Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Верховного суда РК от 18.06.2002 № 3-24/02
<СТРУКТУРА И ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ, ИХ НАИМЕНОВАНИЕ И ПОЛНОМОЧИЯ, А РАВНО НАИМЕНОВАНИЕ И ПОЛНОМОЧИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ОТНОСЯТСЯ К ВОПРОСАМ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ, КОТОРЫЕ РАЗРЕШАЮТСЯ НАСЕЛЕНИЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНО В УСТАВАХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ>

Официальная публикация в СМИ:
"Республика", 27.08.2002, № 158






ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 18 июня 2002 г. № 3-24/02

Верховный Суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Белова Н.Е.,
при секретаре Ватамановой Л.А.,
с участием прокурора Юдина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре, суде, 18 июня 2002 года дело по заявлению прокурора Республики Коми о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению частей 2 и 3 ст. 5; абз. 4 части 2 ст. 7; частей 2 и 3 ст. 8; ст. 9; ст. 10; ст. 11; ст. 12; части 2 ст. 13 Закона Республики Коми "Об организации деятельности по осуществлению опеки и попечительства в Республике Коми"

установил:

Прокурор Республики Коми обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению частей 2 и 3 ст. 5; абз. 4 части 2 ст. 7; частей 2 и 3 ст. 8; ст. 9; ст. 10; ст. 11; ст. 12; части 2 ст. 13 Закона Республики Коми "Об организации деятельности по осуществлению опеки и попечительства в Республике Коми".
В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении заявления и дал соответствующие пояснения.
Глава Республики Коми согласен на рассмотрение дела без участия его представителя в судебном заседании.
Государственный Совет Республики Коми просит дело слушанием отложить, указывая, что замечания прокурора Республики Коми по Закону Республики Коми "Об организации деятельности по осуществлению опеки и попечительства в Республике Коми" будут рассматриваться на ближайшей сессии Государственного Совета Республики Коми и эти замечания будут учтены.
Верховный Суд Республики Коми не находит оснований для удовлетворения ходатайства об отложении дела и считает возможным рассмотреть дело в пределах требований, заявленных прокурором Республики Коми.
Исследовав материалы дела и оценив имеющиеся доказательства, Верховный Суд Республики Коми находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению, так как установлено, что отдельные положения Закона Республики Коми от 25.12.1998 № 53-РЗ "Об организации деятельности по осуществлению опеки и попечительства в Республике Коми" противоречат федеральному законодательству.
В соответствии со ст. ст. 15, 76 Конституции Российской Федерации, ст. 3 Федерального закона "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" и ст. 1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые субъектами Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Республиканский закон определяет функции и принципы деятельности органов опеки и попечительства в Республике Коми, регулирует отношения, возникающие в сфере организации деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства, специализированных организаций, учреждений, для реализации и защиты прав и законных интересов граждан, нуждающихся в опеке и попечительстве в Республике Коми.
В соответствии с п. 2 ст. 121 Семейного кодекса РФ органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления.
Согласно статьям 12, 130 и 131 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
Аналогичные гарантии и принципы организации местного самоуправления закреплены в статьях 6, 8, 16, 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.95 № 154-ФЗ.
Из содержания данных норм следует, что структура и порядок формирования исполнительных органов местного самоуправления, их наименование и полномочия, а равно наименование и полномочия должностных лиц местного самоуправления относятся к вопросам местного значения, которые разрешаются населением самостоятельно в уставах муниципальных образований.
В п. 1, 2 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в муниципальных образованиях предусмотрено обязательное наличие только выборных органов, другие органы образуются по их усмотрению.
В связи с этим в уставах муниципальных образований администрации и их главы могут быть и не предусмотрены.
Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно и не зависит от органов государственной власти, поэтому последние не вправе включать в принимаемые ими правовые акты нормы, предписывающие муниципальным образованиям формировать те или иные исполнительные органы местного самоуправления, наделять их определенными полномочиями.
Однако частями 2 и 3 статьи 5, частями 2 и 3 статьи 8, статьями 9, 10, 11 и 12 Закона Республики Коми предусмотрено обязательное наличие в системе органов местного самоуправления такого органа, как администрация, наименование лица, возглавляющего этот орган, полномочия главы администрации, а также полномочия органов управления образованием, управления здравоохранением, управления по специальным вопросам в области опеки и попечительства, что противоречит семейному законодательству и законодательству о местном самоуправлении.
Кроме того, в ч. 2 ст. 13 Закона Республики Коми закреплено, что органы местного самоуправления обеспечивают финансирование расходов, связанных с осуществлением опеки и попечительства в муниципальных образованиях.
Вместе с этим в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 6 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", ч. 2 ст. 2, п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные образования самостоятельны и в формировании местных финансов, в формировании, утверждении и исполнении местного бюджета.
Органы государственной власти должны гарантировать право представительных органов местного самоуправления самостоятельно определять направления использования средств местного бюджета, а не вмешиваться в указанную деятельность.
Абзац 4 части 2 статьи 7 Закона Республики Коми, предусматривающий полномочия Главы Республики Коми по определению иных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, также не соответствует требованиям семейного законодательства.
Согласно п. 2 ст. 3; п. 1 ст. 123 Семейного кодекса РФ формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, определяются указанным Кодексом и законами субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 71, 76 Конституции Республики Коми законодательным органом власти Республики Коми, принимающим Законы Республики Коми, является Государственный Совет Республики Коми.
Глава Республики Коми, как закреплено в ст. 85 Конституции Республики Коми, издает указы и распоряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Коми.
Таким образом, вопросы определения иных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, не подлежат правовому регулированию актами Главы РК.
На основании изложенного суд считает, что следует признать недействующими и не подлежащими применению части 2 и 3 ст. 5; абз. 4 части 2 ст. 7; части 2 и 3 ст. 8; ст. 9; ст, 10; ст. 11; ст. 12; часть 2 ст. 13 Закона Республики Коми "Об организации деятельности по осуществлению опеки и попечительства в Республике Коми", как противоречащие федеральному законодательству.
В соответствии со ст. 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" решение о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащими применению с момента вступления решения суда в законную силу указанных положений Закона Республики Коми "Об организации деятельности по осуществлению опеки и попечительства в Республике Коми" подлежит опубликованию в официальном печатном средстве массовой информации органов государственной власти Республики Коми - газете "Республика"
Руководствуясь ст. 191-197, ст. 239-7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Республики Коми

решил:

Заявление прокурора Республики Коми удовлетворить, признав противоречащими федеральному законодательству и не подлежащими применению со дня вступления решения в законную силу частей 2 и 3 ст. 5; абз. 4 части 2 ст. 7; части 2 и 3 ст. 8; ст. 9; ст. 10; ст. 11; ст. 12, части 2 ст. 13 Закона Республики Коми "Об организации деятельности по осуществлению опеки и попечительства в Республике Коми".
Решение подлежит опубликованию в газете "Республика".
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в 10-дневный срок.

Председательствующий
Н.Е.БЕЛОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru