Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Верховного суда РК от 30.07.2002 № 3-27-02
<ПОЛОЖЕНИЯ СТАТЬИ 14 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ КОМИ "О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ" НЕ ПРОТИВОРЕЧАТ ДЕЙСТВУЮЩЕМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ И НЕ УСТАНАВЛИВАЮТ КОМПЕТЕНЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ ПЕРЕДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНАМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, А ЛИШЬ РАСКРЫВАЮТ ПРЕДМЕТ СОВМЕСТНОГО ВЕДЕНИЯ В УКАЗАННОЙ СФЕРЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 30 июля 2002 г. № 3-27-02

Верховный Суд Республики Коми в составе:
председательствующего Белова Н.Е.,
при секретаре Махлинец Т.В.,
с участием прокурора Эдигер Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 30 июля 2002 года гражданское дело по заявлению прокурора Республики Коми о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению ст. 14 Закона Республики Коми от 16 июня 1998 года № 25-РЗ "О местном самоуправлении в Республике Коми" в части установления полномочий Российской Федерации и регулирования деятельности федеральных органов государственной власти,

установил:

Прокурор Республики Коми обратился в Верховный Суд Республики Коми с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению ст. 14 Закона Республики Коми "О местном самоуправлении" от 16 июня 1998 года № 25-РЗ в части, предусматривающей, что: "органы государственной власти Российской Федерации могут наделять органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств" (пункт 1); "наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями осуществляется исключительно федеральными законами" (пункт 2); "реализация государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, подконтрольна органам государственной власти Российской Федерации"." "Условия и порядок такого контроля определяются соответственно федеральными законами" (пункт 3), указывая, что согласно ст. 15, 72, 76 Конституции Российской Федерации, ст. 1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст. ст. 3, 4 Федерального закона "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" Республика Коми как субъект Российской Федерации по предметам совместного ведения при принятии своих правовых актов не вправе определять компетенцию Российской Федерации и федеральных органов государственной власти.
Государственный Совет Республики Коми просит рассмотреть дело без представителя, в отзыве направленном суду с заявлением прокурора не согласен.
Глава Республики Коми просит рассмотреть дело без участия представителя.
Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд в соответствии с положениями ст. 115 ГПК РСФСР, ч. 1, 4 ст. 27 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (в редакции Федеральных законов: от 29.07.2000 № 106-ФЗ, от 08.02.2001 № 3-ФЗ, от 07.05.2002 № 47-ФЗ, от 24 июля 2002 года № 107-ФЗ) находит заявление прокурора Республики Коми процессуально допустимым и подлежащим рассмотрению по существу.
Оценив фактические данные по делу в их взаимосвязи с предметом обжалования и нормами федерального законодательства, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения заявления прокурора Республики Коми не имеется по следующим основаниям.
Согласно пункту "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В развитие данной конституционной нормы принят Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", часть 4 статьи 6 которого устанавливает, что "наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств". Таким образом, федеральным законом определен вид и уровень нормативных правовых актов, на основании которых передача отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления является правомерной.
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24 июня 1999 года № 119-ФЗ не могут быть приняты федеральные законы, а также конституции, уставы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, заключены договоры, соглашения, если принятие (заключение) указанных актов ведет к изменению конституционно - правового статуса субъекта Российской Федерации, ущемлению или утрате установленных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина, нарушению государственной целостности Российской Федерации и единства системы государственной власти в Российской Федерации.
Анализ оспариваемой статьи 14 Закона Республики Коми "О местном самоуправлении в Республике Коми" позволяет сделать вывод, что данная норма Закона Республики Коми не нарушает принцип конституционности, заложенный ст. 3 Федерального закона "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации", так как не содержит положений, которые бы давали основание судить о вмешательстве в компетенцию Российской Федерации, прав и свобод граждан и, базируясь на нормах Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", лишь закрепляет положение, что передача государственных полномочий органам местного самоуправления в Республике Коми может осуществляться органами государственной власти любого уровня - как федерального (посредством принятия соответствующих федеральных законов), так и регионального (посредством принятия законов Республики Коми).
Анализ статьи 14 Закона Республики Коми "О местном самоуправлении в Республике Коми" (в части передачи государственных полномочий федеральными органами власти органам местного самоуправления в Республике Коми) позволяет также сделать вывод, что по своей природе оспариваемые нормы не влекут прямых правовых последствий, как-то: принятие либо непринятие соответствующего федерального закона, а лишь отсылают на возможность подобного регулирования данных вопросов федеральным законодателем.
Согласно смыслу и содержанию пункта 2 статьи 2, статьи 12 Федерального закона "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" дублирование положений федерального законодательства в указанной сфере общественных отношений не может расцениваться как самостоятельное регулирование субъектом Российской Федерации вопросов, относящихся к компетенции Российской Федерации.
Таким образом, по мнению Верховного Суда Республики Коми, оспариваемые прокурором Республики Коми положения статьи 14 Закона Республики Коми "О местном самоуправлении в Республике Коми" не противоречат действующему федеральному законодательству и не устанавливают компетенцию Российской Федерации в части передачи государственных полномочий органам местного самоуправления, а лишь раскрывают предмет совместного ведения в указанной сфере общественных отношений, что передача государственных полномочий органам местного самоуправления в Республике Коми осуществляется органами государственной власти любого уровня - как федерального, так и регионального, что не противоречит пункту 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации, поэтому заявление прокурора не может быть признано обоснованным и подлежит отклонению.
Руководствуясь ст. ст. 191-197, 239-7 ГПК РСФСР, суд

решил:

В удовлетворении заявления о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению ст. 14 Закона Республики Коми от 16 июня 1998 года № 25-РЗ в части, предусматривающей, что: "органы государственной власти Российской Федерации могут наделять органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств" (пункт 1); "наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями осуществляется исключительно федеральными законами" (пункт 2); "реализация государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, подконтрольна органам государственной власти Российской федерации"." "Условия и порядок такого контроля определяются соответственно федеральными законами" прокурору Республики Коми отказать.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Коми.

Председательствующий
Н.Е.БЕЛОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru