ПРИКАЗ Министерства образования и высшей школы РК от 19.02.2007 № 39
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ДЕТИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ" (2007 - 2009 ГОДЫ)"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ПРИКАЗ
от 19 февраля 2007 г. № 39
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ДЕТИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ" (2007 - 2009 ГОДЫ)
В целях улучшения качества жизни и комплексного развития детей и подростков, обучающихся и воспитывающихся в образовательных учреждениях Республики Коми, и в соответствии с Постановлением Правительства Республики Коми от 19.05.2006 № 118 "Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ в Республике Коми" приказываю:
1. Утвердить ведомственную целевую программу "Дети Республики Коми" (2007 - 2009 годы) согласно приложению.
2. Контроль за исполнением Приказа возложить на первого заместителя министра С.Н.Козлова.
Министр
Н.СТРУТИНСКАЯ
Приложение
к Приказу
от 19 февраля 2007 г. № 39
ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ДЕТИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ"
(2007 - 2009 ГОДЫ)
ПАСПОРТ
ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ДЕТИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ"
(2007 - 2009 ГОДЫ)
------------------------T----------------------------------------¬
¦Наименование органа¦Министерство образования и высшей школы ¦
¦исполнительной власти¦Республики Коми ¦
¦Республики Коми ¦ ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Наименование ¦"Дети Республики Коми" (2007 - 2009¦
¦Программы ¦годы) ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Должностное лицо,¦Утверждена министром образования и¦
¦утвердившее Программу¦высшей школы Республики Коми Струтинской¦
¦(дата и номер¦Н.Л. ¦
¦соответствующего ¦Приказ № ____ от "___" _________ 2007 г.¦
¦приказа) ¦ ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Номер и дата учета¦ ¦
¦Программы в¦ ¦
¦республиканском реестр妹 _________ ¦
¦ведомственных целевых¦ ¦
¦программ Министерства¦"____" _____________ 2007 г. ¦
¦экономического развития¦ ¦
¦Республики Коми ¦ ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Цели и задачи Программы¦Цель Программы: ¦
¦ ¦улучшение качества жизни и комплексного¦
¦ ¦развития детей и подростков, обучающихся¦
¦ ¦и воспитывающихся в образовательных¦
¦ ¦учреждениях Республики Коми ¦
¦ ¦Задачи Программы: ¦
¦ ¦ - сохранение и укрепление здоровья¦
¦ ¦ детей и подростков, обучающихся и¦
¦ ¦ воспитывающихся в образовательных¦
¦ ¦ учреждениях Республики Коми; ¦
¦ ¦ - обеспечение специальных¦
¦ ¦ образовательных потребностей детей и ¦
¦ ¦ подростков с отклонениями в развитии;¦
¦ ¦ - обеспечение развития¦
¦ ¦ интеллектуального и творческого¦
¦ ¦ потенциала талантливых и одаренных¦
¦ ¦ детей; ¦
¦ ¦ - всестороннее развитие личности¦
¦ ¦ детей-сирот и детей, оставшихся без¦
¦ ¦ попечения родителей; ¦
¦ ¦ - развитие оптимальных форм устройства¦
¦ ¦ детей-сирот и детей, оставшихся без¦
¦ ¦ попечения родителей, обеспечивающих¦
¦ ¦ их социализацию; ¦
¦ ¦ - обеспечение дополнительных социальных¦
¦ ¦ гарантий детей-сирот и детей,¦
¦ ¦ оставшихся без попечения родителей ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Целевые индикаторы и¦ - доля образовательных учреждений,¦
¦показатели Программы ¦ реализующих программы, технологии,¦
¦ ¦ направленные на сохранение и¦
¦ ¦ укрепление здоровья детей и¦
¦ ¦ подростков (%) от общего количества ¦
¦ ¦ образовательных учреждений; ¦
¦ ¦ - охват детей и подростков различными¦
¦ ¦ видами здоровьесберегающей¦
¦ ¦ деятельности (%) от общего числа ¦
¦ ¦ детей и подростков, обучающихся и¦
¦ ¦ воспитывающихся в образовательных¦
¦ ¦ учреждениях (в тыс. чел.); ¦
¦ ¦ - доля детей, охваченных специальными¦
¦ ¦ образовательными услугами (%), от¦
¦ ¦ общего числа детей с отклонениями в¦
¦ ¦ развитии (тыс. чел.); ¦
¦ ¦ - доля одаренных детей, занятых¦
¦ ¦ социально-значимой творческой¦
¦ ¦ деятельностью (%), от общей¦
¦ ¦ численности детей школьного возраста;¦
¦ ¦ - доля детей-сирот и детей, оставшихся¦
¦ ¦ без попечения родителей, переданных¦
¦ ¦ на воспитание в семьи граждан (%), от¦
¦ ¦ общей численности детей-сирот и¦
¦ ¦ детей, оставшихся без попечения¦
¦ ¦ родителей (тыс. чел.) ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Характеристика ¦ Мероприятия Программы структурированы¦
¦программных мероприятий¦в соответствии с поставленными задачами.¦
¦ ¦ В I разделе содержатся мероприятия,¦
¦ ¦направленные на сохранение и укрепление¦
¦ ¦здоровья детей и подростков, обучающихся¦
¦ ¦и воспитывающихся в образовательных¦
¦ ¦учреждениях, внедрение¦
¦ ¦здоровьесберегающих программ, технологий¦
¦ ¦в образовательный процесс; ¦
¦ ¦ во II раздел включены мероприятия,¦
¦ ¦направленные на обеспечение специальных¦
¦ ¦образовательных потребностей детей и¦
¦ ¦подростков с отклонениями в развитии; ¦
¦ ¦ III раздел направлен на развитие¦
¦ ¦интеллектуального и творческого¦
¦ ¦потенциала талантливых и одаренных¦
¦ ¦детей; ¦
¦ ¦ IV раздел направлен на содействие¦
¦ ¦всестороннему развитию личности¦
¦ ¦детей-сирот и детей, оставшихся без¦
¦ ¦попечения родителей, развитию¦
¦ ¦оптимальных форм устройства детей-сирот¦
¦ ¦и детей, оставшихся без попечения¦
¦ ¦родителей, обеспечивающих их¦
¦ ¦социализацию ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Сроки реализации¦2007 - 2009 годы ¦
¦Программы ¦ ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Объемы и источники¦В целом, на реализацию Программы¦
¦финансирования ¦потребуется 100900,4 тыс. рублей за счет¦
¦Программы ¦республиканского бюджета Республики¦
¦ ¦Коми, в том числе по годам: ¦
¦ ¦2007 год - 36361,4 тыс. рублей; ¦
¦ ¦2008 год - 30555,5 тыс. рублей; ¦
¦ ¦2009 год - 33983,5 тыс. рублей ¦
+-----------------------+----------------------------------------+
¦Ожидаемые конечные¦ Увеличение доли образовательных¦
¦результаты реализации и¦учреждений, реализующих программы,¦
¦показатели социально -¦методики и технологии, направленные на¦
¦экономической ¦сохранение и укрепление здоровья детей и¦
¦эффективности Программы¦подростков, с 42% до 66% (по сравнению с¦
¦ ¦базовым годом) ¦
¦ ¦ Увеличение охвата детей и подростков¦
¦ ¦различными видами здоровьесберегающей¦
¦ ¦деятельности с 43% до 66% (по сравнению¦
¦ ¦с базовым годом) ¦
¦ ¦ Увеличение доли детей, охваченных¦
¦ ¦специальными образовательными услугами,¦
¦ ¦с 71,4% до 90% (по сравнению с базовым¦
¦ ¦годом) ¦
¦ ¦ Увеличение доли одаренных детей,¦
¦ ¦занятых социально-значимой творческой¦
¦ ¦деятельностью, с 7% до 10% (по сравнению¦
¦ ¦с базовым годом) ¦
¦ ¦ Увеличение доли детей-сирот и детей,¦
¦ ¦оставшихся без попечения родителей,¦
¦ ¦переданных на воспитание в семьи¦
¦ ¦граждан, с 64% до 68% ¦
¦ ¦ Увеличение обеспеченности жильем¦
¦ ¦детей-сирот и детей, оставшихся без¦
¦ ¦попечения родителей, лиц из числа¦
¦ ¦детей-сирот и детей, оставшихся без¦
¦ ¦попечения родителей, не имеющих¦
¦ ¦закрепленного жилого помещения, в¦
¦ ¦пределах средств, выделяемых на это¦
¦ ¦направление в Программе ¦
L-----------------------+-----------------------------------------
I. Характеристика проблемы (задачи), целесообразность
и необходимость ее решения на уровне
Министерства образования и высшей школы Республики Коми
Начавшийся экономический рост и наличие ресурсов выдвигают задачу выбора приоритетов развития. В числе наиболее экономически и политически оправданных - инвестирование в благополучие и развитие детей, обеспечивающее перспективы развития республики, решение демографических задач, положительных сдвигов в обществе в целом.
В Республике Коми 219,7 тысяч детей в возрасте до 18 лет. Приоритет интересов ребенка во всех сферах жизни закреплен международными актами, федеральными законами и законами Республики Коми.
Положение детей имеет важнейшее значение для демографического развития, воспроизводства населения и трудовых ресурсов, развития экономики республики. Вместе с тем, сложившаяся на сегодня ситуация в этой сфере не может быть признана благополучной, так как ряд проблем остается нерешенным.
В связи с изменением федерального законодательства компетенция по многим вопросам обеспечения благополучия детей передана в ведение субъектов Российской Федерации. В этих условиях и в соответствии с региональной стратегией развития необходимо обозначить основные направления и задачи политики в отношении детей, которые будут практически обеспечиваться на уровне республики.
В ежегодном Послании Федеральному Собранию России (10 мая 2006 года) Президент Российской Федерации В.В.Путин озвучил основные приоритеты социально-экономического развития страны на ближайшее время, включающие в себя разработку эффективных программ поддержки материнства, детства, семьи.
На уровне Республики Коми в Постановлении Правительства Республики Коми от 27.03.2006 № 45 "О стратегии экономического и социального развития Республики Коми на 2006 - 2010 годы и на период до 2015 года" определены стратегические цели в области социального развития, включающие:
- улучшение здоровья и социально-психологического состояния населения;
- повышение роли молодого поколения в социально-экономическом развитии республики.
Это обуславливает потребность в создании такого программного механизма, который позволит сократить число детей, находящихся в интернатных учреждениях (путем разработки мероприятий, направленных на развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), сохранять и укреплять здоровье обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, обеспечить специальные образовательные потребности детей и подростков с отклонениями в развитии, развивать природные задатки детей.
На уровне Республики Коми Министерство образования и высшей школы Республики Коми направило в Федеральное агентство по образованию Соглашение о намерениях по содействию в реализации мероприятий федеральной целевой программы "Дети России" на 2007 - 2010 годы в части подпрограмм "Одаренные дети", "Дети-сироты".
Разработка и принятие ведомственной целевой программы "Дети Республики Коми" (2007 - 2009 годы) (далее - Программа) позволит обеспечить дальнейшее успешное развитие государственной политики в сфере охраны прав детей и подростков.
Изменение сложившейся ситуации в позитивном направлении требует применения программного метода, что позволит обеспечить качественно новый уровень решения проблем и оптимизировать такие показатели как здоровье детей и подростков, обучающихся и воспитывающихся в образовательных учреждениях, обеспечение специальных образовательных нужд детей с отклонениями в развитии, поддержка талантливых и одаренных детей, интеграция детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общество и снижение уровня социального сиротства.
В рамках Программы предусматривается комплекс мероприятий по обеспечению прав детей, в том числе детей с особыми нуждами. Программа позволит осуществить увязанный по ресурсам и срокам реализации комплекс мероприятий, выстроенный в определенной последовательности и направленный на решение ключевых проблем детей и подростков Республики Коми в сфере образования.
Согласно данным последней Всероссийской диспансеризации детского населения в 2002 году в Республике Коми только 16,7% детей могут считаться абсолютно здоровыми. Каждый четвертый ребенок имеет стойкое расстройство в состоянии здоровья. Воздействие экологических и социально-психологических факторов, а также интенсификация образовательного процесса привели к тому, что состояние здоровья детей в настоящее время оценивается как катастрофическое.
Данная проблема обуславливает необходимость ее решения в системе образования программным методом, направленным на профилактику и снижение показателей детской заболеваемости, сохранение и укрепление здоровья на всех этапах учебной деятельности ребенка.
Одной из причин прогрессирующего ухудшения здоровья детей является низкая эффективность проводимых в образовательных учреждениях мероприятий, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья обучающихся, воспитанников, адаптацию к изменениям в образовательной среде.
На слабом уровне внедряются в образовательный процесс современные здоровьесберегающие технологии, что приводит к повышенной заболеваемости детей и подростков.
Существенным фактором, определяющим состояние здоровья обучающихся, воспитанников, является поддержание и стимулирование их оптимальной физической активности.
В настоящее время Республика Коми значительно отстает от развитых стран, в которых физическими упражнениями постоянно занимаются до 40% - 50% населения, тогда как в Республике Коми только 17%. Недостаточное привлечение детей и подростков к занятиям спортом и физической культурой негативно влияет на общее состояние их здоровья и косвенно ведет к росту асоциальных форм поведения.
Уровень материально-технической базы образовательных учреждений не соответствует задачам развития массового детско-юношеского спорта.
Проблемой является и недостаточная пропаганда в образовательных учреждениях различных типов занятий физической культурой и спортом как составляющей части здорового образа жизни детей и подростков.
На протяжении последних пяти лет, несмотря на принимаемые различными республиканскими ведомствами меры, в Республике Коми растет число детей с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. за счет первичного выхода на инвалидность.
По состоянию на 01.07.2006 в федеральном регистре зарегистрировано 3653 детей-инвалидов, проживающих на территории Республики Коми.
Данный фактор свидетельствует об актуальности проблемы инвалидности и определяет необходимость выполнения комплекса мероприятий по работе с детьми-инвалидами, обеспечивающей их интеграцию в общество.
Среди детей с ограниченными возможностями здоровья подавляющее большинство не имеет физических нарушений, но имеют отклонения в развитии, связанные с интеллектуальной сферой, что видно, в частности, из структуры учреждений специального (коррекционного) образования. Так, в 22 специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях 1938 учащихся имеют нарушения в интеллектуальной сфере. В 195 классах коррекционно-развивающего обучения общеобразовательных школ обучается 1933 детей с задержкой психического развития.
Следующей значимой проблемой, которую должна решить данная Программа - совершенствование квалификационного уровня педагогических работников, осуществляющих процесс обучения и воспитания детей-инвалидов. Только 20% от общего количества педагогических работников специальных (коррекционных) образовательных учреждений имеют специальное образование, необходимое для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В настоящее время специальные (коррекционные) образовательные учреждения испытывают дефицит с обеспечением образовательных учреждений учебно-методическими комплексами нового поколения.
На протяжении ряда лет в Республике Коми складывается система работы с талантливыми и одаренными детьми, которая является частью единой социально-педагогической системы, ориентированной на формирование социально активной, творческой личности. Учреждения общего и дополнительного образования, учреждения культуры и спорта накопили положительный опыт работы с одаренными детьми. Подпрограмма "Одаренные дети" (2003 - 2006 гг.) способствовала обновлению содержания деятельности учреждений, работающих с одаренными детьми, совершенствованию организационного и финансового обеспечения системы работы. В республике функционируют 48 общеобразовательных учреждений повышенного уровня, приоритетным направлением в работе которых является качественное обновление содержания образования, предоставление учащимся дополнительного, превышающего базовый уровень образования. Возрастает доля охвата детей, занятых социально значимой творческой деятельностью (в 2002 году - 57% детей от общего количества детей школьного возраста, в 2006 году - 65%), увеличивается количество победителей и призеров окружного этапа Всероссийской олимпиады школьников (2002 - 4 победителя и призера, в 2005 году - 12). Нарабатывается механизм материальной и моральной поддержки талантливых и одаренных детей.
Однако произошедшие за последние годы изменения структуры образовательных учреждений и уменьшение расходов на отдельные их виды привели к сокращению количества учреждений дополнительного образования детей на 22 единицы (переданы в другие ведомства, реорганизованы), что привело к потере некоторых направлений деятельности, снижению количественных и качественных показателей в работе с одаренными детьми. Отсутствует нормативно-правовая методическая база по поиску, выявлению и работе с одаренными детьми, слабо внедряются в образовательные процессы новые развивающие методики и технологии. Слабо развивается в республике техническое творчество.
Серьезную тревогу вызывает материально-техническое обеспечение республиканских учреждений, работающих с одаренными детьми: здание отделения государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей "Коми республиканский центр детско-юношеского туризма и экскурсий" (по ул. Катаева, д. 5) требует полной замены сантехнического оборудования. Республиканская специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва не имеет собственного здания, в аварийном состоянии находятся лыжные базы Спортивной школы. Техническое оснащение объединений спорта, туризма, технического творчества и др. не соответствует современным требованиям. Больше 60% составляет износ технологического и учебного оборудования Республиканской специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва, Коми республиканского эколого-биологического центра. Не развивается материально-техническая база востребованных видов спортивно-технического творчества: судомоделизм, авиамоделизм. Учреждения дополнительного образования не обеспечены в достаточной степени оргтехникой для реализации инновационных программ, связанных с информационными технологиями. Муниципальные образовательные учреждения, работающие с одаренными детьми, также нуждаются в государственной поддержке.
В республике недостаточно оказывается адресная государственная поддержка талантливым, одаренным детям. Необходимо увеличить количество детей, получающих стипендиальную государственную поддержку, особенно в системе дополнительного образования. Кроме того, следует разнообразить формы адресной государственной поддержки.
Остается проблемой переподготовка специалистов, работающих с одаренными детьми. Недостаточное количество курсов по повышению квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми. Особенно нуждаются в переподготовке и повышении квалификации специалисты, работающие с одаренными детьми в сельских районах.
Выявление и развитие природных задатков детей должно осуществляться в комплексе на всех ступенях их развития и воспитания. Необходимо дальнейшее обеспечение условий, способствующих максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей: создание государственной системы выявления с раннего возраста, развития, оказания адресной поддержки каждому одаренному ребенку; разработка индивидуальных "образовательных маршрутов" с учетом специфики творческой и интеллектуальной одаренности ребенка; формирование личностного и профессионального самоопределения.
На протяжении последних пяти лет показатель детского сиротства в республике остается стабильно высоким. По состоянию на 01.07.2006 5362 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, только 64% воспитываются в семьях граждан: 3210 детей находятся под опекой (попечительством), 216 - находятся в приемных семьях. Ежегодно около 40 детей усыновляется гражданами Российской Федерации.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, часто с раннего детства находятся в депривационных условиях, что приводит к формированию у них таких черт, как инфантилизм, иждивенчество, трудности общения, перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями. Особенности развития таких детей нацеливают на внесение необходимых психолого-педагогических и медико-социальных корректив в условия их обучения, жизни, быта, трудовой подготовки.
Обеспечение успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, напрямую зависит от уровня профессиональной подготовленности специалистов, работающих с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Наиболее актуальной проблемой в данном направлении является недостаточный уровень информационно-методического обеспечения специалистов, работающих с данной категорией детей. Педагогические кадры учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не всегда владеют оперативной информацией по новым методикам организации учебно-воспитательного процесса и процесса социализации. Это связано с отдаленностью ряда учреждений, невозможностью выехать на курсы повышения квалификации за пределы Республики Коми.
Постоянные изменения, происходящие в нормативно-правовой базе, регламентирующей вопросы защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требуют издания сборников, включающих изменения и дополнения в действующее законодательство, и проведения обучающих семинаров для специалистов органов опеки, учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Во многих субъектах Российской Федерации и в отдельных учреждениях Республики Коми накоплен позитивный опыт по решению проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требующий обмена, соответствующего изучения и обобщения для дальнейшего использования на территории всей республики.
Длительное нахождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обуславливает возникновение проблем с их дальнейшей социализацией и интеграцией в общество.
На основании этого необходимо дальнейшее активное развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, увеличения числа детей, переданных на воспитание в семьи граждан, как на этапе первичного выявления детей, так и в процессе их пребывания в учреждениях интернатного типа. Для этого необходимо развивать комплекс мероприятий, направленный на обеспечение приоритетного развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Уровень благосостояния семьи сегодня не позволяет гражданам, взявшим ребенка в семью, обеспечить ему достойный образовательный, воспитательный уровень, уровень материального благополучия. Поэтому необходима материальная поддержка семьи, готовой принять к себе чужого ребенка.
В Республике Коми функционируют 43 учреждения интернатного типа, в которых воспитываются 2087 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при этом 529 детей воспитываются в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, что требует организации для них особых социально-педагогических условий, проведения углубленной медико-социальной и трудовой реабилитации.
Следующей значимой проблемой, которую должна решить данная Программа, является максимальная гуманизация (приближение условий пребывания к домашним) нахождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, создание благоприятных условий для проживания, воспитания и образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях (домах ребенка, детских домах, детских домах-школах, школах-интернатах).
Острота проблемы обеспечения благоприятных условий содержания и обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, усиливается принятием в 2007 году в государственную собственность республики 37 муниципальных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) общеобразовательных школ-интернатов.
Существующие детские дома и школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не в полной мере отвечают современным педагогическим и техническим требованиям. В учреждениях, находящихся в ведении муниципальных органов власти, на протяжении ряда лет не улучшалась материально-техническая база, существует острая потребность в замене автотранспорта, оборудования мастерских, технологического оборудования (степень износа достигает 80%), мебели, инвентаря, проведения капитального ремонта внутренних коммуникаций. Для полной и объективной оценки состояния сети учреждений необходимо комплексное изучение их материально-технического состояния в целях проведения дальнейшей оптимизации сети учреждений.
Процесс социализации и последующей интеграции выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, невозможен без системы трудового воспитания и получения допрофессиональной подготовки, что требует укрепления материально-технической базы учебно-опытных хозяйств, учебных мастерских, обеспечивающих комплексную социально-трудовую реабилитацию воспитанников, получение ими допрофессиональной подготовки.
Из общего числа выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (9 и 11 классов) - 80% выпускников 9 классов и 50% выпускников 11 классов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, продолжают обучение в учреждениях начального профессионального образования.
Это обуславливает необходимость активно развивать трудовые и допрофессиональные навыки выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; внедрять программы углубленной трудовой и допрофессиональной подготовки в государственных образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; повышать мотивацию воспитанников на получение дополнительных трудовых и профессиональных навыков и умений; обеспечить современным оборудованием и техникой мастерские, учебно-опытные и подсобные хозяйства образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Слабая степень вовлеченности воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в различные сферы общественной жизни часто обусловлена такими причинами, как отсутствие инновационных методик и программ по развитию личности воспитанников, низкой мотивацией педагогического коллектива на формирование у воспитанников творческих, спортивных, общеразвивающих навыков, ограниченностью жизненного пространства ребенка. Вследствие этого уровень общего развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ниже уровня развития детей в общеобразовательных учреждениях. Для преодоления этих проблем необходимо создавать условия для всестороннего развития личности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем проведения мероприятий различной направленности, выплаты премий одаренным детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Уровень здоровья воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на 20 - 25% ниже уровня здоровья обучающихся в общеобразовательных учреждениях, в связи с тем, что в общей структуре заболеваний преобладают такие, как нервно-психические заболевания, заболевания сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения и опорно-двигательного аппарата, часто имеющие характер хронических.
Это обуславливает необходимость активно развивать здоровьесберегающие программы и технологии в учреждениях интернатного типа; проводить своевременные профилактические и реабилитационные мероприятия, направленные на укрепление и поддержание здоровья воспитанников; обеспечивать необходимым медицинским и реабилитационным оборудованием учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно Федеральному закону от 21.12.1996 № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В целях осуществления данных гарантий Министерством образования и высшей школы Республики Коми сформирован единый банк данных обеспеченности жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа данной категории. На основании имеющейся информации ежегодно определяются города и районы, на территории которых будет приобретаться жилье для данной категории детей.
Ведомственная целевая программа "Дети Республики Коми" (2007 - 2009 годы) станет важным элементом государственной социальной политики по улучшению положения детей в Республике Коми.
Решение обозначенных ранее проблем предполагается путем развития различных форм государственной поддержки; проведения мероприятий, ориентированных на поддержку и развитие детей; внедрения современных технологий и инноваций при решении проблем детей; укрепления материально-технической базы соответствующих учреждений, работающих с детьми; укрепления кадрового потенциала учреждений и служб, осуществляющих развитие детей, их реабилитацию, адаптацию и социализацию.
II. Основные цели и задачи ведомственной целевой программы
Цель Программы: улучшение качества жизни и комплексного развития детей и подростков, обучающихся и воспитывающихся в образовательных учреждениях Республики Коми.
Задачи Программы:
- сохранение и укрепление здоровья детей и подростков, обучающихся и воспитывающихся в образовательных учреждениях Республики Коми;
- обеспечение специальных образовательных потребностей детей и подростков с отклонениями в развитии;
- обеспечение развития интеллектуального и творческого потенциала талантливых и одаренных детей;
- всестороннее развитие личности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- развитие оптимальных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивающих их социализацию;
- обеспечение дополнительных социальных гарантий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
III. Описание целевых индикаторов ведомственной
целевой программы
В ведомственной целевой программе будут использоваться следующие индикаторы:
- доля образовательных учреждений, реализующих программы, методики и технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей и подростков (%) от общего количества образовательных учреждений;
- охват детей и подростков различными видами здоровьесберегающей деятельности (%) от общего числа детей и подростков, обучающихся и воспитывающихся в образовательных учреждениях (в тыс. чел.);
- доля детей, охваченных специальными образовательными услугами, (%) от общего числа детей с отклонениями в развитии (тыс. чел.);
- доля одаренных детей, занятых социально значимой творческой деятельностью, (%) от общей численности детей школьного возраста;
- доля детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан, (%) от общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (тыс. чел.).
Предполагаемая динамика целевых индикаторов Программы представлена в следующей таблице:
V. Срок реализации ведомственной целевой программы
"Дети Республики Коми" (2007 - 2009 годы)
Срок реализации Программы - 2007 - 2009 годы.
VI. Описание последствий реализации ведомственной
целевой программы "Дети Республики Коми"
(2007 - 2009 годы), общая оценка ее вклада
в развитие отрасли
Основными последствиями реализации Программы будет позитивное изменение основных качественных показателей жизнедеятельности детей и подростков, обучающихся и воспитывающихся в образовательных учреждениях Республики Коми.
Мероприятия Программы согласуются со стратегическими целями "Стратегии экономического и социального развития Республики Коми на 2006 - 2010 годы и на период до 2015 года" в области социального развития по следующим направлениям:
- улучшение здоровья и социально-психологического состояния населения;
- создание условий, позволяющих обеспечивать лучшее качество услуг в сфере образования;
а также с основными задачами, обеспечивающими реализацию данных целей:
- содействие распространению идеи привлекательности здорового образа жизни;
- создание механизмов, обеспечивающих доступность, качество и эффективность образования, с учетом запросов личности.
Реализация программы будет способствовать решению социально-экономических проблем республики и позволит:
1. Снизить на 5 - 6% количество заболеваний детей и подростков, вызываемых интенсификацией образовательного процесса.
2. Повысить эффективность социально-психологической помощи детям и подросткам.
3. Внедрить в образовательный процесс новые технологии сохранения и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников.
4. Усовершенствовать систему физкультурно-оздоровительной работы в образовательных учреждениях.
5. Расширить объем и повысить качество образовательных и реабилитационных услуг, представляемых в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.
6. Усовершенствовать формы организационно-методической работы и подготовки педагогических кадров, работающих с детьми с отклонениями в развитии.
7. Обеспечить равные возможности детей с отклонениями в развитии в получении образования и интеграции в социум.
8. Создать необходимые условия для сохранения, укрепления здоровья детей и подростков, обучающихся и воспитывающихся в образовательных учреждениях, путем совершенствования системы физкультурно-оздоровительной работы.
9. Повысить эффективность социально-психологической и медико-педагогической помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях.
10. Обеспечить систему качественной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, работающих с различными категориями детей и подростков в образовательных учреждениях.
11. Обеспечить условия для сохранения и развития творческого и интеллектуального потенциала республики.
12. Развить за счет внедрения новых форм и технологий по направлениям деятельности систему республиканских конкурсных мероприятий по выявлению, поиску и развитию одаренных детей.
13. Увеличить количество участников мероприятий по выявлению, поиску и развитию одаренных детей на 6% по сравнению с 2006 годом.
14. Сформировать базу данных одаренных и талантливых детей, что позволит проводить мониторинг их личностного, профессионального роста.
15. Разработать механизм поддержки одаренных детей с учетом разнообразия форм, что позволит увеличить количество детей, получающих адресную государственную помощь.
16. Увеличить охват детей, занятых в системе дополнительного образования до 11% к концу 2009 года.
17. Увеличить на 4% количество семей, взявших на воспитание детей-сирот, в том числе под опеку, попечительство, на усыновление, в приемную или патронатную семью.
18. Расширить возможности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по вовлечению их в различные сферы общественной жизни.
19. Обобщить по результатам проведенного мониторинга данные по состоянию системы защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и использовать эти данные при оценке результативности реализации Программы, внесения необходимых корректив в процесс ее реализации.
20. Обеспечить учреждения, работающие с одаренными детьми и подростками, детьми-сиротами, детьми с особыми образовательными нуждами технологическим, реабилитационным, медицинским, спортивным оборудованием, мебелью.
21. Увеличить количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных жилыми помещениями, за счет средств Программы.
VII. Ожидаемая оценка эффективности расходования средств
республиканского бюджета Республики Коми
Сокращение количества детей, страдающих различными заболеваниями, вызываемыми процессом интенсификации образовательного процесса, снижением двигательной активности, позволит уменьшить расходы, связанные с лечением детей и подростков в стационарных и амбулаторных условиях.
Обеспечение государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) школ-интернатов, дополнительного образования детей различным медицинским и реабилитационным оборудованием позволит укрепить материально-техническую базу учреждений, создать оптимальные условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников. Сократить пропуски детьми учебных занятий по причине различных заболеваний.
Республиканские мероприятия (конкурсы, спортивно-оздоровительные и физкультурно-массовые мероприятия) являются неотъемлемой частью системы деятельности, направленной на укрепление физического и психического здоровья обучающихся, воспитанников.
Совершенствование образования детей с ограниченными возможностями здоровья позволит стабилизировать ситуацию, связанную с ухудшением здоровья детей-инвалидов, их ориентации в социуме.
Обеспечение различным оборудованием государственных специальных (коррекционных) образовательных учреждений, на базе которых получают образование дети-инвалиды, позволит укрепить материально-техническую базу учреждений, создать оптимальные условия для воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Республиканские мероприятия для детей-инвалидов (конкурсы, спортивные мероприятия) будут способствовать их интеллектуальному и творческому развитию, совершенствованию реабилитационного процесса, интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество.
Увеличение числа детей, переданных на воспитание в семьи граждан, позволит сократить средства республиканского бюджета в части содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в год в среднем обходится для республиканского бюджета Республики Коми из расчета на одного ребенка:
- в учреждениях интернатного типа - 206,4 тыс. руб.
- в опекунской семье - 46,1 тыс. руб.
- в приемной семье - 103,6 тыс. руб.
Выделение премий опекунским и приемным семьям будет производиться на основании разработанного положения и будет являться стимулом для развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Проведение цикла телепередач "Шаг навстречу" позволит активизировать общественное внимание к проблеме детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа.
Успешная социализация и интеграция в общество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, позволит осуществить профилактику повторного сиротства.
Качественная допрофессиональная и трудовая подготовка позволит расширить возможности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение профессии и тем самым сократить число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в службе занятости населения.
Проведение мониторингового исследования позволит применить его результаты для осуществления эффективного процесса планирования мероприятий по защите прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе при разработке соответствующих нормативно-правовых актов по защите прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Итоги исследования будут использованы при принятии управленческих решений и практической реализации мероприятий в области защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Обеспечение государственных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оборудованием и техническими средствами, автотранспортом и сельскохозяйственной техникой позволит укрепить материально-техническую базу учреждений, создать оптимальные условия для воспитания и обучения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в данных учреждениях, сократить расходы на обслуживание и проведение капитального ремонта устаревшего и сильно изношенного оборудования.
Республиканские мероприятия (конкурсы, фестивали, спартакиады) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, служат неотъемлемой частью системы, направленной на укрепление психического и физического здоровья детей, их творческого и интеллектуального развития, успешной социализации и интеграции в общество.
Приобретение жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящим на учете на получение жилья, позволит обеспечить социальные гарантии данной категории граждан, закрепленные законодательством.
VIII. Ожидаемая оценка эффективности реализации
ведомственной целевой программы
Для оценки эффективности ведомственной целевой программы используются целевые индикаторы и показатели Программы.
Оценка эффективности основана на балльном принципе и отражает степень достижения показателя результата при фактически достигнутом уровне расходов бюджета за отчетный год.
По результатам оценки эффективности Программы могут быть сделаны следующие выводы:
- эффективность Программы снизилась по сравнению с предыдущим годом;
- эффективность Программы находится на уровне предыдущего года;
- эффективность Программы повысилась по сравнению с предыдущим годом.
Выводы делаются на основе нижеприведенных целевых индикаторов Программы.
Оценка определяется путем установления соответствия между:
- уровнем расходов, направленных на достижение установленного индикатора в отчетном периоде, с учетом корректировки на уровень инфляции;
- фактически полученным значением индикатора в отчетном периоде.
Полученные оценки суммируются по соответствующим индикаторам результативности и на основании полученного итога устанавливается результативность исполнения Программы.
Оценки по каждому индикатору вносятся в следующую форму:
----T-------------------------------------------------T----------¬
¦ № ¦ Наименование индикатора ¦ Оценка ¦
¦ ¦ ¦состояния ¦
¦ ¦ ¦индикатора¦
+---+-------------------------------------------------+----------+
¦1. ¦доля образовательных учреждений, реализующих¦ ¦
¦ ¦программы, методики и технологии, направленные на¦ ¦
¦ ¦сохранение и укрепление здоровья детей и¦ ¦
¦ ¦подростков, (%) от общего количества¦ ¦
¦ ¦образовательных учреждений ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+----------+
¦2. ¦охват детей и подростков различными видами¦ ¦
¦ ¦здоровьесберегающей деятельности (%) от общего¦ ¦
¦ ¦числа детей и подростков, обучающихся и¦ ¦
¦ ¦воспитывающихся в образовательных учреждениях (в¦ ¦
¦ ¦тыс. чел.) ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+----------+
¦3. ¦доля детей, охваченных специальными¦ ¦
¦ ¦образовательными услугами, (%) от общего числа¦ ¦
¦ ¦детей с отклонениями в развитии (тыс. чел.) ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+----------+
¦4. ¦доля одаренных детей, занятых социально значимой¦ ¦
¦ ¦творческой деятельностью, (%) от общей¦ ¦
¦ ¦численности детей школьного возраста ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+----------+
¦5. ¦доля детей-сирот и детей, оставшихся без¦ ¦
¦ ¦попечения родителей, переданных на воспитание в¦ ¦
¦ ¦семьи граждан, (%) от общей численности¦ ¦
¦ ¦детей-сирот и детей, оставшихся без попечения¦ ¦
¦ ¦родителей (тыс. чел.) ¦ ¦
+---+-------------------------------------------------+----------+
¦ ИТОГОВАЯ ОЦЕНКА ¦ ¦
L-----------------------------------------------------+-----------
Интерпретация сводной оценки эффективности Программы осуществляется с помощью следующей таблицы:
-------------------------------------------------------T---------¬
¦ Вывод об эффективности Программы ¦ Сводная ¦
¦ ¦ оценка ¦
+------------------------------------------------------+---------+
¦ Эффективность Программы снизилась по сравнению с ¦ менее 5 ¦
¦ предыдущим годом ¦ ¦
+------------------------------------------------------+---------+
¦ Эффективность Программы находится на уровне ¦ 5 ¦
¦ предыдущего года ¦ ¦
+------------------------------------------------------+---------+
¦ Эффективность Программы повысилась по сравнению с ¦ более 5 ¦
¦ предыдущим годом ¦ ¦
L------------------------------------------------------+----------