Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РАЗЪЯСНЕНИЕ Управления Министерства РФ по налогам и сборам по РК от 23.09.2002
"С НОВОГО ГОДА ГРАЖДАН ЖДУТ НОВЫЕ НАЛОГИ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

С НОВОГО ГОДА ГРАЖДАН ЖДУТ НОВЫЕ НАЛОГИ

С 1 января 2003 года вступают в силу очередные изменения, внесенные во вторую часть Налогового кодекса Российской Федерации, которые будут затрагивать и физических лиц.
I. Очередные изменения вводят новый вид налога - транспортный налог, который вводится в действие в соответствии с главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации законами субъектами Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации, вводя транспортный налог, определяют ставки налога в пределах, установленных Налоговым кодексом, порядок и сроки его уплаты, а также могут предусмотреть налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для налогоплательщиков - физических лиц новый налог будет действовать взамен налога с владельцев транспортных средств, а также налога на имущество (в отношении самолетов, вертолетов, теплоходов, мотосаней, яхт, катеров, моторных лодок и других водных транспортных средств).
Налоговые ставки транспортного налога устанавливаются в рублях в зависимости от мощности двигателя и категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу двигателя транспортного средства.
Вместе с тем, необходимо обратить внимание на то, что законами субъектов Российской Федерации могут вноситься изменения в установленные Налоговым кодексом ставки в сторону уменьшения или увеличения, но не более чем в 5 раз.
Отличительной особенностью порядка исчисления вновь вводимого налога от ныне действовавшего налога с владельцев транспортных средств является то, что органы, осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о транспортных средствах, а также о лицах, на которых зарегистрированы транспортные средства, по состоянию на 31 декабря истекшего календарного года до 1 февраля текущего календарного года, а также обо всех связанных с ними изменениях, произошедших за предыдущий календарный год. Налоговые органы на основании полученных таких сведений исчисляют транспортный налог и предъявляют его физическим лицам путем вручения налоговых уведомлений на его уплату в срок не позднее 1 июня года налогового периода (календарного года).
Таким образом, если Государственный Совет Республики Коми примет закон о транспортном налоге, жители республики в 2003 году будут уплачивать данный налог на основании налогового уведомления, вручаемого налоговой инспекцией с указанием сроков уплаты, которые будут предусмотрены принятым законом.
II. С 1 января 2003 года отменяется Федеральный закон "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" и в Налоговый кодекс РФ (далее - Кодекс) вводится новая Глава 26.2 "Упрощенная система налогообложения", которая кардинально меняет весь порядок применения ныне действующей упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности.
По-прежнему упрощенная система налогообложения будет применяться индивидуальными предпринимателями наряду с общей системой налогообложения, предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к общему режиму налогообложения будет осуществляться индивидуальными предпринимателями также добровольно в порядке, установленном Кодексом, но при этом изменится срок подачи заявления. Налогоплательщики, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, должны в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого они переходят на эту систему, подать заявление в налоговый орган по месту жительства. В настоящее время данное заявление подается не позднее чем за один месяц до начала очередного квартала.
Не вправе применять упрощенную систему налогообложения индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный период) превышает 100 чел. (в настоящее время предельная численность работающих - до 15 чел.), а также занимающиеся производством подакцизных товаров; добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных; игорным бизнесом; являющиеся участниками соглашений о разделе продукции; переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, и нотариусы, занимающиеся частной практикой, и т.д.
Ныне действующая упрощенная система учета и отчетности предусматривает замену уплаты индивидуальными предпринимателями налога на доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью, а применение новой упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности), налога на добавленную стоимость, налога с продаж, налога на имущество (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности) и единого социального налога с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период.
Вместе с тем, применение упрощенной системы налогообложения не освобождает налогоплательщиков от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отличительной особенностью является то, что объектом налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения будут признаваться:
1) доходы;
2) доходы, уменьшенные на величину расходов.
Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком. Объект налогообложения не может меняться налогоплательщиком в течение всего срока применения упрощенной системы налогообложения.
В случае, если объектом налогообложения являются доходы индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов индивидуального предпринимателя, которая облагается по налоговой ставке в размере 6 процентов. При этом сумма налога, исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается данным налогоплательщиком на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных за указанный период в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не более чем на 50 процентов.
Если объектом налогообложения являются доходы индивидуального предпринимателя, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов, включая страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, при этом налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов, но не менее 1 процента от дохода (минимальная ставка).
Следующая отличительная особенность новой упрощенной системы налогообложения - представление налогоплательщиками по истечению налогового (отчетного) периода налоговых деклараций: по итогам квартала - не позднее 25 числа следующего месяца, по итогам года - не позднее 30 апреля.
Суммы налога уплачиваются налогоплательщиком одним платежным документом, которые зачисляются на счета органов федерального казначейства для их последующего распределения: в бюджеты всех уровней: федеральный, территориальный, местный, а также бюджеты государственных внебюджетных фондов: Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальный фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ.
Что касается налогоплательщиков, уплачивающих налог по минимальной ставке (1% от дохода), то суммы налога также уплачиваются одним платежным документом с зачислением их на счета органов федерального казначейства для последующего распределения: в бюджеты государственных внебюджетных фондов: Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальный фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ.
III. С 1 января 2003 года отменяется Федеральный закон "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" и в Налоговый кодекс вводится новая Глава 26.3 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности".
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается Налоговым кодексом и вводится в действие законами субъектов Российской Федерации, которыми также определяются: порядок введения единого налога на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог, в пределах перечня, установленного Налоговым кодексом; значения корректирующий коэффициент базовой доходности (К2), учитывающий совокупность прочих особенностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, время работы, величину доходов и иные особенности.
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решению субъекта Российской Федерации в отношении только 6 видов предпринимательской деятельности вместо 13 ранее установленных сфер предпринимательской деятельности, а именно по оказанию: бытовых услуг; ветеринарных услуг; услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств; услуг общественного питания, осуществляемых при использовании зала площадью не более 70 квадратных метров; автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, использующими не более 20 автомобилей; розничной торговли, осуществляемой через магазины с площадью торгового зала не более 70 квадратных метров, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади.
Налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности являются индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории субъекта Российской Федерации, в котором введен единый налог, виды предпринимательской деятельности, предусмотренные вновь введенной главой Налогового кодекса. При этом следует обратить внимание на новшество в данной главе, предусматривающее, что налогоплательщики, не состоящие на учете в налоговых органах того субъекта Российской Федерации, в котором они осуществляют виды предпринимательской деятельности, облагаемые единым налогом, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту осуществления указанной деятельности в срок не позднее пяти дней с начала осуществления этой деятельности и производить уплату единого налога, установленного в этом субъекте Российской Федерации.
Сохраняется ранее установленный порядок налогообложения единым налогом индивидуальных предпринимателей, осуществляющих несколько видов деятельности, облагаемых единым налогом, при котором учет показателей, необходимых для исчисления налога, ведется раздельно по каждому виду деятельности.
Что касается налогоплательщиков, осуществляющих наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, то они по-прежнему обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с общим режимом налогообложения.
Отличительной особенностью системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности является то, что базовая доходность на месяц на ту или иную единицу физического показателя, характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности, установлена Налоговым кодексом, значительно выше по сравнению с той, которая действует в настоящее время. Например, базовая доходность в месяц с 1 января 2003 года будет составлять:
- по розничной торговле, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы, - 1200 руб. за 1 квадратный метр вместо 300 руб.;
- по розничной торговле, осуществляемой через объекты нестационарной торговой сети (рынок), - 6000 руб. за одно торговое место вместо 2040 руб. (продукты питания);
- по оказанию бытовых услуг - 5000 руб. с каждой единицы работника, включая индивидуального предпринимателя, вместо 1380 руб.;
- по оказанию транспортных услуг - 4000 руб. с каждого легкового автомобиля, вместо 3382 руб.
Кроме того, в 5 раз сокращено количество корректирующих коэффициентов базовой доходности. Вместо 15 ныне предусмотренных поправочных коэффициентов с нового года вводится всего 3 коэффициента, показывающих степень влияния того или иного фактора на результат предпринимательской деятельности (К1, К2, К3).
Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.
Уплата индивидуальными предпринимателями единого налога по ставке 15 процентов вмененного дохода предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от деятельности, облагаемой единым налогом), налога на добавленную стоимость и налога с продаж (в отношении операций, являющихся объектами обложения соответственно налогом на добавленную стоимость и налогом с продаж, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом) и единого социального налога с полученных доходов и сумм, выплачиваемых своим работникам в связи с ведением деятельности, облагаемой единым налогом.
Вместе с тем, применение системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности не освобождает налогоплательщиков от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных за этот же период времени при выплате налогоплательщиками вознаграждений своим работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50 процентов.
Уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода (квартала) не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода.
Суммы единого налога уплачиваются налогоплательщиком одним платежным документом, которые зачисляются на счета органов федерального казначейства для их последующего распределения: в бюджеты всех уровней: федеральный, территориальный, местный, а также бюджеты государственных внебюджетных фондов: Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальный фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ.

Отдел
налогообложения
физических лиц
Управления
МНС России
по Республике Коми


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru