Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







[СТАТЬЯ (О.Калова, "Все для Вас", № 31, 2001 г.)]
"О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ОПЕРАЦИИ С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ"

Официальная публикация в СМИ:
"Все для Вас", 08.08.2001, № 31






УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ОПЕРАЦИИ
С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ

Государственной Думой РФ 30.05.2001 г. принят Федеральный закон № 69-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на операции с ценными бумагами".
В связи со вступлением с 01.07.01 г. данного закона в силу (т.е. по истечении одного месяца со дня его официального опубликования), учитывая наработанную по данному вопросу практику, в нем расширен перечень объектов, не подлежащих налогообложению при исчислении и уплате налога на операции с ценными бумагами в соответствии с Законом РФ от 12.12.1991 г. № 2023-1 "О налоге на операции с ценными бумагами" (далее - Закон № 2023-1).
Так, согласно новой редакции Закона № 2023-1, к не подлежащим с 01.07.01 г. обложению данным налогом объектам дополнительно к ранее существующему перечню отнесены:
- номинальная сумма выпуска акций акционерного общества в случае увеличения им своего уставного капитала путем увеличения номинальной стоимости размещенных акций в части, равной величине уставного капитала акционерного общества до его увеличения;
- номинальная сумма выпуска эмиссионных ценных бумаг юридического лица, за исключением номинальной суммы выпуска акций, при конвертации в них эмиссионных ценных бумаг указанного юридического лица в случае его преобразования в части, равной размеру ранее зарегистрированного (до преобразования) выпуска эмиссионных ценных бумаг этого юридического лица;
- номинальная сумма выпуска акций акционерного общества, созданного путем преобразования юридического лица иной организационно - правовой формы, в части, не превышающей размера уставного капитала (складочного капитала, паевого фонда кооператива) преобразуемого юридического лица;
- номинальная сумма выпуска эмиссионных ценных бумаг юридического лица, за исключением номинальной суммы акций, при конвертации в них размещенных ранее эмиссионных ценных бумаг присоединяемого к юридическому лицу другого юридического лица (других юридических лиц) в части, равной размеру ранее зарегистрированного (до присоединения) выпуска эмиссионных ценных бумаг;
- номинальная сумма выпусков государственных ценных бумаг Российской Федерации, государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных ценных бумаг;
- номинальная сумма выпуска облигаций, эмитируемых Центральным банком Российской Федерации в целях реализации денежно - кредитной политики в соответствии с действующим законодательством;
- номинальная сумма выпусков эмиссионных ценных бумаг акционерных обществ, выпускаемых в целях реструктуризации их задолженности перед бюджетами всех уровней, в случае, если указанные ценные бумаги переданы и (или) обременены в пользу уполномоченного органа исполнительной власти при соблюдении условий указанной реструктуризации задолженности перед указанными бюджетами.
Ранее освобожденный от обложения налогом на операции с ценными бумагами объект в виде номинальной суммы выпуска ценных бумаг акционерных обществ, осуществляющих первичную эмиссию ценных бумаг, теперь принят в новой редакции, согласно которой объектом обложения данным видом налога не является номинальная сумма выпуска акций акционерного общества, размещаемого среди учредителей акционерного общества при учреждении акционерного общества.
По-прежнему, освобожденной от обложения налогом на операции с ценными бумагами является номинальная сумма выпуска ценных бумаг акционерных обществ, осуществляющих увеличение уставного капитала на величину переоценок основных фондов, производимых по решению Правительства РФ.
Следует заметить, что освобождение от налогообложения номинальной суммы выпусков эмиссионных ценных бумаг акционерных обществ, выпускаемых в целях реструктуризации их задолженности перед бюджетами всех уровней, распространяется на правоотношения, возникшие с 26.11.1998 г., и возможно только при соблюдении условий указанной реструктуризации задолженности перед указанными бюджетами.
В случае нарушения условий реструктуризации задолженности акционерных обществ перед бюджетами всех уровней налог по эмиссионным ценным бумагам, переданным и (или) обремененным в пользу соответствующего уполномоченного органа исполнительной власти, уплачивается эмитентом ценных бумаг в течение трех рабочих дней со дня уведомления соответствующим органом исполнительной власти акционерного общества о продаже указанных ценных бумаг и перечисляется в федеральный бюджет.
Таким образом, несмотря на внесенные Законом № 69-ФЗ в Закон № 2023-1 изменения, плательщиками налога на операции с ценными бумагами по-прежнему являются юридические лица - эмитенты ценных бумаг, и объектом налогообложения служит номинальная сумма выпуска ценных бумаг, заявленная эмитентом, за исключением тех освобождений, которые утверждены Законом № 2023-1 и перечислены выше.
Указанная норма распространяется на акции акционерных обществ, облигации, производные и иные ценные бумаги, эмиссия которых требует государственной регистрации.
При эмиссии облигаций данный налог уплачивается со всей номинальной суммы, на которую выпускаются облигации.
Согласно действующему Закону № 2023-1 взимание налога на операции с ценными бумагами производится в размере 0,8 процента номинальной суммы выпуска; в случае отказа в регистрации эмиссии налог не возвращается.
Исчисление указанного налога должно производиться его плательщиком самостоятельно, исходя из номинальной суммы выпуска и соответствующей налоговой ставки.
Налог на операции с ценными бумагами, осуществленные в иностранной валюте, исчисляется в рублях в пересчете по курсу, устанавливаемому Центральным банком Российской Федерации и действующему на дату регистрации эмиссии.
Данная норма распространяется на ценные бумаги, номинальная сумма выпуска которых заявлена эмитентом в иностранной валюте.
Сумма налога уплачивается плательщиком одновременно с представлением документов на регистрацию эмиссии и перечисляется в федеральный бюджет.
Учитывая данную норму, Закон № 2023-1 распространяется на эмиссионные ценные бумаги и не распространяется на векселя и другие неэмиссионные ценные бумаги.
В соответствии с предыдущей редакцией Закона № 2023-1 порядок и сроки представления налогоплательщиками в налоговые органы по месту их постановки на налоговый учет налоговых расчетов (деклараций) налога на операции с ценными бумагами были определены в совместном письме Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации, Госналогслужбы России, Минфина России от 12.04.96 г. № ДВ-2040; № 05-02-03; № 04-07-06 "О порядке применения Закона РФ "О налоге на операции с ценными бумагами" от 12.12.91 г. "202301", согласно которому данный расчет (декларация) должен был представляться в налоговый орган по произвольной форме в 3-дневный срок после уплаты налога.
Вместе с тем, статьей 80 Налогового кодекса РФ установлено, что налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки. Учитывая, что Законом № 2023-1 не было предусмотрено представление в налоговые органы расчета (налоговой декларации), ответственность, установленная статьей 119 Налогового кодекса РФ за непредставление налогоплательщиком в налоговый орган расчета по налогу на операции с ценными бумагами, не могла быть применена.
Теперь же, статья 5 вступившего в силу с 01.07.2000 г. в новой редакции Закона № 2023-1 предусматривает, что плательщик представляет в соответствующий налоговый орган расчет (декларацию) суммы налога в течение трех рабочих дней со дня уплаты налога с указанием общего объема выпуска ценных бумаг.
Таким образом, законодательное закрепление данной нормы влечет за собой применение налоговыми органами, на которые возложен контроль за полнотой и своевременностью уплаты налога, мер ответственности за правильность исчисления и своевременность уплаты налога на операции с ценными бумагами, предусмотренные к плательщикам нормами статьи 119 Налогового кодекса РФ.
А именно, непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.
Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня.
Как показывает практика деятельности налоговых органов республики, непредставление совсем или представление с нарушением установленного срока налоговых деклараций (расчетов) по исчислению суммы уплаченного при регистрации выпуска ценных бумаг является одним из основных нарушений налогового законодательства, устанавливаемых в ходе камеральных и выездных налоговых проверок организаций.
Другим наиболее встречающимся нарушением законодательства в области регулирования рынка ценных бумаг и, как следствие - нарушение налогового законодательства, является отсутствие регистрации выпуска ценных бумаг организаций, созданных в форме акционерных обществ (как открытого типа, так и закрытого типа), следовательно - неисчисление и неуплата налога на операции с ценными бумагами.
Так, только за второе полугодие 2000 г. налоговыми органами республики в ходе проводимой контрольной работы было выявлено 9 организаций, не осуществивших регистрацию выпуска ценных бумаг. Из них - в 4 организациях г. Воркуты, в 4 организациях г. Усинска и в 1 организации г. Печоры.
Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 22.04.96 г. № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" эмиссионные ценные бумаги подлежат государственной регистрации. До даты регистрации их выпусков запрещается реклама эмиссионных ценных бумаг, а эмитент имеет право начинать размещение выпускаемых им эмиссионных ценных бумаг только после регистрации их выпуска.
В том случае, если данные ценные бумаги не прошли государственную регистрацию, в соответствии со статьей 51 вышеназванного Закона РФ от 22.04.96 г. № 39-ФЗ выпуск ценных бумаг может быть признан недействительным по иску Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и фондовому рынку при Правительстве РФ, ее региональных отделений, государственного регистрирующего органа, органа государственной налоговой службы, прокурора, а также по искам иных государственных органов, осуществляющих полномочия в сфере рынка ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Признание выпуска ценных бумаг недействительным влечет изъятие из обращения ценных бумаг, выпущенных с нарушением установленного порядка регистрации или эмиссии ценных бумаг, и возвращение владельцам денежных средств (другого имущества), полученных эмитентом в счет оплаты ценных бумаг.
Государственная регистрация ценных бумаг осуществляется в соответствии с Постановлением ФКЦБ России от 17.09.1996 г. № 19 "Об утверждении Стандартов эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии" (с учетом изменений и дополнений).
Для кредитных организаций правила выпуска и регистрации ценных бумаг установлены инструкцией Банка России от 17.09.96 г. № 8 (с учетом изменений и дополнений).
Кроме того, Минфином Российской Федерации во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 28.12.91 г. № 78 "Об утверждении Положения о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах РСФСР" разработана Инструкция от 03.03.92 г. № 2 "О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг на территории Российской Федерации", которая регулирует процедуры регистрации и выпуска в обращение ценных бумаг.
Учитывая, что Законом РФ от 12.12.1991 г. № 2023-1 "О налоге на операции с ценными бумагами" с учетом всех изменений и дополнений не установлен источник уплаты налога, налогоплательщиками уплату данного налога следует производить за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после налогообложения.

Главный
государственный
налоговый инспектор
Управления
МНС России
по Республике Коми,
советник
налоговой службы
III ранга
О.Н.КАЛОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru