Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПРИКАЗ Министерства образования и высшей школы РК от 09.01.2003 № 3
<О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ>
(вместе с "ПОЛОЖЕНИЕМ О СЛУЖБЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ")

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ПРИКАЗ
от 9 января 2003 г. № 3

Во исполнение Приказа Министерства образования Российской Федерации № 4328 от 10.12.2002 "О реализации решения коллегии Министерства образования Российской Федерации от 19.11.2002 № 22/2" и с целью развития и совершенствования деятельности службы практической психологии в системе образования Республики Коми приказываю:
1. Утвердить Положение о службе практической психологии в системе образования Республики Коми (далее - Положение; приложение № 1), состав Республиканского научно-методического совета службы практической психологии в системе образования при Министерстве образования и высшей школы Республики Коми (далее - МОиВШ РК; приложение № 2), модель службы практической психологии в системе образования Республики Коми (приложение № 3).
2. Отделу интернатных учреждений, специального образования, социально-педагогической поддержки и реабилитации детей и молодежи (Рашева С.Г.):
2.1. организовать общее руководство и контроль за деятельностью республиканской службы практической психологии в системе образования Республики Коми и муниципальных органов управления образованием;
2.2. совместно с Межведомственным республиканским учебно-методическим центром "Здоровое раскрепощенное развитие детей и подростков" при МОиВШ РК (Уланова С.А.) и Коми республиканским институтом развития образования и переподготовки кадров (Навазова Т.Г.) проанализировать состояние и перспективы развития службы практической психологии в системе образования (срок - I квартал т.г.);
2.3. разработать форму отчетности муниципальных органов управления образованием, подведомственных образовательных учреждений МОиВШ РК о деятельности службы практической психологии (срок - 1 квартал т.г.);
2.4. включить в перспективный план работы отдела на 2003 г. направления деятельности, связанные с руководством и организацией деятельности службы практической психологии в системе образования (срок - январь 2003 г.).
3. Возложить на Межведомственный республиканский учебно-методический центр "Здоровое раскрепощенное развитие детей и подростков" при МОиВШ РК (Уланова С.А.) и Коми республиканский институт развития образования и переподготовки кадров (Навазова Т.Г.) научно-методическое и информационное руководство службой практической психологии в системе образования.
4. Коми республиканскому институту развития образования и переподготовки кадров (Навазова Т.Г.) организовать систематическое изучение и обобщение опыта работы службы практической психологии в системе образования.
5. Руководителям органов управления образованием:
5.1. руководствоваться в своей деятельности настоящим Положением;
5.2. довести Положение до сведения руководителей подведомственных образовательных учреждений всех типов и видов;
5.3. внести соответствующие изменения и дополнения в положение о муниципальном органе управления образованием, уставы образовательных учреждений в части организации деятельности службы практической психологии образовательных учреждений (срок - I квартал т.г.);
5.4. возложить на специалиста органа управления образованием ответственность за организацию деятельности службы практической психологии образовательных учреждений;
5.5. содействовать созданию муниципальных научно-методических и общественных объединений педагогов-психологов, проведению муниципальных мероприятий, способствующих обобщению инновационного опыта службы практической психологии образовательных учреждений;
5.6. поручить руководителям образовательных учреждений обеспечение вопросов по:
- организации деятельности и информационно-аналитическому обеспечению службы практической психологии образовательных учреждений, определить перспективы их развития на 2003 - 2005 гг. в соответствии с Концепцией модернизации российского образования и данным Положением;
- введению практико-ориентированных факультативов и учебных курсов по психологии в рамках базисного учебного плана.
6. Контроль за исполнением Приказа возложить на заместителя министра Башканову Г.Л.

Министр
А.ИЗЪЯНОВ





Утверждаю
Приложение № 1
к Приказу
МОиВШ РК
от 9 января 2003 г. № 3
Министр
образования
и высшей школы
Республики Коми
А.ИЗЪЯНОВ

ПОЛОЖЕНИЕ
О СЛУЖБЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с решением коллегии Министерства образования Российской Федерации № 3/2 от 08.02.2002 "О плане мероприятий по развитию службы практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации", определяет структуру и порядок управления службой практической психологии в системе образования Республики Коми (далее - Служба) и служит правовой и организационно-методической основой ее формирования и организации деятельности.
1.2. Под Службой понимается организационная структура, включающая руководителей и специалистов государственных и муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений, функциональные и должностные обязанности которых включают вопросы, регулируемые настоящим Положением.
1.3. Целью Службы является организационное, научно-методическое и информационное обеспечение управления Службой, создание необходимых условий для адекватного психосоциального и эмоционального состояния и развития обучающихся, воспитанников в условиях проведения воспитательно-образовательного процесса.
1.4. Задачами Службы являются:
- психолого-педагогический анализ социальной ситуации, сложившейся в образовательных учреждениях, выявление основных проблем, причин их возникновения и средств решения;
- содействие педагогическим коллективам образовательных учреждений в гармонизации социально-психологического климата;
- участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений, образовательных программ и проектов, учебно-методической и справочной и другой литературы, проводимой по инициативе органов управления образованием или отдельных образовательных учреждений;
- внедрение в практику работы образовательных учреждений достижений отечественной и зарубежной практической психологии;
- содействие в обеспечении педагогических работников образовательных учреждений научно-методическими материалами и разработками в области практической психологии;
- психологическое сопровождение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения с учетом интеллектуальных и личностных возможностей и особенностей обучающихся, воспитанников;
- содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности;
- формирование у обучающихся, воспитанников способности к самоопределению и саморазвитию;
- профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье обучающихся, воспитанников.
1.5. Научно-методическое и информационное руководство Службой и ответственность за организацию ее работы возлагаются:
1.5.1. На республиканском уровне - на Межведомственный республиканский учебно-методический центр "Здоровое раскрепощенное развитие детей и подростков" при Министерстве образования и высшей школы Республики Коми.
1.5.2. На муниципальном уровне - на руководителей муниципальных органов управления образованием и методических служб.
1.5.3. В образовательных учреждениях (первичное звено службы) - на руководителей и педагогов-психологов Службы.
1.6. Координация деятельности всех звеньев Службы возлагается на Республиканский научно-методический совет по деятельности Службы при Министерстве образования и высшей школы Республики Коми.
1.6.1. Научно-методический совет по деятельности Службы при Министерстве образования и высшей школы Республики Коми выполняет следующие функции:
- систематически заслушивает доклады о положении дел и существующих проблемах в развитии и функционировании Службы;
- выступает инициатором проведения республиканских конференций, семинаров по обмену опытом работы Службы, тенденций и перспектив ее развития, подготовке кадров, научно-методического обеспечения;
- участвует в разработке программ развития Службы.
1.6.2. В научно-методический совет входят в качестве постоянных членов представители республиканских и муниципальных звеньев Службы и в качестве приглашенных - представители заинтересованных министерств, ведомств, учреждений и организаций. Состав научно-методического совета утверждается приказом министра образования и высшей школы Республики Коми.
1.7. В своей деятельности Служба руководствуется международными актами в области защиты прав детей, Законом Российской Федерации "Об образовании", другими федеральными законами и указами Президента Российской Федерации, законами, указами и распоряжениями Главы Республики Коми, постановлениями и распоряжениями Правительства Республики Коми, решениями соответствующего органа управления образованием.

2. Система организации руководства, методического
обеспечения и контроль за деятельностью Службы
(республиканский уровень)

2.1. Министерство образования и высшей школы Республики Коми:
2.1.1. Осуществляет общее руководство и контроль за деятельностью органов управления образованием муниципальных образований, Коми республиканского института развития образования и переподготовки кадров, Межведомственного республиканского учебно-методического центра "Здоровое раскрепощенное развитие детей и подростков", направленной на управленческое, научно-методическое и информационное обеспечение деятельности Службы.
2.1.2. Осуществляет контроль за использованием в республиканских подведомственных образовательных учреждениях социальных, педагогических, здоровьесберегающих технологий, направленных на адекватное психосоциальное состояние и развитие обучающихся, воспитанников.
2.1.3. Организует выполнение нормативных документов федеральных органов управления образованием, издает приказы, распоряжения и другие документы по вопросам деятельности Службы, осуществляет контроль за их выполнением.
2.1.4. Обеспечивает муниципальные органы управления образованием и подведомственные государственные учреждения нормативными документами, методическими материалами по вопросам Службы и соответствующей научно-методической и учебной литературой.
2.1.5. Проводит республиканские совещания, семинары, научно-практические конференции и другие мероприятия по вопросам психологического сопровождения участников образовательного процесса.
2.1.6. Формирует общественное мнение и отношение всех субъектов образовательного пространства по проблеме социального и психологического здоровья обучающихся, воспитанников как к одному из определяющих факторов успешного функционирования педагогических систем разного уровня.
2.1.7. Для обеспечения коллегиального руководства деятельностью Службы создает республиканский научно-методический совет Службы.
2.2. Отдел Министерства образования и высшей школы Республики Коми, курирующий вопросы деятельности Службы:
2.2.1. Разрабатывает проекты нормативных документов по вопросам Службы и контролирует их исполнение.
2.2.2. Организует взаимодействие всех звеньев Службы с муниципальными органами управления образованием и подведомственными государственными учреждениями.
2.3. Коми республиканский институт развития образования и переподготовки кадров и Межведомственный республиканский учебно-методический центр "Здоровое раскрепощенное развитие детей и подростков" при Министерстве образования и высшей школы Республики Коми:
2.3.1. Обеспечивают научно-методическое, информационное обеспечение Службы.
2.3.2. Осуществляют совместную деятельность по повышению квалификации специалистов всех звеньев Службы, а также руководящих работников образовательных учреждений.
2.3.3. Выступают с инициативами по совершенствованию нормативного регулирования работы Службы и порядку аттестации кадров.
2.3.4. Разрабатывают проекты квалификационных требований к специалистам Службы.
2.3.5. Организуют подготовку учебно-методической и справочной и другой литературы для специалистов Службы.

3. Система организации и управления Службой
(муниципальный уровень)

3.1. Муниципальная Служба строится по аналогии с республиканской Службой и руководствуется в своей деятельности п.п. 1 и 2 настоящего Положения применительно к своей компетенции, а также с учетом социально-экономических, культурных и других особенностей муниципального образования.
3.2. Муниципальный орган управления образованием:
3.2.1. Осуществляет в рамках своей компетенции административный контроль и руководство деятельностью подведомственных образовательных учреждений по созданию условий, обеспечивающих адекватное психосоциальное состояние и развитие обучающихся, воспитанников.
3.2.2. Организует выполнение нормативных документов федеральных и республиканских органов управления образованием, издает приказы и другие нормативные акты по вопросам деятельности Службы, осуществляет контроль за их выполнением.
3.2.3. Обеспечивает соответствие издаваемых муниципальных нормативных документов о деятельности Службы требованиям, гарантирующим адекватное психосоциальное состояние и развитие обучающихся, воспитанников в условиях проведения воспитательно-образовательного процесса и досуговой деятельности.
3.2.4. Обеспечивает подведомственные образовательные учреждения научно-методическими материалами по вопросам Службы и соответствующей учебно-методической и справочной литературой.
3.2.5. Содействует профессиональной подготовке, переподготовке, повышению квалификации педагогических кадров, организует профессиональную аттестацию педагогов-психологов муниципального звена Службы, а также руководящих работников учреждений и организаций подведомственной системы образования.
3.2.6. Организует взаимодействие подведомственных образовательных учреждений с муниципальными и республиканскими звеньями Службы.
3.2.7. Создает методическое объединение педагогов-психологов муниципальных образовательных учреждений.
3.2.8. Создает научно-методический совет для обеспечения коллегиального руководства деятельностью муниципальной Службы.
3.3. Методический отдел при муниципальном органе управления образованием:
3.3.1. Координирует и контролирует деятельность первичных звеньев Службы.
3.3.2. Вносит предложения в муниципальный орган управления образованием по организации и совершенствованию деятельности муниципальной Службы.
3.3.3. Изучает и анализирует состояние социального и психологического здоровья обучающихся, воспитанников в муниципальных образовательных учреждениях, деятельность первичных звеньев Службы.
3.3.4. Осуществляет общее, научно-методическое и информационное обеспечение деятельности муниципальной Службы.
3.3.5. Обеспечивает взаимодействие муниципальной Службы с Межведомственным республиканским учебно-методическим центром "Здоровое раскрепощенное развитие детей и подростков" при Министерстве образования и высшей школы Республики Коми.
3.3.6. Представляет на экспертизу и регистрацию в Межведомственный республиканский учебно-методический центр "Здоровое раскрепощенное развитие детей и подростков" при Министерстве образования и высшей школы Республики Коми программы развивающей и коррекционной работы, а также психодиагностический инструментарий, используемый в практике сотрудниками муниципальной Службы.
3.3.7. Организует повышение квалификации и обмен опытом специалистов первичных звеньев Службы.
3.4.5. Организует плановое проведение психолого-педагогического просвещения педагогов и родителей обучающихся, воспитанников муниципальных образовательных учреждений.

4. Организация Службы в образовательном учреждении
(первичный уровень)

4.1. Служба образовательного учреждения (первичное звено Службы) создается его руководителем. В состав Службы включаются руководитель Службы, штатные (нештатные) педагоги-психологи. На административном уровне руководитель Службы подчиняется руководителю образовательного учреждения.
4.2. Структура и порядок организации работы Службы образовательного учреждения определяется его руководителем по согласованию с муниципальной Службой, исходя из штатного расписания, специфики деятельности учреждения, квалификационных характеристик, требований настоящего Положения, отражаются в Уставе образовательного учреждения.





Утверждаю
Приложение № 2
к Приказу
МОиВШ РК
от 9 января 2003 г. № 3
Министр
образования
и высшей школы
Республики Коми
А.ИЗЪЯНОВ

СОСТАВ
РЕСПУБЛИКАНСКОГО НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО
СОВЕТА СЛУЖБЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ
ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ОБРАЗОВАНИЯ
И ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Башканова Г.Л., председатель Совета, заместитель министра образования и высшей школы Республики Коми.
Члены Совета:
- Большакова Л.Н., педагог-психолог Республиканского центра усыновления, опеки и попечительства при Министерстве образования и высшей школы Республики Коми (секретарь Совета);
- Гаврилина Л.К., канд. пед. наук; доцент кафедры педагогики и педагогической психологии Сыктывкарского педагогического университета (по согласованию);
- Изъюрова Е.Н., педагог-психолог МОУ "Специальный (коррекционный) детский дом № 2 Эжвинского района города Сыктывкара" (по согласованию);
- Колосова С.Л., канд. психол. наук; доцент кафедры психологии и коррекции личности Коми республиканского института развития образования и переподготовки кадров (заместитель председателя Совета);
- Кропотин Д.Г., главный специалист отдела интернатных учреждений, специального образования, социально-педагогической поддержки и реабилитации детей и молодежи Министерства образования и высшей школы Республики Коми;
- Манова Н.М., практический психолог Межведомственного республиканского учебно-методического центра "Здоровое раскрепощенное развитие детей и подростков" при Министерстве образования и высшей школы Республики Коми;
- Попова Е.В., начальник отдела Межведомственного республиканского учебно-методического центра "Здоровое раскрепощенное развитие детей и подростков" при Министерстве образования и высшей школы Республики Коми;
- Попова Н.М., практический психолог Сыктывкарского высшего педагогического училища (колледжа) № 1 им. И.А.Куратова;
- Рашева С.Г., начальник отдела интернатных учреждений, специального образования, социально-педагогической поддержки и реабилитации детей и молодежи Министерства образования и высшей школы Республики Коми;
- Сборнова Н.В., директор Центра психологической службы управления образования администрации муниципального образования "Город Сыктывкар" (по согласованию):
- Сокотун Е.А., педагог-психолог МОУ "Лицей народной дипломатии города Сыктывкара" (по согласованию);
- Уланова С.А., директор Межведомственного республиканского учебно-методического центра "Здоровое раскрепощенное развитие детей и подростков" при Министерстве образования и высшей школы Республики Коми.





Утверждаю
Приложение № 3
к Приказу
МОиВШ РК
от 9 января 2003 г. № 3
Министр
образования
и высшей школы
Республики Коми
А.ИЗЪЯНОВ

МОДЕЛЬ
РЕГИОНАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ
ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Республиканский уровень

   ---------------¬  ------------------¬  --------------------------¬

¦ Научно - ¦ ¦ Министерство ¦ ¦ Отдел Министерства ¦
¦ методический ¦<-+ образования и +->¦ образования и высшей ¦
¦ совет ¦ ¦ высшей школы ¦ ¦ школы Республики Коми, ¦
L--------------- ¦ Республики Коми ¦ ¦ курирующий деятельность ¦
L-T------T--------- ¦ службы практической ¦
¦ ¦ ¦ психологии в системе ¦
¦ ¦ ¦ образования ¦
¦ ¦ L-----------T--------------

¦ ¦ ¦
\/ ¦ \/
   ------------------------¬  ¦
   ----------------------------------¬

¦ Коми республиканский ¦ ¦ ¦ Межведомственный республиканский¦
¦ институт развития ¦ ¦ ¦ учебно-методический центр ¦
¦ образования и ¦<-+-->¦ "Здоровое раскрепощенное ¦
¦ переподготовки кадров ¦ ¦ ¦ развитие детей и подростков" ¦
L------------------------ ¦ ¦ при Министерстве образования и ¦
¦ ¦ высшей школы Республики Коми ¦
¦ L----------------------------------

¦
¦ Муниципальный уровень
¦
\/
   ---------------¬
   -------------------¬
   -----------------------¬

¦ Научно - ¦ ¦ Муниципальный ¦ ¦ Методическая служба ¦
¦ методический ¦<--+ орган управления +-->¦при органе управления ¦
¦ совет ¦ ¦ образования ¦ ¦ образования ¦
L--------------- L--------T---------- L-----------T-----------

¦ ¦
\/ ¦
   -------------------¬               ¦

¦ Образовательные ¦ ¦
¦ учреждения всех ¦<---------------

¦ типов и видов ¦
L--------T----------

¦
\/
   ------------------¬

¦ Служба ¦
¦ практической ¦
¦ психологии ¦
¦образовательного ¦
¦ учреждения ¦
L------------------



   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru