Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Верховного суда РК от 06.07.2001 № 3-43-2001
<ВОПРОСЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ, КОРРУПЦИЕЙ И ПОЛИТИЧЕСКИМ ЭКСТРЕМИЗМОМ, ВКЛЮЧАЯ ВОПРОСЫ КООРДИНАЦИИ ДАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, РЕШАЮТСЯ СПЕЦИАЛЬНО УПОЛНОМОЧЕННЫМИ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ>

Официальная публикация в СМИ:
"Республика", 09.07.2002, № 126






ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 6 июля 2001 г. № 3-43-2001

Верховный Суд Республики Коми в составе:
председательствующего Кретова В.В.,
при секретаре Махлинец Т.В.,
с участием прокурора Негуляй А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 6 июля 2001 года дело по заявлению прокурора Республики Коми и жалобе Торлопова Валерия Петровича о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащими применению Указа Главы Республики Коми "О Государственном комитете по безопасности Республики Коми" в редакции Указа Главы Республики Коми от 19 января 2001 года № 16 и утвержденного Указом Главы Республики Коми от 19 января 2001 года № 16 Положения о Государственном комитете по безопасности Республики Коми,

установил:

Прокурор Республики Коми и Торлопов В.П. обратились в Верховный Суд Республики Коми соответственно с заявлением и жалобой о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащими применению Указа Главы Республики Коми "О Государственном комитете по безопасности Республики Коми" в редакции Указа Главы Республики Коми от 19 января 2001 года № 16 и утвержденного Указом Главы Республики Коми от 19 января 2001 года № 16 Положения о Государственном комитете по безопасности Республики Коми. Считали, что Указ Главы Республики Коми и утвержденное им Положение неосновательно регулируют вопросы безопасности, находящиеся в исключительном ведении Российской Федерации, а также нарушают права и свободы граждан.
В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении заявления и дал соответствующие ему пояснения. Торлопов В.П. и его представитель Торлопов В.Г. в суд не явились.
Представители Главы Республики Коми Богомолов А.Е. и Болобонов Ю.В. считали, что заявление прокурора Республики Коми и жалоба Торлопова В.П. удовлетворению не подлежат. Полагали, что и название Указа Главы Республики Коми, и содержание утвержденного этим Указом Положения о Государственном комитете по безопасности Республики Коми полностью соответствуют федеральному законодательству и не затрагивают вопросы, отнесенные к ведению Российской Федерации.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд в соответствии со ст. 115 ГПК РСФСР и ч. 1, 4 ст. 27 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в редакции от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ находит заявление прокурора Республики Коми и жалобу Торлопова В.П. процессуально допустимыми и подлежащими рассмотрению по существу.
Оценив фактические данные по делу в их взаимосвязи с предметом обжалования и нормами федерального законодательства, суд приходит к выводу, что заявление прокурора и жалоба Торлопова В.П. подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом "м" ст. 71 Конституции Российской Федерации в его взаимосвязи с положениями ст. 1, 2, 4 Закона Российской Федерации "О безопасности" от 5 марта 1992 года № 2446-1 с последующими изменениями и дополнениями безопасность, т.е. состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, находится в исключительном ведении Российской Федерации.
Именно Российская Федерация, как государство, является основным субъектом обеспечения безопасности и в рамках единой государственной политики, через свои органы законодательной, исполнительной и судебной власти осуществляет защиту объектов безопасности в виде прав и свобод личности, материальных и духовных ценностей общества, конституционного строя государства, государственного суверенитета и территориальной целостности.
Таким образом, правовое содержание объектов и объективной стороны безопасности, наименование ее субъекта свидетельствуют, что собственно безопасность и вопросы ее обеспечения базируются исключительно на прописанных в ст. 1, 2, 3, 4, 10 Конституции Российской Федерации основах конституционного строя Российской Федерации и принятых в соответствии с этими основами нормах федеральных законов, и поэтому субъекты Российской Федерации в силу ст. 71, 76 Конституции Российской Федерации, ст. 3 Федерального закона "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24 июня 1999 года № 119-ФЗ не вправе осуществлять в этой области собственное правовое регулирование. Несоблюдение указанного запрета влечет признание принятых (изданных) нормативных правовых актов противоречащими федеральному законодательству и, как следствие, недействующими, не подлежащими применению.
Анализ оспариваемого прокурором и Торлоповым В.П. Указа Главы Республики Коми "О Государственном комитете по безопасности Республики Коми" в редакции Указа Главы Республики Коми от 19 января 2001 года № 16, опубликованного в газете "Республика" 24 января 2001 года, в его взаимосвязи с Положением о Государственном комитете по безопасности Республики Коми применительно к изложенным выше конституционным принципам свидетельствует, что содержание данного нормативного правового акта существенно противоречит действующему федеральному законодательству.
Так, само название Указа и утвержденного им Положения, а равно содержащиеся в этих актах правовые предписания (п. 1-9 Указа; п. 1.1, 1.2, 2.1, 2.2, 2.3, 3.1, 3.6, 3.8, 3.9, 3.11, 3.16, 3.18, 3.23, 4.3) непосредственно затрагивают вопросы безопасности, отнесенные к ведению Российской Федерации.
В частности, буквальное и логическое толкование названия Комитета показывает, что он образован как орган, осуществляющий свои функции от имени государства и в интересах государства, и поэтому по своей правовой сути является органом, обеспечивающим государственную безопасность в целом, т.е. в области защиты перечисленных в Законе Российской Федерации "О безопасности" от 5 марта 1992 года № 2446-1 с последующими изменениями и дополнениями объектов безопасности в виде прав и свобод личности, материальных и духовных ценностей общества, конституционного строя государства, государственного суверенитета и территориальной целостности.
Последующее упоминание в тексте Указа Главы Республики Коми и утвержденном им Положении названия Комитета и употребление в пунктах Положения (п. 1.2, 2.1, 3.1, 3,8) термина безопасность без ссылок на конкретные объекты безопасности, а равно перечисление подобъектов безопасности (п. 1.1, 1.2, 2.1, 2.2, 2.3, 3.1, 3.7, 3.8, 3.11, 3.16, 3.23 Положения), отнесенных к ведению Комитета и заключающихся, в частности, в решении вопросов борьбы с преступностью, коррупцией, политическим экстремизмом, в обеспечении экономической безопасности, а также в координации этой деятельности, объективно подтверждают факт осуществления Республикой Коми собственного правового регулирования не только общих вопросов безопасности, но и ее подобъектов, которые в соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации отнесены к исключительному ведению Российской Федерации и могут быть урегулированы только в нормах федеральных законов.
Так, применительно к указанным в Положении о Государственном комитете по безопасности Республики Коми подобъектам безопасности в виде борьбы с преступностью, коррупцией, политическим экстремизмом, обеспечения экономической безопасности следует также отметить, что согласно положениям ст. 4, 8, 10, п. "г", "е", "ж", "о" ст. 71 Конституции Российской Федерации, ст. 2, 4 Закона Российской Федерации "О безопасности" от 5 марта 1992 года № 2446-1 с последующими изменениями и дополнениями обеспечение в рамках законности экономической безопасности и безопасности личности, общества и государства в целом от преступных и иных неправомерных посягательств, в том числе связанных с коррупцией и политическим экстремизмом, возложено на Российскую Федерацию, как на суверенное государство и основного субъекта обеспечения безопасности, и достигается посредством установления Российской Федерацией системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности, формирования федеральных органов государственной власти (включая формирование федеральных органов специального назначения) и принципов их деятельности в условиях единого и основанного на территориальном верховенстве Российской Федерации пространства, в том числе и экономического.
В соответствии с приведенными нормами Конституции Российской Федерации и Закона Российской Федерации "О безопасности" в их совокупности со ст. 1, 2, 4, 8 Федерального закона "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 7 ноября 2000 года № 135-ФЗ, ст. 1, 3, 5, 8 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года № 19-ФЗ, ст. 1, 2, 8, 10 Закона Российской Федерации "О милиции" в редакции Федерального закона от 29 декабря 2000 года № 163-ФЗ, Указом Президента Российской Федерации "Об утверждении положения "О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью" от 18 апреля 1996 года № 567 это означает, что вопросы экономической безопасности, борьбы с преступностью, коррупцией и политическим экстремизмом, включая вопросы координации данной деятельности, решаются специально уполномоченными федеральными органами государственной власти, осуществляющими свою деятельность в условиях единой законности на всей территории Российской Федерации и на основе требований как указанных выше федеральных законов, так и норм уголовного, уголовно - процессуального, уголовно - исполнительного, гражданского, гражданско - процессуального, арбитражно - процессуального права.
При таких обстоятельствах следует признать, что Указ Главы Республики Коми "О Государственном комитете по безопасности Республики Коми" в редакции Указа Главы Республики Коми от 19 января 2001 года № 16 по своему содержанию противоречит федеральному законодательству и поэтому, как нормативный правовой акт, не являющийся законом Республики Коми, подлежит признанию недействительным, не порождающим правовых последствий с момента издания.
В силу признания противоречащим федеральному законодательству и недействительным, не порождающими правовых последствий с момента издания Указа Главы Республики Коми "О Государственном комитете по безопасности Республики Коми" в редакции Указа Главы Республики Коми от 19 января 2001 года № 16 является в целом недействительным и не имеющее самостоятельного нормативного значения Положение о Государственном комитете по безопасности Республики Коми.
В соответствии со ст. 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" решение о признании противоречащими федеральному законодательству и недействительными, не порождающими правовых последствий с момента издания Указа Главы Республики Коми "О Государственном комитете по безопасности Республики Коми" в редакции Указа Главы Республики Коми от 19 января 2001 года № 16 и утвержденного Указом Главы Республики Коми от 19 января 2001 года № 16 Положения о Государственном комитете по безопасности Республики Коми подлежит опубликованию в официальном печатном средстве массовой информации органов государственной власти Республики Коми - газете "Республика".
Руководствуясь ст. ст. 191-197, 239-7 ГПК РСФСР, суд

решил:

Заявление прокурора Республики Коми и жалобу Торлопова Валерия Петровича удовлетворить и признать противоречащими федеральному законодательству и недействительными, не порождающими правовых последствий с момента издания: Указ Главы Республики Коми "О Государственном комитете по безопасности Республики Коми" в редакции Указа Главы Республики Коми от 19 января 2001 года № 16 и утвержденное Указом Главы Республики Коми от 19 января 2001 года № 16 Положение о Государственном комитете по безопасности Республики Коми.
Решение о признании противоречащими федеральному законодательству и недействительными, не порождающими правовых последствий с момента издания Указа Главы Республики Коми "О Государственном комитете по безопасности Республики Коми" в редакции Указа Главы Республики Коми от 19 января 2001 года № 16 и утвержденного Указом Главы Республики Коми от 19 января 2001 года № 16 Положения о Государственном комитете по безопасности Республики Коми подлежит опубликованию в газете "Республика".
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный Суд Республики Коми.

Председательствующий
В.В.КРЕТОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru