Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РАЗЪЯСНЕНИЕ Управления Министерства РФ по налогам и сборам по РК от 16.10.2002
"ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ В БЮДЖЕТ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ ОТ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ В БЮДЖЕТ НАЛОГА
НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ ОТ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ
ПЕРЕХОДНОГО ПЕРИОДА

С 1 января 2002 года, на основании Федерального закона от 06.08.2001 № 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее по тексту - Закон № 110-ФЗ) (с учетом изменений и дополнений, внесенных Федеральными законами от 31.12.2001 № 198-ФЗ, 29.05.2002 № 57-ФЗ и от 24.07.2002 № 110-ФЗ), вступила в действие глава 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ), которой существенно изменен порядок налогообложения прибыли организаций.
Статьей 10 Закона № 110-ФЗ определен переход от способа исчисления и уплаты налога на прибыль, действовавшего до 01.01.2002, к порядку исчисления и уплаты налога в соответствии с главой 25 НК РФ. Для того, чтобы правильно определить базу переходного периода по налогу на прибыль, следует обратиться к Методическим рекомендациям по расчету налоговой базы, исчисляемой в соответствии со статьей 10 Закона РФ от 06.08.2001 № 110-ФЗ, утвержденным Министерством Российской Федерации по налогам и сборам Приказом от 21.08.2002 № БГ-3-02/458.
Следует обратить внимание, что в Декларацию по налогу на прибыль (далее - Декларация), утвержденную Приказом МНС России от 07.12.2001 № БГ-3-02/542, внесены изменения Приказом МНС России от 12.07.2002 № БГ-3-02/358, в результате чего изменилось содержание листов 12 и 13 "Расчет налога на прибыль с сумм, которые ранее не учитывались при формировании налоговой базы". Результаты пересчета суммы налога на прибыль, исчисленной в соответствии с п. 6, 8 ст. 10 Закона № 110-ФЗ, причитающаяся к уплате по отчетным периодам текущего года, отражаются в листе 02 "Расчет налога на прибыль организаций" Декларации.
Рассмотрим основные элементы для правильного формирования и уплаты налога на прибыль с базы переходного периода на примере налогоплательщиков, переходящих на определение доходов и расходов по методу начисления.
Формирование доходной части налоговой базы переходного периода
1. Доходы от реализации, отражаемые по стр. 011 листа 12 Декларации, представляют сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, не учитываемых при формировании налоговой базы по налогу на прибыль до 01.01.2002 (пп. 1 п. 1 ст. 10 Закона № 110-ФЗ).
Формируется данный показатель организациями, которые для целей налогообложения признавали выручку от реализации продукции (работ, услуг) "по оплате", на основании полной инвентаризации дебиторской задолженности по состоянию на 31.12.2001, за реализованные, но неоплаченные товары (работы, услуги), имущество, имущественные права, которые ранее не учитывались при формировании налоговой базы по налогу на прибыль, при этом не учитывается НДС и иные предъявленные покупателю налоги (в частности, акцизы и налог с продаж), за исключением экспортных пошлин (ст. 249 НК РФ).
2. Внереализационные доходы, не учитывавшиеся до 2002 года в целях налогообложения (пп. 2 п. 1 ст. 10 Закона № 110-ФЗ), определяют величину показателя строк 012 и 013 листа 12 Декларации.
Это могут быть суммы признанных должником или присужденных судом штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств (стр. 012 листа 12 Декларации). Несмотря на то, что в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" внереализационные доходы (расходы) должны были учитываться по мере начисления, доходы (расходы) в виде признанных должником штрафных санкций по хозяйственным договорам согласно отдельным судебным актам не учитывались при исчислении налогооблагаемой прибыли до момента их фактического получения (осуществления). С учетом подобных судебных актов в ряде случаев отраженные в бухгалтерском учете у организаций суммы неполученных (невыплаченных) штрафных санкций не были учтены при исчислении налогооблагаемой прибыли в период до 01.01.2002. Исключение этих сумм из объекта налогообложения в указанных ситуациях производилось путем корректировки выявленной в учете балансовой прибыли по стр. 5 Справки к расчету налога от фактической прибыли. Поскольку начислены эти суммы были до 2002 года, то они по правилам даты признания подобного рода доходов, установленным ст. 271 НК РФ, уже не смогут быть учтены в периоде после 01.01.2002, поэтому эти суммы должны быть включены в состав доходов налоговой базы переходного периода.
Аналогично учитываются иные внереализационные доходы, определенные в соответствии со ст. 250 и ст. 271 НК РФ, не учитывавшиеся до 01.01.2002 для целей налогообложения (стр. 013 листа 12 Декларации).
3. Следующий элемент доходной части налоговой базы переходного периода связан с наличием у организации учтенных до 01.01.2002 еще фактически не понесенных расходов. В состав доходов включаются суммы, подлежащие единовременному восстановлению в связи с различиями в оценке объектов или операций, подлежащих учету в целях налогообложения в соответствии с требованиями, установленными главой 25 НК РФ. В данной ситуации речь идет о созданных организацией в период до 2002 года резервах, поскольку именно за счет них в последующие периоды предполагается нести те или иные фактически возникающие расходы (пп. 4 п. 1 ст. 10 Закона № 110-ФЗ), и определяют величину показателей строк 015 и 016 листа 12 Декларации.
При этом ряд созданных до 2002 года резервов восстановлению не подлежат:
- суммы резервов предстоящих расходов на ремонт, формируемых организациями в соответствии со ст. 260 НК РФ, т.к. ст. 260 НК РФ определяет необходимый порядок создания резерва, исходя из совокупной стоимости основных средств с применением норматива отчислений;
- суммы резервов по сомнительным долгам, переходящих на следующий год в соответствии с порядком, действующим в бухгалтерском учете, за исключением организаций, признававших выручку от реализации продукции (работ, услуг) по мере оплаты, т.к. у данных организаций отчисления на создание указанного резерва до 2002 года не подлежали учету в составе внереализационных расходов при исчислении налоговой базы;
- суммы резервов на гарантийный ремонт в части средств, относящихся к объектам, срок гарантийного ремонта которых не истек;
- суммы резерва на оплату отпусков, в целях бухгалтерского учета по окончании 2001 года указанный резерв подлежал инвентаризации для выявления сумм, относящихся к не использованным на 01.01.2002 отпускам, по которым формировался данный резерв. Указанные суммы учесть в целях налогообложения могли только организации, для которых такая возможность была установлена в отраслевых особенностях по калькулированию себестоимости, имеющих соответствующее согласование с Минфином и Минэкономики России. Данные организации сумму остатка созданного в 2001 году резерва, относящегося к неиспользованным отпускам, в налоговой базе переходного периода не учитывают. Сформированные в указанном порядке резервы, учтенные до 2002 года в целях налогообложения, в период после вступления в силу главы 25 НК РФ не восстанавливаются до тех пор, пока все отпуска, по которым создавался резерв, не будут использованы.
Остальные организации, создававшие резервы на оплату отпусков, должны были увеличивать на отраженные в бухгалтерском учете суммы остатка резерва размер балансовой прибыли при исчислении налога на прибыль за 2001 год, что позволяет им не увеличивать налоговую базу переходного периода на эти суммы.
Суммы резервов иных видов, не перечисленных в пп. 4 п. 1 ст. 10 Закона № 110-ФЗ, подлежат учету в составе доходов в том случае, если они до 2002 года уменьшали размер налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.
Формирование расходной части налоговой базы переходного периода
1. Себестоимость не оплаченных на 31.12.2001 товаров (работ, услуг), не учтенная для целей налогообложения, выручка за которые включена в состав доходов налоговой базы переходного периода (определяет величину показателя стр. 021 листа 12 Декларации), определяется в соответствии с Положением о составе затрат № 552.
Учитываемые суммы себестоимости включаются в состав расходов налоговой базы переходного периода только при их документальном подтверждении, которым могут служить первичные документы, подтверждающие факт расходов, их принадлежность к себестоимости реализованных, но не оплаченных по состоянию на 31.12.2001 товаров (работ, услуг), а также документы, подтверждающие корректировку в период до 2002 года налогооблагаемой прибыли на предъявленные в уменьшение налоговой базы переходного периода суммы (в частности, информация о корректировке балансовой прибыли по строкам 1.2, 2.1 "б" и др. Справки к расчету налога от фактической прибыли).
При отсутствии документального подтверждения себестоимости товаров (работ, услуг) затраты в составе расходной части налоговой базы переходного периода не отражаются.
2. Суммы, подлежащие единовременному списанию в результате изменения классификации объектов, учитываемых в целях налогообложения в связи с изменением законодательства о налогах и сборах (величина показателя стр. 022-025 листа 12 Декларации).
Это относится к суммам произведенных до 2002 года капитализированных расходов организации, учтенных в составе введенных в эксплуатацию объектов амортизируемого имущества (основных средств и нематериальных активов), первоначальная (восстановительная) стоимость которых составляет менее 10000 рублей (включительно) или срок эксплуатации менее 12 месяцев (стр. 022 листа 12 Декларации).
Если объект не подлежал амортизации по правилам бухгалтерского учета, то его остаточная стоимость (которая равна восстановительной) не может уменьшать налоговую базу переходного периода. Также не учитывается остаточная стоимость объектов, амортизация по которым по действовавшим до 2002 года правилам законодательства о налогах и сборах не подлежала учету в целях налогообложения.
Из состава числящихся в бухгалтерском учете по состоянию на 31.12.2001 нематериальных активов в соответствии с нормами пп. 3 п. 2 ст. 10 Закона № 110-ФЗ следует исключить объекты интеллектуальной собственности стоимостью менее 10000 рублей или сроком эксплуатации менее года (стр. 023 листа 12 Декларации).
Если числящиеся по состоянию на 31.12.2001 по счету нематериальных активов расходы относятся к сделкам с конкретными сроками исполнения (права получены на конкретный срок), то они не могут учитываться в налоговой базе переходного периода, поскольку в данном случае отсутствует различие в оценке объекта по ранее действовавшим правилам и нормам главы 25 НК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 272 НК РФ стоимость этих объектов будет уменьшать размер налоговой базы 2002 года и более поздних периодов в течение оставшегося срока использования таких объектов.
Суммы недоначисленной амортизации по переданному в эксплуатацию имуществу, относящемуся в соответствии с ранее действовавшим законодательством к МБП и числящемуся на конец года по первоначальной стоимости до 10000 рублей или сроком эксплуатации менее года, подлежат единовременному учету в составе расходов при исчислении налоговой базы переходного периода (стр. 024 листа 12 Декларации).
Объекты по цене более 10000 рублей и сроком эксплуатации более года, которые в соответствии с правилами бухгалтерского учета признавались МБП независимо от стоимости (специальная и форменная одежда, временные сооружения и т.п.), на основании пп. 3 п. 2 ст. 10 Закона № 110-ФЗ должны быть учтены в составе амортизируемого имущества для дальнейшего учета остаточной стоимости этих объектов по правилам ст. 322 НК РФ.
3. Внереализационные расходы, не учитывавшиеся до 2002 года в целях налогообложения (пп. 4 п. 2 ст. 10 Закона № 110-ФЗ), определяют величину показателя строк 026 и 027 листа 12 Декларации.
В составе внереализационных расходов отражаются, в частности, расходы в виде процента (в том числе дисконта) по долговым обязательствам, возникшим до 01.01.2002 и не исполненным по состоянию на 31.12.2002, с учетом положений ст. ст. 265 и 269 НК РФ. По долговым обязательствам, выданным до 01.01.2002, для определения предельной величины процентов, признаваемых расходами, принимаемыми к вычету, используются положения абзаца 4 п. 1 ст. 269 НК РФ.
Порядок исчисления налога
Исчисленные организацией в установленном порядке доходы уменьшаются на суммы расходов.
При получении положительной разницы сумма превышения доходов над расходами признается налоговой базой переходного периода, к которой применяются ставки налога, предусмотренные ст. 284 НК РФ.
В случае получения отрицательной разницы, превышение расходов над доходами, сумма убытка не учитывается в уменьшение налоговой базы при исчислении налога на прибыль как за 2002 г., так и в последующие годы. Исключение составляют сумма превышения расходов над доходами в пределах недоначисленной амортизации по объектам основных средств, включаемых в состав расходов переходного периода согласно пп. 3 п. 2 ст. 10 Закона № 110-ФЗ, для организаций, определявших в 2001 году выручку от реализации товаров (работ, услуг) по мере отгрузки. Такими организациями указанная сумма признается расходом налогоплательщика от переходного периода. Эта сумма равномерно распределяется на 5 лет (2002-2006 годы) (ст. 14 Закона от 24.07.2002 № 110-ФЗ).
Порядок уплаты налога, исчисленного по налоговой базе переходного периода
По определенной в установленном порядке налоговой базе, исчисленная сумма налога уплачивается в бюджет в следующем порядке:
1. Если исчисленная сумма налога не превышает 10% суммы налога, исчисленной исходя из налоговой базы, за 2001 год, то вся сумма налога подлежит уплате в 2002 году. Уплата налога производится начиная с отчетности за полугодие в сроки, установленные для уплаты налога за соответствующие отчетные периоды.
2. Если сумма налога составляет от 10 до 70% суммы налога, исчисленного исходя из налоговой базы за 2001 г., то часть исчисленной суммы налога в размере от 10 до 70% уплачивается ежемесячно (ежеквартально) равными долями в течение 2003-2004 гг. в сроки, установленные для уплаты налога соответствующего отчетного периода.
3. Если исчисленная сумма налога более 70% суммы налога за 2001 г., то часть суммы налога, составляющая свыше 70%, уплачивается ежемесячно (ежеквартально) равными долями в течение 2005-2006 годов.
Если в 2001 г. налогоплательщики имели льготу по налогу на прибыль, в связи с чем сумма налога на прибыль за 2001 г. составила нулевой результат, то сумма налога на прибыль по налоговой базе переходного периода уплачивается в бюджет в аналогичном порядке, но исчисление суммы по 10% и 70% производится от суммы налога, исчисленной по базе переходного периода.
Если же налогоплательщиком за 2001 г. получен убыток, то исчисленная сумма налога от базы переходного периода уплачивается в бюджет равномерно в течение пяти лет в сроки, установленные для уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль по итогам отчетных периодов. Так налогоплательщикам, исчисляющим сумму авансового платежа исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода (поквартально), - по одной трети от исчисленной суммы годового платежа по срокам 28 апреля, 28 июля, 28 октября 2003-2006 годов. При ежемесячном исчислении авансовых платежей по фактически полученной прибыли - по одной одиннадцатой от исчисленной суммы годового платежа - 28 числа каждого месяца года, за исключением января.
При этом в 2002 году налог уплачивается:
налогоплательщиками, исчисляющими сумму авансового платежа исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного (налогового) периода, - по одной второй указанной суммы 28 июля и 28 октября;
налогоплательщиками, исчисляющими ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, - по одной шестой указанной суммы 28 числа каждого месяца, начиная с июля.
Установленный порядок не предусматривает возможности единовременного погашения задолженности перед бюджетом по налогу с налоговой базы переходного периода. Поэтому исчисленная сумма налога, внесенная в размере, превышающем сумму начисленного по конкретному сроку по строкам 550, 560 и 570 листа 02 Декларации, рассматривается в качестве переплаты.
В то же время налогоплательщики имеют право по конкретному сроку начислить сумму, превышающую исчисленную в приведенном выше порядке величину обязательного платежа, в результате чего, указанные налогоплательщиком суммы признаются налогом по налоговой базе переходного периода и отражаются в лицевом счете налогоплательщика.
При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы налогоплательщику необходимо представить уточненный расчет налоговых обязательств переходного периода. В случае невозможности определения конкретного периода корректируются налоговые обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки (искажения).

Старший
государственный
налоговый инспектор
отдела
налогообложения прибыли (дохода)
Управления
МНС России
по Республике Коми
К.А.ПОЗДЕЕВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru