Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







[СТАТЬЯ (Е.Бердникова, "Все для Вас", № 21, 2002 г.)]
"ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА"

Официальная публикация в СМИ:
"Все для Вас", 29.05.2002, № 21






УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА
ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ
ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

Согласно ст. 143 гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - Кодекс), вступившей в силу с 1 января 2001 г., индивидуальные предприниматели (включая применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности) признаются плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС).
Не являются плательщиками НДС индивидуальные предприниматели в части деятельности, переведенной на уплату единого налога на вмененный доход. Согласно ст. 31 Федерального закона от 05.08.00 № 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 31.07.98 № 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" не утратил силу (за исключением случаев, предусмотренных статьей 161, когда индивидуальные предприниматели исполняют обязанность по удержанию налога у источника выплат и уплаты его в бюджет, то есть выполняют обязанности налогового агента).
Вместе с тем, индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, в соответствии со статьей 145 Кодекса, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки (дохода) от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превысила в совокупности 1 млн. руб. Освобождение от исполнения обязанностей по уплате налога на добавленную стоимость не освобождает налогоплательщика от представления налоговой декларации за каждый налоговый период.
Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком, исходя из особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг). При этом следует учесть, что при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.
Сумма налога на добавленную стоимость исчисляется по налоговой ставке 10% и 20% исходя из налоговой базы, определяемой в соответствии со статьями 154-159 и 162 Кодекса за каждый налоговый период, и может быть уменьшена на сумму налоговых вычетов согласно ст. 171 НК РФ по товарам (работам, услугам), приобретенным для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения, и товарам, приобретенным для перепродажи.
При этом основанием для принятия к вычету (возмещению) предъявленных сумм налога на добавленную стоимость, является счет - фактура и расчетные документы (включая реестры чеков и на получение средств с аккредитива), в которых отдельной строкой выделен налог.
Согласно действующему законодательству неплательщики налога на добавленную стоимость (в том числе и индивидуальные предприниматели) не имеют права на вычет сумм налога, уплаченного при приобретении товаров (работ, услуг), и учитывают в стоимости соответствующих товаров (работ, услуг).
Согласно п. 9 совместного Приказа Министерства финансов Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21.03.01 № 24н и № БГ-3-08/419 "Об утверждении Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей" выполнение хозяйственных операций, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, должно подтверждаться первичными учетными документами.
При оформлении любой хозяйственной операции по приобретению товара к накладной на отпуск товара или другому документу, в котором фиксируется отпуск товаров, как-то: товарному чеку, счету - фактуре, договору, торгово - закупочному акту, должен прилагаться документ, подтверждающий факт оплаты товара, а именно: кассовый чек, или квитанция к приходному кассовому ордеру, или платежное поручение с отметкой банка об исполнении, или документ строгой отчетности, свидетельствующий о фактически произведенных расходах.
Таким образом, для подтверждения права индивидуального предпринимателя на применение налоговых вычетов по НДС является достаточным наличие счета - фактуры и платежного поручения с отметкой банка об его исполнении, в котором сумма налога на добавленную стоимость выделена отдельной строкой.
Индивидуальный предприниматель, приобретающий товарно - материальные ценности за наличный расчет, при отсутствии в документе, применяемом при осуществлении наличных расчетов, выделенной отдельной строкой суммы НДС, права на налоговые вычеты не имеет.
Вместе с тем торгово - закупочный акт, составленный между двумя индивидуальными предпринимателями при наличии расчетных документов, подтверждающих оплату приобретенного товара с выделенной в них суммой НДС, и счета - фактуры, оформленных в установленном порядке, может служить основанием для подтверждения права покупателя на налоговые вычеты.
Учитывая изложенные положения Кодекса, необходимо иметь в виду, что суммы НДС, принятые к вычету по товарам (работам, услугам), приобретенным до получения налогоплательщиком освобождения, но используемым им для производства (реализации) товаров (работ, услуг) после получения права на освобождение, подлежат восстановлению и уплате в бюджет в общеустановленном порядке с отражением этих сумм в налоговой декларации.
Суммы налога по амортизируемому имуществу, принятые налогоплательщиком к вычету в соответствии со ст. 171, 172 Кодекса до получения им права на освобождение от обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, подлежат восстановлению и уплате в бюджет в доле недоамортизированной стоимости указанного имущества.
Если налогоплательщик осуществляет операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению, то он обязан согласно действующему налоговому законодательству вести раздельный учет таких операций.
Налоговые декларации по НДС представляются в налоговые органы ежемесячно либо ежеквартально в зависимости от фактических показателей выручки за налоговый период.
При этом в соответствии с Инструкцией по заполнению декларации по налогу на добавленную стоимость и декларации по налогу на добавленную стоимость по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0 процентов, утвержденной Приказом МНС России от 21.01.02 № БГ-3-03/25, при отсутствии объектов налогообложения налогоплательщики представляют декларацию в налоговые органы по месту своего учета за налоговый период, установленный пунктом 2 статьи 163 (т.е. за квартал).
Индивидуальные предприниматели, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога в соответствии со статьей 145 Кодекса, ежемесячно представляют титульный лист декларации, раздел 1 декларации и приложение "В". Кроме того, указанные налогоплательщики при осуществлении операций, не признаваемых реализацией товаров (работ, услуг), а также операций по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации, представляют приложение "Г".
Индивидуальные предприниматели, исполняющие обязанности налогового агента и не являющиеся налогоплательщиками (перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности), представляют титульный лист и раздел II декларации за налоговый период, установленный пунктом 2 статьи 163.

Начальник
отдела
косвенных налогов
Управления
МНС России
по Республике Коми,
советник
налоговой службы
Российской Федерации
II ранга
Е.Л.БЕРДНИКОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru