Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Верховного суда РК от 04.07.2001 № 3-41-2001
<КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИСКЛЮЧАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СУБЪЕКТАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СОБСТВЕННОГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЛАСТЯХ, ОТНЕСЕННЫХ К ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОМУ ВЕДЕНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ>

Официальная публикация в СМИ:
"Республика", 16.07.2002, № 131






ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 4 июля 2001 г. № 3-41-2001

Верховный Суд Республики Коми в составе:
председательствующего Кретова В.В.,
при секретаре Махлинец Т.В.,
с участием прокурора Машкиной И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 4 июля 2001 года дело по заявлению прокурора Республики Коми о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим, не подлежащим применению Постановления Государственного Совета Республики Коми от 19 июня 1996 года № 1-6/58 в редакции Постановления Государственного Совета Республики Коми от 28 апреля 1998 года № 1-11/47 об утверждении Положения о Фонде социального страхования Республики Коми,

установил:

Прокурор Республики Коми обратился в Верховный Суд Республики Коми с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим, не подлежащим применению Постановления Государственного Совета Республики Коми от 19 июня 1996 года № 1-6/58 в редакции Постановления Государственного Совета Республики Коми от 28 апреля 1998 года № 1-11/47 об утверждении Положения о Фонде социального страхования Республики Коми. В обоснование заявления указал, что оспариваемым нормативным правовым актом Государственного Совета Республики Коми утверждено Положение о Фонде социального страхования Республики Коми по своему содержанию не соответствующее действующему федеральному законодательству в области социального страхования. В частности, согласно Положению Фонд социального страхования фактически имеет статус учреждения Республики Коми при Главе Республики Коми и его бюджет утверждается законом Республики Коми по представлению Главы Республики Коми, что прямо противоречит Положению о Фонде социального страхования Российской Федерации и Федеральным законам "Об основах обязательного социального страхования", "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
В судебном заседании прокурор настаивала на удовлетворении заявления и дала соответствующие ему пояснения.
Государственный Совет Республики Коми в суд своего представителя не направил.
Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд в соответствии со ст. 115 ГПК РСФСР и ч. 1, 4 ст. 27 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в редакции от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ находит заявление прокурора Республики Коми процессуально допустимым и подлежащим рассмотрению по существу.
Оценив фактические данные по делу в их взаимосвязи с предметом обжалования и нормами федерального законодательства, суд приходит к выводу, что заявление прокурора подлежит удовлетворению.
Согласно п. "г" ст. 71 Конституции Российской Федерации, п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации установление системы федеральных органов и их формирование относятся к предмету ведения Российской Федерации, а социальная защита и социальное обеспечение находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что в силу ст. 76 Конституции Российской Федерации и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в редакции от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями (ст. 1, 3-1) исключает возможность осуществления субъектами Российской Федерации собственного правового регулирования в областях, отнесенных к исключительному ведению Российской Федерации, и означает безусловное соблюдение этими субъектами принципа непротиворечия принятых ими по предметам совместного ведения нормативных правовых актов любой юридической силы федеральным законам.
Анализ оспариваемого Постановления Государственного Совета Республики Коми в редакции от 28 апреля 1998 года № 1-11/47 в его взаимосвязи с содержанием Положения о Фонде социального страхования Республики Коми свидетельствует, что этот нормативный правовой акт не согласуется с приведенными выше конституционными принципами, поскольку не соответствует федеральному законодательству в области социального страхования, а, кроме того, непосредственно затрагивает вопросы, которые могут быть урегулированы только нормативными правовыми актами федерального значения.
Так, Постановлением утверждено Положение о Фонде социального страхования Республики Коми, и в этом Положении определено, что Фонд является специализированным финансово - кредитным учреждением при Главе Республики Коми, входит в состав Фонда социального страхования Российской Федерации и управляет средствами государственного страхования Республики Коми. При этом Глава Республики Коми по согласованию с Фондом социального страхования Российской Федерации и Государственным Советом Республики Коми назначает и освобождает от должности председателя Фонда социального страхования Республики Коми и утверждает состав правления Фонда.
Однако в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О Фонде социального страхования Российской Федерации" от 7 августа 1992 года № 822 с последующими изменениями и дополнениями, Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 года № 101 с последующими изменениями и дополнениями, в Российской Федерации изначально был учрежден единый Фонд социального страхования Российской Федерации, являющийся самостоятельным государственным финансово - кредитным учреждением Российской Федерации при Правительстве Российской Федерации, управляемым председателем Фонда и его заместителями, членами правления Фонда, соответственно назначенными на должность и утвержденными Правительством Российской Федерации, и осуществляющий свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации.
В этой связи Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации установлено, что Фонд самостоятельно управляет всеми средствами государственного социального страхования Российской Федерации, в том числе и через свои региональные и территориальные исполнительные органы и отделения, образуемые в порядке установленном федеральным законодательством и возглавляемые лицами назначенными на должность председателем Фонда социального страхования Российской Федерации, и имеет статус федерального органа, находящегося в силу п. "г" ст. 71 Конституции Российской Федерации в исключительном ведении Российской Федерации.
Принятыми впоследствии Федеральным законом "Об основах обязательного социального страхования" от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ (ст. 1, 2, 13, 14, 15, 16) и Бюджетным кодексом Российской Федерации (ст. 143, 144) указанный статус Фонда был не только подтвержден, но и получил свое дальнейшее развитие в части создания и деятельности государственных внебюджетных фондов (к которым относится и Фонд социального страхования Российской Федерации) исключительно на основе федерального закона, а также в части управления системой обязательного социального страхования и находящимися в федеральной собственности средствами страхования только органами государственной власти Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, Государственный Совет Республики Коми не вправе был утверждать своим Постановлением Положение о Фонде социального страхования Республики Коми, предусматривающее непосредственное вмешательство органов государственной власти Республики Коми в формирование регионального отделения единого государственного внебюджетного фонда (Фонда социального страхования Российской Федерации), в определение его задач и функций, в формирование руководящих органов регионального отделения Фонда, в управление средствами государственного социального страхования, являющимися федеральной собственностью, и поэтому не согласующееся с прописанными в федеральном законодательстве и изложенными выше принципами государственного социального страхования Российской Федерации, тем более, что абзац 3 пункта 9 Указа Президента Российской Федерации "О мерах по реализации Федеративного договора в Республике Коми" от 23 декабря 1992 года № 1622, которым было предусмотрено создание Фонда социального страхования Республики Коми, утратил силу с 14 марта 1996 года, т.е. с момента подписания Указа Президента Российской Федерации № 381 "О признании утратившими силу, изменении и дополнении некоторых решений Президента Российской Федерации".
Поскольку нормативным Постановлением Государственного Совета Республики Коми от 19 июня 1996 года № 1-6/58 в редакции Постановления Государственного Совета Республики Коми от 28 апреля 1998 года № 1-11/47 утверждено Положение о Фонде социального страхования Республики Коми, противоречащее по своему содержанию федеральному законодательству, то в соответствии с этим обстоятельством это Постановление, как нормативный правовой акт законодательного (представительного) органа государственной власти Республики Коми, не являющийся законом Республики Коми, подлежит признанию недействительным, не порождающим правовых последствий с момента принятия.
В силу признания противоречащим федеральному законодательству и недействительным, не порождающими правовых последствий с момента принятия Постановления Государственного Совета Республики Коми в редакции от 28 апреля 1998 года № 1-11/47 является недействительным и не имеющее самостоятельного нормативного значения Положение о Фонде социального страхования Республики Коми.
В соответствии со ст. 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" решение о признании противоречащим федеральному законодательству и недействительным, не порождающим правовых последствий с момента принятия Постановления Государственного Совета Республики Коми от 19 июня 1996 года № 1-6/58 в редакции Постановления Государственного Совета Республики Коми от 28 апреля 1998 года № 1-11/47 об утверждении Положения о Фонде социального страхования Республики Коми подлежит опубликованию в официальном печатном средстве массовой информации органов государственной власти Республики Коми - газете "Республика".
Руководствуясь ст. 191-197, 239-7 ГПК РСФСР, суд

решил:

Заявление прокурора Республики Коми удовлетворить и признать противоречащим федеральному законодательству и недействительным, не порождающими правовых последствий с момента принятия Постановление Государственного Совета Республики Коми от 19 июня 1996 года № 1-6/58 в редакции Постановления Государственного Совета Республики Коми от 28 апреля 1998 года № 1-11/47 об утверждении Положения о Фонде социального страхования Республики Коми.
Решение о признании противоречащим федеральному законодательству и недействительным, не порождающим правовых последствий с момента принятия Постановления Государственного Совета Республики Коми от 19 июня 1996 года № 1-6/58 в редакции Постановления Государственного Совета Республики Коми от 28 апреля 1998 года № 1-11/47 об утверждении Положения о Фонде социального страхования Республики Коми подлежит опубликованию в газете "Республика".
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный Суд Республики Коми.

Председательствующий
В.В.КРЕТОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru