Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







[СТАТЬЯ (М.Лукьянова, "Все для Вас", № 28, 2001 г.)]
"ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ГЛАВ 23 И 24 ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РФ. ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ (ВЗНОС)"

Официальная публикация в СМИ:
"Все для Вас", 18.07.2001, № 28






УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ
ПО ПРИМЕНЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ
ГЛАВ 23 И 24 ЧАСТИ ВТОРОЙ
НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РФ.
ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ (ВЗНОС)

Вопрос. Являются ли плательщиками единого социального налога организации, ведущие деятельность на основе свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход?
Ответ. В соответствии со статьей 235 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками единого социального налога признаются работодатели, производящие выплаты наемным работникам (в том числе организации).
Пунктом 3 статьи 1 Закона Республики Коми от 30.09.98 № 34-РЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" установлено, что со дня введения единого налога на территории Республики Коми с плательщиков этого налога не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды, а также налоги, предусмотренные статьями 19-21 Закона РФ от 27.12.91 № 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (единый социальный налог входит в систему федеральных налогов согласно подпункту "г" статьи 19 упомянутого закона).
Таким образом, организации, ведущие деятельность на основе свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, не являются плательщиками единого социального налога по этим видам деятельности. Если организация наряду с деятельностью на основе свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности осуществляет иные виды деятельности, она является плательщиком единого социального налога с этих видов деятельности.

Вопрос. Являются ли плательщиками единого социального налога организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности?
Ответ. Пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 29.12.95 № 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" установлено, в частности, что для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется действующий порядок уплаты отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды.
Таким образом, организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, является плательщиком единого социального налога в соответствии с положениями главы 24 НК РФ.

Вопрос. Распространяются ли положения пункта 4 статьи 236 НК РФ на организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности?
Ответ. Поскольку организация, применяющая упрощенную систему налогообложения и уплачивающая единый налог с валовой выручки, не является плательщиком налога на доход (прибыль), установленная пунктом 4 статьи 236 НК РФ норма не может быть применена при определении объекта налогообложения для исчислении единого социального налога (взноса).

Вопрос. Облагаются ли единым социальным налогом ежемесячные доплаты женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до полутора лет?
Ответ. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 238 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29.12.2000 № 166-ФЗ) не подлежат налогообложению государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам.
Статьей 1 Закона Республики Коми от 20 октября 1992 года "О дополнительных социальных гарантиях по охране материнства, отцовства и детства" (с внесенными изменениями и дополнениями) для лиц, постоянно проживающих в Республике Коми, установлены доплаты к ежемесячному пособию на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет - в размере 200 рублей, а также к единовременному пособию женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности (до двенадцати недель) - в размере 100 рублей.
Финансирование расходов, связанных с осуществлением указанных выплат, производится за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, выделяемых Фонду социального страхования Республики Коми и органам по социальным вопросам (статья 8 Закона). Средства, необходимые для выполнения данного закона, выделяются отдельной строкой в республиканском бюджете Республики Коми.
При соблюдении всех вышеперечисленных условий суммы указанных выплат налогообложению единым социальным налогом не подлежат.

Вопрос. Включаются ли в налоговую базу для исчисления единого социального налога в фонд социального страхования выплаты по трудовому соглашению?
Ответ. В соответствии с пунктом 3 статьи 238 части второй НК РФ в налоговую базу (в части суммы налога, подлежащей зачислению в Фонд социального страхования РФ) не включаются любые вознаграждения, выплачиваемые работникам по договорам гражданско - правового характера, авторским и лицензионным договорам.
Трудовые отношения работодателей и наемных работников регулируются Кодексом законов о труде РФ, отношения сторон в области гражданско - правовых сделок - Гражданским кодексом РФ.
Согласно нормам трудового законодательства юридическое лицо, заключившее трудовой договор (контракт) с физическим лицом, по которому работник (физическое лицо) обязуется выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а работодатель обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон.
Таким образом, выплаты по трудовому соглашению, регулируемому трудовым законодательством, включаются в налоговую базу для исчисления единого социального налога. В случае, если такое соглашение регулируется гражданским законодательством, данные выплаты налогообложению единым социальным налогом не подлежат.

Вопрос. Следует ли облагать единым социальным налогом выплаты по договору аренды транспортного средства с экипажем?
Ответ. В соответствии с пунктом 1 статьи 236 НК РФ для организаций объектом налогообложения по единому социальному налогу признаются вознаграждения (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям) по договорам гражданско - правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским и лицензионным договорам.
Договор транспортного средства с экипажем является договором гражданско - правового характера и отношения по такому договору регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, статьей 632 которого определено, что арендодатель по названному договору предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.
Таким образом, договор транспортного средства с экипажем квалифицируется как договор гражданско - правового характера, предметом которого является оказание услуг, следовательно, выплаты по такому договору физическим лицам, не являющимся предпринимателями, подлежат налогообложению единым социальным налогом в установленном законом порядке. При этом следует иметь в виду, что согласно пункту 3 статьи 238 НК РФ в налоговую базу в части суммы налога, подлежащей зачислению в Фонд социального страхования РФ, не включаются любые вознаграждения, выплачиваемые работникам по договорам гражданско - правового характера (в том числе и по договору транспортного средства с экипажем).
Примечание. Разъяснения в части налогообложения выигрышей, получаемых по облигациям Российского внутреннего займа 1992 года и доходов от реализации ценных бумаг, действуют до вступления в силу Федерального закона от 30.05.2001 года № 71-ФЗ.

Старший госналогинспектор
отдела
контрольно - методической
работы
по единому социальному
налогу
Управления
МНС России
по Республике Коми
М.М.ЛУКЬЯНОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru