Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЗАКОН Республики Коми от 25.12.1998 № 53-РЗ
(ред. от 16.07.2002)
"ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ"
(принят ГС РК 04.12.1998)

Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в изданиях
"Республика", 26.01.1999, № 14
"Ведомости нормативных актов органов государственной власти
Республики Коми", 26.03.1999, № 3, ст. 1042



Утратил силу с 1 января 2008 года в связи с принятием Закона РК от 08.11.2007 № 96-РЗ.



25 декабря 1998 года № 53-РЗ

   ------------------------------------------------------------------


РЕСПУБЛИКА КОМИ

ЗАКОН

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ
ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

Принят
Государственным Советом Республики Коми
4 декабря 1998 года

(в ред. Законов РК от 29.12.2000 № 84-РЗ; от 16.07.2002 № 81-РЗ)

Настоящий Закон определяет функции и принципы деятельности органов опеки и попечительства в Республике Коми, регулирует отношения, возникающие в сфере организации деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства, специализированных организаций, учреждений, для реализации и защиты прав и законных интересов граждан, нуждающихся в опеке и попечительстве в Республике Коми.

Статья 1. Понятия, применяемые в настоящем Законе

Для целей настоящего Закона используются следующие понятия:
дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до восемнадцати лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными или ограниченно дееспособными; нахождением их в лечебных учреждениях; объявлением их умершими; отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и законных интересов; отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и иными случаями признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;
дети - сироты - лица в возрасте до восемнадцати лет, единственный или оба родителя которых умерли;
лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от восемнадцати до двадцати трех лет, у которых, когда они находились в возрасте до восемнадцати лет, умерли оба или единственный родитель, а также дети, которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с законом право на дополнительные гарантии по социальной защите;
опека - форма защиты прав и интересов малолетних, оставшихся без попечения родителей, обеспечивающая их содержание, воспитание и образование, а также граждан, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства;
патронаж - форма защиты прав совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности;
попечительство - форма защиты прав и интересов несовершеннолетних лиц в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, оставшихся без попечения родителей, обеспечивающая их надлежащее содержание и поведение, а также воспитание и образование, и граждан, признанных судом ограниченно дееспособными вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами;
приемная семья - форма устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, представляющая собой семью, в которой воспитывается от одного и более детей с полным государственным обеспечением и выплатой заработной платы лицам, взявшим их на воспитание;
ребенок (дети) - лицо (лица) в возрасте до восемнадцати лет.
абзац исключен. - Закон РК от 16.07.2002 № 81-РЗ.

Статья 2. Законодательство Республики Коми об организации деятельности по осуществлению опеки и попечительства

Законодательство Республики Коми об организации деятельности по осуществлению опеки и попечительства основывается на Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Коми, федеральных законах и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Коми, регулирующих организацию деятельности по осуществлению опеки и попечительства.

Статья 3. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей

В Республике Коми существуют следующие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей:
передача на усыновление (удочерение);
образование приемной семьи;
образование детского дома семейного типа;
(абзац в ред. Закона РК от 16.07.2002 № 81-РЗ)
передача под опеку (попечительство);
(абзац в ред. Закона РК от 29.12.2000 № 84-РЗ)
устройство в воспитательные учреждения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения).
(абзац в ред. Закона РК от 29.12.2000 № 84-РЗ)

Статья 4. Органы опеки и попечительства

Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Республики Коми.
Органы местного самоуправления муниципальных образований самостоятельно определяют структуру органов опеки и попечительства в муниципальном образовании в соответствии с требованиями федерального законодательства, законодательства Республики Коми и настоящего Закона.
В соответствии с уставом и иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления функции опеки и попечительства могут осуществляться органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, либо органом, специально созданным для этих целей.
(часть третья введена Законом РК от 16.07.2002 № 81-РЗ)

Статья 5. Координация деятельности органов опеки и попечительства

(в ред. Закона РК от 16.07.2002 № 81-РЗ)

Координация деятельности и контроль за исполнением функций по опеке и попечительству возлагаются в соответствии с уставом муниципального образования на выборное или иное должностное лицо местного самоуправления, которое несет ответственность за результаты деятельности по выполнению настоящего Закона и ежегодно представляет Главе Республики Коми доклад о положении детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории соответствующего муниципального образования.

Статья 6. Основные задачи органов опеки и попечительства

Основными задачами органов опеки и попечительства являются:
выбор оптимальной формы воспитания детей, лишившихся родительского попечения, с учетом интересов детей;
обеспечение оптимальных условий для жизни и воспитания детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
осуществление контроля за содержанием, воспитанием и образованием детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
защита имущественных и личных неимущественных прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних;
защита имущественных и личных неимущественных прав и охраняемых законом интересов лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, и совершеннолетних дееспособных лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности;
обеспечение трудоустройства и закрепления на производстве граждан из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
обеспечение постановки на регистрационный учет детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
обеспечение жильем граждан из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
иные задачи, возложенные на органы опеки и попечительства законодательством Российской Федерации и Республики Коми.

Статья 7. Полномочия органов государственной власти Республики Коми в сфере государственной поддержки и содействия деятельности органов опеки и попечительства

В сфере государственной поддержки и содействия деятельности органов опеки и попечительства Государственный Совет Республики Коми:
принимает законы Республики Коми, регулирующие семейные отношения, а также организацию и общие направления деятельности органов опеки и попечительства, вносит в них изменения и дополнения, осуществляет контроль за их исполнением и устанавливает ответственность за неисполнение республиканского законодательства в сфере защиты прав граждан, деятельности органов опеки и попечительства;
при утверждении республиканского бюджета Республики Коми определяет отдельной строкой расходы, связанные с осуществлением политики в отношении детей;
определяет иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
(абзац введен Законом РК от 16.07.2002 № 81-РЗ)
В сфере государственной поддержки и содействия деятельности органов опеки и попечительства Глава Республики Коми:
реализует государственную политику в сфере организации и определения общих направлений деятельности органов опеки и попечительства;
определяет в системе органов исполнительной власти Республики Коми уполномоченные органы по координации деятельности и взаимодействию с органами опеки и попечительства.
абзац исключен. - Закон РК от 16.07.2002 № 81-РЗ.

Статья 8. Полномочия органов опеки и попечительства

(исключена. - Закон РК от 16.07.2002 № 81-РЗ)

Статья 9. Функции органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних

(в ред. Закона РК от 16.07.2002 № 81-РЗ)

В целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетних органы опеки и попечительства:
организуют выявление детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих условий для воспитания в семье;
осуществляют первичный учет детей, оставшихся без попечения родителей, подготовку необходимых документов для передачи ребенка на воспитание в семью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
осуществляют подбор лиц, способных к приему детей на воспитание в свои семьи, их обучение;
организуют медицинское освидетельствование детей, передаваемых на усыновление (удочерение), в приемную семью, в детский дом семейного типа, граждан, пожелавших взять на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, оформляют медицинские заключения;
подают заявления в суд и дают заключения о лишении родителей родительских прав, об ограничении родительских прав, о порядке участия отдельно проживающего родителя в воспитании детей, о признании недействительным брака между усыновителями и усыновленными, об отмене усыновления (удочерения) и по другим делам в целях защиты прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних; участвуют в судах по делам, связанным с воспитанием детей;
проводят обследование условий жизни ребенка, лица, претендующего на его воспитание, представляют заключения в суд по спорам, связанным с воспитанием детей;
осуществляют охрану интересов неродившегося наследника при разделе наследственного имущества;
производят отобрание ребенка у родителей (или одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью;
устанавливают опеку и попечительство над несовершеннолетними детьми, оставшимися без попечения родителей;
назначают опекунов и попечителей;
заключают договор с управляющим имуществом подопечных;
освобождают и отстраняют опекунов и попечителей от выполнения возложенных на них обязанностей;
заключают договоры о передаче детей на воспитание в приемную семью и об условиях воспитания и содержания детей в детском доме семейного типа;
принимают решение о помещении детей в воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения, приемную семью, детский дом семейного типа, специализированные организации и учреждения по социальной реабилитации и осуществляют контроль за условиями содержания, воспитания, образования детей, помещенных в названные учреждения, в приемные семьи, в детские дома семейного типа, в семьи граждан;
принимают меры к защите жилищных прав несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, по обеспечению их жилой площадью в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
дают письменное разрешение на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его в наем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного;
принимают решение об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация);
решают вопросы присвоения или изменения фамилии, имени, отчества несовершеннолетнему в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам усыновления (удочерения), опеки и попечительства и принимают по ним необходимые меры;
реализуют иные функции по опеке и попечительству в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Коми.
Выборное или иное должностное лицо местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования для реализации полномочий по осуществлению опеки и попечительства в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Коми издает постановления (распоряжения) по следующим вопросам:
о признании ребенка нуждающимся в социальной защите;
о передаче ребенка на полное социальное обеспечение;
о направлении ребенка в учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
об установлении опеки, попечительства;
о создании детского дома семейного типа;
о содержании подопечных и распоряжении их текущими доходами и имуществом;
о разрешении на совершение сделок, требующих нотариального удостоверения или регистрации;
о разрешении от имени подопечного на совершение сделок в случаях, предусмотренных законом;
о разрешении на отчуждение, обмен жилой площади, совершение всех сделок, влекущих отказ от принадлежащих ребенку прав или изменение объема указанных прав;
о разрешении раздельного проживания попечителя и подопечного;
о защите жилищных прав детей, об обеспечении их жилой площадью в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
о присвоении или изменении фамилии, имени, отчества несовершеннолетнему в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
о разрешении вступить в брак до достижения брачного возраста;
о признании несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация);
об иных вопросах в отношении защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, нуждающихся в опеке и попечительстве.
Выборное или иное должностное лицо местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования заключает договоры:
о передаче ребенка на воспитание в приемную семью;
об условиях воспитания и содержания детей в детском доме семейного типа;
об оплате труда приемных родителей;
о доверительном управлении имуществом подопечных.

Статья 10. Функции органов опеки и попечительства в отношении недееспособных и ограниченно дееспособных граждан

(в ред. Закона РК от 16.07.2002 № 81-РЗ)

В целях защиты прав и законных интересов лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, органы опеки и попечительства:
выявляют и ведут учет лиц с психическими расстройствами, нуждающихся в установлении над ними опеки;
устанавливают опеку над лицами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства;
осуществляют устройство лиц, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства, в психиатрические или психоневрологические учреждения;
подают заявления в суд о признании гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным, о признании выздоровевшего гражданина дееспособным, об отмене ограничения дееспособности гражданина, о признании брака недействительным, связанные с защитой лица, признанного судом недееспособным, о других делах, связанных с защитой прав и охраняемых законом интересов подопечных; непосредственно участвуют в судебных заседаниях в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
дают письменное разрешение на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его в наем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного;
ведут учет лиц, в отношении которых установлена опека;
рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам опеки и принимают по ним меры.

Статья 11. Функции органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних дееспособных граждан, нуждающихся в помощи

(в ред. Закона РК от 16.07.2002 № 81-РЗ)

В целях защиты прав и законных интересов совершеннолетних дееспособных граждан, нуждающихся в помощи, органы опеки и попечительства:
выявляют дееспособных совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности и нуждаются в попечительстве по состоянию здоровья;
оказывают необходимую помощь до установления попечительства в форме патронажа дееспособным совершеннолетним лицам, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности;
осуществляют устройство дееспособных совершеннолетних лиц, нуждающихся в попечительстве по состоянию здоровья, в дома - интернаты для престарелых и инвалидов;
обеспечивают устройство инвалидов в специальные профессиональные образовательные учреждения для получения профессионального образования и профессиональной подготовки;
принимают совместно с органами службы занятости населения организационные меры по трудоустройству инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов;
оказывают содействие по трудоустройству лиц из числа детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;
осуществляют патронаж лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и выполнять свои обязанности;
ведут учет лиц, в отношении которых установлено попечительство в форме патронажа;
рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам попечительства в форме патронажа и принимают по ним меры.

Статья 12. Кадровое обеспечение

(в ред. Закона РК от 16.07.2002 № 81-РЗ)

Для осуществления функций по опеке и попечительству несовершеннолетних органы местного самоуправления вправе вводить должности работников по охране детства. Количественный состав данных работников устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для осуществления функций по попечительству в отношении лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, а также в отношении совершеннолетних дееспособных граждан, нуждающихся в помощи, органы местного самоуправления вправе вводить должности работников по охране прав граждан данной категории.

Статья 13. Финансирование деятельности по осуществлению опеки и попечительства

Финансирование органов опеки и попечительства осуществляется в порядке, определяемом федеральным и республиканским законодательством.
Часть вторая исключена. - Закон РК от 16.07.2002 № 81-РЗ.

Статья 14. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц за неисполнение настоящего Закона

За неисполнение Закона Республики Коми "Об организации деятельности по осуществлению опеки и попечительства в Республике Коми" органы местного самоуправления и их должностные лица несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Статья 15. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 16. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом

Органам исполнительной власти Республики Коми и органам местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Республики Коми, привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом в трехмесячный срок со дня вступления его в силу.

Глава Республики Коми
Ю.СПИРИДОНОВ
г. Сыктывкар
25 декабря 1998 года
№ 53-РЗ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru