Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Верховного суда РК от 25.02.2003 № 3-12/03
<О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩИМ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ, НЕДЕЙСТВУЮЩИМ И НЕ ПОДЛЕЖАЩИМ ПРИМЕНЕНИЮ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 31 МАЯ 1999 ГОДА № 25-РЗ "О ПЕРЕДАЧЕ ОРГАНАМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ ПО СОВЕРШЕНИЮ НОТАРИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ">

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 25 февраля 2003 г. № 3-12/03

Верховный Суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Белова Н.Е.,
при секретаре Добровольской Н.В.,
с участием прокурора Юдина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре, суде, 25 февраля 2003 года, дело по заявлению прокурора Республики Коми о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению Закона Республики Коми от 31 мая 1999 года № 25-РЗ "О передаче органам местного самоуправления государственных полномочий по совершению нотариальных действий",

установил:

Прокурор Республики Коми обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению Закона Республики Коми от 31 мая 1999 года № 25-РЗ "О передаче органам местного самоуправления государственных полномочий по совершению нотариальных действий", указывая, что субъекты Российской Федерации не обладают полномочиями по регулированию правоотношений в указанной сфере и оспариваемый Закон субъектом Российской Федерации принят с превышением полномочий.
В судебном заседании прокурор на заявлении настаивал и указал, что оспариваемый Закон регулирует правоотношения в сфере гражданского законодательства, а согласно Конституции Российской Федерации правоотношения в указанной сфере относятся к исключительному ведению Российской Федерации и, что право совершения нотариальных действий в населенных пунктах, где нет нотариусов, имеют только должностные лица органов исполнительной власти и этот порядок устанавливается Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий, утвержденных Министерством юстиции Российской Федерации.
Представитель Государственного Совета Республики Коми Юрова М.А. с заявлением прокурора Республики Коми не согласна и указала, что согласно пункту "л" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации нотариат находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и что в соответствии со статьей 12 Федерального закона "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" Республика Коми как субъект Российской Федерации вправе по данным правоотношениям осуществлять собственное правовое регулирование.
Глава Республики Коми о рассмотрении дела извещен надлежащим образом. Представитель Главы Республики Коми в судебное заседание не явился. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Главы Республики Коми.
Заслушав прокурора и представителя Государственного Совета Республики Коми Юрову М.А., исследовав материалы дела, суд в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 26, ст. 251, 252 ГПК РФ находит жалобу процессуально допустимой и подлежащей рассмотрению по существу.
Оценив фактические данные по делу в их взаимосвязи с предметом обжалования и нормами федерального законодательства, суд приходит к выводу, что заявление прокурора Республики Коми подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. ст. 15, 76 Конституции Российской Федерации, ст. 3 Федерального закона "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" и ст. 1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
Согласно части 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Анализ правовых норм Закона Республики Коми от 31 мая 1999 года № 25-РЗ "О передаче органам местного самоуправления государственных полномочий по совершению нотариальных действий" показывает, что оспариваемый Закон регулирует отношения, которые установлены нормами гражданского законодательства.
Согласно п. "о" ст. 71 Конституции Российской Федерации, ст. 3 Гражданского кодекса РФ гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.
Оспариваемый Закон Республики Коми вопросы организации деятельности нотариата не регулирует.
Нотариальные действия осуществляются нотариусами от имени Российской Федерации, а совершение ими действий, в частности, по удостоверению завещаний, доверенностей регулируется нормами Гражданского кодекса РФ.
Таким образом, субъекты Российской Федерации не обладают полномочиями по регулированию правоотношений в указанной сфере деятельности нотариусов.
Согласно п. 7 ст. 1125 ГК РФ в случае, когда право совершения нотариальных действий предоставлено законом должностным лицам органов местного самоуправления и должностным лицам консульских учреждений Российской Федерации, завещание может быть удостоверено вместо нотариуса соответствующим должностным лицом с соблюдением правил настоящего Кодекса о форме завещания, порядке его нотариального удостоверения и тайне завещания.
Согласно п. 5 ст. 4 Федерального закона от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции 21.03.2002) к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации относится наделение органов местного самоуправления федеральным законом отдельными полномочиями Российской Федерации, передача им материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления указанных полномочий, контроль за их реализацией.
Таким образом, право совершения нотариальных действий может быть предоставлено должностным лицам органов местного самоуправления только федеральным законом.
Нельзя признать в связи с этим состоятельными доводы представителя Государственного Совета Республики Коми, что Закон Республики Коми от 31 мая 1999 года № 25-РЗ регулирует деятельность нотариата, а в соответствии с подпунктом "л" пункта 1 ст. 72 Конституции РФ нотариат находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, поэтому Республика Коми, как субъект Российской Федерации, вправе передать органам местного самоуправления в Республике Коми государственные полномочия по совершению нотариальных действий, указанных в оспариваемом Законе.
В соответствии с положениями ст. 37, 39 Основ законодательства о нотариате, ст. 1125 ГК РФ, п. 1, 3, 6 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти (от 19.03.1996 № 1055) нотариальные действия нотариусами, должностными лицами органов исполнительной власти и должностными лицами органов местного самоуправления, и должностными лицами консульских учреждений Российской Федерации должны осуществляться от имени Российской Федерации.
Федеральный закон о совершении должностными лицами местного самоуправления отдельных нотариальных действий в Российской Федерации не принят.
Таким образом, исходя из положений п. "о" ст. 71 Конституции Российской Федерации, норм Гражданского кодекса Российской Федерации, что регулирование правоотношений в сфере гражданского законодательства находится в исключительном ведении Российской Федерации, суд приходит к выводу, что Закон Республики Коми от 31 мая 1999 года № 25-РЗ "О передаче органам местного самоуправления государственных полномочий по совершению нотариальных действий" противоречит федеральному законодательству, поэтому его следует признать недействующим и не подлежащим применению.
Суд считает, что оспариваемый Закон Республики Коми следует признать недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу, чтобы не нарушить права и охраняемые законом интересы граждан по уже совершенным должностными лицами органов местного самоуправления нотариальным действиям в период действия и на основании Закона Республики Коми № 25-РЗ "О передаче органам местного самоуправления государственных полномочий по совершению нотариальных действий".
В соответствии со ст. 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" решение о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим, не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу Закона Республики Коми от 31 мая 1999 года № 25-РЗ "О передаче органам местного самоуправления государственных полномочий по совершению нотариальных действий" подлежит опубликованию в официальном печатном средстве массовой информации органов государственной власти Республики Коми - газете "Республика".
Руководствуясь ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Республики Коми

решил:

Заявление прокурора Республики Коми удовлетворить, признав противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу Закона Республики Коми от 31 мая 1999 года № 25-РЗ "О передаче органам местного самоуправления государственных полномочий по совершению нотариальных действий".
Решение суда подлежит опубликованию в газете "Республика".
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в 10-дневный срок.

Председательствующий
Н.Е.БЕЛОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru