Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Сыктывкарского городского суда РК от 26.11.2002
<О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ РЕШЕНИЯ СОВЕТА МО "ГОРОД СЫКТЫВКАР" ОТ 19.09.2002 № 33/09-361 "О ПРИОСТАНОВЛЕНИИ ПРОДАЖИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ">

Официальная публикация в СМИ:
"Панорама столицы", 27.03.2003, № 13






СЫКТЫВКАРСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 26 ноября 2002 года

Судья Нагорнова О.Н.,
с участием прокурора Каракчиевой Ж.Н.,
при секретаре Сивергиной И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г. Сыктывкара о признании решения Совета МО "Г. Сыктывкар" недействительным,

установил:

Прокурор г. Сыктывкара обратился в суд с заявлением о признании решения Совета МО "Г. Сыктывкар" от 19 сентября 2002 года № 33/09-361 "О приостановлении продажи земельных участков" недействительным, указывая, что данное решение нарушает права граждан и юридических лиц на приобретение земельных участков в собственность, установленное нормами Земельного кодекса РФ, и принято с нарушением полномочий органов местного самоуправления в области земельных отношений.
Судом к участию в деле привлечены администрация МО "Г. Сыктывкар", Управление земельными ресурсами АМО "Г. Сыктывкар".
В судебном заседании старший помощник прокурора г. Сыктывкара Каракчиева Ж.Н. предъявленные требования поддержала в полном объеме.
Представители Совета МО "Г. Сыктывкар", администрации МО "Г. Сыктывкар" и Управления земельными ресурсами АМО "Г. Сыктывкар" с заявлением прокурора г. Сыктывкара не согласились, указывая на невозможность в настоящее время осуществления продажи земли в связи с отсутствием ее кадастровой оценки, поправочного коэффициента, подлежащего применению в соответствии со ст. 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ", а также считая, что распоряжение землями в МО отнесено к правам, а не обязанностям органов местного самоуправления соответствующего субъекта Федерации.
Заслушав объяснения сторон, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления прокурора г. Сыктывкара и признании противоречащим федеральному законодательству, недействительным и не подлежащим применению с момента вступления в законную силу решения суда решение Совета МО "Г. Сыктывкар" от 19 сентября 2002 года № 33/09-361, по которому предоставление земельных участков в собственность на платной основе приостановлено до утверждения Федеральной службой земельного кадастра России кадастровой оценки земель муниципального образования "Город Сыктывкар", выполненной федеральным государственным унитарным предприятием "Пермский кадастровый центр", учитывая следующее.
В соответствии со ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии со ст. 3 п. 10 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется. Распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
Согласно ст. 213 ГК РФ в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в силу закона не может принадлежать гражданам и юридическим лицам. Согласно ст. 36 Конституции РФ граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Возможность иметь имущество, в том числе земельные участки, на праве собственности входит в содержание правоспособности гражданина, признаваемой в равной мере за всеми гражданами. Из содержания перечисленных актов следует, что отказ гражданам в приобретении земельных участков на территории Российской Федерации в собственность влечет ограничение их конституционных прав, что согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской возможно и допустимо лишь на федеральном уровне. Субъекты Российской Федерации такими полномочиями не наделены. Решение Совета МО "Город Сыктывкар" от 19.09.2002 № 33/09-361 "О приостановлении продажи земельных участков" подлежит признанию недействительным.
Кроме того, суд считает, что неправомерность указанного решения Совета МО "Город Сыктывкар" обуславливается следующим.
Выкупная цена земли устанавливается Федеральным законом от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и Законом Республики Коми от 16.07.2002 № 73-РЗ "О цене выкупа при продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности участков земли, собственников расположенных на нем зданий, строений, сооружений". По сведениям Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Республики Коми в границах муниципального образования "Город Сыктывкар" выкупная цена земли определяется десятикратным размером ставки земельного налога, то есть на данный момент существуют фиксированные выкупные цены земли, в зависимости от местонахождения земельного участка в той или иной социально - экономической зоне. Отсутствие поправочных коэффициентов (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации") не является основанием для приостановления продажи земельных участков.
Руководствуясь ст. 191, 197 ГПК РСФСР, суд

решил:

Признать противоречащим федеральному законодательству, недействительным и не подлежащим применению с момента вступления в законную силу решения суда решение Совета МО "Г. Сыктывкар" от 19 сентября 2002 года № 33/09-361 "О приостановлении продажи земельных участков".
Сообщение о решении Сыктывкарского федерального суда Республики Коми о признании противоречащим федеральному законодательству, недействительным и не подлежащим применению с момента вступления в законную силу решения суда решение Совета МО "Г. Сыктывкар" от 19 сентября 2002 года № 33/09-361 "О приостановлении продажи земельных участков" подлежит опубликованию в газете "Панорама столицы".
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 дней.

Судья
О.Н.НАГОРНОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru