Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







[СТАТЬЯ (Отдел единого социального налога УМНС РФ по РК, "Все для Вас", № 46, 2002 г.)]
"ОСОБЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ, ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ПО ОПЕРАЦИЯМ С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ И ОПЕРАЦИЯМ С ФИНАНСОВЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ СРОЧНЫХ СДЕЛОК, БАЗИСНЫМ АКТИВОМ ПО КОТОРЫМ ЯВЛЯЮТСЯ ЦЕННЫЕ БУМАГИ"

Официальная публикация в СМИ:
"Все для Вас", 20.11.2002, № 46






УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

ОСОБЕННОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ, ИСЧИСЛЕНИЯ
И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ПО ОПЕРАЦИЯМ С ЦЕННЫМИ
БУМАГАМИ И ОПЕРАЦИЯМ С ФИНАНСОВЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ
СРОЧНЫХ СДЕЛОК, БАЗИСНЫМ АКТИВОМ ПО КОТОРЫМ
ЯВЛЯЮТСЯ ЦЕННЫЕ БУМАГИ

Начиная с 2001 года, налогообложение доходов физических лиц осуществляется в соответствии с положениями главы 23 "Налог на доходы физических лиц" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
При этом порядок налогообложения доходов, полученных по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активам по которым являются ценные бумаги, установлен статьей 214.1 НК РФ, введенной в действие Федеральным законом от 30.05.2001 № 71-ФЗ.
При определении налоговой базы по доходам по вышеназванным операциям учитываются доходы, полученные от:
купли - продажи ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг;
купли - продажи ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг;
операций с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги;
операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги, осуществляемым доверительным управляющим в пользу учредителя доверительного управления (выгодоприобретателя), являющегося физическим лицом. Налоговая база по каждой операции, перечисленной выше, определяется отдельно.
Под финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги, в целях настоящей главы понимаются фьючерсные и опционные биржевые сделки.
В случае продажи физическим лицом принадлежащих ему ценных бумаг полученный по данной сделке доход определяется в виде разницы между суммой, полученной от реализации ценных бумаг, и расходами на их приобретение, реализацию и хранение, фактически произведенными и документально подтвержденными налогоплательщиком (включая расходы, возмещаемые профессиональному участнику рынка ценных бумаг). К указанным расходам относятся:
суммы, уплачиваемые продавцу в соответствии с договором;
оплата услуг, оказываемых депозитарием;
комиссионные отчисления профессиональным участникам рынка ценных бумаг;
биржевой сбор (комиссия);
оплата услуг регистратора;
другие расходы, непосредственно связанные с куплей, продажей и хранением ценных бумаг, оплачиваемые за услуги, оказываемые профессиональными участниками рынка ценных бумаг в рамках их профессиональной деятельности.
Когда расходы налогоплательщика на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг не могут быть отнесены непосредственно к расходам на приобретение, реализацию и хранение конкретных ценных бумаг, указанные расходы распределяются пропорционально стоимостной оценке ценных бумаг, на долю которых относятся указанные расходы. Стоимостная оценка ценных бумаг определяется на дату осуществления этих расходов.
В случае, если расходы налогоплательщика не могут быть подтверждены документально, он вправе воспользоваться имущественным налоговым вычетом, предусмотренным абзацем первым подпункта 1 пункта 1 статьи 220 НК РФ, в следующих размерах:
а) в сумме, полученной от реализации ценных бумаг, - если ценные бумаги находились в собственности налогоплательщика не менее трех лет;
б) в сумме, не превышающей 125 000 руб., если ценные бумаги находились в собственности плательщика - физического лица менее трех лет.
Документами, подтверждающими нахождение ценной бумаги в собственности налогоплательщика, являются договор купли - продажи таких бумаг, выписка из реестра владельцев ценных бумаг.
Имущественный налоговый вычет или вычет в размере фактически произведенных и документально подтвержденных расходов предоставляется налогоплательщику при расчете и уплате налога в бюджет у источника выплаты дохода (брокера, доверительного управляющего или иного лица, совершающего операции по договору поручения, иному подобному договору в пользу налогоплательщика) либо по окончании налогового периода при подаче налоговой декларации в налоговый орган.
Если расчет и уплата налога производятся источником выплаты дохода (брокером, доверительным управляющим или иным лицом, совершающим операции по договору поручения или по иному подобному договору в пользу налогоплательщика) в налоговом периоде, имущественный налоговый вычет предоставляется источником выплаты дохода с возможностью последующего перерасчета по окончании налогового периода при подаче налоговой декларации в налоговый орган.
При наличии нескольких источников выплаты дохода имущественный налоговый вычет предоставляется только у одного источника выплаты дохода по выбору налогоплательщика.
Налоговая база по операциям купли - продажи ценных бумаг и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок определяется по окончании налогового периода. Расчет и уплата суммы налога осуществляются налоговым агентом по окончании налогового периода или при осуществлении им выплаты денежных средств налогоплательщику до истечения очередного налогового периода.
Организации, являющиеся источником выплаты дохода, признаются налоговыми агентами, обязанными определить налоговую базу, рассчитать и удержать налог с доходов налогоплательщика по операциям с ценными бумагами, совершенным в течение налогового периода.
Следует иметь в виду, что статья 214.1 НК РФ не предусматривает предоставление налогоплательщику права выбора порядка уплаты налога, оформленного письменным заявлением, у источника выплаты дохода либо на основании налоговой декларации.
При осуществлении выплаты денежных средств налоговым агентом до истечения очередного налогового периода налог уплачивается с доли дохода, определяемого в соответствии с настоящей статьей, соответствующей фактической сумме выплачиваемых денежных средств. Доля дохода определяется как произведение общей суммы дохода на отношение суммы выплаты к стоимостной оценке ценных бумаг, определяемой на дату выплаты денежных средств, по которым налоговый агент выступает в качестве брокера. При осуществлении выплаты денежных средств налогоплательщику более одного раза в течение налогового периода расчет суммы налога производится нарастающим итогом с зачетом ранее уплаченных сумм налога.
Стоимостная оценка ценных бумаг определяется исходя из фактически произведенных и документально подтвержденных расходов на их приобретение.
Налоговым агентом в отношении доходов по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, осуществляемым доверительным управляющим в пользу учредителя доверительного управления (выгодоприобретателя), признается доверительный управляющий, который определяет налоговую базу по указанным операциям с учетом положений статьи 214.1 НК РФ.
Налоговая база по операциям с ценными бумагами, осуществляемым доверительным управляющим в пользу учредителя доверительного управления (выгодоприобретателя), определяется на дату окончания налогового периода или на дату выплаты денежных средств (передачи ценных бумаг) до истечения очередного налогового периода. Налог подлежит уплате в течение одного месяца с даты окончания налогового периода или даты выплаты денежных средств (передачи ценных бумаг).
При осуществлении выплат в денежной или натуральной форме из средств, находящихся в доверительном управлении до истечения срока действия договора доверительного управления или до окончания налогового периода, налог уплачивается с доли дохода, определяемого в соответствии с пунктом 7 вышеназванной статьи, соответствующей фактической сумме выплачиваемых учредителю доверительного управления (выгодоприобретателю) средств. Доля дохода в этом случае определяется как произведение общей суммы дохода на отношение суммы выплаты к стоимостной оценке ценных бумаг (денежных средств), находящихся в доверительном управлении, определяемой на дату выплаты денежных средств. При осуществлении выплат в денежной или натуральной форме из средств, находящихся в доверительном управлении, более одного раза в налоговом периоде указанный расчет производится нарастающим итогом с зачетом ранее уплаченных сумм налога.
Под выплатой денежных средств в целях настоящего пункта понимаются выплата наличных денежных средств, перечисление денежных средств на банковский счет физического лица или на счет третьего лица по требованию физического лица.
При невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога источником выплаты дохода налоговый агент (брокер, доверительный управляющий или иное лицо, совершающее операции по договору поручения, договору комиссии, иному договору в пользу налогоплательщика) в течение одного месяца с момента возникновения этого обстоятельства в письменной форме уведомляет налоговый орган по месту своего учета о невозможности указанного удержания и сумме задолженности налогоплательщика. Уплата налога в этом случае производится в соответствии со статьей 228 НК РФ.
Федеральным законом от 29 мая 2002 года № 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в статью 214.1 внесены изменения и дополнения в связи с тем, что с 1 января 2003 года при определении налоговой базы по доходам по операциям с ценными бумагами будут учитываться доходы, полученные от купли - продажи инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, включая их погашение.

Отдел
единого социального налога
Управления
МНС России
по Республике Коми


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru