Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Верховного суда РК от 09.07.2001 № 3-46-2001
<ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА ВО ВСЕХ СЛУЧАЯХ ДОЛЖНЫ ОТВЕЧАТЬ ПРИНЦИПУ ПРИМЕРНОГО РАВЕНСТВА, ЗАКЛЮЧАЮЩЕГОСЯ В ПРИМЕРНОМ РАВЕНСТВЕ ЭТИХ ОКРУГОВ ПО ЧИСЛУ ИЗБИРАТЕЛЕЙ, С ДОПУСТИМЫМИ ОТКЛОНЕНИЯМИ ОТ СРЕДНЕЙ НОРМЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА НЕ БОЛЕЕ 15%>

Официальная публикация в СМИ:
"Республика", 09.07.2002, № 126






ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 9 июля 2001 г. № 3-46-2001

Верховный Суд Республики Коми в составе:
председательствующего Кретова В.В.,
при секретаре Махлинец Т.В.,
с участием прокурора Проскурова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 9 июля 2001 года дело по заявлению прокурора Республики Коми и жалобе Канева Алексея Семеновича, Костина Василия Александровича и Сажина Игоря Валентиновича о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащим применению: п. 6, 9, 12, 17, 26, 27, 29, 30 ст. 3; ст. 7; ч. 1 ст. 16; ч. 3, 8, 13, 14 ст. 17; ч. 2, 6 ст. 19; ч. 9 ст. 20; п. 3 ст. 26; ч. 9 ст. 32; п. 7 ч. 5 ст. 36; ч. 9 ст. 42; ч. 8 ст. 46; ч. 1 ст. 60; ч. 5 ст. 69; ч. 1 ст. 70; абзац 2 ч. 1 ст. 74 ч. 5, 11, 12 ст. 75; ч. 2, 3, 4 ст. 76; ч. 2 ст. 77; ч. 2 ст. 78; ст. 94; ч. 7, 9, 11 ст. 98; п. 1 ч. 1 ст. 96; ч. 1, 4 ст. 100; ч. 1 ст. 102 Закона Республики Коми "Кодекс Республики Коми о выборах и референдумах в Республике Коми" от 16 июня 1998 года № 26-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 28 февраля 2001 года № 11-РЗ,

установил:

Прокурор Республики Коми, а также проживающие в Республике Коми граждане Канев А.С., Костин В.А. и Сажин И.В. обратились в Верховный Суд Республики Коми соответственно с заявлением и жалобой о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащими применению некоторых норм Закона Республики Коми "Кодекс Республики Коми о выборах и референдумах в Республике Коми" от 16 июня 1998 года № 26-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 28 февраля 2001 года № 11-РЗ. При этом прокурор Республики Коми оспаривал п. 6, 9, 12, 17, 26, 27, 29, 30 ст. 3; ст. 7; ч. 1 ст. 16; ч. 3, 8, 13, 14 ст. 17; ч. 2, 6 ст. 19; ч. 9 ст. 20; п. 3 ст. 26; ч. 9 ст. 32; п. 7 ч. 5 ст. 36; ч. 9 ст. 42; ч. 8 ст. 46; ч. 1 ст. 60; ч. 5 ст. 69; ч. 1 ст. 70; абзац 2 ч. 1 ст. 74; ч. 5, 11, 12 ст. 75; ч. 2, 3, 4 ст. 76; ч. 2 ст. 77; ч. 2 ст. 78; п. 1 ч. 1 ст. 96; ч. 1, 4 ст. 100; ч. 1 ст. 102 Закона Республики Коми "Кодекс Республики Коми о выборах и референдумах в Республике Коми", а Канев А.С., Костин В.А. и Сажин И.В. ст. 94; ч. 7, 9, 11 ст. 98; ч. 1, 4 ст. 100 того же Закона. В обоснование заявления прокурор указал, что в нормах Кодекса Республики Коми о выборах и референдумах в Республике Коми нарушен принцип единого гражданства Российской Федерации, неправомерно затронуты вопросы, отнесенные к исключительному ведению местного самоуправления, ограничены права граждан на ознакомление со списком избирателей, права членов избирательной комиссии в части их досрочного освобождения от исполнения своих обязанностей и полномочия избирательной комиссии на совмещение выборов и референдума, незаконно установлены ограничения для обращения избирательной комиссии в суд по поводу расформирования нижестоящих избирательных комиссий, а также правила рассмотрения жалоб и заявлений на решения избирательной комиссии в судебном порядке, неосновательно сокращены сроки проведения избирательных действий и нарушены правила формирования избирательных округов, сбора подписей в поддержку кандидатов, проведения повторных и дополнительных выборов, неправомерно установлена ответственность за неисполнение решений, принятых на референдуме, в соответствии с Законами Республики Коми и незаконно предусмотрено финансирование членами инициативных групп затрат на проведение референдума. Канев А.С., Костин В.А. и Сажин И.В. в своей жалобе ссылались на несогласованность норм Кодекса Республики Коми о выборах и референдумах в Республике Коми с федеральным законодательством в части финансирования членами инициативных групп затрат на проведение референдума и перечня вопросов, которые могут быть вынесены на референдум.
В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении заявления и дал соответствующие ему пояснения. Жалобу Канева А.С., Костина В.А. и Сажина И.В. признал только в части незаконности финансирования членами инициативных групп затрат на проведение референдума.
Канев А.С. и Сажин И.В. свою жалобу поддержали в полном объеме и считали, что нормы Кодекса Республики Коми о выборах и референдумах в Республике Коми, предусматривающие финансирование членами инициативных групп затрат на проведение референдума и устанавливающие перечень вопросов, которые могут быть вынесены на референдум, противоречат федеральному законодательству. Костин В.А. просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель Государственного Совета Республики Коми Габова Н.Б. заявление прокурора Республики Коми признала частично и не оспаривала, что п. 6, 9, 12, 17, 26, 27, 29, 30 ст. 3; ст. 7; ч. 1 ст. 16; ч. 3, 8, 14 ст. 17; п. 3 ст. 26; п. 7 ч. 5 ст. 36; ч. 8 ст. 46; ч. 5 ст. 69; ч. 1 ст. 70; абзац 2 ч. 1 ст. 74; ч. 5, 11, 12 ст. 75; ч. 2, 3, 4 ст. 76; ч. 2 ст. 77; ч. 2 ст. 78; п. 1 ч. 1 ст. 96; ч. 1 ст. 102 Кодекса Республики Коми о выборах и референдумах в Республике Коми не соответствуют федеральному законодательству. В остальной части заявление прокурора и жалобу Канева А.С., Костина В.А. и Сажина И.В. не признала и полагала, что заявленные ими требования не основаны на законе и поэтому подлежат отклонению.
Глава Республики Коми ходатайствовал о рассмотрении дела без участия своего представителя.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд в соответствии с положениями ст. 115 ГПК РСФСР и ч. 1, 4 ст. 27 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в редакции от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ находит заявление прокурора Республики Коми и жалобу Канева А.С., Костина В.А. и Сажина И.В. процессуально допустимыми и подлежащими рассмотрению по существу.
Оценив фактические данные по делу в их взаимосвязи с предметом обжалования и нормами федерального законодательства, суд приходит к выводу, что заявление прокурора и жалоба Канева А.С., Костина В.А. и Сажина И.В. подлежат частичному удовлетворению.
Согласно п. "в" и "о" ст. 71 Конституции Российской Федерации, п. "б" и "н" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, гражданство в Российской Федерации и судоустройство относятся к предмету ведения Российской Федерации, а защита прав и свобод человека и гражданина, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что в силу ст. 76 Конституции Российской Федерации и Федеральных законов "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24 июня 1999 года № 119-ФЗ (ст. 3), "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в редакции от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями (ст. 1, 3-1) исключает возможность осуществления субъектами Российской Федерации собственного правового регулирования в областях, отнесенных к исключительному ведению Российской Федерации, и означает безусловное соблюдение этими субъектами принципа непротиворечия принятых ими по предметам совместного ведения нормативных правовых актов любой юридической силы федеральным законам.
Анализ содержания оспариваемых норм Закона Республики Коми "Кодекс Республики Коми о выборах и референдумах в Республике Коми" от 16 июня 1998 года № 26-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 28 февраля 2001 года № 11-РЗ (далее - Кодекс Республики Коми о выборах и референдумах в Республике Коми, Кодекс Республики Коми) свидетельствует, что часть этих норм не согласуется с приведенными выше конституционными принципами, т.к. содержат противоречия с федеральным законодательством в области совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а кроме того, непосредственно затрагивают вопросы, которые могут быть урегулированы только нормативными правовыми актами федерального значения.
Так, п. 6, 9, 12, 17, 26, 27, 29, 30 ст. 3; ст. 7; ч. 1 ст. 16; ч. 3, 8, 14 ст. 17; ч. 2 ст. 78; п. 1 ч. 1 ст. 96; ч. 1 ст. 102 Кодекса Республики Коми о выборах и референдумах в Республике Коми установлено, что совокупностью избирательных прав и правом на участие в референдуме наделены не граждане Российской Федерации, проживающие на территории Республики Коми, а граждане Республики Коми, т.е. фактически предусмотрено собственное гражданство Республики Коми.
Однако в силу ст. 4, 6, 71 Конституции Российской Федерации и п. 2 заключительных и переходных положений той же Конституции гражданство в Российской Федерации отнесено к исключительному ведению Российской Федерации, урегулировано непосредственно в Конституции Российской Федерации и базируется на принципах единого и равного гражданства Российской Федерации, основанных на единой и устойчивой правовой связи человека с суверенным государством, а не с отдельными субъектами этого государства. Поскольку приведенные выше нормы Кодекса Республики Коми о выборах и референдумах в Республике Коми направлены на правовое регулирование избирательных прав и права на участие в референдуме не легитимных с точки зрения права субъектов, то эти нормы в полном объеме являются незаконными и подлежат признанию недействующими.
Подлежат признанию противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащими применению и ч. 14 ст. 17; п. 3 ст. 26; п. 7 ч. 5 ст. 36; абзац 2 ч. 1 ст. 74, предусматривающие порядок рассмотрения жалоб на решения избирательных комиссий в судебном порядке, право избирательной комиссии Республики Коми инициировать расформирование только территориальной избирательной комиссии, досрочное прекращение полномочий членов избирательной комиссии в случае их выезда на постоянное место жительства за пределы Республики Коми и невозможность проведения дополнительных выборов, если депутат не может быть избран на срок не менее 18 месяцев; ч. 5, 11, 12 ст. 75; ч. 2, 3, 4 ст. 76, устанавливающие правила рассмотрения судом дел по жалобам и заявлениям о нарушении избирательных прав граждан и права граждан на участие в референдуме; ч. 2 ст. 77; ч. 1, 4 ст. 100, регламентирующие основания и порядок ответственности за нарушение избирательных прав граждан и права граждан на участие в референдуме на основе законов Республики Коми и частичной оплаты расходов по проведению референдума за счет средств инициативных групп по проведению референдума, Кодекса Республики Коми о выборах и референдумах в Республике Коми, т.к. данные нормы затрагивают предметы исключительного ведения Российской Федерации, а также предметы, хотя и находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, но на императивном уровне уже урегулированные в федеральном законодательстве.
В частности, согласно положениям ст. 18, 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина, в том числе в области избирательных прав и права на участие в референдуме, являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов и в равной степени подлежат судебной защите. Ограничение предусмотренных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами прав и свобод человека и гражданина допустимо только на основе принятых в соответствии с Конституцией Российской Федерации федеральных законов.
В силу этих обстоятельств вопросы функционирования судебной системы в соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции Российской Федерации и ст. 1, 2, 3, 4, 20, 21 Федерального конституционного закона "О судебной системе в Российской Федерации" от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ отнесены к исключительному ведению Российской Федерации и могут быть урегулированы только в федеральных законах. Применительно к судебной защите совокупности избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации такая регламентация предусмотрена в нормах Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 19 сентября 1997 года № 124-ФЗ в редакции Федерального закона от 30 марта 1999 года № 55-ФЗ (ст. 18, 63, 64), которые имеют прямое действие и являются общеобязательными для всех субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям п. "в" ст. 71, п. "б" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации нормативное регулирование субъектами Российской Федерации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, в том числе и по вопросам досрочного прекращения полномочий членов избирательной комиссии в случае их выезда на постоянное место жительства за пределы субъекта Российской Федерации, реализации права избирательных комиссий по расформированию нижестоящих избирательных комиссий, установления ограничений проведения повторных и (или) дополнительных выборов и ответственности за нарушение избирательных прав и права на участие в референдуме, определения порядка финансирования расходов по проведению референдума, должно полностью соответствовать имеющему прямое действие федеральному избирательному законодательству.
Тем не менее, в приведенных выше нормах Кодекса Республики Коми о выборах и референдумах в Республике Коми в нарушение ст. 1, 24, 25, 46, 59, 65 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 19 сентября 1997 года № 124-ФЗ в редакции Федерального закона от 30 марта 1999 года № 55-ФЗ незаконно расширен предусмотренный данным Федеральным законом (ст. 24) исчерпывающий перечень оснований для досрочного прекращения полномочий членов избирательных комиссий, неправомерно увеличены установленные этим же Федеральным законом (ст. 59) сроки, в пределах которых повторные и (или) дополнительные выборы могут не проводиться, и ограничено предоставленное тем же Законом (ст. 25) право республиканской избирательной комиссии на обращение в суд с заявлением о расформировании окружных и участковых избирательных комиссий. Кроме того, в указанных нормах Кодекса предусмотрена ответственность за нарушение избирательных прав и права на участие в референдуме, в том числе в соответствии с законами Республики Коми, хотя такая ответственность в силу ст. 55 Конституции Российской Федерации и положений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (ст. 65) возможна только в соответствии с федеральным законодательством. В противоречие со ст. 46 Федерального закона, предписывающей, что финансирование расходов по проведению референдума осуществляется исключительно за счет средств соответствующих бюджетов или полученных под бюджетные гарантии кредитов, Кодексом Республики Коми о выборах и референдумах в Республике Коми установлена также обязанность инициативных групп по проведению референдума по частичной оплате расходов, связанных с подготовкой и проведением референдума, и тем самым нарушены основные гарантии граждан на беспрепятственное инициирование референдума.
Нельзя признать соответствующими федеральному законодательству и ч. 2, 6 ст. 19; п. 9 ст. 42; ч. 1 ст. 60; ч. 5 ст. 69; ч. 1 ст. 70; ч. 2 ст. 78 Кодекса Республики Коми о выборах и референдумах в Республике Коми, в которых, в частности, используется выражение: глава администрации муниципального образования, а также предусмотрено: назначение повторных выборов в случае незамещения части мандатов в многомандатном избирательном округе, сбор подписей избирателей в поддержку кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, избирательными блоками, без заверенного избирательной комиссией списка кандидатов, и проведение выборов депутатов Государственного Совета Республики Коми по административно - территориальным избирательным округам.
Так, в соответствии со ст. 6, 8, 14, 16, 17, 18 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями структура и порядок формирования исполнительных органов местного самоуправления, их наименование и полномочия, а равно наименование, порядок выборов или назначения должностных лиц местного самоуправления, их компетенция, статус и сроки полномочий указываются непосредственно в уставах муниципальных образований, разрабатываемых и принимаемых муниципальными образованиями самостоятельно. При этом в уставах муниципальных образований данные органы и должностные лица могут быть как предусмотрены, так и не предусмотрены, т.к. эти образования могут иметь и иные, не указанные в Законе, исполнительные органы местного самоуправления. Поэтому использование в нормах Кодекса Республики Коми о выборах и референдумах в Республике Коми наименования: глава администрации муниципального образования, и предоставление этому субъекту определенных полномочий в области избирательного процесса не может быть признано правомерным.
Согласно ст. 58 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 19 сентября 1997 года № 124-ФЗ в редакции Федерального закона от 30 марта 1999 года № 55-ФЗ незамещение части депутатских мандатов в многомандатном избирательном округе влечет назначение дополнительных выборов. Предусмотренное Кодексом Республики Коми назначение повторных выборов для замещения оставшейся части мандатов в многомандатном избирательном округе не соответствует приведенным положениям Федерального закона и само по себе искажает смысл повторных и дополнительных выборов и основания их назначения.
В соответствии с императивными положениями ст. 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 19 сентября 1997 года № 124-ФЗ в редакции Федерального закона от 30 марта 1999 года № 55-ФЗ представленный в избирательную комиссию список кандидатов, выдвинутых избирательным объединением, избирательным блоком, должен быть в трехдневный срок заверен избирательной комиссией и только после этого возможен сбор подписей избирателей в поддержку выдвинутых кандидатов (списков кандидатов). Кодекс Республики Коми о выборах и референдумах в Республике Коми допускает сбор подписей избирателей с момента представления списка кандидатов, выдвинутых избирательным объединением, избирательным блоком, и при этом не обязывает избирательную комиссию предварительно заверить данный список. Несовершение же таких действий создает потенциальную угрозу нелегитимности списка кандидатов и, как следствие, собранных в поддержку кандидатов подписей избирателей.
В силу ст. 19 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 19 сентября 1997 года № 124-ФЗ в редакции Федерального закона от 30 марта 1999 года № 55-ФЗ образуемые при проведении выборов в представительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации избирательные округа во всех случаях должны отвечать принципу примерного равенства, заключающегося в примерном равенстве этих округов по числу избирателей, с допустимыми отклонениями от средней нормы представительства не более 15%.
Установленный же Кодексом Республики Коми о выборах и референдумах в Республике Коми порядок избрания депутатов Государственного Совета Республики Коми по административно - территориальным избирательным округам, образуемым на основе административно - территориального деления Республики Коми, противоречит приведенным выше положениям, поскольку превышение предельно допустимого Федеральным законом от 19 сентября 1997 года № 124-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями (ст. 19) неравенства числа избирателей в различных районах Республики Коми презюмируется, а это, в свою очередь, неизбежно влечет существенное нарушение предусмотренных тем же Федеральным законом (ст. 5, 28-31, 34) принципов абсолютного равенства прав избирателей и равенства статуса кандидатов, зарегистрированных кандидатов.
При таких обстоятельствах, п. 6, 9, 12, 17, 26, 27, 29, 30 ст. 3; ст. 7; ч. 1 ст. 16; ч. 3, 8, 14 ст. 17; ч. 2, 6 ст. 19; п. 3 ст. 26; п. 7 ч. 5 ст. 36; п. 9 ст. 42; ч. 1 ст. 60; ч. 5 ст. 69; ч. 1 ст. 70; абзац 2 ч. 1 ст. 74; ч. 5, 11, 12 ст. 75; ч. 2, 3, 4 ст. 76; ч. 2 ст. 77; ч. 2 ст. 78; п. 1 ч. 1 ст. 96; ч. 1, 4 ст. 100; ч. 1 ст. 102 Закона Республики Коми "Кодекс Республики Коми о выборах и референдумах в Республике Коми" от 16 июня 1998 года № 26-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 28 февраля 2001 года № 11-РЗ подлежат признанию противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащими применению с момента вступления настоящего решения в законную силу.
В соответствии со ст. 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" решение о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащими применению с момента вступления решения суда в законную силу указанных норм Закона Республики Коми "Кодекс Республики Коми о выборах и референдумах в Республике Коми" от 16 июня 1998 года № 26-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 28 февраля 2001 года № 11-РЗ подлежит опубликованию в официальном печатном средстве массовой информации органов государственной власти Республики Коми - газете "Республика".
Вместе с тем, отсутствуют основания для признания противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащими применению ч. 13 ст. 17; ч. 9 ст. 20; ч. 9 ст. 32; ч. 8 ст. 46; ст. 94; п. 7, 9, 11 ст. 98 Кодекса Республики Коми о выборах и референдумах в Республике Коми.
В частности, прописанные в указанных нормах: порядок представления списков избирателей, участников референдума для ознакомления с ним избирателей, участников референдума и дополнительного уточнения, порядок согласования обращения нижестоящих избирательных комиссий в вышестоящую комиссию по поводу совмещения полномочий по подготовке и проведению выборов и референдума различных уровней, сроки полномочий окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Государственного Совета Республики Коми, основания сокращения избирательных действий при отложении выборов, порядок инициирования референдума, вопросы референдума и реализация инициативы референдума полностью согласуются с положениями ст. 1, 3, 13, 15, 16, 18, 21, 23, 33, 59 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 19 сентября 1997 года № 124-ФЗ в редакции Федерального закона от 30 марта 1999 года № 55-ФЗ.
Так, составленные списки избирателей по актам передаются в соответствующие избирательные комиссии и после их подписания председателями и секретарями этих комиссий хранятся в помещениях избирательных комиссий в качестве документов строгой отчетности. Представление списков для всеобщего ознакомления и дополнительного уточнения носит заявительный характер и производится председателем, секретарем либо уполномоченными членами избирательных комиссий по месту их постоянной дислокации и хранения списка, т.е. в помещении избирательной комиссии. Поэтому указание в Кодексе Республики Коми (ч. 13 ст. 17) на представление списков в помещении избирательной комиссии следует считать правомерным.
Анализ предусмотренного Кодексом Республики Коми (ч. 9 ст. 20) порядка согласования обращения нижестоящих избирательных комиссий в вышестоящую комиссию по поводу совмещения полномочий по подготовке и проведению выборов и референдума различных уровней свидетельствует о его полной аналогичности порядку, установленному Федеральным законом от 19 сентября 1997 года № 124-ФЗ в редакции Федерального закона от 30 марта 1999 года № 55-ФЗ.
Прописанные в Федеральном законе от 19 сентября 1997 года № 124-ФЗ в редакции Федерального закона от 30 марта 1999 года № 55-ФЗ сроки полномочий окружных избирательных комиссий касаются выборов в федеральные органы государственной власти. Сроки же полномочий избирательных комиссий субъектов Российской Федерации любого уровня устанавливаются законами субъектов Российской Федерации, но при этом эти сроки не могут быть более пяти лет и менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. В Кодексе Республики Коми (ч. 9 ст. 32) предусмотрено, что окружные избирательные комиссии по выборам депутатов Государственного Совета Республики Коми действуют на постоянной основе, но в то же время в том же Кодексе (п. 10 ст. 32) закреплен срок полномочий указанной избирательной комиссии, который составляет четыре года и равен сроку полномочий Государственного Совета Республики Коми. Таким образом, указанные в Кодексе сроки не содержат каких-либо противоречий с федеральным законодательством.
Предусмотренная в Кодексе Республики Коми (ч. 8 ст. 46) возможность сокращения, но не более чем на одну треть, сроков выполнения избирательных действий при отложении выборов основана на положениях ст. 72 Конституции Российской Федерации и нормах Федерального закона от 19 сентября 1997 года № 124-ФЗ в редакции Федерального закона от 30 марта 1999 года № 55-ФЗ, согласно которым в законах субъектов Российской Федерации может быть прописана возможность сокращения, но не более чем на одну треть, сроков выполнения избирательных действий при отложении выборов в случае выбытия всех кандидатов.
Положения Кодекса Республики Коми (ст. 94; ч. 7, 9, 11 ст. 98), регламентирующие вопросы референдума и порядок реализации инициативы проведения референдума, по своему содержанию полностью соответствуют нормам Федерального закона от 19 сентября 1997 года № 124-ФЗ в редакции Федерального закона от 30 марта 1999 года № 55-ФЗ, фактически дублируют их и поэтому не содержат с этими нормами никаких противоречий.
Руководствуясь ст. ст. 191-197, 239-7 ГПК РСФСР, суд

решил:

Заявление прокурора Республики Коми и жалобу Канева Алексея Семеновича, Костина Василия Александровича и Сажина Игоря Валентиновича удовлетворить частично и признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащими применению с момента вступления решения суда в законную силу: п. 6, 9, 12, 17, 26, 27, 29, 30 ст. 3; ст. 7; ч. 1 ст. 16; ч. 3, 8, 14 ст. 17; ч. 2, 6 ст. 19; п. 3 ст. 26; п. 7 ч. 5 ст. 36; п. 9 ст. 42; ч. 1 ст. 60; ч. 5 ст. 69; ч. 1 ст. 70; абзац 2 ч. 1 ст. 74; ч. 5, 11, 12 ст. 75; ч. 2, 3, 4 ст. 76; ч. 2 ст. 77; ч. 2 ст. 78; п. 1 ч. 1 ст. 96; ч. 1, 4 ст. 100; ч. 1 ст. 102 Закона Республики Коми "Кодекс Республики Коми о выборах и референдумах в Республике Коми" от 16 июня 1998 года № 26-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 28 февраля 2001 года № 11-РЗ.
Решение о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащими применению с момента вступления решения суда в законную силу указанных норм Закона Республики Коми "Кодекс Республики Коми о выборах и референдумах в Республике Коми" от 16 июня 1998 года № 26-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 28 февраля 2001 года № 11-РЗ подлежит опубликованию в газете "Республика".
В удовлетворении остальной части заявленных требований прокурору Республики Коми, Каневу А.С., Костину В.А. и Сажину И.В. отказать.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный Суд Республики Коми.

Председательствующий
В.В.КРЕТОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru