего органа при обнаружении данных о совершении административного правонарушения в срок, установленный частью 1 статьи 28.5 КоАП РФ, составляется протокол об административном правонарушении, являющийся доказательством по делу об административном правонарушении (часть 2 статьи 26.2 КоАП РФ). Данным протоколом устанавливаются сведения, характеризующие наличие или отсутствие события административного правонарушения.
Статьей 28.2 КоАП РФ предусмотрены требования к протоколу об административном правонарушении, где указано на тот факт, что протокол подписывается должностным лицом юридического лица, по отношению к которому возбуждено дело об административном правонарушении.
Дело об административном правонарушении должно быть рассмотрено в пятнадцатидневный срок со дня получения руководителем регистрирующего органа протокола об административном правонарушении и других материалов по делу, в соответствии с положениями главы 29 КоАП РФ.
Постановление о назначении административного наказания в связи с совершением противоправных действий (бездействия), предусмотренных частью 3 статьи 14.25 КоАП РФ, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела в порядке, установленном главой 30 КоАП РФ.
Часть 4 статьи 14.25 КоАП РФ предусматривает как административный штраф (в размере 50 МРОТ), так и дисквалификацию на срок до трех лет за представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложные сведения.
Дисквалификация - новый институт административного права. Она заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей (статья 3.11 КоАП РФ).
Кроме того, статьей 19.7 КоАП РФ предусмотрена ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, которая влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от 3 до 5 МРОТ; на юридических лиц - от 30 до 50 МРОТ.
В соответствии с абзацем вторым п. 3 статьи 26 Закона № 129-ФЗ непредставление в законодательно установленный шестимесячный срок указанных в нем сведений является основанием для принятия судом решения о ликвидации такого юридического лица согласно заявлению регистрирующего органа.
Таким образом, Законом № 129-ФЗ налоговым органам предоставлено право на предъявление требования о ликвидации юридического лица по основаниям, предусмотренным этим Законом.
Такое право предоставлено налоговым органам и статьей 31 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой налоговые органы вправе предъявлять в арбитражные суды иски о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Статьей 6 Закона № 129-ФЗ сведения, содержащиеся в государственном реестре, являются открытыми и общедоступными, за исключением паспортных данных физических лиц и их идентификационных номеров налогоплательщиков. Для обеспечения открытости и доступности сведения, содержащиеся в государственном реестре, подлежат размещению на сайтах УМНС России по субъектам Российской Федерации в сети Интернет.
Срок предоставления содержащихся в государственном реестре сведений устанавливается Правительством Российской Федерации и не может составлять более чем пять дней со дня получения регистрирующим органом соответствующего запроса. Отказ в предоставлении содержащихся в государственном реестре сведений не допускается. Условия получения сведений из государственного реестра установлены статьей 7 Закона № 129-ФЗ.
Частью 2 статьи 14.25 КоАП РФ предусмотрено, что незаконный отказ в предоставлении или несвоевременном представлении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, лицам, заинтересованным в получении такой информации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц, в размере от 10 до 20 МРОТ.
Следует указать также на то, что должностные лица органа, осуществляющего государственную регистрацию юридического лица, могут быть привлечены к административной ответственности исходя из части 1 статьи 14.25 КоАП РФ, которой предусмотрено, что несвоевременное или неточное внесение записей о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц влечет наложение административного штрафа на должностных лиц органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц, в размере от 10 до 20 МРОТ.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что вопрос административной ответственности за нарушение законодательства о регистрации юридических лиц жестко регламентирован в действующем Кодексе об административных правонарушениях и нарушение установленных норм приводит к достаточно негативным последствиям.

Референт налоговой службы
1 ранга
Ю.А.КОНОШЕНКО


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru