Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







"УСТАВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ТРОИЦКО-ПЕЧОРСКИЙ РАЙОН"
(ред. от 30.07.2002)
(принят Советом Троицко-Печорского района 22.07.1998)
(Зарегистрировано в Государственном Совете РК 23.09.1998)

Официальная публикация в СМИ:
"Заря", 14.11.2002, № 135-136.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
"Заря", 10.12.1998, № 145.


--> примечание.
Фактически утратил силу в связи с принятием Устава муниципального района "Троицко-Печорский".



Принят
на 10 сессии
Совета Троицко-Печорского района
первого созыва
22 июля 1998 года

Зарегистрирован
в Государственном Совете Республики Коми
23 сентября 1998 года

Опубликован
в районной газете "Заря"
10 декабря 1998 года

Изменения внесены
на 10 сессии
Совета Троицко-Печорского района
9 августа 2000 года

Зарегистрирован
в Государственном Совете Республики Коми
27 сентября 2000 года

Изменения и дополнения
приняты на 25 заседании
Совета МО "Троицко-Печорский район"
30 июля 2002 года

Зарегистрированы
в Государственном Совете Республики Коми
16 октября 2002 года

УСТАВ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ТРОИЦКО-ПЕЧОРСКИЙ РАЙОН"

Настоящий Устав в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Коми устанавливает основные положения организации местного самоуправления в муниципальном образовании "Троицко-Печорский район".

Глава 1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ "ТРОИЦКО-ПЕЧОРСКИЙ РАЙОН"
И ЕГО ТЕРРИТОРИЯ

Статья 1. Название и статус муниципального образования

Муниципальное образование имеет наименование "Троицко - Печорский район". Муниципальное образование "Троицко-Печорский район" образовано на основании решения Совета Троицко - Печорского района № 10/31 от 22 июля 1998 года в соответствии с частью второй статьи 5 и со статьей 7 Закона Республики Коми "О местном самоуправлении в Республике Коми" и с учетом мнения населения района, высказанного при проведении плебисцита Республики Коми 30 ноября 1997 года.
Муниципальное образование "Троицко-Печорский район" (далее - район) - это несколько поселений, объединенных общей территорией, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеется выборный орган - Совет муниципального образования "Троицко-Печорский район" (далее - Совет района), бюджет муниципального образования "Троицко-Печорский район" (далее - бюджет района) и собственность муниципального образования "Троицко-Печорский район" (далее - собственность района).

Статья 2. Граница района

1. Граница района определяет территорию муниципального образования, в пределах которой осуществляется местное самоуправление.
2. Граница района установлена Указом Президиума Верховного Совета Коми АССР от 26.08.1940, Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 24.12.1949 с изменениями по Указам Президиума Верховного Совета Коми АССР от 30.07.60; 12.08.61; 14.01.65; 15.03.68; Постановлением Президиума Верховного Совета Коми АССР от 02.01.63.
3. Граница территории района определяется органами государственной власти Республики Коми.
4. Изменение границы района производится законом Республики Коми в порядке, установленном законодательством, с учетом мнения населения района, экономико-географических и демографических особенностей территории и исторических традиций, а также с учетом целостности землепользования. Изменение границы района в соответствии с этими решениями фиксируется в плане границ района.
5. Официальным документом, фиксирующим границу района, является план границы района, оформленный в установленном порядке.

Статья 3. Состав территории района

1. В состав территории района входят территории следующих населенных пунктов:
поселок городского типа (далее - пгт. Троицко-Печорск);
поселки сельского типа (далее - пст.): Бадьель, Белый Бор, Знаменка, Комсомольск-на-Печоре, Мирный, Митрофан-Дикост, Мылва, Мишкин-Ель, Нижняя Омра, Палью, Приуральский, Речной, Русаново, Тимушбор, Шерляга, Якша;
села (далее - с.): Куръя, Покча, Усть-Илыч, Усть-Унья;
деревни (далее - д.): Антон, Бердыш, Большая Сойва, Ваньпи, Волосница, Гришестав, Еремеево, Кодач, Мамыль, Митрофаново, Пачгино, Светлый Родник, Скаляп.
2. Территории населенных пунктов, входящих в состав района, и прилегающие к ним земли составляют в совокупности территорию района.
3. Границы населенных пунктов, входящих в состав территории района, фиксируются в плане границы района.

Статья 4. Административный центр района

Административным центром района является пгт. Троицко - Печорск, где размещаются районные органы местного самоуправления, территориальные подразделения органов государственной власти Республики Коми и Российской Федерации.

Статья 5. Административно-территориальное деление района

1. В целях организации управления территорией район делится на следующие административные территории:
1) пст. Знаменка с подчиненными ему территориями (территории пст. Знаменка, д. Мамыль с прилегающими к ним землями);
2) пст. Комсомольск-на-Печоре с подчиненными ему территориями (территория пст. Комсомольск-на-Печоре, с. Усть-Унья, д. Светлый Родник, д. Бердыш с прилегающими к ним землями);
3) с. Куръя с подчиненными ему территориями (территории с. Куръя, д. Волосница, д. Пачгино, пст. Речной с прилегающими к ним землями);
4) пст. Митрофан-Дикост с подчиненными ему территориями (территории пст. Митрофан-Дикост, д. Митрофаново, пст. Тимушбор, пст. Мирный, д. Ваньпи, д. Кодач с прилегающими к ним землями);
5) пст. Мылва с подчиненными ему территориями (территории пст. Мылва, пст. Белый Бор, пст. Шерляга с прилегающими к ним землями);
6) пст. Нижняя Омра с подчиненными ему территориями (территории пст. Нижняя Омра, пст. Бадьель, д. Гришестав с прилегающими к ним землями);
7) с. Покча с подчиненными ему территориями (территории с. Покча, пст. Русаново, д. Скаляп с прилегающими к ним землями);
8) пст. Приуральский с подчиненными ему территориями (территории пст. Приуральский, д. Еремеево, д. Антон с прилегающими к ним землями);
9) пгт. Троицко-Печорск с подчиненными ему территориями (территории пгт. Троицко-Печорск, д. Большая Сойва с прилегающими к ним землями);
10) с. Усть-Илыч с подчиненными ему территориями (территории с. Усть-Илыч, пст. Палью, пст. Мишкин-Ель с прилегающими к ним землями);
11) пст. Якша с подчиненными ему территориями (территория пст. Якша с прилегающими к ней землями).
2. Изменение границ административных территорий, в том числе передача населенных пунктов из одной административной территории в другую, проводится с учетом мнения населения в соответствии с законодательством Республики Коми.
3. Границы населенных пунктов, административных территорий и их изменение фиксируются в плане границ района.

Статья 6. Символика района

1. Наименование и описание символики района устанавливаются настоящим Уставом.
2. Официальное использование символики муниципальными органами и должностными лицами допускается после ее регистрации в Государственном Совете Республики Коми.
3. Использование символики района иными организациями и лицами осуществляется в соответствии с действующим законодательством и положением о символике района, утвержденным Советом района.
4. Символикой района является герб.
В червленом (красном) поле зеленая оконечность, завершенная золотой каймой, отвлеченной от краев щита и ограниченной вверху гаммированными в основаниях стропилами. Поверх всех - стоящий золотой лось, обращенный влево. В вольной части герб Российской Федерации. Вольная часть располагается в правом верхнем углу щита.
Оконечность (основание) геральдического щита - зеленое поле - обозначает зеленый покров земли.
В левом верхнем углу вольной части щита - Государственный Герб Республики Коми свидетельствует о том, что район входит в состав Республики Коми. Окаймление щита - золотое.
Эмблемой района на гербе принят лось, в знак того, что в лесах района водится такой зверь, имеется лосеферма Печоро-Илычского биосферного заповедника. Рога лося являются символом солнечных лучей, считаются мощным народным оберегом, талисманом от всякой нечисти и прикрепляются либо над входом в избу, либо внутри жилища.

Статья 7. Употребление языков при осуществлении местного самоуправления в районе

При осуществлении местного самоуправления в районе употребляются государственные языки Республики Коми - коми и русский в соответствии с Законом Республики Коми "О государственных языках Республики Коми".

Глава 2
МЕСТНОЕ СООБЩЕСТВО И ПРАВО ЕГО ЧЛЕНОВ НА УЧАСТИЕ
В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РАЙОНЕ

Статья 8. Право граждан на осуществление местного самоуправления

1. Граждане имеют право:
1) на осуществление местного самоуправления в муниципальном образовании в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Коми путем выборов, местного референдума, других форм прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления;
2) на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям;
3) избирать и быть избранными в органы местного самоуправления;
4) на равный доступ к муниципальной службе;
5) обращаться в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.
2. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, а также возможность получения гражданами и другой полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.
3. Право граждан на осуществление местного самоуправления обеспечивается судебной защитой в соответствии с федеральным законодательством.

Статья 9. Местное сообщество района

Граждане, проживающие на территории района, объединенные общими интересами в решении вопросов местного значения, образуют местное сообщество района.

Глава 3
ПРЕДМЕТЫ ВЕДЕНИЯ РАЙОНА

Статья 10. Предметы ведения района

В ведении района находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

Статья 11. Вопросы местного значения, относящиеся к ведению района

К вопросам местного значения относятся:
1) принятие и изменение Устава района, контроль за его соблюдением;
2) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
3) местные финансы, формирование, утверждение и исполнение бюджета района, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;
4) комплексное социально-экономическое развитие района;
5) содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений;
6) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;
7) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;
8) охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;
9) регулирование планировки и застройки территорий района;
10) создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;
11) контроль за использованием земель на территории района;
12) регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;
13) организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации;
14) организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;
15) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
16) благоустройство и озеленение территории района;
17) организация утилизации и переработки бытовых отходов;
18) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
19) организация и содержание муниципальных архивов;
20) организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечение населения услугами связи;
21) создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
22) создание условий для деятельности учреждений культуры в районе;
23) сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;
24) организация и содержание муниципальной информационной службы;
25) создание условий для деятельности средств массовой информации района;
26) создание условий для организации зрелищных мероприятий;
27) создание условий для развития физической культуры и спорта в районе;
28) обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;
29) участие в охране окружающей среды на территории района;
30) обеспечение противопожарной безопасности в районе, организация муниципальной пожарной службы.
Район вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами субъектов Российской Федерации, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований и органов государственной власти.

Глава 4
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РАЙОНЕ

Статья 12. Экономическая основа местного самоуправления

1. Экономическую основу местного самоуправления составляют собственность района, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения района.
2. Органы местного самоуправления в установленном федеральными законами и законами Республики Коми порядке вправе осуществлять внешнеэкономическую деятельность.

Статья 13. Собственность района

1. Имущество, переданное из государственной собственности в собственность района, а также приобретенное на иных законных основаниях, является собственностью района.
2. Формирование собственности района осуществляется за счет:
1) собственности, находящейся во владении, пользовании и распоряжении местных органов власти и переданной району;
2) объектов государственной собственности Республики Коми, переданных району;
3) создания и (или) приобретения объектов собственности на иных законных основаниях.
3. Порядок передачи объектов в собственность района определяется законом Республики Коми.
4. В состав собственности района входят средства бюджета района, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного управления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.
5. Органы местного самоуправления управляют собственностью района. Права собственника в отношении имущества, входящего в состав собственности района, от его имени осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной федеральными законами, законами Республики Коми, настоящим Уставом.
6. Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе передавать объекты собственности района во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в собственности района, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов.

Статья 14. Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений

1. К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территории района, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
2. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Статья 15. Финансовая основа района

1. Финансовую основу района составляют средства его бюджета и целевых муниципальных внебюджетных фондов, а также иные финансовые ресурсы в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Коми.
2. Местные налоги, сборы, а также льготы по их уплате устанавливаются Советом района самостоятельно в соответствии с федеральными законами и законами Республики Коми.
Население непосредственно путем местного референдума, на собраниях (сходах) граждан или Совет района с учетом мнения населения могут предусматривать разовое добровольное внесение жителями средств для финансирования решения вопросов местного значения.
3. Администрация района в соответствии с законодательством Российской Федерации и решением Совета района вправе выпускать муниципальные займы и лотереи, получать и выдавать кредиты, создавать муниципальные банки и иные финансово-кредитные учреждения.

Статья 16. Бюджет района

1. Совет района рассматривает и утверждает бюджет района и отчет о его исполнении, осуществляет последующий контроль за его исполнением.
Администрация района осуществляет составление проекта бюджета района, вносит на утверждение Совету района, осуществляет исполнение бюджета района, управление муниципальным долгом, ведомственный контроль за исполнением бюджета, представляет отчет об исполнении бюджета района на утверждение Совету района, осуществляет другие полномочия, определенные актами бюджетного законодательства Российской Федерации.
2. Органы государственной власти не вмешиваются в формирование, утверждение и исполнение бюджета района за исключением случаев целевого финансирования через бюджет района государственных программ, реализуемых на территории района. Расходование средств за счет государственных дотаций и субвенций подконтрольно органам государственной власти.
3. В бюджете района могут быть предусмотрены в качестве составной части сметы расходов отдельных населенных пунктов и принадлежащих им территорий, учреждений и организаций, финансируемых за счет средств бюджета района.

Статья 17. Доходы и расходы бюджета района

1. В доходы бюджета района зачисляются местные налоги, сборы, штрафы, отчисления от федеральных и республиканских налогов в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами Республики Коми, финансовые средства, переданные органами государственной власти органам местного самоуправления для реализации отдельных государственных полномочий, поступления от приватизации имущества, от сдачи имущества района в аренду, от местных займов и лотерей, часть прибыли предприятий, учреждений и организаций района, дотации, субвенции, трансфертные платежи и иные поступления в соответствии с законом и решениями органов местного самоуправления, а также другие средства, образующиеся в результате деятельности органов местного самоуправления.
2. Средства от указанных источников зачисляются непосредственно в бюджет района. Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами бюджета района. При этом сумма превышения доходов над расходами бюджета района по результатам отчетного года остается в распоряжении района.
3. В доходной и расходной частях бюджета района раздельно предусматривается финансирование вопросов местного значения и осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

Статья 18. Обеспечение минимального бюджета района

1. Минимально необходимые расходы бюджета района устанавливаются законами Республики Коми на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности.
2. Органы местного самоуправления района обеспечивают удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципального образования, на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов, выполнение которых гарантируется государством путем закрепления в доходы местных бюджетов федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Республики Коми отчислений от федеральных и республиканских налогов.
3. Показатели финансовой и хозяйственной деятельности органов местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений, создаваемых муниципальным образованием, подлежат учету органами государственной статистики в установленном порядке.

Статья 19. Право органов местного самоуправления на получение платежей за пользование природными ресурсами

Органы местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами Республики Коми получают плату, в том числе в натуральной форме, от пользователей природными ресурсами, которые добываются на территории района.

Статья 20. Финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, компенсация дополнительных расходов органов местного самоуправления

1. Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в бюджете района в размерах, предусмотренных соответственно в федеральном бюджете, в республиканском бюджете Республики Коми и иных нормативных актах органов государственной власти.
2. Увеличение расходов или уменьшение доходов бюджета района, возникшие в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти Республики Коми, компенсируются органами, принявшими данные решения. Размер компенсации определяется соответствующими органами государственной власти. Решения органов государственной власти, влекущие за собой дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются органами местного самоуправления района в пределах переданных им в качестве компенсации средств.

Статья 21. Муниципальные внебюджетные фонды

Совет района вправе образовывать целевые внебюджетные фонды в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации.

Статья 22. Финансирование объектов, обслуживающих население нескольких муниципальных образований

Финансирование объектов, расположенных на территории района и обслуживающих население нескольких муниципальных образований, осуществляется за счет бюджетов обслуживаемых муниципальных образований. В соответствии с законом Республики Коми финансирование указанных объектов может осуществляться и за счет средств республиканского бюджета Республики Коми.

Статья 23. Отношения органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями, организациями

1. Органы местного самоуправления района вправе в соответствии с законами Российской Федерации и Республики Коми создавать предприятия, учреждения, организации, а также выступать участником иных коммерческих и некоммерческих организаций в соответствии с действующим законодательством.
2. Органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и организаций, находящихся в собственности района, утверждают их уставы, назначают и увольняют руководителей данных организаций, заслушивают отчеты об их деятельности.
3. По вопросам, не входящим в компетенцию органов местного самоуправления, их отношения с предприятиями, учреждениями, организациями, не указанными в ч. 2 настоящей статьи, а также с физическими лицами строятся на основе договоров.
4. Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе координировать участие предприятий, учреждений, организаций, осуществляющих свою деятельность на территории района, в комплексном социально-экономическом развитии данной территории.
Органы местного самоуправления вправе выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории района, коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту объектов социальной инфраструктуры, производству продукции, оказанию услуг, необходимых для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения соответствующей территории, на выполнение других работ с использованием предусмотренных для этого собственных материальных и финансовых средств (муниципальный заказ).
5. Органы местного самоуправления не вправе устанавливать ограничения хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и законами Республики Коми.

Глава 5
ОБЩАЯ СТРУКТУРА
ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РАЙОНЕ

Статья 24. Органы местного самоуправления района

К органам местного самоуправления района относятся:
1) Совет района - выборный представительный орган района, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории района, и формируемый в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Коми и настоящим Уставом;
2) администрация района - исполнительный орган местного самоуправления, формируемый в соответствии с законодательством Республики Коми и настоящим Уставом.

Статья 25. Совет района - выборный представительный орган района

1. Представительным органом района является выборный орган местного самоуправления - Совет района, осуществляющий свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Коми, Федеральным законом Российской Федерации "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Республики Коми "О местном самоуправлении в Республике Коми", иными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Коми в области местного самоуправления и настоящим Уставом.
2. Совет района состоит из 21 депутата, избираемых в соответствии с Кодексом Республики Коми о выборах и референдумах.
Деятельность Совета правомочна, если в него избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов.
3. Срок полномочий Совета района 4 года.
Полномочия Совета района начинаются со дня его первого заседания и заканчиваются в день первого заседания вновь избранного Совета.
Полномочия Совета района могут быть прекращены досрочно в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Коми.
4. Организационное, материально-техническое обеспечение деятельности Совета района осуществляет администрация района в соответствии со сметой, утвержденной Советом района.

Глава 6
ФОРМИРОВАНИЕ СОВЕТА РАЙОНА, ЕГО СТРУКТУРА

Статья 26. Компетенция Совета района

В исключительном ведении Совета района находятся:
1) принятие общеобязательных правил по предметам ведения района, предусмотренных настоящим Уставом;
2) утверждение бюджета района и отчета о его исполнении;
3) принятие планов и программ развития района, утверждение отчетов об их исполнении;
4) установление местных налогов и сборов;
5) установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;
6) контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных настоящим Уставом;
7) иные полномочия, отнесенные к компетенции или к исключительной компетенции Совета района законодательством Российской Федерации, Республики Коми, настоящим Уставом.

Статья 27. Структура Совета района и формы его работы

1. Совет района осуществляет свою деятельность в форме заседаний Совета района и заседаний его органов. Порядок деятельности Совета района определяется его регламентом в соответствии с настоящим Уставом.
2. Органами Совета района в соответствии с регламентом Совета района являются:
1) президиум Совета района;
2) постоянные комиссии;
3) временные комиссии.
3. Порядок принятия решений Советом района определяется его регламентом в соответствии с настоящим Уставом.

Статья 28. Президиум Совета района

Для координации деятельности органов Совета района и решения иных организационных задач регламентом Совета района предусматривается в качестве постоянного органа Совета района президиум Совета района, состоящий из депутатов Совета района и главы района.
Порядок формирования, деятельности и полномочия президиума Совета района определяются регламентом Совета района.

Статья 29. Постоянные комиссии Совета района

1. По отдельным направлениям своей деятельности Совет района образует из состава депутатов постоянные комиссии, которые являются основными структурными органами Совета района и подотчетны только ему.
2. Решение об образовании постоянных комиссий принимается Советом района на его заседаниях в порядке, предусмотренном законодательством о местном самоуправлении, настоящим Уставом и регламентом Совета района.
3. Количество, названия, функции и полномочия постоянных комиссий, а также организация их работы определяются регламентом Совета района, принимаемым Советом района.

Статья 30. Временные комиссии Совета района

Для решения отдельных вопросов Совет района может создавать временные комиссии из числа депутатов и иных лиц. Задачи комиссий определяются Советом района при их создании. Порядок создания, деятельности и полномочия временных комиссий определяется регламентом Совета района.

Глава 7
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СОВЕТА РАЙОНА

Статья 31. Регламент Совета района

По вопросам организации своей деятельности Совет района принимает регламент в соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом.

Статья 32. Заседания Совета района

1. Совет района осуществляет свою деятельность в форме заседаний. Заседание правомочно, если на нем присутствуют не менее двух третей от числа депутатов, избранных в Совет района.
2. Первое заседание вновь избранного Совета района созывается председателем соответствующей избирательной комиссии на пятнадцатый день после регистрации избранных депутатов, при условии избрания не менее двух третей от установленного числа депутатов.
3. Очередные заседания проводятся по мере необходимости, но не реже 2 раз в год. Внеочередные заседания Совета района могут проводиться по инициативе главы района либо не менее 30% избранных депутатов.
Созыв заседаний Совета района и организация их работы возлагаются на главу района в соответствии с регламентом Совета района.
4. На заседаниях Совета района решаются все вопросы, отнесенные к его исключительному ведению, а также иные вопросы в соответствии с компетенцией Совета района.
5. Совет района принимает решения в коллегиальном порядке. Решения принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов, за исключением решений по вопросам, указанным в настоящем Уставе. Регламентом Совета района может быть предусмотрено принятие решений по процедурным вопросам большинством от числа присутствующих на заседании депутатов.
6. Если на заседании присутствуют менее двух третей от числа депутатов, избранных в Совет района, то оно переносится на другое время. В этом случае в письменном извещении каждому депутату, кроме места и времени проведения данного заседания, сообщается, что, если на заседании вновь зарегистрируются менее двух третей депутатов или после регистрации во время заседания часть депутатов откажется от участия в его работе, заседание считается правомочным при наличии большинства от числа депутатов, установленного для Совета района.

Статья 33. Правовые акты Совета района

1. Совет района по вопросам своего ведения принимает (издает) нормативные и иные правовые акты, именуемые решениями.
Правом внесения на рассмотрение Советом района проектов решений обладают:
1) глава района;
2) депутаты Совета района и их группы;
3) органы Совета района;
4) граждане района, проживающие на территории муниципального образования, общественные объединения, органы территориального общественного самоуправления.
Порядок внесения и рассмотрения проектов решений Совета района устанавливается регламентом Совета района.
2. Решения Совета района, изданные в пределах его компетенции, имеют юридическую силу, обязательны для исполнения всеми гражданами, учреждениями и организациями, расположенными на соответствующей территории, и не нуждаются в утверждении какими-либо органами государственной власти.
3. Решения Совета района могут быть обжалованы в судебном порядке или опротестованы в порядке прокурорского надзора в соответствии с действующим законодательством.

Статья 34. Порядок и сроки опубликования (обнародования) нормативных правовых актов Совета района

Решения Совета района, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Акты Совета района о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Акты Совета района, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
Решения Совета района публикуются в газете "Заря" в течение 15 дней после их принятия.

Статья 35. Порядок осуществления Советом района права законодательной инициативы в Государственном Совете Республики Коми

1. Правом разработки и внесения проектов законов Республики Коми на рассмотрение Советом района обладают:
1) глава района;
2) депутаты Совета района и их группы;
3) группы граждан, общественные объединения, органы территориального общественного самоуправления.
2. Порядок внесения и рассмотрения законопроектов определяется регламентом Совета района.
3. По результатам рассмотрения представленного законопроекта Совет района принимает одно из следующих решений:
1) о внесении законопроекта в Государственный Совет Республики Коми;
2) о доработке законопроекта и внесении его на повторное рассмотрение;
3) об отказе внести законопроект в Государственный Совет Республики Коми.
4. Законопроект и сопроводительные документы к нему, оформленные в соответствии с Регламентом Государственного Совета Республики Коми, направляются в Государственный Совет Республики Коми.

Глава 8
ДЕПУТАТ СОВЕТА РАЙОНА

Статья 36. Статус депутата Совета района

1. Депутат Совета района (далее - депутат Совета) представляет интересы своих избирателей и населения района, руководствуется законодательными и нормативными актами Российской Федерации, Республики Коми и настоящим Уставом.
2. Депутату Совета гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести и достоинства.
3. Полномочия депутата начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы Совета района нового состава.
4. Депутат Совета избирается сроком на 4 года. Установленный срок полномочий не может быть изменен в течение текущего срока полномочий.
5. Депутат Совета осуществляет свои полномочия на неосвобожденной основе.
Освобождение депутата от выполнения производственных или служебных обязанностей по месту основной работы на время осуществления депутатской деятельности производится на основании официального уведомления Совета района. При этом требование каких-либо других документов не допускается.
6. Вопросы неприкосновенности депутата Совета регулируются федеральным законодательством.

Статья 37. Права депутата Совета

Депутат Совета имеет право:
1) избирать и быть избранным в органы Совета района;
2) вносить вопросы на рассмотрение Совета района и высказывать мнение по любым вопросам, в том числе по персональному составу органов, создаваемых Советом района и кандидатурам должностных лиц, избираемых или назначаемых Советом;
3) ставить в соответствии с компетенцией Совета района вопрос о доверии составу органов, образованных или избранных Советом, а также должностным лицам, избранным или назначенным Советом района;
4) вносить поправки к проектам актов, принимаемых Советом района;
5) по вопросам своей депутатской деятельности пользоваться правом приема руководителями и другими должностными лицами расположенных на территории района органов государственной власти Республики Коми, органов местного самоуправления, организаций, независимо от форм собственности, общественных объединений;
6) получать информацию от органов государственной власти РК, органов местного самоуправления и их должностных лиц, находящихся на территории района;
7) обращаться с депутатским запросом в органы местного самоуправления района по вопросам, касающимся интересов района в целом, с депутатским запросом;
8) вести прием граждан в избирательном округе;
9) участвовать в заседаниях органов территориального общественного самоуправления, в собраниях трудовых коллективов, граждан по месту жительства;
10) вносить в представительный орган местного самоуправления предложения по реализации права законодательной инициативы.
Депутат Совета может обладать иными правами в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Коми, настоящим Уставом и регламентом Совета района.

Статья 38. Обязанности депутата Совета

Депутат Совета обязан:
1) участвовать в работе Совета района, его органов, в состав которых он избран;
2) соблюдать регламент Совета района;
3) голосовать лично;
4) выполнять поручения Совета района и его органов, информировать их о результатах выполнения поручений;
5) регулярно, не реже одного раза в год, информировать избирателей округа о работе Совета района, о выполнении решений Совета района и его органов, а также о выполнении своих предвыборных программ;
6) участвовать в организации и контроле за исполнением решений Совета района и его органов, затрагивающих интересы избирателей;
7) выполнять иные обязанности в соответствии с законодательством, настоящим Уставом и регламентом Совета района.

Статья 39. Гарантии трудовых прав депутата

1. Депутат в период исполнения своих полномочий не может быть уволен с работы по инициативе администрации организации без согласия Совета района, за исключением случаев ликвидации организации.
2. Депутату в период его полномочий не могут быть существенно изменены условия труда по инициативе администрации организации без согласия Совета района.

Статья 40. Гарантии депутатской деятельности

Депутату Совета за счет средств бюджета района предоставляются следующие гарантии депутатской деятельности:
1) возмещение расходов, связанных с депутатской деятельностью;
2) выплата денежного вознаграждения депутатам, временно освобожденным от основной работы для осуществления депутатской деятельности, из расчета средней заработной платы;
3) возмещение расходов, связанных с проживанием его вне постоянного места жительства в связи с осуществлением им депутатской деятельности;
4) оплата проезда воздушным, железнодорожным, автомобильным, водным транспортом и всеми видами пассажирского транспорта, за исключением такси, на территории района;
5) внеочередное право на приобретение билетов на все виды транспорта и поселение в гостиницы на территории района;
6) предоставление служебной жилой площади депутатам, осуществляющим депутатскую деятельность на постоянной основе и не имеющим места жительства по месту нахождения Совета района;
7) бронирование занимаемой депутатом Совета, осуществляющим свою деятельность на постоянной основе, жилой площади по постоянному месту жительства на время его отсутствия в связи с осуществлением депутатских полномочий.
Конкретные размеры и порядок возмещения расходов, предусмотренных пунктами 1, 2, 3, 4 части первой настоящей статьи, устанавливаются решением Совета района.

Статья 41. Прекращение полномочий депутата Совета

1. Прекращение полномочий депутата Совета осуществляется в связи с истечением срока полномочий, а также может осуществляться досрочно.
2. Досрочно полномочия депутата Совета прекращаются в случаях:
1) заявления о сложении своих полномочий;
2) утраты гражданства Российской Федерации;
3) вступления в законную силу обвинительного приговора суда;
4) вступления в силу решения суда о признании гражданина умершим, безвестно отсутствующим, недееспособным;
5) избрания или назначения на должность, занятие которой по Конституции Республики Коми и (или) по закону несовместимо со статусом депутата;
6) досрочного прекращения полномочий Совета района;
7) отзыва депутата;
8) смерти депутата.
Основанием для досрочного прекращения полномочий депутата Совета служат соответствующие документы.
3. Полномочия депутата Совета прекращаются со дня принятия об этом решения Советом района (кроме пунктов 6, 7 и 8 части второй настоящей статьи, когда полномочия прекращаются: по пункту 6 - со дня роспуска Совета района; по пункту 7 - со дня принятия решения об отзыве; по пункту 8 - со дня смерти).

Глава 9
АДМИНИСТРАЦИЯ РАЙОНА И ЕЕ ОРГАНЫ

Статья 42. Администрация района - исполнительный орган местного самоуправления района

1. Администрация района является исполнительным органом местного самоуправления района и действует под непосредственным руководством главы района.
2. Администрация района является юридическим лицом.
3. Администрация района состоит из:
1) должностных лиц администрации и структурных подразделений администрации, не являющихся самостоятельными юридическими лицами (собственно администрация района);
2) районных структурных подразделений, являющихся юридическими лицами;
3) администраций пгт. Троицко-Печорск, пст. Якша, пст. Знаменка, пст. Комсомольск-на-Печоре, пст. Мылва, пст. Нижняя Омра, пст. Митрофан-Дикост, пст. Приуральский, с. Усть-Илыч, с. Курья, пст. Покча с подчиненными им территориями.
4. Администрация района формируется в соответствии с утвержденной структурой главой района путем создания, реорганизации или ликвидации органов и других структурных подразделений администрации.

Статья 43. Районные органы и другие структурные подразделения администрации района

1. Районными органами администрации района являются созданные в соответствии со схемой управления района структурные подразделения администрации района, обладающие полномочиями, предусмотренными законодательством о местном самоуправлении, а также настоящим Уставом, и осуществляющие исполнительную и распорядительную деятельность в определенной сфере управления района.
Органы администрации района финансируются за счет средств его бюджета.
2. Комитеты, управления, отделы и приравненные к ним органы администрации возглавляют руководители - председатели комитетов, начальники управлений, заведующие отделами, которые осуществляют руководство органами администрации района на принципах единоначалия.
3. Комитеты, управления и отделы администрации осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность, направленную на исполнение законодательства Российской Федерации и Республики Коми, решений Совета района, актов главы района.
4. Функции и полномочия органов администрации района, а также организация и порядок их деятельности определяются Положениями об этих органах, утверждаемыми главой района.
5. Должностные инструкции сотрудников самостоятельных комитетов, управлений и отделов администрации района утверждаются руководителем соответствующего органа администрации.
6. Руководители органов администрации района в пределах их компетенции и компетенции возглавляемых ими органов издают нормативные и ненормативные акты, которые именуются распоряжениями.

Статья 44. Администрации поселка городского типа, сел, поселков сельского типа с подчиненными им территориями

1. Администрации поселка городского типа, сел, поселков сельского типа с подчиненными им территориями являются самостоятельными территориальными структурными подразделениями администрации района, обладающими полномочиями, предусмотренными законодательством, настоящим Уставом, а также положениями об этих органах, утвержденными главой района.
Администрации поселка городского типа, сел, поселков сельского типа с подчиненными им территориями осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность на определенной территории района в соответствии с административно - территориальным делением района.
2. Администрации поселка городского типа, сел, поселков сельского типа с подчиненными им территориями возглавляют главы администраций, которые назначаются главой района, и осуществляют руководство администрацией на принципах единоначалия.
3. Главы администраций поселка городского типа, сел, поселков сельского типа с подчиненными им территориями в пределах своей компетенции издают акты нормативного характера, которые именуются постановлениями, и акты ненормативного характера, которые именуются распоряжениями.

Статья 45. Муниципальная служба района

1. Лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими.
2. Правовая регламентация муниципальной службы, включающая требования к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой, определяется настоящим Уставом в соответствии с законами Республики Коми и федеральным законом.
3. Время работы на должностях в органах местного самоуправления засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий, в соответствии с законодательством о государственной службе.

Глава 10
ГЛАВА РАЙОНА

Статья 46. Глава района

1. Глава района - выборное должностное лицо местного самоуправления.
Глава района избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Коми. Глава района избирается сроком на четыре года. Установленный срок не может быть изменен в течение текущего срока полномочий.
Выборы главы района гражданами, проживающими на территории района, проводятся одновременно с выборами депутатов Совета района нового созыва.
Глава района входит в состав Совета района с правом решающего голоса и председательствует на его заседаниях.
Глава района непосредственно руководит работой администрации района.
Глава района осуществляет свои функции на принципах единоначалия. Все структурные подразделения администрации района находятся в подчинении главы района, а их руководители подотчетны ему.
2. Главе района гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления полномочий, защита прав, чести и достоинства. Глава района осуществляет свои полномочия на профессиональной основе.
Полномочия главы района начинаются со дня вступления его на должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы района. Глава района вступает в должность не позднее 15 дней со дня официального опубликования итогов выборов.
Порядок вступления главы района в должность определяется регламентом Совета района.
На главу района распространяется действие законодательства о муниципальной службе с учетом особенностей, установленных Законом Республики Коми "О местном самоуправлении в Республике Коми" и настоящим Уставом.
Условия оплаты труда главы района устанавливаются решением Совета района согласно действующему законодательству.
Глава района подотчетен населению непосредственно и Совету района. Вопросы неприкосновенности главы района регулируются федеральным законом.

Статья 47. Полномочия главы района

Глава района решает вопросы местного значения в соответствии с настоящим Уставом, а также:
1) в пределах бюджетного финансирования разрабатывает и утверждает структуру администрации;
2) осуществляет в пределах своей компетенции общее руководство органами и структурными подразделениями администрации;
3) назначает руководителей районных и территориальных структур администрации;
4) организует и контролирует в пределах своей компетенции выполнение решений Совета района, собственных решений органами и подразделениями администрации;
5) представляет Совету района ежегодный отчет о деятельности администрации;
6) организует прием граждан, рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан, принимает по ним решения;
7) рассматривает и учитывает в своей деятельности предложения органов территориального общественного самоуправления, сообщает им результаты рассмотрения предложений;
8) применяет в соответствии с законодательством меры поощрения, привлекает к дисциплинарной ответственности руководителей и работников органов и структурных подразделений администрации;
9) осуществляет действия в соответствии с законодательством Республики Коми о выборах и референдумах;
10) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством, настоящим Уставом и решениями Совета района.

Статья 48. Ограничения, связанные со статусом главы района

Глава района не вправе:
1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;
2) быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом Государственного Совета Республики Коми, депутатом Совета иного муниципального образования;
3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
4) состоять членом органов управления коммерческих организаций, если иное не предусмотрено федеральным законом, или, если в порядке, установленном федеральным законом, законами Республики Коми, решениями Совета района, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;
5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе местного самоуправления, в котором он осуществляет свои полномочия либо который непосредственно подчинен или подконтролен ему;
6) использовать в неслужебных целях средства материально - технического, финансового и информационного обеспечения, другое муниципальное имущество и служебную информацию;
7) получать гонорары за публикации и выступления в качестве главы района;
8) получать от физических и юридических лиц вознаграждения, связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию;
9) выезжать в служебные командировки за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок за границу, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности органов государственной власти Республики Коми, органов местного самоуправления с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями.

Статья 49. Правовые акты главы района

По вопросам своей компетенции, установленной законодательством Российской Федерации и Республики Коми, а также настоящим Уставом и решениями Совета района, глава района издает постановления и распоряжения. Акты главы района, имеющие нормативное содержание, затрагивающие права граждан, а также связанные с решением вопросов экономического и социального развития района, охраны общественного порядка, использованием собственности и финансовых ресурсов района принимаются в форме постановлений.
Акты по вопросам организационной деятельности органов и структурных подразделений, а также носящие ненормативный характер, издаются в форме распоряжений.
Порядок подготовки, согласования и рассмотрения проектов постановлений и распоряжений устанавливается главой района.
Нормативные правовые акты главы района подлежат обязательному опубликованию (обнародованию) в районной газете "Заря" не позднее 10 дней со дня их принятия (подписания), кроме нормативных правовых актов и отдельных их положений, содержащих информацию, доступ к которой ограничен в соответствии с законами Российской Федерации и Республики Коми.

Статья 50. Прекращение полномочий главы района

1. Прекращение полномочий главы района осуществляется в связи с истечением срока полномочий, а также может осуществляться досрочно в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Коми о местном самоуправлении, законодательством о труде, настоящим Уставом.
2. Досрочно полномочия главы района прекращаются в случаях:
1) заявления о сложении своих полномочий;
2) утраты гражданства Российской Федерации;
3) вступления в законную силу обвинительного приговора суда;
4) вступления в силу решения суда о признании гражданина умершим, безвестно отсутствующим, недееспособным;
5) избрания или назначения на должность, занятие которой по Конституции Республики Коми и (или) по закону несовместимо со статусом выборного должностного лица местного самоуправления;
6) отзыва главы района (порядок отзыва главы района устанавливается избирательным законодательством Республики Коми);
7) смерти гражданина.
Основанием для досрочного прекращения полномочий главы района служат соответствующие документы.
3. Полномочия главы района прекращаются со дня принятия об этом решения Советом района (кроме пунктов 6 и 7 части второй настоящей статьи, когда полномочия прекращаются по пункту 6 - со дня принятия решения об отзыве; по пункту 7 - со дня смерти).
4. В случае досрочного прекращения полномочий главы района по основаниям, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, выборы главы района могут не проводиться.
В этом случае Совет района принимает решение о назначении исполняющего обязанности главы района, заключив с ним срочный трудовой договор до окончания срока полномочий Совета района текущего созыва.

Глава 11
ФОРМЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ
В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 51. Местный референдум, опрос населения

1. Местный референдум, опрос населения может проводиться по вопросам местного значения.
2. Решение о назначении местного референдума, опроса населения принимается Советом района по собственной инициативе или по требованию населения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Коми.
3. Перечень вопросов, выносимых на референдум, опрос населения, порядок их назначения и проведения, принятия и изменения решений местного референдума, опроса населения устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Коми.

Статья 52. Выборы депутатов Совета

1. Выборы депутатов Совета осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании при обеспечении избирательных прав граждан, установленных федеральным законом и избирательным законодательством Республики Коми. Порядок проведения выборов депутатов Совета определяется законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Коми.

Глава 12
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Статья 53. Система территориального общественного самоуправления района

Система территориального общественного самоуправления района включает в себя общие собрания (сходы), конференции граждан, органы территориального общественного самоуправления (советы или комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, поселка городского типа, сел, поселков сельского типа с подчиненными ему территориями), а также иные органы территориального общественного самоуправления по месту жительства (советы или комитеты улиц, кварталов, домов и т.д.).
Территории, на которых действуют органы территориального общественного самоуправления, устанавливаются по предложению граждан Советом района.

Статья 54. Общие собрания (сходы), конференции граждан

1. Общие собрания (сходы), конференции граждан созываются Советом района или органами территориального общественного самоуправления по мере необходимости.
2. К компетенции общих собраний (сходов), конференций граждан относятся следующие вопросы:
1) избрание органов территориального общественного самоуправления и принятие положений (Уставов) о них;
2) утверждение программ деятельности органов территориального общественного самоуправления по социально-экономическому развитию соответствующей территории и отчетов об их выполнении;
3) решение других вопросов, относящихся к компетенции органов территориального общественного самоуправления, затрагивающих интересы населения соответствующей территории.
3. Общие собрания (сходы) граждан по выборам органов самоуправления правомочны, если в них принимает участие не менее половины избирателей соответствующей территории, а конференции - при участии не менее двух третей представителей избирателей территории по месту жительства.

Статья 55. Выборы органов территориального общественного самоуправления

1. Органы территориального общественного самоуправления создаются по инициативе граждан на основе их добровольного волеизъявления.
Выборы органов территориального общественного самоуправления могут проводиться на общих собраниях (сходах) или конференциях граждан по месту жительства открытым или тайным голосованием. Органы территориального общественного самоуправления избираются сроком на 4 года.
2. Совет района по предложению инициативных групп населения согласовывает порядок, нормы представительства и сроки проведения выборов органов территориального общественного самоуправления.
3. Подготовка и проведение выборов органов территориального общественного самоуправления осуществляются открыто и гласно.

Статья 56. Полномочия органов территориального общественного самоуправления

1. Полномочия органов территориального общественного самоуправления определяются их положениями (Уставами) с учетом полномочий, передаваемых им Советом района.
2. Органы территориального общественного самоуправления вправе:
1) создавать в установленном порядке организации, удовлетворяющие потребности населения в товарах и услугах;
2) выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории и коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту жилищного фонда, объектов социальной инфраструктуры и контролировать использование предусмотренных на их выполнение ресурсов: средств бюджета района и собственных финансовых ресурсов;
3) кооперировать на добровольной основе средства населения, организаций, общественных объединений для финансирования целевых социальных программ;
4) организовывать иную деятельность, не запрещенную законодательством, с целью удовлетворения социально - экономических потребностей населения;
5) определять в соответствии со своим положением (Уставом) штаты и порядок оплаты труда работников.
3. Органы местного самоуправления могут передавать свои отдельные полномочия органам территориального общественного самоуправления на основе решений и договоров с согласия органов территориального общественного самоуправления.
Органам территориального общественного самоуправления не могут передаваться полномочия по принятию обязательных для исполнения органами местного самоуправления, гражданами, организациями правовых актов.
Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов, финансируются за счет средств бюджета района с согласия Совета района.
4. Органы территориального общественного самоуправления подлежат регистрации в органах местного самоуправления в порядке, установленном Уставом района.
Органы территориального общественного самоуправления могут являться юридическими лицами. В этом случае они подлежат государственной регистрации в порядке, определяемом законодательством. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд.

Статья 57. Финансирование деятельности органов территориального общественного самоуправления

1. Финансирование деятельности органов территориального общественного самоуправления осуществляется за счет их собственных, заемных средств, а также средств, передаваемых им Советом района.
Собственные финансовые средства образуются за счет доходов от экономической деятельности органов территориального общественного самоуправления, добровольных взносов и пожертвований организаций и граждан, а также других, не запрещенных законодательством поступлений.
2. Органы территориального общественного самоуправления самостоятельно используют имеющиеся в их распоряжении финансовые средства в соответствии с уставными целями и программами социально-экономического развития соответствующих территорий.

Статья 58. Взаимоотношения органов территориального общественного самоуправления с органами местного самоуправления

1. Совет и глава района, главы администраций поселка городского типа, сел, поселков сельского типа с подчиненными им территориями содействуют органам территориального общественного самоуправления в осуществлении их полномочий.
2. Органы территориального общественного самоуправления вправе участвовать в работе заседаний Совета района при рассмотрении вопросов, затрагивающих их интересы.

Глава 13
ИНЫЕ ФОРМЫ УЧАСТИЯ НАСЕЛЕНИЯ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 59. Народная правотворческая инициатива

1. Население района имеет право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения.
2. Проекты правовых актов по вопросам местного значения вносятся гражданами (группой граждан) в Совет района и рассматриваются Советом района, его органами или должностными лицами. О результатах рассмотрения сообщается инициаторам.
3. Проекты правовых актов, внесенных группой граждан, проживающих в районе, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании Совета района с участием представителей группы граждан, внесших эти проекты.
Результаты рассмотрения подлежат официальному опубликованию (обнародованию) в порядке, предусмотренном для опубликования решений Совета района.

Статья 60. Собрания (сходы) граждан, проживающих в населенных пунктах

1. Для решения вопросов местного значения в отдельных населенных пунктах могут созываться собрания (сходы) граждан (далее - сход).
2. Сход созывается по мере необходимости.
3. Сход может быть созван по инициативе:
1) группы граждан, проживающих на территории данного населенного пункта и обладающих избирательным правом, в количестве, составляющем не менее 10 процентов избирателей данного населенного пункта;
2) Совета или главы района;
3) глав администраций поселка городского типа, сел, поселков сельского типа с подчиненными им территориями.
4. В работе схода принимают участие граждане, достигшие 18-летнего возраста, проживающие на территории данного населенного пункта и обладающие избирательным правом.
5. Сход проводится в обстановке гласности. На сход могут быть приглашены представители органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководители организаций, расположенных на территории района, представители общественных объединений и средств массовой информации.
6. На сход могут выноситься вопросы, непосредственно затрагивающие интересы населения, проживающего на территории данного населенного пункта или района в целом, отнесенные законодательством Республики Коми и настоящим Уставом к вопросам местного значения.
7. Подготовка и проведение схода обеспечиваются главой администраций поселка городского типа, сел, поселков сельского типа с подчиненными им территориями.
Население оповещается о дате, месте, времени, вопросах, выносимых на рассмотрение схода, не позднее, чем за 5 дней до его проведения.
8. Перед открытием схода глава администрации поселка городского типа, села, поселка сельского типа с подчиненными им территориями организует обязательную регистрацию его участников с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения.
Сход является правомочным, если в нем приняло участие более половины избирателей соответствующей территории.
9. Для ведения схода и его протокола избираются президиум или председатель и секретарь схода. Повестка дня утверждается сходом.
В протоколе указываются дата и место проведения схода, общее количество граждан, имеющих право на участие в сходе, количество присутствующих граждан, повестка дня, краткое содержание выступлений, принятые решения.
Протокол подписывается председателем и секретарем схода. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство присутствующих граждан.
10. Список зарегистрированных участников схода и протокол проведения схода передаются соответствующим органам местного самоуправления района, поселка городского типа, села, поселка сельского типа с подчиненными им территориями не позднее седьмого дня со дня проведения схода.
Соответствующие органы местного самоуправления рассматривают решения схода и о результатах рассмотрения извещают участников схода в течение двух месяцев со дня проведения схода.
При принятии актов по вопросам местного значения органами местного самоуправления района, поселка городского типа, сел, поселков сельского типа с подчиненными им территориями учитываются решения, принятые на собраниях (сходах) граждан.

Статья 61. Другие формы участия населения в осуществлении местного самоуправления

1. Граждане вправе реализовать свое право на участие в местном самоуправлении через общественные советы (комитеты, коллегии и другие органы), формируемые при органах и должностных лицах местного самоуправления; общественные объединения по вопросам местного самоуправления; собрания, конференции жителей; другие формы общественной самодеятельности.
2. Порядок формирования, организация деятельности и полномочия общественных советов при органах и должностных лицах местного самоуправления устанавливаются этими органами и лицами.
3. Деятельность общественных объединений по вопросам местного самоуправления регулируется законодательством об общественных объединениях.
4. Наряду с предусмотренными настоящим Уставом формами участия населения в осуществлении местного самоуправления граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Коми, федеральным законам, законам Республики Коми.

Статья 62. Обращения граждан в органы местного самоуправления

1. Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления.
2. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны дать ответ по существу обращений граждан в течение одного месяца.

Глава 14
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Статья 63. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления

1. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением района, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законом.
2. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением наступает в результате утраты доверия населения. Порядок и условия ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления в результате утраты доверия населения определяются настоящим Уставом.
При недоверии Совету района или депутатам Совета - досрочное прекращение полномочий депутатами Совета.
При недоверии администрации района - отставка главы района.
При недоверии руководителям структурных подразделений администрации района и главам администраций поселка городского типа, сел и поселков сельского типа с подчиненными им территориями - глава района может наложить следующие дисциплинарные взыскания:
1) замечания;
2) выговор;
3) строгий выговор;
4) предупреждение о неполном служебном соответствии;
5) увольнение.
3. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Коми, федеральных законов, законов Республики Коми, настоящего Устава.
Органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены соответствующими органами государственной власти материальными и финансовыми средствами.
Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает в порядке, установленном федеральным законом.
4. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает в порядке, установленном федеральными законами, законами Республики Коми, настоящим Уставом.

Статья 64. Отзыв депутата Совета

1. Депутат Совета, не оправдавший доверия избирателей в результате невыполнения своих обязанностей или нарушения Конституции Республики Коми, законов Республики Коми, а также настоящего Устава, может быть отозван по решению избирателей. Отзыв депутата Совета осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Коми.

Глава 15
ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ УСТАВА РАЙОНА И ВНЕСЕНИЯ
В НЕГО ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ

Статья 65. Принятие настоящего Устава

1. Настоящий Устав принят Советом района большинством в две третьих голосов от установленного числа депутатов Совета.
2. Настоящий Устав подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Законом Республики Коми "О местном самоуправлении в Республике Коми".
3. Настоящий Устав вступает в силу после его регистрации в Государственном Совете Республики Коми и официального опубликования в районной газете "Заря" (обнародования).

Статья 66. Внесение изменений и дополнений в настоящий Устав

1. Предложения об изменениях и дополнениях настоящего Устава вносятся в Совет района. Правом внесения указанных предложений обладают:
1) Совет и администрация района;
2) депутаты и органы Совета района;
3) общественные объединения, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие свою деятельность на территории района, в том числе местные отделения общероссийских и республиканских общественных объединений;
4) группы граждан, проживающих на территории района и обладающих избирательным правом, в количестве, составляющем не менее 5 процентов избирателей района.
2. Изменения и дополнения в Устав принимаются Советом района большинством не менее двух третей от установленного числа депутатов Совета или по решению Совета района населением непосредственно путем референдума.
3. Изменения и дополнения в Устав подлежат государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Республики Коми, и вступают в силу после государственной регистрации и официального опубликования (обнародования).

Статья 67. Принятие нового Устава района

Принятие нового Устава и вступление его в силу осуществляется в порядке, установленном для внесения изменений и дополнений в настоящий Устав.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru