Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Верховного суда РК от 04.09.2001 № 3-50-2001
<В НАРУШЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА В Ч. 1 СТ. 4 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ КОМИ "О НАЦИОНАЛЬНО - КУЛЬТУРНОЙ АВТОНОМИИ" НАЦИОНАЛЬНО - КУЛЬТУРНОЙ АВТОНОМИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНО ПРЕДОСТАВЛЕНЫ ПРАВА УЧАСТВОВАТЬ В РАЗРАБОТКЕ И ОБСУЖДЕНИИ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ МЕСТНЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ, КАСАЮЩИХСЯ ИНТЕРЕСОВ АВТОНОМИИ>

Официальная публикация в СМИ:
"Республика", 16.07.2002, № 131






ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 4 сентября 2001 г. № 3-50-2001

Верховный Суд Республики Коми в составе:
председательствующего Сусловой Н.А.,
при секретаре Козловой С.Н.,
с участием прокурора Юдина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 4 сентября 2001 года дело по заявлению прокурора Республики Коми о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению положения преамбулы, абзацы 4 и 9 ч. 1, части 2 и 3 ст. 4, п. 5 ст. 6, п. 5 ст. 7, п. 2 ст. 8, ч. 2 ст. 9, части 3 и 8 ст. 14 Закона Республики Коми "О национально - культурной автономии" от 9 декабря 1996 года № 41-РЗ,

установил:

Прокурор Республики Коми обратился в Верховный Суд Республики Коми с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащими применению положения преамбулы, абзацы 4 и 9 ч. 1, части 2 и 3 ст. 4, п. 5 ст. 6, п. 5 ст. 7, п. 2 ст. 8, ч. 2 ст. 9, части 3 и 8 ст. 14 Закона Республики Коми от 9 декабря 1996 года № 41-РЗ "О национально - культурной автономии". В обоснование заявления указал, что оспариваемые нормы Закона неосновательно затрагивают предметы исключительного ведения Российской Федерации в области регулирования прав и свобод человека и гражданина, прав национальных меньшинств, предметы ведения местного самоуправления, необоснованно расширяют территорию деятельности и предоставляют дополнительные права национально - культурным автономиям.
В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении заявленных требований, уточнив, что абзац 4 ч. 1 ст. 4 Закона Республики Коми оспаривается им только в части предоставления национально - культурной автономии права участия в разработке и обсуждении проектов нормативных правовых актов местных представительных и исполнительных органов власти.
Представитель Главы Республики Коми Шабаршина Е.В. не согласна с заявлением прокурора в части признания противоречащими, недействующими и не подлежащими применению абзацев 4 и 9 ч. 1 ст. 4 Закона Республики Коми "О национально - культурной автономии".
Представитель Государственного Совета Республики Коми Тихомиров В.Ф. требования прокурора в части признания противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению ч. 1 преамбулы; ч. 2 преамбулы, ч. 3 ст. 4 и ч. 2 ст. 9, воспроизводящих нормы о гражданстве Республики Коми; ч. 2 ст. 4 в части, предусматривающей возможность предоставления федеральными законами дополнительных прав национально - культурным автономиям; п. 5 ст. 6, п. 5 ст. 7, п. 2 ст. 8 в части создания органами государственной власти республики и органами местного самоуправления внебюджетных фондов; частей 3 и 8 ст. 14 в части, предусматривающей возможность установления федеральными законами видов имущества, которое не может находиться в собственности национально - культурной автономии, а также права передачи федеральными органами исполнительной власти государственного имущества национально - культурным автономиям, их некоммерческим учреждениям и организациям, признал обоснованными, в остальной части - не подлежащими удовлетворению.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявление прокурора с учетом уточнений в судебном заседании подлежит удовлетворению.
В соответствии с п. "в" ст. 71 Конституции Российской Федерации регулирование прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств находятся в ведении Российской Федерации.
В ст. 1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ закреплены принципы верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24 июня 1999 года № 119-ФЗ конституции и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации не могут перераспределять установленные Конституцией Российской Федерации предметы ведения Российской Федерации и предметы совместного ведения.
Согласно абзацу первому преамбулы Закона Республики Коми "О национально - культурной автономии" предметом его регулирования являются отношения в сфере определения правовых основ, регулирование отношений в процессе свободного выбора гражданами Республики Коми путей и форм своего национально - культурного развития.
Такое правовое регулирование не согласуется с вышеприведенными положениями Конституции Российской Федерации и Федеральных законов № 184-ФЗ и № 119-ФЗ.
Положения ч. 2 преамбулы, ч. 3 ст. 4, ч. 2 ст. 9 Закона Республики Коми "О национально - культурной автономии", воспроизводящие нормы о гражданстве Республики Коми, противоречат ст. 6, п. "в" ст. 71 и ч. 1 ст. 76 Конституции Российской Федерации.
Указанные положения Конституции Российской Федерации вопрос гражданства в Российской Федерации относят к ведению Российской Федерации и регулированию исключительно федеральным законодательством. При этом Конституция Российской Федерации предоставляет возможности введения субъектами Федерации своего гражданства и устанавливает для всех граждан Российской Федерации единое гражданство Российской Федерации.
Перечень прав, которые имеет национально - культурная автономия, установлен в ч. 1 ст. 4 Федерального закона "О национально - культурной автономии" № 74-ФЗ от 17.06.1996 года. Часть вторая предусматривает возможность предоставления национально - культурной автономии федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации иных прав только в сфере образования и культуры.
В нарушение указанных положений Федерального закона в ч. 1 ст. 4 Закона Республики Коми "О национально - культурной автономии" национально - культурной автономии дополнительно предоставлены права участвовать в разработке и обсуждении проектов нормативных правовых актов местных представительных органов власти, касающихся интересов автономии, а также право участвовать в деятельности федеральных и межрегиональных национально - культурных автономий.
При этом в нарушение положений ст. 12 Конституции Российской Федерации, провозглашающей принцип самостоятельности местного самоуправления в пределах своих полномочий, положения Закона Республики Коми, предусматривающие предоставление национально - культурной автономии дополнительных прав участвовать в разработке и обсуждении проектов нормативных правовых актов местных представительных органов власти, применительно к приведенному конституционному принципу свидетельствует, что эти положения не соответствуют и федеральному законодательству о местном самоуправлении, поскольку содержат правовые предписания, непосредственно ограничивающие самостоятельность местного самоуправления по предметам ведения (ст. 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Абзац 4 ч. 1 ст. 4 Закона Республики Коми в части предоставления национально - культурным автономиям дополнительных прав участия в разработке и обсуждении проектов нормативных правовых актов Республики Коми соответствует ч. 1 ст. 6 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Согласно ст. 1 Федерального закона "О национально - культурной автономии" национально - культурная автономия - это форма национально - культурного самоопределения, представляющая собой общественное объединение граждан Российской Федерации. Исходя из правового статуса национально - культурной автономии к их деятельности применимы положения Федерального закона "Об общественных объединениях" от 19.05.1995 года № 82-ФЗ с учетом ст. 3 Федерального закона "О национально - культурной автономии".
Абзац 9 ч. 1 ст. 4 Закона Республики Коми "О национально - культурной автономии" в части установления права национально - культурной автономии участвовать в деятельности федеральных, межрегиональных национально - культурных автономиях не соответствует ст. 14 Федерального закона "Об общественных объединениях" от 19.05.1995 года № 82-ФЗ, которой ограничена территория деятельности общественных объединений в соответствии с их статусом. Не соответствует абзац 9 ч. 1 ст. 4 указанного Закона положениям ст. 5 Федерального закона "О национально - культурной автономии", устанавливающим организационные основы национально - культурной автономии и предусматривающим право федеральных и региональных национально - культурных автономий координировать свою деятельность и участвовать в разработке федеральных и региональных программ в области сохранения и развития национальных (родных) языков и национальной культуры на основе взаимных соглашений и договоров федеральных, региональных национально - культурных автономий и субъектов Российской Федерации.
Положения ч. 2 ст. 4 Закона Республики Коми "О национально - культурной автономии", устанавливающие возможность предоставления федеральными законами и законами Республики Коми иных прав национально - культурным автономиям без указания сфер, определенных федеральным законодательством, противоречат положениям ч. 2 ст. 4 Федерального закона "О национально - культурной автономии", предусматривающим возможность предоставления федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации иных прав только в сферах образования и культуры.
Республика Коми как субъект Российской Федерации по предметам совместного ведения принимает свои правовые акты в пределах полномочий, установленных федеральным законодательством, и не может по данным вопросам определять компетенцию Российской Федерации и федеральных органов государственной власти, что следует из ст. ст. 15, 72, 76 Конституции Российской Федерации, ст. 1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст. ст. 3, 4 Федерального закона "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации".
С учетом вышеизложенного, положения ч. 2 ст. 4, ч. 3 и ч. 8 ст. 14 Закона Республики Коми "О национально - культурной автономии" в части, предусматривающей возможность предоставления федеральными законами дополнительных прав национально - культурным автономиям, установления видов имущества, которое не может находиться в их собственности, а также право передачи федеральными органами государственной власти государственного имущества национально - культурным автономиям, их некоммерческим учреждениям и организациям, следует признать противоречащими федеральному законодательству.
Из содержания ст. ст. 2, 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что правовые акты субъектов Российской Федерации должны строго соответствовать нормам федерального бюджетного законодательства. При этом Бюджетный кодекс Российской Федерации не допускает создание каких-либо внебюджетных фондов, за исключением государственных, исчерпывающий перечень которых установлен ст. 144.
С учетом изложенного, п. 5 ст. 6, п. 5 ст. 7, п. 2 ст. 8 Закона Республики Коми "О национально - культурной автономии" в части создания органами государственной власти Республики Коми и органами местного самоуправления внебюджетных фондов следует признать противоречащими федеральному законодательству.
Признанные судом противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению положения Закона Республики Коми "О национально - культурной автономии" в части преамбулы, абзаца 4 в части предоставления национально - культурной автономии права участия в разработке и обсуждении проектов нормативных правовых актов местных представительных и исполнительных органов власти и абзаца 9 ч. 1, частей 2 и 3 (в части слов "граждане Республики Коми") ст. 4; п. 5 ст. 6, п. 5 ст. 7, п. 2 ст. 8; ч. 2 ст. 9 (в части слов "граждане Республики Коми"), частей 3 и 8 ст. 14 в части, предусматривающей возможность предоставления федеральными законами дополнительных прав национально - культурным автономиям, установления видов имущества, которое не может находиться в их собственности, а также право передачи федеральными органами государственной власти государственного имущества национально - культурным автономиям, их некоммерческим учреждениям и организациям, Закона Республики Коми "О национально - культурной автономии" от 09.12.1996 года № 41-РЗ подлежат признанию таковыми с момента вступления решения в законную силу.
В соответствии со ст. 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" решение о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению с момента вступления решения в законную силу указанных положений Закона Республики Коми "О национально - культурной автономии" подлежит опубликованию в официальном печатном средстве массовой информации органов государственной власти Республики Коми - газете "Республика".
Дело рассмотрено судом в пределах заявленных прокурором требований, уточненных в судебном заседании.
Руководствуясь ст. ст. 191-197, 239-7 ГПК РСФСР, суд

решил:

Заявление прокурора Республики Коми удовлетворить и признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащими применению с момента вступления решения в законную силу положения преамбулы, абзац 4 в части наделения национально - культурной автономии правом участвовать в разработке и обсуждении проектов нормативных правовых актов местных представительных и исполнительных органов власти и абзац 9 ч. 1, ч. 2 ст. 4; ч. 3 ст. 4 и ч. 2 ст. 9 в части слов "граждан Республики Коми"; п. 5 ст. 6, п. 5 ст. 7, п. 2 ст. 8; ч. 3 ст. 14 в части установления федеральным законом видов имущества, которые не могут находиться в собственности национально - культурной автономии, и ч. 8 ст. 14 в части права передачи федеральными органами государственной власти национально - культурным автономиям, их некоммерческим учреждениям и организациям государственного имущества Закона Республики Коми "О национально - культурной автономии" от 9 декабря 1996 года № 41-РЗ.
Решение о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащими применению с момента вступления решения суда в законную силу указанных положений Закона Республики Коми "О национально - культурной автономии" от 9 декабря 1996 года № 41-РЗ подлежит опубликованию в газете "Республика".
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный Суд Республики Коми.

Председательствующий
Н.А.СУСЛОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru