Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного Суда РК от 26.12.2001
"ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОДПУНКТА 16.1 ПУНКТА 16 ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ ИЗ РАЙОНОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА ГРАЖДАН, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД ИНТА" С ПОДЧИНЕННЫМИ ЕМУ ТЕРРИТОРИЯМИ, УТВЕРЖДЕННОГО РЕШЕНИЕМ 4-Й СЕССИИ СОВЕТА МО "ГОРОД ИНТА" 1-ГО СОЗЫВА ОТ 9 СЕНТЯБРЯ 1999 ГОДА № 62, В СВЯЗИ С ЖАЛОБОЙ ГРАЖДАНИНА В.В.КАРАЧЕВА"

Официальная публикация в СМИ:
"Республика", 12.02.2002, № 27
"Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми", 20.06.2002, № 6, ст. 2027






КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 декабря 2001 года

ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОДПУНКТА 16.1
ПУНКТА 16 ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЯ ИЗ РАЙОНОВ
КРАЙНЕГО СЕВЕРА ГРАЖДАН, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД ИНТА" С
ПОДЧИНЕННЫМИ ЕМУ ТЕРРИТОРИЯМИ, УТВЕРЖДЕННОГО РЕШЕНИЕМ
4-Й СЕССИИ СОВЕТА МО "ГОРОД ИНТА" 1-ГО СОЗЫВА ОТ
9 СЕНТЯБРЯ 1999 ГОДА № 62, В СВЯЗИ С ЖАЛОБОЙ
ГРАЖДАНИНА В.В.КАРАЧЕВА

Конституционный Суд Республики Коми в составе председательствующего Ю.В.Гаврюсова, судей Т.А.Кырнышевой, П.Ф.Пунегова, С.Г.Толстова,
с участием представителя Совета муниципального образования "Город Инта" А.С.Морозовой - заместителя генерального директора по правовым вопросам ОАО "Шахтоуправления "Интинской угольной компании",
руководствуясь частью третьей статьи 96 Конституции Республики Коми и пунктом 2 части первой статьи 3, статьями 32, 90-94 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности подпункта 16.1 пункта 16 Положения о порядке переселения из районов Крайнего Севера граждан, проживающих на территории муниципального образования "Город Инта" с подчиненными ему территориями, утвержденного решением 4-й сессии Совета МО "Город Инта" 1-го созыва от 9 сентября 1999 года.
Поводом к рассмотрению явилась жалоба гражданина В.В.Карачева на нарушение его конституционных прав названным нормативным правовым актом.
Основанием к рассмотрению явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Коми и федеральному законодательству положения оспариваемого нормативного правового акта.
Заслушав сообщение судьи - докладчика С.Г.Толстова, объяснения представителя стороны, принявшей оспариваемый нормативный правовой акт, выступления приглашенных в заседание: представителя Прокуратуры Республики Коми И.М.Машковой - прокурора по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов Прокуратуры Республики Коми; специалиста Н.Т.Арапова, кандидата юридических наук, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Коми

установил:

1. В Конституционный Суд Республики Коми обратился гражданин В.В.Карачев о признании несоответствующим Конституции Республики Коми, ее статье 65 (часть 1), подпункта 16.1 пункта 16 Положения о порядке переселения из районов Крайнего Севера граждан, проживающих на территории муниципального образования "Город Инта" с подчиненными ему территориями, утвержденного решением 4-й сессии Совета МО "Город Инта" 1-го созыва от 9 сентября 1999 года, на том основании, что оно противоречит Закону Российской Федерации "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" от 25 июля 1998 года и нарушает его право на получение жилищной субсидии, гарантированной государством.
Названный Закон предусматривает, что правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации.
Как видно из жалобы и представленных заявителем документов, В.В.Карачев проработал в районах Крайнего Севера 25 лет на шахте "Западная" города Инты, был признан инвалидом второй группы по профессиональному заболеванию и в 1997 году выехал на постоянное место жительства в город Сыктывкар Республики Коми, в связи с чем был снят с очередности на получение жилищной субсидии.
На неоднократные обращения В.В.Карачева с просьбой о выделении жилищной субсидии администрация МО "Город Инта" и исполнительные органы власти Республики Коми ответили отказом на том основании, что оспариваемый заявителем нормативный акт предусматривает снятие с учета на получение жилищных субсидий граждан, выехавших на другое постоянное место жительства.
В соответствии со статьей 91 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" Конституционный Суд Республики Коми проверяет по жалобам граждан на нарушение конституционных прав и свобод конституционность нормативного правового акта или отдельных его положений, являющихся предметом обращения, лишь в той части, в какой они были применены в деле заявителя и затрагивают его права и свободы. Следовательно, предметом рассмотрения по настоящему делу является положение подпункта 16.1 пункта 16 Положения о порядке переселения из районов Крайнего Севера граждан, проживающих на территории муниципального образования "Город Инта" с подчиненными ему территориями, утвержденного решением 4-й сессии Совета МО "Город Инта" 1-го созыва от 9 сентября 1999 года в части, предписывающей снятие с очереди на получение жилищных субсидий граждан, выехавших на другое постоянное место жительства.
2. Статьей 64 (пункты "б" и "ж" части 1) Конституции Республики Коми защита прав и свобод человека и гражданина и социальная защита отнесены к вопросам совместного ведения Российской Федерации и Республики Коми, следовательно, нормативные акты Республики Коми по этим вопросам не должны противоречить федеральному законодательству (статья 65, часть 1, Конституции Республики Коми).
Предоставление безвозмездных жилищных субсидий гражданам, имеющим на это право, в связи с длительным проживанием и работой в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях регулируется Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" от 25 июля 1998 года, Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года № 937 "Об утверждении Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья" в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20 августа 2001 года № 594, а также, как вопрос совместного ведения, - Указом Главы Республики Коми "О порядке предоставления гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, безвозмездных жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета на 2000 год" от 28 августа 2000 года и Положением аналогичного наименования, утвержденным этим же Указом Главы Республики Коми.
В частности, названные нормативные акты предусматривают предоставление безвозмездных жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющим стаж работы или время проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации, а также лицам, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации, действующим до 31 июля 1998 года, приобрели право на получение жилищных субсидий при наличии стажа работы или времени проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 10 лет.
В соответствии со статьей 2 вышеназванного Федерального закона средства федерального бюджета, предусмотренные на предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в объеме до 5 процентов используются на предоставление жилищных субсидий гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, нуждающимся в улучшении жилищных условий по новому месту жительства и имеющим в соответствии с настоящим Федеральным законом право на получение таких субсидий. Предоставление средств на жилищные субсидии гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, осуществляется под контролем законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.
Кроме того, Федеральный закон предоставляет право на первоочередное выделение субсидий инвалидам.
В соответствии с частью второй статьи 8 Федерального закона, для заключения договоров о строительстве (приобретении) жилья гражданам, имеющим право на получение жилищных субсидий, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых находятся районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, выдают соответствующие гарантийные письма с указанием общей площади приобретаемого жилья, состава семьи, а также размера предоставляемой гражданину жилищной субсидии.
На основании пункта 9 Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года, № 937 в редакции от 20 августа 2001 года снимаются с учета по улучшению жилищных условий только граждане, использовавшие выделенную им жилищную субсидию.
Анализ указанных положений федерального и республиканского законодательства свидетельствует о том, что предоставление жилищной субсидии гражданам гарантировано государством и обусловлено только определенным стажем работы в районах Крайнего Севера и приравненных к нему местностях или проживанием в этих районах и отсутствием жилья в других регионах Российской Федерации, поэтому факт выезда гражданина, имеющего право на получение жилищной субсидии, на другое постоянное место жительства не является основанием для снятия его с очереди на получение указанной субсидии.
Предоставляя гражданам, имеющим длительный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, право на получение безвозмездных жилищных субсидий, государство тем самым способствует удовлетворению их потребностей в жилье и обеспечивает конституционное право иметь жилье в собственности (статья 36 Конституции Республики Коми), в том числе на основе свободы выбора места жительства (статья 28 Конституции Республики Коми). Финансовая поддержка со стороны государства позволяет гражданам, работающим и проживающим в этих районах и местностях, решать проблему приобретения жилья в регионах с благоприятным для проживания и трудовой деятельности условиями, тем самым обеспечивается реализация права на жилье, предусмотренного статьей 41 Конституции Республики Коми.
Данная правовая позиция была выражена в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в связи с жалобами граждан А.С.Стах и Г.И.Хваловой.
3. Конституция Республики Коми устанавливает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 16).
В этой связи нормы социальной защиты граждан, в том числе право на получение жилищных субсидий гражданами, предусмотренное статьей 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", в соответствии с разграничением предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации (пункты "б" и "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации; пункты "б" и "ж" части 1 статьи 64 Конституции Республики Коми) являются нормами прямого действия и подлежат исполнению органами государственной власти субъекта Российской Федерации, иными правоприменительными органами.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых находятся районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. Таким образом, механизм исполнения закона, гарантирующего социальную защиту указанной категории граждан в Республике Коми, должен регулироваться нормативным правовым актом Главы Республики Коми.
Порядок переселения из районов Крайнего Севера граждан, проживающих на территории муниципального образования "Город Инта" с подчиненными ему территориями, принят органом местного самоуправления. Но поскольку Конституционный Суд Республики Коми согласно статье 68 (часть 2) Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" рассматривает вопрос только по предмету, указанному в обращении и лишь в отношении той части акта, конституционность которого подвергается сомнению в обращении, то, как указывалось выше, предметом рассмотрения является подпункт 16.1 пункта 16 Положения о порядке переселения из районов Крайнего Севера граждан, проживающих на территории муниципального образования "Город Инта" с подчиненными ему территориями.
4. Подпункт 16.1 пункта 16 вышеназванного Положения предусматривает потерю права на получение жилья для переселения гражданином в случае выезда его на другое постоянное место жительства. По мнению представителя стороны, принявшей оспариваемый нормативный акт, заявитель выехал на другое постоянное место жительства, поэтому в предоставлении ему жилищной субсидии отказано правильно.
Как видно из материалов дела, заявитель проработал в районах Крайнего Севера 25 лет, в 1997 году избрал постоянным местом жительства город Сыктывкар Республики Коми, проживал по договору поднайма, город Сыктывкар расположен в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, то, по смыслу Федерального закона, он не утратил право на получение жилищной субсидии.
Согласно статье 18 (часть 3) Конституции Республики Коми права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства. Как указано выше, федеральное законодательство не предусмотрело выезд гражданина, имеющего право на получение субсидии, на другое постоянное место жительства как основание для снятия с учета на получение жилищной субсидии.
Таким образом, подпункт 16.1 пункта 16 Положения о порядке переселения из районов Крайнего Севера граждан, проживающих на территории муниципального образования "Город Инта" с подчиненными ему территориями, утвержденного решением 4-й сессии Совета МО "Город Инта" 1-го созыва от 9 сентября 1999 года, на основании которого граждане снимаются с очередности на предоставление жилищной субсидии только по формальному основанию, связанному с выездом на другое место постоянного проживания, без выполнения предписаний, установленных федеральным законодательством, противоречит статьям 18 (части 3), 28, 36, 41 и 65 (части 1) Конституции Республики Коми, а поэтому утрачивает силу.
Особенности конституционного производства по данному делу не должны толковаться как исключающие возможность рассмотрения дела судами общей юрисдикции на основании жалобы заявителя аналогичного содержания.
5. В соответствии с Указом Главы Республики Коми от 28 августа 2000 года вся работа по предоставлению жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей возложена на Республиканский фонд развития жилищного строительства при Министерстве архитектуры, строительства, коммунального хозяйства и энергетики Республики Коми и Правительственную комиссию Республики Коми по вопросам переселения граждан, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а формирование предварительных списков граждан и их семей, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, возложена на администрации муниципальных образований.
Именно на данной стадии формирования списков и возможны нарушения конституционных прав граждан, как это и произошло в отношении заявителя по настоящему делу.
В ходе рассмотрения настоящего дела Конституционным Судом Республики Коми установлено, что механизм реализации Федерального закона о предоставлении гражданам жилищных субсидий на строительство или приобретение жилья требует доработки и более четкого разграничения полномочий между органами местного самоуправления и государственными органами власти Республики Коми, при этом на основании статьи 2 Федерального закона должны быть задействованы контрольные функции законодательного органа Республики Коми за расходованием средств федерального бюджета, предусмотренных на предоставление жилищных субсидий.
Порядок предоставления жилищных субсидий должен быть направлен на создание условий для справедливого распределения жилищных субсидий гражданам, включая лиц, в отношении которых необходимо введение дополнительных гарантий социальной защиты (инвалиды), и на исключение возможности для злоупотреблений должностными лицами, занимающимися вопросами предоставления жилищных субсидий.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 32, 68, 69, 80, 90 и 94 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", Конституционный Суд Республики Коми

постановил:

1. Признать не соответствующими Конституции Республики Коми, ее статьям 18 (части 3), 28, 36, 41 и 65 (части 1), положения подпункта 16.1 пункта 16 Положения о порядке переселения из районов Крайнего Севера граждан, проживающих на территории муниципального образования "Город Инта" с подчиненными ему территориями, утвержденного решением 4-й сессии Совета МО "Город Инта" от 9 сентября 1999 года № 62.
2. Рекомендовать Главе Республики Коми внести соответствующие изменения в действующий порядок по предоставлению жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с учетом настоящего Постановления.
3. Дело гражданина В.В.Карачева в соответствии со статьей 94 (часть 2) Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" подлежит пересмотру компетентными органами.
4. Согласно статье 73 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
5. Согласно статье 72 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее Постановление подлежит опубликованию в "Ведомостях нормативных актов органов государственной власти Республики Коми" и в газете "Республика".

Конституционный Суд
Республики Коми


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru