Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РАЗЪЯСНЕНИЕ Управления Министерства РФ по налогам и сборам по РК от 14.05.2003
"НЕУПЛАТА НАЛОГОВ И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

НЕУПЛАТА НАЛОГОВ И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Неисполнение налогоплательщиками возложенной на них законом обязанности по уплате налогов является одной из наиболее значимых проблем функционирования налоговой системы Российской Федерации.
Одним из важнейших направлений развития законодательства стало установление и совершенствование норм, регулирующих применение предупредительных мер, направленных на самостоятельное исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога.
Среди них необходимо выделить направление требования об уплате налога, которое в соответствии со ст. 69 НК РФ представляет собой направленное налогоплательщику, при наличии у него недоимки, письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплачивать в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Таким образом, требование об уплате налога является первоочередной мерой, дающей возможность налогоплательщику, не исполнившему обязанность по уплате налога или исполнившему эту обязанность ненадлежащим образом, самостоятельно устранить нарушение законодательства.
Анализ правоприменительной практики налоговых органов Республики Коми свидетельствует о достаточно высокой эффективности использования отмеченной предупредительной меры. Так, только за первый квартал 2003 года налогоплательщиками - должниками, после получения требований об уплате налогов, погашено 309796 тыс. рублей.
Несмотря на это, исполнение налогоплательщиками обязанности по уплате налогов в значительной мере осуществляется в принудительной форме. Так, за первый квартал 2003 года в результате принятия налоговыми органами республики комплекса принудительных мер по взысканию недоимки по налогам и сборам поступило 510258 тыс. рублей. Это объясняется тем, что законодательством о налогах и сборах предусмотрен четкий и последовательный правовой механизм принудительного исполнения обязанности по уплате налога.
Согласно ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, где открыты счета налогоплательщика (рублевые расчетные (текущие), валютные, депозитные) инкассового поручения (распоряжения) на перечисление налога в соответствующий бюджет и (или) внебюджетный фонд, которое подлежит безусловному исполнению банком.
Налоговый кодекс закрепил за налоговыми органами право применять меры, обеспечивающие исполнение решения о взыскании налога или сбора.
Так, для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, налоговый орган наделен правом приостанавливать операции по счетам налогоплательщика - организации в соответствии со ст. 76 НК РФ. Приостановление операций по счетам может быть применено также в случае непредставления организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение двух недель по истечении установленного срока представления такой декларации. В случае исполнения обязанности по уплате налогов и сборов налоговый орган принимает решение об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика в банках. При наличии неотмененного решения о приостановлении операций по счетам организация лишена права открывать новые счета.
Для обеспечения исполнения решения о взыскании налога налоговые органы в соответствии со ст. 77 НК РФ вправе производить арест имущества налогоплательщика - организации.
Арестом имущества признается действие налогового органа по ограничению права собственности налогоплательщика - организации в отношении его имущества. Арест может быть полным или частичным, необходимость которого определятся налоговым органом в каждом конкретном случае с учетом свойств имущества, значимости его для собственника или владельца, хозяйственного или иного использования и других факторов. При этом, полный арест отличается от частичного тем, что в первом случае организация не вправе распоряжаться арестованным имуществом, т.е. продавать, передавать или иным образом отчуждать, а во втором - распоряжаться может, но только с разрешения и под контролем налогового органа.
Решение об аресте имущества действует с момента наложения ареста до отмены этого решения уполномоченным должностным лицом органа налоговой службы, вынесшим такое решение, либо до отмены указанного решения вышестоящим налоговым органом.
В случае недостаточности или отсутствия денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента или отсутствия информации о счетах налогоплательщика или налогового агента налоговый орган обращает взыскание налога за счет имущества (ст. 47 НК РФ).
За невыполнение требования об уплате задолженности по налогам и сборам налоговые органы вправе привлекать должностных лиц предприятий - недоимщиков к административной ответственности, а также направлять материалы в правоохранительные органы с целью привлечения руководителей предприятий, имеющих задолженность по налогам, к уголовной ответственности, предусмотренной ст. 199 УК РФ.
Кроме того, для обеспечения исполнения обязанности налогоплательщиков по уплате лицензионных сборов (на розничную продажу алкогольной продукции, транспортные перевозки и т.д.) налоговые органы вправе направлять в лицензирующие и иные контролирующие органы ходатайства о приостановлении (аннулировании) действия лицензий (разрешений) у предприятий - должников.
В случае отсутствия у организации имущества или доходов, на которые может быть обращено взыскание, налоговый орган обращается в Территориальный орган ФСФО России с целью возбуждения процедуры банкротства. Так, за первый квартал 2003 года налоговые органы республики направили в ТО ФСФО России в Республике Коми для рассмотрения на Коллегии уполномоченных государственных представителей материалы для рассмотрения вопроса об инициировании процедуры банкротства в отношении 115 организаций - недоимщиков.
Согласно ст. 3 Федерального закона Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 № 127-ФЗ признаком банкротства является неспособность должника удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение 3-х месяцев с момента наступления даты их исполнения. Условием возбуждения в арбитражном суде производства по делу о банкротстве является соблюдение суммы требований. При этом достаточно, чтобы требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляли не менее 100 тысяч рублей, а к должнику - гражданину не менее 10 тысяч рублей.
Главная задача для налоговых органов - достичь максимальную эффективность поступлений налоговых платежей в бюджет и по возможности сохранить налогоплательщика, являющегося одним из источников пополнения бюджета. Если налогоплательщик не исполняет обязанности по уплате налогов, государство, в лице налоговых органов, применяет меры принудительного взыскания задолженности по схеме: обращение взыскания налога за счет денежных средств - арест имущества - взыскание налога за счет имущества - банкротство.

Отдел
принудительного
взыскания недоимки
Управления
МНС России
по Республике Коми


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru