Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Верховного суда РК от 11.06.2002 № 3-23/02
<О ПРИЗНАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ КОМИ "О ЛЕСАХ И ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИИ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ" НЕ СООТВЕТСТВУЮЩИМИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ>

Официальная публикация в СМИ:
"Республика", 17.09.2002, № 170






ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 11 июня 2002 г. № 3-23/02

Верховный Суд Республики Коми в составе:
председательствующего Белова Н.Е.,
при секретаре Козловой С.Н.,
с участием прокурора Коровченко С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 11 июня 2002 года дело по заявлению прокурора Республики Коми о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими, не подлежащими применению частей 1 и 2 ст. 21, частей 2, 3 и 5 статьи 22, части 2 статьи 23, частей 1 и 2 статьи 24, пунктов 3-6, 9-11 статьи 28, части 2 статьи 33, части 2 статьи 34, частей 1 и 2 статьи 35, части 6 статьи 38, части 2 статьи 83, частей 1 и 3 статьи 84, части 2 статьи 86 Закона Республики Коми от 3 февраля 1999 года 7-РЗ (ред. 28.02.2001) "О лесах и лесопользовании в Республике Коми",

установил:

Прокурор Республики Коми обратился в Верховный Суд Республики Коми с заявлением о признании не соответствующими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению частей 1 и 2 ст. 21, частей 2, 3 и 5 статьи 22, части 2 статьи 23, частей 1 и 2 статьи 24, пунктов 3-6, 9-11 статьи 28, части 2 статьи 33, части 2 статьи 34, частей 1 и 2 статьи 35, части 6 статьи 38, части 2 статьи 83, частей 1 и 3 статьи 84, части 2 статьи 86 Закона Республики Коми от 03.02.1999 № 7-РЗ (ред. 28.02.2001) "О лесах и лесопользовании в Республике Коми".
В судебном заседании прокурор настаивала на удовлетворении заявления и дала соответствующие ему пояснения.
Государственный Совет Республики Коми и Глава Республики Коми согласны на рассмотрение дела без участия их представителей.
В отзыве на заявление прокурора Глава Республики Коми не согласен с требованиями о несоответствии части второй статьи 22 Закона Республики Коми "О лесах и лесопользовании в Республике Коми" федеральному законодательству. Не согласен и с доводами прокурора Республики Коми о признании утратившими силу в полном объеме норм частей первой и второй статьи 21, части пятой статьи 22, части второй статьи 23, части первой статьи 24, части второй статьи 33, части второй статьи 34, частей первой и второй статьи 86.
Исследовав материалы дела и оценив имеющиеся доказательства, Верховный Суд Республики Коми находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению.
Установлено, что отдельные положения Закона Республики Коми от 3 февраля 1999 года № 7-РЗ (в редакции 28.02.2001) "О лесах и лесопользовании в Республике Коми" не соответствуют федеральному законодательству.
Статьей 22 Закона Республики Коми установлен порядок проведения лесных конкурсов. В соответствии с ним для проведения лесного конкурса Главой Республики Коми утверждается республиканская комиссия. В комиссию по проведению лесного конкурса входят представитель органа исполнительной власти Республики Коми (председатель), представитель органа управления лесным хозяйством в Республике Коми (заместитель председателя), специально уполномоченные представители государственных органов в области охраны окружающей природной среды и заинтересованных организаций.
Вместе с тем, в соответствии с Положением о порядке проведения лесных конкурсов по передаче в аренду участков лесного фонда Российской Федерации, утвержденным Приказом Рослесхоза от 30.09.1997 № 123, в комиссию по проведению лесного конкурса входят в качестве председателя - представитель органа государственной власти субъекта Российской Федерации, заместителя председателя комиссии - представитель территориального органа федерального органа управления лесным хозяйством, членов комиссии - представители специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды, заинтересованных организаций. Таким образом, исходя из принципа совместного ведения вопросами владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, в том числе лесными ресурсами, в составе комиссии учитываются интересы органов государственной власти субъекта РФ и федерального органа управления лесным хозяйством.
Доводы Главы Республики Коми, изложенные в отзыве на заявление прокурора Республики Коми, что часть 2 ст. 22 Закона Республики Коми соответствует федеральному законодательству, так как в части второй статьи 6 указанного Закона отражено, что органом управления лесным хозяйством в Республике Коми является территориальный орган федерального органа управления лесным хозяйством, несостоятельны, так как исходя из смысла и содержания части 2 ст. 22 Закона Республики Коми в качестве заместителя председателя участие в комиссии принимает представитель органа управления лесным хозяйством в Республике Коми.
Согласно п. 1 Положения о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, утвержденного Указом Главы Республики Коми от 28 февраля 2001 года № 95, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми (далее именуется Минприроды Республики Коми) является органом исполнительной власти Республики Коми, проводящим государственную политику Республики Коми в сфере изучения, использования, охраны и воспроизводства природных ресурсов и охраны окружающей природной среды и координирующим деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти Республики Коми.
Таким образом, из смысла части 2 статьи 22 Закона Республики Коми участие территориальных органов федерального органа управления лесным хозяйством в работе указанных комиссий не предусмотрено, что противоречит федеральному законодательству.
На основании изложенного часть 2 статьи 22 Закона Республики Коми в части установления в качестве заместителя председателя республиканской комиссии представителя органа управления лесным хозяйством в Республике Коми не соответствует вышеуказанным нормам федерального законодательства.
Кроме того, федеральным законодательством не установлены особенности формирования конкурсных комиссий в зависимости от объема заготовки древесины на выставляемом на конкурс участке лесного фонда, что имеет место в части 3 статьи 22 Закона Республики Коми.
Частью 1 статьи 66 Лесного кодекса РФ установлено, что проведение в лесном фонде строительных, добыча полезных ископаемых, прокладка коммуникаций и выполнение иных работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, если для этого не требуется перевод земель в нелесные земли и (или) их изъятие, осуществляется на основании разрешения лесхоза федерального органа управления лесным хозяйством. Какого-либо участия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в данных правоотношениях Лесным кодексом Российской Федерации не предусмотрено.
В связи с этим, часть 6 статьи 38 Закона Республики Коми, устанавливающая, что порядок рассмотрения ходатайств о проведении работ, не связанных с ведением лесного хозяйства и лесопользованием, порядок рекультивации, контроль устанавливаются Главой Республики Коми, не соответствует ч. 1 ст. 66 Лесного кодекса РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 24 Закона Республики Коми участки лесного фонда предоставляются в краткосрочное пользование на основании решений территориального органа федерального органа управления лесным хозяйством по Республике Коми.
Частью 2 статьи 43 Лесного кодекса РФ данные полномочия отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ и не могут быть переданы федеральным органам исполнительной власти и их территориальным органам законом субъекта Российской Федерации. Согласно Федеральному закону от 24.06.1999 № 119-ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" правовой формой передачи федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации друг другу осуществления части своих полномочий является соглашение.
Таким образом, часть 2 статьи 24 Закона Республики Коми не соответствует вышеуказанным нормам федерального законодательства.
По аналогичным основаниям часть 3 статьи 84 Закона Республики Коми, согласно которой порядок пользования участками лесного фонда для научно - исследовательских целей устанавливается территориальным органом федерального органа управления лесным хозяйством по согласованию со специально уполномоченным органом охраны природы Республики Коми, не соответствует нормам Федерального закона от 24.06.1999 № 119-ФЗ и статье 122 Лесного кодекса РФ, в силу которой установление порядка пользования участками лесного фонда для научно - исследовательских целей отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Подпунктом "д" части 2 статьи 21 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что управление и распоряжение собственностью субъекта Российской Федерации, а также федеральной собственностью, переданной в управление субъекту Российской Федерации, осуществляется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Таковым в соответствии со ст. 89 Конституции Республики Коми является Правительство Республики Коми, которое в силу ст. 90 Конституции Республики Коми управляет и распоряжается собственностью Республики Коми в соответствии с законами Республики Коми, а также федеральной собственностью, переданной в управление Республике Коми в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Следовательно, нормы Закона Республики Коми, в соответствии с которыми Глава РК наделяется полномочиями по принятию решений о предоставлении участков лесного фонда в аренду (части 1 и 2 ст. 21, п. 3 ст. 28), безвозмездное пользование (ч. 2 ст. 23, п. 6 ст. 28, ч. 2 ст. 83), краткосрочное пользование (ч. 1 ст. 24), для проведения научно - исследовательских работ (ч. 1 ст. 84), выставлению участков лесного фонда на лесные конкурсы (ч. 5 ст. 22), установлению ставок лесных податей и ставок арендной платы (п. 4 ст. 28), утверждению границ и параметров особо защитных участков лесов (ч. 2 ст. 33), отнесению лесов к защитным полосам вдоль железнодорожных магистралей (ч. 2 ст. 34), переводу лесных земель в нелесные в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, и (или) изъятие земель лесного фонда в лесах второй и третьей групп и установлению платы за перевод лесных земель в нелесные земли (части 1 и 2 ст. 35, пункты 5 и 10 ст. 28), установлению границ участков лесного фонда с особым режимом ведения лесного хозяйства и лесопользования (пункты 9 и 11 ст. 28, ч. 2 ст. 86), не соответствуют вышеуказанным нормам федерального и республиканского законодательства.
На основании изложенного суд считает, что части 1 и 2 ст. 21, части 2, 3 и 5 статьи 22, части 2 статьи 23, частей 1 и 2 статьи 24, пункты 3-6, 9-11 статьи 28, части 2 статьи 33, части 2 статьи 34, частей 1 и 2 статьи 35, части 6 статьи 38, части 2 статьи 83, части 1 и 3 статьи 84, часть 2 статьи 86 Закона Республики Коми от 3 февраля 1999 года № 7-РЗ (ред. 28.02.2001) "О лесах и лесопользовании в Республике Коми" подлежат признанию противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащими применению с момента вступления решения в законную силу.
В соответствии со ст. 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" решение о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащими применению с момента вступления решения суда в законную силу указанных положений Закона Республики Коми "О лесах и лесопользовании в Республике Коми" подлежит опубликованию в официальном печатном средстве массовой информации органов государственной власти Республики Коми - газете "Республика".
Руководствуясь ст. 191-197, 239-7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Республики Коми

решил:

Заявление прокурора Республики Коми удовлетворить, признав противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению частей 1 и 2 ст. 21, частей 2, 3 и 5 статьи 22, части 2 статьи 23, частей 1 и 2 статьи 24, пунктов 3-6, 9-11 статьи 28, части 2 статьи 33, части 2 статьи 34, частей 1 и 2 статьи 35, части 6 статьи 38, части 2 статьи 83, частей 1 и 3 статьи 84, части 2 статьи 86 Закона Республики Коми от 3 февраля 1999 года № 7-РЗ (в редакции от 28 февраля 2001 года) "О лесах и лесопользовании в Республике Коми".
Решение по делу подлежит опубликованию в газете "Республика".
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в 10-дневный срок.

Председательствующий
Н.Е.БЕЛОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru