Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







[СТАТЬЯ (И.Гейн, "Все для Вас", № 6, 2002 г.)]
"НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОРЯДКА ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ В БЮДЖЕТ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ С 1 ЯНВАРЯ 2002 ГОДА (ПО СОСТОЯНИЮ НА 25 ДЕКАБРЯ 2001 ГОДА)"

Официальная публикация в СМИ:
"Все для Вас", 13.02.2002, № 6






УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОРЯДКА ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ
В БЮДЖЕТ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ С 1 ЯНВАРЯ
2002 ГОДА (ПО СОСТОЯНИЮ НА 25 ДЕКАБРЯ 2001 ГОДА)

Пунктом 14 ст. 1 Федерального закона от 06.08.01 № 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" часть вторая Налогового кодекса РФ дополнена главой 25 "Налог на прибыль организаций", которая вступила в силу с 1 января 2002 года.
По законодательству, действующему до 2002 года, налогооблагаемая прибыль рассчитывалась на основании данных бухгалтерского учета организаций.
Статьей 313 части второй Налогового кодекса РФ вводится понятие налогового учета. Таким образом, начиная с 1 января 2002 года, налоговая база по прибыли будет рассчитываться не по данным бухгалтерского учета, а по специальным регистрам налогового учета.
Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с положениями главы 25 Налогового кодекса РФ.
Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.
Налоговый кодекс не содержит указаний на конкретную методику налогового учета. Исходя из содержания публикаций, наиболее приемлемыми могут быть:
а) учет по принципу двойной записи,
б) учет по принципу "приход - расход".
Данные налогового учета будут подтверждаться первичными учетными документами, аналитическими регистрами налогового учета и расчетом налоговой базы. В настоящее время МНС России разработаны основные регистры системы налогового учета (можно ознакомиться на сайте www.nаlоg.ru), каждый из которых представляет собой перечень основных показателей, необходимых для исчисления налоговой базы в соответствии с правилами, предусмотренными главой 25 НК РФ (в редакции, действующей на 15.12.01). Например, регистры промежуточных расчетов состоят из регистров - расчетов формирования стоимости объекта учета, учета амортизации нематериальных активов, стоимости списанных сырья и (или) материалов по методу ФИФО (ЛИФО), стоимости списанных товаров по методу ФИФО (ЛИФО), стоимости сырья/материалов, списанных в отчетном периоде, учета сомнительной и безнадежной дебиторской задолженности по результатам инвентаризации на отчетную дату и т.д.
С 2002 года ставка налога на прибыль устанавливается 24%, из которых 7,5% зачисляется в федеральный бюджет, 14,5% - в региональный и 2% - в местный.
При этом отменены почти все налоговые льготы за исключением следующих.
В соответствии со статьей 2 упомянутого выше Федерального закона от 06.08.01 № 110-ФЗ для малых предприятий льготы будут действовать в течение 4 лет с момента их регистрации, если такая регистрация имела место до 31 декабря 2001 года. Будет действовать льгота в отношении прибыли, полученной от вновь созданного до вступления в силу главы 25 Налогового кодекса РФ производства. Не отменяются в 2002 году и прочие льготы, предусмотренные абзацем 10 пункта 6 статьи 6, абзацем 14 пункта 6 статьи 6, абзацем 27 пункта 6 статьи 6 Закона РФ от 27 декабря 1991 года № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
Порядок освобождения от уплаты налога на прибыль для предприятий любых организационно - правовых форм по прибыли, произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной на данных предприятиях собственной сельскохозяйственной продукции, за исключением сельскохозяйственных предприятий индустриального типа, определяемых по перечню, утвержденному законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, будет действовать до принятия специальной главы Налогового кодекса РФ, регламентирующей особенности налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Кроме того, положениями, приведенными в Федеральном законе № 110-ФЗ, предусмотрено, что убыток, числящийся в учете налогоплательщика по состоянию на 1 июля 2001 г., а также сумма непогашенного убытка прошлых налоговых периодов по состоянию на 1 января 2001 г., заявленного ранее налогоплательщиком к вычету из налоговой базы по налогу на прибыль, признаются убытком в целях налогообложения и переносятся в порядке, установленном ст. 283 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 252 части второй Налогового кодекса РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. При этом, расходами признаются понесенные налогоплательщиком затраты, являющиеся обоснованными и документально подтвержденными.
В соответствии со статьями 271-273 части второй Налогового кодекса РФ вводятся различия для признания расходов в зависимости от метода признания доходов:
- кассового метода,
- по начислению.
Признание доходов и расходов при методе начислений.
Если в среднем за предыдущие 4 квартала выручка организаций (без НДС и налога с продаж) превысила 1 млн. руб. за каждый квартал, то такие организации обязаны применять метод начислений, при котором все доходы признаются для целей налогообложения по начислению ("по отгрузке"), независимо от момента поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав.
Расходы, принимаемые для целей налогообложения при методе начисления, признаются таковыми (за исключением поименованных в статье 272 Налогового кодекса РФ) в том отчетном периоде (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты.
Признание доходов и расходов при кассовом методе.
Организации, получившие в среднем за предыдущие 4 квартала сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) менее 1 млн. руб. (без учета НДС и налога с продаж), могут принять кассовый метод, при котором расходы и доходы признаются только после их оплаты. Для таких организаций расходами для целей налогообложения признаются затраты только после их фактической оплаты. Это относится и к расходам на уплату налогов и сборов, которые учитываются в составе расходов в размере их фактической уплаты налогоплательщиком.
Если налогоплательщик, который перешел на определение доходов и расходов по кассовому методу, в течение налогового периода превысил предельный размер суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг), то он обязан перейти на определение доходов и расходов по методу начисления с начала налогового периода, в течение которого было допущено такое превышение.
Исходя из содержания статьи 252 части первой Налогового кодекса РФ все расходы, уменьшающие полученные организацией доходы, подразделяются на:
- расходы, связанные с производством и реализацией,
- внереализационные.
Главой 25 Налогового кодекса РФ не предусмотрено наличие подзаконных документов, регламентирующих отраслевые особенности состава затрат.
Налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год. Первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года признаются по налогу на прибыль отчетными периодами.
Статьей 286 Налогового кодекса РФ вводится понятие квартального авансового платежа, исчисляемого исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания первого квартала, полугодия, девяти месяцев и одного года. Сроки уплаты квартальных авансовых платежей, а также налога, подлежащего уплате по истечении налогового периода, с 1 января 2002 г. изменяются по сравнению с установленными Законом Российской Федерации от 27.12.91 № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с учетом изменений и дополнений). Согласно статье 287 Налогового кодекса РФ квартальные авансовые платежи и налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачиваются не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный или налоговый период.
Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода (квартала), должны уплачиваться в срок не позднее 15 числа каждого месяца этого отчетного периода. Уплата ежемесячных авансовых платежей производится равными долями в размере одной трети фактически уплаченного квартального авансового платежа за квартал, предшествующий кварталу, в котором производится уплата ежемесячных авансовых платежей.
Налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, должны будут уплачивать такие авансовые платежи не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом.
А вот сроки представления декларации по налогу на прибыль в будущем году практически не изменятся. В соответствии с подпунктами 3 и 4 статьи 289 Налогового кодекса РФ налогоплательщики (налоговые агенты) представляют налоговые декларации (налоговые расчеты) не позднее 30 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Налоговые декларации (налоговые расчеты) по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками (налоговыми агентами) не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Приказом от 07.12.01 № БГ-3-02/542 Министерством Российской Федерации по налогам и сборам утверждена форма Декларации по налогу на прибыль организаций, которая будет являться обязательной для налогоплательщиков.

Гл. госналогинспектор
отдела работы
с крупнейшими и проблемными
налогоплательщиками
Управления
Министерства
Российской Федерации
по налогам и сборам
по Республике Коми,
советник
налоговой службы
III ранга -
И.И.ГЕЙН


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru