Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Верховного суда РК от 17.07.2002 № 3-30-2002
<О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩИМ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ И НЕДЕЙСТВУЮЩИМ, НЕ ПОДЛЕЖАЩИМ ПРИМЕНЕНИЮ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ КОМИ "О СТАТУСЕ СЪЕЗДА КОМИ НАРОДА" ОТ 26 МАЯ 1992 ГОДА>

Официальная публикация в СМИ:
"Республика", 10.09.2002, № 166






ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 17 июля 2002 г. № 3-30-2002

Верховный Суд Республики Коми в составе:
председательствующего Кретова В.В.,
при секретаре Старцевой Е.В.,
с участием прокурора Юдина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 17 июля 2002 года дело по заявлению прокурора Республики Коми о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим, не подлежащим применению Закона Республики Коми "О статусе Съезда коми народа" от 26 мая 1992 года,

установил:

Прокурор Республики Коми обратился в Верховный Суд Республики Коми с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим, не подлежащим применению Закона Республики Коми "О статусе Съезда коми народа" от 26 мая 1992 года. В обоснование заявления указал, что приведенный выше Закон Республики Коми не только регулирует вопросы, отнесенные к исключительному ведению Российской Федерации, но и в нарушение норм федерального законодательства устанавливает для коми народа привилегированные по отношению к другим проживающим на территории Республики Коми народам условия реализации права на объединение с целью защиты своих интересов и достижения общих целей.
В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении заявления и дал соответствующие ему пояснения.
Государственный Совет Республики Коми и Глава Республики Коми ходатайствовали о рассмотрении дела без участия своих представителей.
Заслушав прокурора и исследовав материалы дела, суд в соответствии со ст. 115 ГПК РСФСР и ч. 1, 4 ст. 27 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в редакции от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ находит заявление прокурора Республики Коми допустимым и подлежащим рассмотрению по существу.
Оценив фактические данные по делу в их взаимосвязи с предметом обжалования и нормами федерального законодательства, суд приходит к выводу, что заявление прокурора Республики Коми подлежит удовлетворению.
В соответствии с положениями ст. 71 Конституции Российской Федерации регулирование и защита прав граждан на объединение, а также законодательство об общественных объединениях в целом находятся в исключительном ведении Российской Федерации, что в силу ст. 76 Конституции Российской Федерации и Федеральных законов "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24 июня 1999 года № 119-ФЗ (ст. 3), "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в редакции от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями (ст. 1, 3-1) означает безусловное соблюдение субъектами Российской Федерации принципа невмешательства в предметы ведения Российской Федерации.
Анализ норм Закона Республики Коми "О статусе Съезда коми народа" применительно к указанному выше конституционному принципу свидетельствует, что этот правовой акт не соответствует федеральному законодательству, поскольку непосредственно затрагивает вопросы, которые могут быть урегулированы только в федеральных законах.
Так, из содержания закона Республики Коми следует, что в Республике Коми на законодательном уровне образован не основанный на членстве орган общественной самодеятельности коми народа и при этом определены его цели и способы их достижения, установлен порядок управления данным органом общественной самодеятельности и принцип его финансирования за счет средств республиканского бюджета Республики Коми.
Согласно же положениям ст. 17; 18; 30 Конституции Российской Федерации в их взаимосвязи со ст. 71 Конституции и ст. 1; 2; 3; 4; 5; 12; 17; 18 Федерального закона "Об общественных объединениях" от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями, ст. 117 Гражданского кодекса Российской Федерации конституционное право граждан на объединение является равным и непосредственно действующим и определяет смысл, содержание и применение федеральных законов, принятых во исполнение и развитие указанных норм Конституции Российской Федерации и регулирующих порядок образования, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации общественных объединений.
Таким образом, общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, не являются предметом нормотворчества субъектов Российской Федерации и поэтому принятие Республикой Коми собственного закона об органе общественной самодеятельности коми народа не может быть признано правомерным, тем более, что в нарушение приведенных выше положений федерального законодательства в Законе Республики Коми "О статусе Съезда коми народа" не соблюден единый для всей территории Российской Федерации порядок образования и деятельности общественных объединений, который, в частности, заключается в обеспечении государством равных прав граждан всех национальностей на самостоятельное и добровольное объединение для защиты ими своих общих интересов и достижения общих целей, а также в государственной поддержке уже созданных общественных объединений в виде предоставления им на единых и равных основаниях налоговых и иных льгот и финансовых средств, для реализации общественно полезных программ. Установление же органами государственной власти (в любой форме) особого статуса и каких-либо государственных привилегий для отдельных общественных объединений по их национальному составу или по иным признакам является недопустимым.
При таких обстоятельствах Закон Республики Коми "О статусе Съезда коми народа" от 26 мая 1992 года в полном объеме подлежит признанию противоречащим федеральному законодательству и недействующим, не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу.
В соответствии со ст. 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" решение о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим, не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу Закона Республики Коми "О статусе Съезда коми народа" подлежит опубликованию в официальном печатном средстве массовой информации органов государственной власти Республики Коми - газете "Республика".
Руководствуясь ст. 191-197, 239-7 ГПК РСФСР, суд

решил:

Заявление прокурора Республики Коми удовлетворить и признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим, не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу Закон Республики Коми "О статусе Съезда коми народа" от 26 мая 1992 года.
Решение о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим, не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу Закона Республики Коми "О статусе Съезда коми народа" от 26 мая 1992 года подлежит опубликованию в газете "Республика".
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный Суд Республики Коми.

Председательствующий
В.В.КРЕТОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru