Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Совета МО "Город Сыктывкар" от 27.11.2001 № 26/11-287
"О МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ "СЕМЬЯ И ЖЕНЩИНЫ Г. СЫКТЫВКАРА НА 2002 - 2005 ГГ."

Официальная публикация в СМИ:
"Панорама столицы", 17.01.2002, № 3 (опубликовано без приложения)


Утратил силу с 30 декабря 2004 года в связи с изданием решения Совета МО "Город Сыктывкар" от 28.12.2004 № 17/12-223.



СОВЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД СЫКТЫВКАР"

РЕШЕНИЕ
от 27 ноября 2001 г. № 26/11-287

О МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
"СЕМЬЯ И ЖЕНЩИНЫ Г. СЫКТЫВКАРА
НА 2002 - 2005 ГГ."

Во исполнение Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28.06.2001 № 855-р "О национальном плане действий по улучшению положения женщин и повышению их роли в обществе на период 2001 - 2005 гг.", с целью формирования целостной системы работы с семьей и женщинами, реализации ими своих возможностей в профессиональной и общественной деятельности Совет муниципального образования "Город Сыктывкар" решил:
1. Утвердить муниципальную программу "Семья и женщины г. Сыктывкара на 2002 - 2005 годы" (далее именуемая - Программа) согласно приложению.
2. Поручить администрации муниципального образования "Город Сыктывкар" принять меры по выполнению основных положений указанной Программы.
3. Финансирование Программы осуществлять при условии подтверждения соответствующими отраслевыми министерствами Республики Коми выделения городу с 2002 г. необходимых финансовых средств на ее реализацию и включения в расчет балансировки расходной части и доходной базы бюджета муниципального образования "Город Сыктывкар" Министерством финансов Республики Коми.
4. Контроль за выполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию по социальным вопросам Совета муниципального образования "Город Сыктывкар" и заместителя главы администрации муниципального образования "Город Сыктывкар" Афанасьеву Л.Л.

Председатель Совета
В.А.ГОНЧАРЕНКО





Приложение
к Решению
Совета МО "Город Сыктывкар"
от 27 ноября 2001 г. № 26/11-287

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"СЕМЬЯ И ЖЕНЩИНЫ Г. СЫКТЫВКАРА"
НА 2002 - 2005 ГОДЫ

ПАСПОРТ
Муниципальной целевой программы
"Семья и женщины г. Сыктывкара"
на 2002 - 2005 годы

Наименование Программы - Муниципальная целевая
программа "Семья и женщины
г. Сыктывкара" на 2002-2005
годы (далее - Программа)
Основание для разработки - Распоряжение Правительства
Программы Российской Федерации от
28.06.2001 № 855-р "О
национальном плане действий
по улучшению положения
женщин и повышению их роли
в обществе на период 2001 -
2005 гг."
- Распоряжение Правительства
Российской Федерации от
24.09.2001 № 1270-р "О
Концепции демографического
развития Российской
Федерации на период до
2015 г."
- Решение Совета МО
"Город Сыктывкар" от
15.09.2000 № 12/09-136
"О Концепции развития
учреждений социальной
защиты населения в
г. Сыктывкаре на 2000 -
2003 гг."
Заказчик Программы - Совет МО "Город Сыктывкар"
Цели и задачи Программы - формирование целостной
системы работы с семьей и
женщинами;
- обеспечение условий для
наилучшего выполнения
семьей своих основных
функций: экономической,
репродуктивной,
воспитательной,
психологической и
жизнеохранительной;
- обеспечение условий
для реализации женщинами
своих возможностей в
профессиональной и
общественной деятельности
независимо от семейного
положения;
- снижение негативных
последствий деструктивных
семейных отношений,
профилактика разных видов
семейного неблагополучия
Сроки реализации - 2002 - 2005 годы
Программы
Исполнители Программы - Управление по
социальным вопросам
администрации МО "Город
Сыктывкар";
- Управление
здравоохранения
администрации МО "Город
Сыктывкар";
- Управление
образования администрации
МО "Город Сыктывкар";
- Управление культуры
администрации МО "Город
Сыктывкар";
- Управление
физкультуры и спорта
администрации МО "Город
Сыктывкар";
- Управление
капитального строительства
администрации МО "Город
Сыктывкар";
- Отдел по делам
молодежи администрации МО
"Город Сыктывкар";
- Отдел по труду
администрации МО "Город
Сыктывкар";
- Отдел обмена и
распределения жилой
площади администрации МО
"Город Сыктывкар";
- Управление капитального
строительства
администрации МО "Город
Сыктывкар";
- ГУ "Сыктывкарский городской
центр занятости населения";
- Комитет по управлению
муниципальным имуществом;
- Комитет по земельным
ресурсам и землеустройству;
- Финансовое управление
Министерства финансов
Республики Коми в
г. Сыктывкаре
Основные разделы I. Информационно -
Программы методическое обеспечение
демографической и гендерной
политики.
II. Обеспечение необходимых
условий для выполнения
семьей ее основных функций.
Улучшение положения женщин
на рынке труда.
1. Обеспечение необходимых
условий для выполнения
семьей экономической,
репродуктивной,
воспитательной,
психологической и
жизнеохранительной функций.
2. Улучшение положения женщин
на рынке труда.
III. Предупреждение и
профилактика социальных
аномалий в семье.
IV. Развитие функционирования
учреждений системы
социального обслуживания
семьи.
V. Развитие социального
партнерства с
неправительственными
общественными организациями
в области семейной и
гендерной политики
Ожидаемые конечные - повышение статуса
результаты социально - благополучных
семей, развитие ее
потенциальных возможностей;
- реализация системного и
дифференцированного подхода
к работе с различными
категориями семей;
- совершенствование системы
профилактических и
коррекционных мер в работе
с семьями социального
риска;
- создание условий для
обеспечения приоритетного
права проживания ребенка в
семье;
- снижение младенческой и
предупреждение случаев
материнской смертности;
- сокращение числа абортов
женщин фертильного
возраста;
- снижение уровня общей
заболеваемости детей и
женщин, улучшение
показателей здоровья;
- укрепление взаимодействия
государственных и
муниципальных органов
власти, муниципальных
учреждений и общественных
организаций по вопросам
поддержки семьи, женщин и
детей, создание системы
социально - партнерских
отношений между ними
Организация контроля за - координатором Программы
реализацией Программы является Управление по
социальным вопросам
администрации МО "Город
Сыктывкар".
- Один раз в полугодие
исполнители предоставляют
информацию по выполнению
Программы, ход ее
выполнения регулярно
рассматривается на
заседаниях постоянной
комиссии по социальным
вопросам Совета МО
"Город Сыктывкар",
Координационного совета
при главе администрации МО
"Город Сыктывкар" по
проблемам женщин,
утвержденного
постановлением главы
администрации МО "Город
Сыктывкар" от 03.05.2001
№ 5/1427 "О создании
Координационного совета
при главе администрации МО
"Город Сыктывкар" по
проблемам женщин"
Финансовое обеспечение Финансирование расходов на
Программы реализацию мероприятий
Программы осуществляется:
- за счет средств,
предусмотренных в местном
бюджете на 2002-2005 гг. в
сумме 6172,0 тыс. рублей.
В том числе:
2002 г. - 1658,0 тыс. руб.
2003 г. - 2058,0 тыс. руб.
2004 г. - 1928,0 тыс. руб.
2005 г. - 528,0 тыс. руб.
Из них:
Дополнительно за счет
средств местного бюджета -
792,0 тыс. руб.
В том числе:
2002 г. - 348,0 тыс. руб.
2003 г. - 348,0 тыс. руб.
2004 г. - 48,0 тыс. руб.
2005 г. - 48,0 тыс. руб.
По строке "Общегородские
мероприятия" -
360,0 тыс. руб.
2002 г. - 90,0 тыс. руб.
2003 г. - 90,0 тыс. руб.
2004 г. - 90,0 тыс. руб.
2005 г. - 90,0 тыс. руб.
По отрасли
"Здравоохранение" -
160,0 тыс. руб.
2002 г. - 40,0 тыс. руб.
2003 г. - 40,0 тыс. руб.
2004 г. - 40,0 тыс. руб.
2005 г. - 40,0 тыс. руб.
За счет ассигнований по
программе "Адресная
социальная помощь населению
г. Сыктывкара" -
1060,0 тыс. руб.
В том числе:
2002 г. - 180,0 тыс. руб.
2003 г. - 180,0 тыс. руб.
2004 г. - 350,0 тыс. руб.
2005 г. - 350,0 тыс. руб.
За счет общих ассигнований
по отрасли "Социальная
политика" -
3800,0 тыс. руб.
В том числе:
2002 г. - 1000,0 тыс. руб.
2003 г. - 1400,0 тыс. руб.
2004 г. - 1400,0 тыс. руб.
2005 г. - -

I. СЕМЬЯ И ЖЕНЩИНЫ: СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ

1.1. Основные понятия, используемые в Программе

Гендерная политика - политика формирования социального равенства полов, обеспечения равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин в обществе.
Государственная социальная политика - действия государства в социальной сфере, преследующие определенные цели, соотнесенные с конкретно - историческими обстоятельствами, подкрепленные необходимыми организационными и пропагандистскими усилиями, финансовыми ресурсами и рассчитанные на определенные социальные результаты.
Девиантное поведение - поведение, не соответствующее ожиданиям группы или всего общества, противоречащее существующим правовым нормам.
Демографическая политика - система мероприятий по регулированию (стимулированию, поощрению или ограничению) рождаемости.
Насилие - принуждение, которое осуществляет субъект, группа для достижения поставленных целей. Насилие может быть: физическое, психологическое, сексуальное, экономическое.
Патронаж - вид социального обслуживания, преимущественно на дому, индивидуальных клиентов или семей групп риска, который заключается в постоянном социальном надзоре, регулярном посещении их жилищ социальными работниками, оказания им необходимой экономической, материально - бытовой и иной социальной помощи.
Семья - это основанная на браке и (или) кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу.
Социальное партнерство - взаимодействие субъектов социальной политики по сохранению, изменению социального положения населения и отдельных составляющих его частей, по решению проблем в социальной сфере, влияющих на социальное положение населения, его слоев, групп, общностей.

1.2. Социально - демографический аспект проблемы

В 2000 г. в г. Сыктывкаре родилось 2106 детей, что на 3,5% и на 9% больше, чем в 1998 г. и в 1999 г. соответственно. За первое полугодие 2001 г. родилось уже 1038 детей, что указывает на положительную тенденцию. Но при этом практически (с 1998 г.) не отмечается снижения числа мертворожденных детей.
Примерно у 67% семей рожденные дети - это первенцы, второй ребенок рождается примерно в 26% семей, третий ребенок появляется на свет примерно у 5,7% семей, четвертый - в 1% семей и пятый - примерно у 0,2-0,3% семей.
Отмечается четкая тенденция к снижению количества многодетных семей (с тремя и более детьми). Так, если в 1998 г. (по состоянию на 01.01.99) таких семей было 1377, в 1999 г. (по состоянию на 01.01.2000) - 1178 многодетных семей, то на начало 2001 г. - уже 943.
За 2000 г. получили статус многодетных 72 семьи (в 1998 г. - 111, в 1999 г. - 94). В настоящее время в многодетных семьях воспитывается более 3,4 тысяч несовершеннолетних детей.
При относительном росте рождаемости не следует игнорировать такой показатель, как соотношение родившихся и умерших. Так, только в 1998 г. эти показатели совпали, т.е. не выявлено преобладания одного показателя над другим. В 1999 г., 2000 г. и в первом полугодии 2001 г. отмечается преобладание смертей над рождениями (от 16,3% до 20,2%). Данные цифры указывают на то, что в г. Сыктывкаре практически нет естественного прироста населения.
Отмечается стабильный рост появления на свет детей у одиноких матерей. В 2000 г. у них родилось 444 ребенка, в 1998 г. - 406 детей и в 1999 г. - 350 детей.
В 1998 г. зарегистрировано рождений у несовершеннолетних матерей в 44 случаях, что больше показателя за 2000 г. (38 рождений) на 16%. В 1999 г. у несовершеннолетних родителей родилось 37 детей, что меньше на 1 ребенка (на 2%) по сравнению с 2000 г.

Приведенные данные свидетельствуют о неблагоприятной демографической ситуации в г. Сыктывкаре; особенно это касается естественного прироста населения, увеличения числа появления на свет детей у одиноких матерей и дальнейшего старения населения.

1.3. Характеристика брачно - семейных отношений

Что касается официальной регистрации браков в г. Сыктывкаре, то можно отметить, что наблюдается снижение их числа. В 2000 г. в городе зарегистрировали брак 1000 пар. Это на 6% меньше по сравнению с показателем за 1998 г. и на 19% меньше, чем за 1999 г.
При этом наблюдается тенденция к снижению числа зарегистрированных браков со снижением брачного возраста, т.е. несовершеннолетних лиц, достигших возраста 16 лет. Если в 1998 г. таких браков было 28, в 1999 г. - 27, то в 2000 г. - 20 браков, что на 40% и 35% меньше по сравнению с двумя предыдущими годами соответственно. За первое полугодие 2001 г. браков со снижением брачного возраста зарегистрировано 7. Как дополнение стоит отметить, что подобные браки заключаются в ситуации, когда девушка беременна.
Статистика разводов по г. Сыктывкару остается неутешительной. В 2000 г. разводов было зарегистрировано 700, что больше на 12% по сравнению с 1998 г. и больше на 13% по сравнению с 1999 г. Уже за первое полугодие этого года разводов зарегистрировано 468, т.е. продолжается четкая тенденция к росту числа разводов.
Если сравнивать за 3,5 года число зарегистрированных браков и разводов с акцентом на преобладание того или иного процесса, то на протяжении этого времени браков было гораздо больше, чем разводов: на 79,4% - в 1998 г., на 95% - в 1999 г., на 43% - в 2000 г. и на 12% - за первое полугодие 2001 г. Но на фоне снижения общего количества регистрируемых браков наблюдается увеличение числа разводов, и именно этот момент может вызывать тревогу.
К вопросу о регистрируемых браках необходимо отметить тот факт, что в последние годы многие молодые пары живут в гражданском браке, т.е. официально не регистрируя свои отношения. Тем не менее - это тоже семьи, которые ведут общее хозяйство, у них рождаются дети. И часто именно рождение ребенка приводит к тому, что люди регистрируют брак. Не представляется возможным подсчитать количество пар, живущих в гражданском браке. Но это явление современного общества необходимо иметь в виду.

Из представленных фактов видно, что в г. Сыктывкаре наблюдается тенденция снижения числа регистрируемых браков и одновременный рост числа разводов, а также, как явление современного общества - проживание людей в нерегистрируемых (гражданских) браках. И, как уже отмечалось, - рост числа женщин, имеющих детей и не состоящих в браке - одиноких матерей.

1.4. Положение женщин на рынке труда

В течение 9 месяцев 2001 г. в ГУ "Сыктывкарский центр занятости населения" зарегистрировано 5415 женщин, из них 3887 - не заняты никакой трудовой деятельностью (за соответствующий период прошлого года - 4669 человек). 1333 (34,3%) имеют несовершеннолетних детей и детей - инвалидов с детства, в их числе 156 (11,7%) - одинокие и 42 (3,2%) - многодетные матери. Каждая четвертая женщина имеет длительный (более года) перерыв в работе, 34,3% - не имеют профессии, специальности.
За этот же период 2001 г. в службу занятости населения обратилось 329 человек, высвобожденных с предприятий и организаций города, из них 244 женщины (74,2%). В числе высвобожденных каждая седьмая женщина - в возрасте до 30 лет.
За 9 месяцев т.г. признано безработными 5700 человек, из них женщин - 2810 (49,3%). Всем безработным женщинам назначено пособие по безработице. Среди зарегистрированных безработных женщин 1166 (41,5%) уволены по собственному желанию, 182 (6,5%) - по сокращению штата, 343 (12,2%) - выпускницы учебных заведений.
За истекший период т.г. городская служба занятости трудоустроила 3950 женщин, что на 202 человека больше уровня прошлого года. Среди женщин, имеющих длительный (более года) перерыв в работе, трудоустроено 629 человек, в том числе почти каждая вторая - женщины в возрасте до 30 лет.
Несоответствие довольно высокого образовательного уровня безработных женщин в структуре вакансий, представленных преимущественно рабочими специальностями, значительно затрудняет возможности трудоустройства. В результате четверть безработных женщин не могут найти работу более года.
Сложности с трудоустройством испытывают также женщины, воспитывающие несовершеннолетних детей, имеющие длительный (более года) перерыв в работе, не имеющие стажа работы и в возрасте старше 40 лет. В городе мало производственных предприятий, где был бы востребован женский труд. Эти факторы влияют на сроки безработицы. Период поиска работы у женщин на месяц продолжительнее, чем у мужчин и в среднем составляет 4 месяца.

Анализ приведенных фактов свидетельствует, что женщина при двойной нагрузке (профессиональной и семейной) оказывается менее конкурентоспособной на работе. Данная картина наблюдается уже на протяжении ряда лет: удельный вес безработных женщин на порядок выше, чем мужчин. Проблема женской безработицы - одна из сложных. По прогнозным данным, положение женщин на рынке труда в последующие годы останется напряженным.

1.5. Факторы социальной девиации и семейных аномалий

В современный период произошла определенная дезадаптация жизни семей, разрушение сложившихся нравственно - этических норм и традиций семейного уклада. К негативным тенденциям также можно отнести резкое снижение воспитательного воздействия семьи, ее роли в социализации детей. Неблагополучие многих семей, высокий уровень безработицы, а с другой стороны, - чрезмерная занятость родителей во многих благополучных семьях, сложные семейные отношения обуславливают отчужденность детей, в ряде случаев приводят к проявлению жестокости и насилия по отношению к ним со стороны родителей, рост социального сиротства.
За 9 месяцев 2001 г. в г. Сыктывкаре 93 родителя лишены родительских прав в отношении 116 детей (за 2000 г. - 51 родитель в отношении 70 детей). За этот же период 2001 г. выявлено 127 детей, оставшихся без попечения родителей (за 2000 г. - 110), в том числе 15 детей были оставлены в родильном доме (13 - отказные дети, 2 - брошенные); для сравнения: за 9 месяцев 2001 г. - 25 детей были оставлены в родильном доме.
В настоящее время на контроле в службе семьи и детства Управления по социальным вопросам состоят 266 семей, находящихся в социально опасном положении. Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав за 9 месяцев 2001 г. рассмотрено 405 дел в отношении несовершеннолетних (за 2000 г. - 724 дела) и 336 дел - за невыполнение обязанностей родителей по обучению и воспитанию детей (в 2000 г. - 595 дел (родителей). В ходе проведения операции "Подросток" в г. Сыктывкаре за летний период 2001 г. выявлено 30 случаев жестокого обращения в отношении несовершеннолетних. В 2001 г. увеличилось количество взрослых (родителей), привлеченных к уголовной ответственности за жестокое обращение с несовершеннолетними с 1 до 6 (по сравнению с прошлым годом). Увеличилось и количество несовершеннолетних - со 179 до 308 человек, привлеченных к уголовной ответственности.
Имеют место факты обращения в территориальный центр социальной помощи женщинам "Райда" женщин, подвергшихся насилию в семье. Большую тревогу вызывает и женский алкоголизм. За первое полугодие 2001 г. на учете в Республиканском наркологическом диспансере состояло 3844 человека, из них - 841 женщина; для сравнения, - за 2000 г. на учете состояло 3083 человека, из них - 682 женщины.

Сегодня решение проблем реабилитации и социализации несовершеннолетних должно осуществляться не в отдельно взятом учреждении, ведомстве, семье, школе и т.д. Необходимо решать проблемы детства через направленность всей государственной системы на сохранение семьи, через единую муниципальную систему ведомств, служб, учреждений и общественных организаций, осуществляющих во взаимодействии с населением профилактику и реабилитацию дисфункциональных семей и дезадаптированных детей и подростков для полного и всестороннего их восстановления.

1.6. Характеристика существующей системы
службы семьи и детства в г. Сыктывкаре

В октябре 1992 г. при сыктывкарском горисполкоме был создан отдел по делам семьи. В задачи отдела входили вопросы организации горячего питания в школах, оказание социальной поддержки многодетным семьям, организация летнего отдыха и оздоровления детей, проведение городских мероприятий для детей и семей.
В 1993 г. отделу были переданы несколько комнат школьников для организации работы с детьми - инвалидами.
В 1994 г. в структуре Комитета социальной защиты населения г. Сыктывкара созданы центры социальной помощи семье и детям: "Вера", "Подросток", "Семья".
В 1995 г. отдел семьи вошел в состав Комитета социальной защиты населения г. Сыктывкара под новым названием - отдел по делам семьи, женщин, детей и молодежи. Отдел осуществлял организационное и методическое руководство центрами.
В мае 1997 г. Управлением по социальным вопросам создано муниципальное учреждение "Центр социальной помощи семье и детям г. Сыктывкара" на базе имеющейся сети учреждений службы семьи и детства. В состав МУ "Центр социальной помощи семье и детям г. Сыктывкара" в настоящее время входят:
- территориальные центры социальной помощи семье и детям ("Вера", "Огонек", "Подросток", "Семья");
- территориальный центр социальной помощи женщинам "Райда";
- территориальный центр социальной помощи молодежи;
- реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями "Надежда";
- центр экстренной психологической помощи населению г. Сыктывкара;
- территориальный центр адресной социальной помощи семье и детям "Отсог";
- социальный магазин.
Основное направление деятельности Муниципального учреждения "Центр социальной помощи семье и детям г. Сыктывкара" - оказание социальной поддержки семьям, имеющим статус "нуждающаяся семья", многодетным семьям, семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями, а также оказание психологической помощи семьям.
Так, за 2000 г. в территориальных центрах социальной помощи семье и детям зафиксировано 272120 обращений граждан, 4966 семей охвачено социальным патронажем.
Значительное внимание учреждениями службы семьи и детства уделяется организации круглогодичного оздоровления, отдыха и труда детей и подростков из "нуждающихся" семей. На базе территориальных центров социальной помощи семье и детям, социально - реабилитационного центра для несовершеннолетних ежегодно как в летнее, так и в зимнее время организуются лагеря с дневным пребыванием. Дети отдыхают, получают полноценное питание, участвуют в различных конкурсах, экскурсиях, походах. Также организуются трудовые бригады для детей и подростков, выездные оздоровительные лагеря в Республике Коми и за ее пределами. За 10 месяцев 2001 г. 1391 детей и подростков охвачены отдыхом, оздоровлением и трудом, организованным службой семьи и детства.
По итогам республиканского смотра - конкурса центров социальной помощи семье и детям в 2000 году Муниципальное учреждение "Центр социальной помощи семье и детям г. Сыктывкара" занял первое место.
В апреле 1998 г. Управлением по социальным вопросам открыто муниципальное учреждение "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Сыктывкара". За этот период в центре прошли социальную реабилитацию 475 детей и подростков из семей, находящихся в социально опасном положении. Специалистами центра разработан и внедряется ряд инновационных технологий и методов социальной реабилитации несовершеннолетних.

Сложные процессы адаптации семьи к изменяющимся социально - экономическим условиям требуют принципиальной коррекции социальной политики, выделения семьи, как основного субъекта развития. Это обусловлено тем фактом, что именно в семье осуществляется базисная социализация детей за счет усиления всех основных ее функций. Массовая тенденция к потребительскому отношению граждан к социальным службам, инертность в решении собственных проблем обуславливают острую необходимость поиска механизмов актуализации внутренних ресурсов семьи. В связи с этим возникает потребность в формировании такой модели функционирования службы семьи и детства, которая, отвечая требованиям сегодняшнего дня, выходила бы за рамки только материальной поддержки населения, способствуя реализации собственных сил семьи.

II. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Принципы реализации Программы:
- гарантированность социальной поддержки семье, женщинам, мужчинам и детям в соответствии с их правами и льготами, регламентированными действующим законодательством;
- обоснованность Программы, связанная с анализом контингента семей, женщин, детей, их проблем и потребностей;
- признание принципа ответственности каждой семьи за воспитание духовно и физически развитой личности;
- семьи, которым оказана помощь, обязаны предпринять активные усилия для преодоления ситуации, повлекшей за собой предоставление социальной помощи и защиты;
- осуществление семейной и гендерной политики на территории города органами и учреждениями местного самоуправления во взаимодействии с общественными организациями, предприятиями, а также семьями и физическими лицами.

Введение

Семейная политика является составной частью социальной политики и представляет собой целостную систему мер экономического, правового, социального, информационного - пропагандистского и организационного характера, направленных на улучшение условий жизнедеятельности семьи и в том числе женщин.
Глубокие изменения социально - экономических условий развития современного общества в целом и, в частности, семьи, вызвали к жизни потребность в разработке новых подходов к изучению семьи, а также обусловили необходимость активного включения многих социальных институтов в процессе формирования государственной политики в отношении женщин и семьи.
Государство строит семейную политику на принципах социального партнерства, разделяя ответственность за семью с гражданскими институтами и всеми гражданами, на основе сотрудничества с общественными организациями, выражающими интересы различных социальных групп населения.

Содержание проблемы

Положение семьи в городе Сыктывкаре, как и в целом по России, вызывает серьезную тревогу. В городе проживают:
Численность женщин фертильного возраста - 75116;
Трудоспособное население - 161100;
Моложе трудоспособного - 49500;
Женское население - 129792;
Дети (0-14 лет) - 45298;
Подростки - 12909;
Многодетные семьи - 1075;
Детей в многодетных семьях - 3403;
Малообеспеченные семьи - 7997;
Одинокие отцы - 86;
(17 из них - многодетные, всего в них проживают 182
ребенка);
Всего в городе - 246264.
Важнейшей особенностью современного экономического положения семей является резкое падение реальных доходов большинства семей и вызванное этим обстоятельством падение уровня жизни. Другой характерной особенностью текущего периода резкая дифференциация доходов разных социальных групп населения. Для семей с несовершеннолетними детьми стало характерным:
- снижение уровня среднедушевого реального дохода;
- увеличение среди малообеспеченных семей доли семей с детьми;
- рост дифференциации доходов, появление пропасти между бедными и высокооплачиваемыми семьями в уровнях их доходов и потребления;
- резкое снижение рождаемости;
- высокий уровень разводов и рождение детей вне брака;
- низкий уровень репродуктивного здоровья семьи.
Отмечается стабильный рост появления на свет детей у одиноких матерей. В 2000 году - 444 ребенка, что на 3% больше, чем в 1998 году. Без значительных изменений зарегистрировано рождение у несовершеннолетних матерей: в 1999 году - 37 детей, в 2000 году - 38. Можно отметить, что наблюдается снижение официальной регистрации браков. Так, в 2000 году в городе зарегистрировано браков - 1000 пар, что на 6% меньше по сравнению с показателями за 1998 г. и на 19% меньше, чем за 1999 год. Также неутешительной остается статистика разводов по городу. В 2000 г. разводов было зарегистрировано - 700, что на 12% больше по сравнению с 1998 годом и на 13% больше по сравнению с 1999 годом. Уже за первое полугодие этого года разводов зарегистрировано 468.
Для большинства семей стали менее доступными услуги здравоохранения, в том числе квалифицированная медицинская помощь, лекарства и медикаменты. Из-за роста родительской платы и сокращения числа мест из года в год снижается число детей, посещающих детские дошкольные учреждения, сокращается число детей, посещающих платные спортивные секции и художественные студии, летние оздоровительные лагеря. Сокращается посещение театров, кинотеатров, концертов, музеев, библиотек. Ухудшается психологический климат в семье, увеличивается число неблагополучных семей (на 01.08.2001 в МУ "Центр социальной помощи семье и детям г. Сыктывкара" стоит на учете 457 семей), растет число правонарушений среди несовершеннолетних. Угрожающий характер приобретает рост беспризорности детей. Наличие большого числа детей, утративших связи с семьей и школой, детей-беглецов объясняется не только социально-экономическими трудностями семей, но и фактами жестокого обращения с детьми. Научными исследованиями установлено, что насилие в той или иной форме наблюдается в каждой четвертой семье. Около 30% от общего числа умышленных убийств совершается в семье. Половине всех преступлений, связанных с бытовыми мотивами, предшествуют длительные семейные ссоры. Давно известно, что легче предотвратить болезнь, чем потом лечить ее. Мы знаем, что домашнее насилие представляет собой серьезную проблему, все еще скрытую за дверями квартир. Ее стесняются, от нее отмахиваются, ее списывают на издержки семейной жизни. В одиночку раскрыть этот секрет и показать его грязную изнанку всему обществу невозможно. Здесь необходимо действовать всем вместе. Поднять проблему домашнего насилия до уровня публичной дискуссии, показать людям возможности, которые они имеют для ее решения, подсказать им верные шаги - все это, наравне с практической деятельностью по оказанию помощи женщинам и семьям, пострадавшим от насилия, включается в нашу программу.
Одной из важнейших проблем в условиях рыночной экономики приобретает проблема безработицы среди женщин. Положение женщин на рынке труда значительно хуже, чем мужчин. Сложно найти работу и женщинам старше 40 лет. Усиливает напряженность труда и низкая потребность экономики в женских кадрах. Для женщин предназначена лишь третья часть вакансий, из которых почти 90% - по рабочим специальностям. Женщина при двойной нагрузке (профессиональной и семейной) оказалась менее конкурентоспособной на работе. За 8 месяцев т.г. в службу занятости населения обратилось 4834 женщины, из них 3485 - не заняты трудовой деятельностью. Каждая третья женщина имеет несовершеннолетних детей, в их числе 140 человек (12%) - одинокие женщины, 38 человек (3,2%) - многодетные матери. Третья часть женщин имеют длительный (более года) перерыв в работе, 36% - это молодые женщины без профессии. Поэтому, в целях снижения женской безработицы и обеспечения занятости необходимо разработать комплекс мер, которые помогут женщинам найти свое место в жизни. К тому же, большая часть безработных женщин нуждается в психологической поддержке, анализе своих возможностей трудоустройства. Теряя работу, женщина попадает в стрессовую ситуацию, оценивая данный факт как личную неудачу. Основная задача по отношению к незанятым женщинам - максимально содействовать скорейшему их возвращению к активному труду путем подбора рабочего места, развития профессиональной компетентности, обучения навыкам активного поиска работы, предоставления иных специальных услуг службы занятости и помощь в самозанятости женщин в территориальном центре социальной помощи семье и женщинам "Райда".
Сегодня молодое поколение и подростки не могут правильно организовать и направить свою энергию на созидание, но и более старшее поколение в силу незнания возможностей новых условий не всегда может им помочь. В сложившейся ситуации семьи оказались наиболее уязвимы (особенно многодетные): недостаток свободного времени у родителей, недостаток денежных средств для получения дополнительного образования детьми и самими родителями, недостаток возможности организовать досуг и летний отдых детей. Разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Такие принципы, на которых держались семьи, как возможность совместно трудиться в совместном труде, вырабатывать принципы взаимной выручки, взаимопомощи меняются. Они и разрушают семью и общество в целом. Подростки, не имея определенных жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый образ жизни, идут на воровство, грабежи, торговлю наркотиками - все, что может в короткий срок дать деньги. Все эти факты говорят о том, что необходимо расширять практику формирования трудовых летних лагерей, профильных лагерей, выездных экспедиций.
Для решения этих проблем необходимо рассматривать интересы семьи и женщин, как цель развития экономики и социальной сферы.
Программа "Семья и женщины г. Сыктывкара" на 2002 - 2005 гг. представляет собой комплекс мер организационного, экономического, научного и пропагандистского характера, реализуемых органами местного самоуправления в отношении семьи и женщин.
Гендерная политика - рассматривает процесс формирования и развития отношений между полами, проблемы достижения определенного социального статуса, социального престижа, распределения социальных ролей.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru