Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







УКАЗ Главы РК от 13.12.2001 № 511
"ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ НА 2002 ГОД"

Официальная публикация в СМИ:
"Республика", 05.01.2002, № 2


Утратил силу в связи с изданием Указа Главы РК от 10.08.2004 № 104.



ГЛАВА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

УКАЗ
от 13 декабря 2001 г. № 511

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ БЮДЖЕТНОЙ И
НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ НА 2002 ГОД

В целях определения приоритетов при формировании проекта консолидированного бюджета Республики Коми и его исполнения в 2002 году постановляю:
1. Утвердить Основные направления бюджетной и налоговой политики в Республике Коми на 2002 год согласно приложению.
2. Министерству финансов Республики Коми, Министерству экономики Республики Коми, министерствам и ведомствам при формировании проекта республиканского бюджета Республики Коми руководствоваться Основными направлениями бюджетной и налоговой политики в Республике Коми на 2002 год.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления руководствоваться Основными направлениями бюджетной и налоговой политики в Республике Коми на 2002 год при формировании проектов местных бюджетов.
4. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на первого заместителя Главы Республики Коми Каракчиева А.А.

Первый заместитель
Главы Республики Коми
А.ОКАТОВ





Утверждены
Указом
Главы Республики Коми
от 13 декабря 2001 г. № 511
(приложение)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ НА 2002 ГОД

Введение

Бюджетная и налоговая политика является одним из основных инструментов органов государственной власти Республики Коми, с помощью которого достигаются важнейшие социальные и экономические цели. От ее реализации зависит уровень социальной защиты и реальных доходов населения, состояние экономики Республики Коми.
В 2001 году в республике сохранены финансовая и социальная стабильность. В то же время финансовое состояние консолидированного бюджета Республики Коми (далее именуется - бюджет республики), несмотря на его очевидное улучшение, остается довольно напряженным. В первую очередь это связано с нестабильностью налогового законодательства, тенденцией централизации на федеральном уровне основных налоговых доходов, в результате которой сокращается доходная база бюджета республики. Средства, выделяемые из федерального бюджета в 2001 году и предусмотренные его проектом на 2002 год, компенсируют теряемые республикой доходы лишь в незначительной их части.
Главной целью социально - экономической политики органов государственной власти Республики Коми является реальный и устойчивый рост уровня жизни населения республики. Для достижения этой цели необходимо обеспечить макроэкономическую стабилизацию экономики. В республике уже действует Экономическая программа Правительства Республики Коми на 2001-2005 годы, которая определяет основные приоритеты, источники и механизмы экономического развития республики. Теперь важно реализовать ее в полном объеме и вести постоянный поиск новых механизмов управления как экономикой в целом, так и отраслями.
Важно создать на территории республики экономические условия, стимулирующие инвестиционную активность, обновление производства, развитие предпринимательства, создание новых рабочих мест.

Предварительные итоги реализации
бюджетной и налоговой политики в 2001 году

В ходе реализации органами государственной власти Республики Коми основных направлений бюджетной и налоговой политики в текущем году достигнуты следующие результаты:
объем бюджета республики на треть превышает его размеры за прошлый год;
исполнение бюджета осуществляется исключительно в денежной форме;
своевременно выплачиваются социальные пособия и заработная плата работникам бюджетной сферы;
обеспечена полная оплата текущего потребления энергоресурсов, гасится образовавшаяся задолженность;
почти в 2 раза вырос объем средств, направляемых из республиканского бюджета Республики Коми местным бюджетам посредством дотаций.
В то же время, реализуемая бюджетная политика федеральных органов государственной власти сокращает доходы бюджетов субъектов Российской Федерации при увеличении их расходных полномочий. Так, только в следующем году республика теряет более 1,2 млрд. рублей собственных налоговых доходов. Вместе с тем, в 2002 году ожидается существенное увеличение расходной нагрузки на бюджет республики. Это связано, в первую очередь, с повышением размера оплаты труда работников бюджетной сферы, ростом тарифов на тепло- и электроэнергию, уровнем инфляции.
Указанные изменения не могут не сказаться на корректировке бюджетной политики Республики Коми.

Основные цели и задачи
бюджетной и налоговой политики в 2002 году

В условиях сокращения доходов бюджета республики, обусловленных изменением федерального налогового законодательства, недопустимо снижение социальной защиты населения Республики Коми.
Главными целями бюджетной и налоговой политики являются:
увеличение реальных доходов населения республики;
улучшение качества жизни населения;
ускорение экономического роста во всех отраслях экономики Республики Коми.
Достижение поставленных целей необходимо обеспечить за счет решения следующих основных задач:
устойчивого финансирования расходов на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы республики;
реализации обязательств по оплате социальных пособий и компенсаций нуждающимся семьям;
выделения ассигнований бюджета республики основным отраслям социальной направленности (образованию, здравоохранению) и социальной сфере, в максимально возможном объеме от их расчетной потребности. В 2002 году недопустим рост действующей сети и штатной численности в учреждениях и организациях, состоящих на бюджетном финансировании;
своевременной и полной оплаты текущих коммунальных услуг и теплоэлектропотребления на основе утвержденных лимитов их потребления;
реструктуризации кредиторской задолженности бюджета республики, в том числе, по оплате за теплоэнергоресурсы, потребленные бюджетными организациями и населением;
удовлетворения потребностей населения республики основными видами продовольствия;
создания на территории республики экономических условий, стимулирующих инвестиционную активность, обновление производства, развитие предпринимательства, образование новых современных рабочих мест.

Формирование доходов бюджета республики

В условиях сокращения собственных налоговых доходов республики необходима концентрация усилий на увеличении бюджетных ресурсов республики.
Первоочередными направлениями данной работы будут:
создание благоприятных экономических условий для предприятий и предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на территории республики в целях расширения налоговой базы бюджета республики;
повышение уровня собираемости налогов;
сохранение исключительно денежной формы расчетов с бюджетом республики;
оптимизация предоставляемых налоговых льгот;
организация работы по реструктуризации задолженности налогоплательщиков перед бюджетом республики при безусловном исполнении ими обязательств по своевременной и полной уплате текущих налоговых платежей;
увеличение поступлений в бюджет республики неналоговых доходов.
В области предоставления налоговых льгот будет продолжена политика, направленная на предоставление прямых налоговых льгот преимущественно организациям бюджетной сферы и организациям, представляющим интересы социально не защищенных слоев населения. Приоритетной формой государственной поддержки предприятий и организаций сферы производства станут инвестиционные налоговые кредиты, предполагающие целевую направленность, срочность, платность и возвратность предоставляемых бюджетных средств.
В целях увеличения налоговых поступлений в бюджет республики, легализации налоговых доходов, смещении центра тяжести налогообложения с производственной сферы на сферу потребления, будет продолжена работа по расширению сфер деятельности и увеличению удельного веса поступлений единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в общей массе налоговых доходов.
Очередное перераспределение налоговых доходов в пользу федерального бюджета требует целенаправленной работы по увеличению объема поступлений в бюджет республики неналоговых доходов, которые могут стать стабильным и значительным источником пополнения доходов бюджета республики. Преимущество роста неналоговых доходов заключается в том, что они являются собственными доходными источниками и не подлежат перераспределению в бюджеты других уровней.

Бюджетные расходы

Концепция формирования расходной части бюджета республики основывается на безусловном исполнении запланированных расходов бюджета и результативности бюджетной политики.
Приоритетными направлениями бюджетного финансирования в 2002 году остаются образование, здравоохранение, социальная политика.
В целях обеспечения бесперебойного питания школьников в республиканском бюджете Республики Коми будут предусмотрены целевые средства, которые в виде субвенций будут перечисляться местным бюджетам.
Кроме того, за счет средств республиканского бюджета Республики Коми будет производиться капитальный ремонт сельских школ и, на долевых условиях с федеральным бюджетом, обеспечение их компьютерной техникой.
Будет также сохранена практика компенсации из республиканского бюджета Республики Коми части транспортных расходов по доставке топлива в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов.
Крайне важным направлением останется финансирование жилищно - коммунального хозяйства. Необходимо, в первую очередь, решить проблему неплатежей за оказанные жилищно - коммунальные услуги. Ассигнования, выделяемые из бюджета республики на оплату текущего потребления коммунальных услуг, должны быть предусмотрены в объеме, достаточном для осуществления своевременных и полных расчетов за них. Кроме того, в бюджете республики на 2002 год будут предусмотрены расходы на погашение задолженности в размере, соответствующем установленным в соглашениях о ее реструктуризации объемам.
Важно добиваться постепенного снижения доли бюджетного финансирования предприятий жилищно - коммунального хозяйства. На 2002 год она составит не более 30% от их общих затрат. Поэтапное сокращение, а в перспективе - полный отказ от бюджетного финансирования предприятий жилищно - коммунального хозяйства, приведет к тому, что основным источником их доходов станут не прямые дотации из бюджетов всех уровней, а денежные средства непосредственных потребителей услуг. Прямая зависимость от конечных получателей даст дополнительный стимул к повышению качества предоставляемых услуг. Часть бюджетных средств, высвободившихся в результате реформы жилищно - коммунального хозяйства, должна быть направлена на развитие его инфраструктуры.
Оптимизация расходов бюджета республики на оплату услуг жилищно - коммунального комплекса, а также связи, по-прежнему будет основана на установлении и соблюдении лимитов потребления по каждой отрасли и каждому конкретному бюджетному учреждению. Жестко контролируемые лимиты, доводимые до получателей бюджетных средств, позволят им планировать расходы на ближайшую перспективу, постоянно искать резервы по их возможному сокращению и оптимизации.
В целях снижения нагрузки на бюджет республики и улучшения материально - технической базы отраслей социальной сферы, необходимо продолжить работу по увеличению объемов и видов услуг учреждений здравоохранения, образования, культуры и социального обслуживания, предоставляемых населению на платной основе. При этом доходы от платных услуг должны поступать на бюджетные счета учреждений.
Реальным продвижением в решении накопившихся бюджетных проблем станет начало реализации в 2002 году программы реструктуризации кредиторской задолженности бюджета республики, которая будет принята до конца 2001 года.
В условиях недостатка бюджетных средств особый смысл приобретает результативность бюджетной политики, то есть решение бюджетных проблем с наибольшим эффектом. Реализация принципа экономии государственных расходов не может сводиться к простому сокращению затрат, а должна преследовать своей целью повышение эффективности и оптимизацию осуществляемых бюджетных расходов.
В 2002 году необходимо разработать и реализовать на практике постоянно действующий механизм проведения инвентаризации и оценки эффективности осуществляемых бюджетных расходов. Результатом его работы должны быть конкретные предложения по совершенствованию структуры существующих обязательств бюджета республики, их оптимизации и эффективности.
В целях повышения эффективности использования бюджетных средств будет усилен контроль за конкурсным размещением заказов на поставку продукции для республиканских нужд.
В качестве мероприятий, способствующих снижению бюджетной нагрузки, необходимо использовать механизмы страхования государственного имущества, предусмотренные действующим законодательством, в том числе при передаче имущества в аренду, а также страхования залога, предоставляемого в обеспечение сохранности средств республиканского бюджета при предоставлении бюджетных кредитов.
В 2002 году продолжится постепенный переход от сложившейся системы государственной поддержки агропромышленного комплекса, ориентированной, в основном, на дотирование производства, компенсацию производственных затрат, к программно - целевой, избирательной поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей в соответствии с целевой республиканской программой "Развитие агропромышленного комплекса Республики Коми на 2001-2005 годы" и другими нормативными документами.
Важнейшим инструментом решения социально - экономических проблем Республики Коми на среднесрочную перспективу являются целевые республиканские программы. Для эффективного применения данного инструмента будет изменен подход к формированию программ.
Необходимо добиться укрупнения и сокращения количества республиканских целевых программ, роста их управляемости и эффективности реализации, повышения концентрации бюджетных средств на решение наиболее важных социально - экономических проблем республики.
В целях совершенствования бюджетного процесса и усиления контроля за расходными обязательствами бюджета республики будет продолжена работа с территориальными органами федерального казначейства по учету доходов и обслуживанию отдельных видов расходов бюджета республики.

Бюджетная политика в социальной сфере

В 2002 году в числе приоритетных задач бюджетной политики останется обеспечение финансирования расходов на выплату заработной платы работникам организаций бюджетной сферы республики. С 1 декабря 2001 года федеральным законодательством предусмотрено повышение заработной платы данной категории. Кроме того, будут введены региональные надбавки к тарифным ставкам (окладам) Единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы республики. Это позволит увеличить их заработную плату вдвое.
При этом усилится финансовый контроль правильности формирования фонда оплаты труда работников организаций бюджетной сферы на основе действующих отраслевых нормативов штатной численности и соблюдения норм законодательства по оплате труда, а также целевого использования бюджетных средств, предусмотренных на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы.
В целях привлечения и закрепления молодых специалистов в организациях отраслей экономики, расположенных в сельской местности, будет продолжена практика предоставления установленных законодательством льгот и гарантий за счет средств республиканского бюджета Республики Коми.
Для повышения эффективности государственной социальной помощи населению в первоочередном порядке бюджетные средства будут направлены на поддержание уровня жизни малоимущих семей с доходами ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Коми.
В 2002 году будет продолжена работа по реализации норм республиканского законодательства в части поддержания доходов малоимущих семей посредством назначения и выплаты за счет средств республиканского бюджета Республики Коми социального пособия.
Объем финансирования расходов республиканского бюджета Республики Коми на выплату социального пособия обеспечит гарантии среднедушевых доходов малоимущих семей на уровне не ниже 23 процентов величины прожиточного минимума.
Кроме расходов на выплату социального пособия, за счет бюджетных средств в 2002 году будет осуществляться финансирование расходов на следующие виды государственной социальной помощи малоимущим семьям: компенсация стоимости проезда по остросоциальным нуждам, обеспечение бесплатными молочными продуктами детей в возрасте до двух лет, компенсация стоимости питания учащихся общеобразовательных учреждений, предоставление скидки отдельным категориям семей (многодетным, малоимущим, студенческим) в оплате за содержание детей в государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, компенсации (субсидии) по оплате жилья и коммунальных услуг; натуральная помощь.
Максимальный размер государственной социальной помощи, включая социальное пособие и все иные виды социальной помощи, предоставляемой малоимущим семьям за счет бюджетных средств, будет ограничен величиной прожиточного минимума, установленного в Республике Коми.
Одним из приоритетных направлений расходования бюджетных средств в 2002 году останется обеспечение своевременной выплаты опекунских пособий. За счет средств республиканского бюджета Республики Коми будет погашена в полном объеме оставшаяся сумма задолженности перед всеми категориями получателей ежемесячного пособия на ребенка.
Бюджетная политика в социальной сфере в 2002 году при поддержке федерального бюджета будет направлена также на обеспечение гарантированного финансирования расходов на предоставление предусмотренных законодательством форм социальной поддержки ветеранам и инвалидам. Расходы бюджета республики на реализацию законов о социальной защите ветеранов и инвалидов (кроме льгот по оплате жилищно - коммунальных услуг) будут сохранены на уровне не ниже уровня 2001 года. В соответствии с Программой реформирования жилищно - коммунального хозяйства, при расчете расходов бюджета республики на реализацию законов о социальной защите этих групп населения в части предоставления льгот на оплату жилищно - коммунальных услуг будет учтено увеличение (по сравнению с 2001 годом) стандарта уровня оплаты населением жилищно - коммунальных услуг.
При этом необходимо провести работу по упорядочению определения и финансирования расходов бюджета республики на возмещение убытков предприятий жилищно - коммунального хозяйства и пассажирского автомобильного транспорта от предоставления льгот ветеранам и инвалидам.
В 2002 году предстоит организовать работу по проведению анализа республиканского законодательства по вопросам установления льгот и гарантий отдельным категориям населения с целью определения их целесообразности, эффективности и обеспеченности источниками финансирования.

Бюджетная и налоговая политика в области
инвестиционной поддержки хозяйствующих субъектов

В 2002 году будет продолжена практика оказания мер государственной поддержки инвестиционной деятельности, осуществляемой хозяйствующими субъектами на территории республики.
Основной целью здесь станет решение задачи по повышению инвестиционной активности хозяйствующих субъектов, что в конечном итоге будет способствовать росту налоговой базы бюджета республики за счет увеличения объемов промышленного производства и оказываемых услуг.
В 2002 году будет продолжена политика смещения акцентов государственной поддержки от финансирования инвестиционных проектов путем предоставления льготных бюджетных кредитов к созданию более благоприятных условий для привлечения предприятиями средств инвесторов.
Основными направлениями реализации данной политики станут следующие:
предоставление инвестиционных налоговых кредитов;
компенсация части процентных ставок по кредитам, привлекаемым хозяйствующими субъектами в коммерческих банках, для финансирования инвестиционных проектов модернизации существующих или создания новых производств;
создание залоговых фондов в кредитных организациях, осуществляющих финансирование инвестиционных проектов.
Новым направлением поддержки инвестиционной активности хозяйствующих субъектов станет реализация планов по реформированию предприятий и иных коммерческих организаций Республики Коми, проводимому в целях улучшения эффективности их производства и результатов финансово - экономической деятельности.
Будут определены принципы и условия государственной политики по размещению средств капитальных расходов республиканского бюджета Республики Коми в инвестиционные проекты действующих или вновь создаваемых юридических лиц, не являющихся государственными или муниципальными предприятиями, путем внесения бюджетных инвестиций в уставный (складочный) капитал.
Особое внимание будет уделено выполнению требований, предъявляемых действующим законодательством к хозяйствующим субъектам, претендующим или получившим государственную поддержку в виде налоговых льгот, бюджетных кредитов, государственных гарантий, а именно:
повышение качества проектно - сметной документации инвестиционных проектов;
стабильное финансовое состояние;
отсутствие просроченной задолженности перед республиканским бюджетом Республики Коми по ранее предоставленным на возвратной основе бюджетным средствам и налоговым платежам;
полное и ликвидное обеспечение обязательств перед республиканским бюджетом Республики Коми.
Объем средств республиканского бюджета Республики Коми 2002 года, направляемых на оказание инвестиционной поддержки хозяйствующим субъектам, будет соразмерен с уровнем 2001 года.

Бюджетная политика в области
заимствований и управления
государственным долгом Республики Коми

Основными направлениями бюджетной политики в области заимствований и управления государственным долгом Республики Коми в 2002 году станут:
проведение взвешенной и эффективной политики заимствований с целью привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов, пополнения источников финансирования дефицита бюджета, оптимизации расходов по погашению принятых республикой долговых обязательств и подтверждения репутации Республики Коми как надежного заемщика. Одним из источников привлечения инвестиционных ресурсов на территорию республики станет выпуск и размещение в 2002 году облигационного займа Республики Коми;
согласование ключевых параметров государственного долга Республики Коми со стратегией развития экономики республики, долгосрочными задачами бюджетной политики и прогнозом развития макроэкономической ситуации. Обеспечение соответствия объема государственного долга и его структуры финансовым возможностям республики по его обслуживанию и погашению, а при возникновении потребностей республиканского бюджета Республики Коми в заемных средствах - их удовлетворение на максимально выгодных для республики условиях;
сокращение в структуре долга доли обязательств в иностранной валюте и, как следствие, снижение валютных рисков;
увеличение срочности долга и снижение стоимости рублевых заимствований за счет выпуска республиканских облигационных займов и замещения ими кредитов;
недопущение фактов неисполнения обязательств перед кредиторами и инвесторами;
повышение эффективности управления государственным долгом Республики Коми с тем, чтобы максимально улучшить структуру долга и сократить расходы республиканского бюджета Республики Коми по обслуживанию и погашению долговых обязательств Республики Коми.

Взаимоотношения с местными бюджетами

В целях совершенствования нормативных правовых актов Республики Коми, регламентирующих бюджетный процесс и межбюджетные отношения с учетом положений и требований Бюджетного кодекса Российской Федерации, подготовлен и принят в первом чтении проект закона Республики Коми "О бюджетной системе и бюджетном процессе в Республике Коми". Таким образом, в законодательном порядке будет определен отвечающий требованиям сегодняшнего дня механизм отношений между ветвями и уровнями власти, возникающих в ходе формирования и исполнения бюджета республики. В 2002 году на первый план выходит задача по его практической реализации.
В целях выравнивания доступа населения республики к основным бюджетным услугам, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджета республики, будет сформирован Фонд финансовой поддержки муниципальных образований. Основной целью создания данного фонда и распределения его средств является повышение возможностей местных бюджетов финансировать закрепленные за ними текущие бюджетные расходы при условии сохранения стимулов для развития собственной налоговой базы и оптимизации бюджетных расходов на местном уровне. Кроме того, через этот фонд будет производиться компенсация расходов на осуществление отдельных переданных муниципальным образованиям государственных полномочий.
Основными направлениями работы по реформированию межбюджетных отношений в 2002 году станут:
формирование стабильной, объективной и прозрачной Методики предоставления из республиканского бюджета Республики Коми финансовой помощи местным бюджетам. Методика должна позволять органам местного самоуправления самостоятельно рассчитывать на среднесрочную перспективу объем финансовой помощи из республиканского бюджета Республики Коми и создавать стимулы к проведению рациональной, ответственной бюджетной политики на местном уровне;
усиление контроля за возвратом бюджетных ссуд, выделенных из республиканского бюджета Республики Коми на покрытие временных кассовых разрывов, в том числе посредством обращения взыскания на взаимные расчеты и иные средства, получаемые из республиканского бюджета Республики Коми, а также на долю регулирующих федеральных и региональных налогов, подлежащих распределению в местные бюджеты;
уточнение разграничения расходных полномочий между различными уровнями бюджетной системы, снижение уровня централизации расходов местных бюджетов в республиканском бюджете Республики Коми.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru