Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







[СТАТЬЯ (Л.Куликовская, "Все для Вас", № 17, 2002 г.)]
"ОСОБЕННОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ В УСЛОВИЯХ ГЛАВЫ 25 НК РФ"

Официальная публикация в СМИ:
"Все для Вас", 01.05.2002, № 17






УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

ОСОБЕННОСТИ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ
В УСЛОВИЯХ ГЛАВЫ 25 НК РФ

С 1 января 2002 года вступила в силу глава 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). В данной главе льготный порядок налогообложения не предусмотрен. В то же время ряд ранее установленных льгот по налогу на прибыль организаций продолжает действовать.
Предусмотренные п. 4 ст. 6 Закона о налоге на прибыль для малых предприятий налоговые льготы, срок действия которых не истек на день введения главы 25 НК РФ, применяются малыми предприятиями до истечения срока, на который такие налоговые льготы были им предоставлены. В частности, малые предприятия, созданные до 2002 г., в первые два года их работы могут не уплачивать налог на прибыль, а в третий и четвертый годы уплачивать соответственно 25% и 50%.
Налоговая льгота, предусмотренная абз. 27 п. 6 ст. 6 Закона о налоге на прибыль в отношении прибыли, полученной от вновь созданного до вступления в силу гл. 25 НК РФ производства, действует до окончания срока окупаемости такого производства, но не более трех лет. Данный порядок исчисления срока использования налоговой льготы применяется к правоотношениям, возникшим с 1 апреля 1999 года.
Предусмотренные абз. 14 п. 6 ст. 6 Закона о налоге на прибыль налоговые льготы действуют до окончания осуществления целевых социально - экономических программ (проектов) жилищного строительства, создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными организациями и правительствами иностранных государств, иностранными юридическими и физическими лицами.
Налоговые льготы, предусмотренные абз. 10 п. 6 ст. 6 Закона о налоге на прибыль, действуют до завершения реализации начатых и реализуемых на день введения в действие гл. 25 НК РФ программ по ликвидации последствий радиационных катастроф.
Дополнительные налоговые льготы, предусмотренные п. 9 ст. 6 Закона о налоге на прибыль, в отношении отдельных категорий налогоплательщиков, реализующих инвестиционные проекты в соответствии с договорами об инвестиционной деятельности, установленные законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации и представительными органами местного самоуправления и действующие по состоянию на 1 июля 2001 г., предоставляются до окончания срока, на который они были предусмотрены. Если срок действия таких льгот не установлен, то они действуют до окончания срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более трех лет с момента их предоставления.
Кроме льгот, указанных выше, часть других ранее действовавших льгот, которые в связи с введением в действие главы 25 НК РФ отменены, теперь подлежат отнесению, с учетом ряда особенностей, в состав доходов, не подлежащих налогообложению, и состав расходов.
Так, расширен перечень расходов, связанных с производством и (или) реализацией продукции (работ, услуг), на расходы по содержанию объектов жилищного фонда, учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, домов и общежитий для приезжих, домов престарелых и (или) инвалидов у налогоплательщиков, являющихся градообразующими организациями и имеющих на балансе эти объекты. Указанные расходы для целей налогообложения признаются в пределах нормативов на содержание аналогичных хозяйств, производств и служб, утвержденных органами местного самоуправления по месту нахождения налогоплательщика. Если такие нормативы органами местного самоуправления не утверждены, налогоплательщик вправе применять порядок определения расходов на содержание этих объектов, действующий для аналогичных объектов, находящихся на данной территории, подведомственных указанным органам.
При отнесении налогоплательщиков к градообразующим организациям следует руководствоваться п. 1 ст. 132 Федерального закона от 08.01.98 г. № 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
В состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией расходов (кроме расходов, связанных с производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых и иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации), также предусмотрено включение расходов, осуществленных налогоплательщиками - организациями, использующими труд инвалидов, в виде средств, направленных на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов в том случае, если от общего числа работников такого налогоплательщика инвалиды составляют не менее 50% и доля заработной платы инвалидов в расходах на оплату труда составляет не менее 25%.
Кроме того, в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, включены расходы (кроме расходов, связанных с производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых и иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации), осуществленные налогоплательщиками - общественными организациями инвалидов, а также налогоплательщиками - учреждениями, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, в виде средств, направленных на реализацию деятельности указанных общественных организаций инвалидов и на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов.
При отнесении данных средств в состав прочих расходов необходимо учитывать Постановление Правительства РФ от 29.12.01 № 920, которым утвержден перечень товаров, в расходы на производство и (или) реализацию которых для определения налоговой базы при исчислении налога на прибыль не могут быть включены средства, израсходованные на обеспечение социальной защиты инвалидов и (или) деятельности общественных организаций инвалидов. В частности, это ценные бумаги, продукция черной и цветной металлургии (кроме вторичного сырья черных и цветных металлов и метизов), драгоценные камни и драгоценные металлы, шины для автомобилей и др.
Расходы на научные исследования и (или) опытно - конструкторские разработки равномерно включаются налогоплательщиком в состав прочих расходов в течение трех лет при условии использования указанных исследований и разработок при производстве и (или) реализации товаров (работ, услуг).
Расходы налогоплательщика на научные исследования и (или) опытно - конструкторские разработки, осуществленные в целях создания новых или совершенствования применяемых технологий, создания новых видов сырья или материалов, исследования по которым не дали положительного результата, также подлежат включению в состав прочих расходов в течение трех лет в размере, не превышающем 70% фактически осуществленных расходов.
При определении налоговой базы согласно главе 25 НК РФ не учитываются доходы в виде целевых поступлений (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья), поступивших безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц (полученные в рамках благотворительной деятельности), использованных указанными получателями по назначению.
Помимо всего указанного выше особо необходимо отметить об изменении в главе 25 НК РФ порядка переноса убытков предприятия на будущее, который ранее был закреплен в п. 5 ст. 6 Закона о налоге на прибыль в составе льготы по налогу на прибыль:
а) налогоплательщик, понесший убыток в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах, имеет право уменьшить базу в текущем налоговом периоде на всю сумму полученного им убытка или на ее часть (перенести убыток на будущее);
б) налогоплательщик имеет право осуществить перенос убытка на будущее в течение 10 лет, следующих за налоговым периодом, в котором получен этот убыток;
в) налогоплательщик вправе осуществить перенос на текущий налоговый период суммы полученного в предыдущем налоговом периоде убытка, но при этом совокупная сумма переносимого убытка ни в каком отчетном (налоговом) периоде не может превышать 30% налоговой базы;
г) убыток, не перенесенный налогоплательщиком на ближайший следующий год, может быть перенесен целиком или частично на следующий год из последующих 9 лет, но при этом совокупная сумма переносимого убытка в любом отчетном (налоговом) периоде не должна быть выше 30% налоговой базы;
д) если налогоплательщик понес убытки более чем в одном налоговом периоде, то он переносит эти убытки на будущее в той очередности, в которой они понесены.
Налогоплательщикам, осуществляющим перенос убытков на будущее согласно главе 25 НК РФ дополнительно необходимо учитывать следующее: если налогоплательщиком по состоянию на 31 декабря 2001 г. получен убыток, превышающий сумму убытка, определенную по состоянию на 1 июля 2001 г., то такая разница не признается убытком в целях налогообложения. Кроме того, налогоплательщики обязаны хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка в течение всего срока, когда он уменьшает налоговую базу текущего налогового периода на суммы ранее полученных убытков. Несмотря на то, что статья 23 НК РФ предписывает обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в течение четырех лет.

Главный госналогинспектор
отдела работы
с крупнейшими и проблемными
налогоплательщиками
Л.В.КУЛИКОВСКАЯ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru