Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







[СТАТЬЯ (Г.Кузина, "Все для Вас", № 26, 2001 г.)]
"ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ПОЛУЧЕННЫХ ИЗ ИСТОЧНИКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Официальная публикация в СМИ:
"Все для Вас", 04.07.2001, № 26






УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ИНОСТРАННЫХ
ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ, ПОЛУЧЕННЫХ ИЗ ИСТОЧНИКОВ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Данная статья посвящена проблемам, с которыми сталкиваются российские предприятия, выплачивающие доходы иностранным партнерам, а именно вопросам налогообложения иностранных юридических лиц, не ведущих свою деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство.
Налог с таких доходов иностранных юридических лиц удерживается предприятием, организацией, любым другим лицом, выплачивающим облагаемые доходы, в валюте выплаты при каждом перечислении платежа. Сумма налога зачисляется в федеральный бюджет одновременно с каждой выплатой дохода.
Основными актами, регламентирующими порядок удержания данного налога, следует считать Налоговый кодекс РФ и Инструкцию Госналогслужбы России от 16.06.95 № 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц".
Вступивший в действие с 1 января 1999 г. Налоговый кодекс РФ раскрыл понятие "налоговый агент", определил права, обязанности налогового агента (ст. 24) и ответственность за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов в виде взыскания штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей удержанию и перечислению (ст. 123).
Таким образом, основной особенностью в порядке уплаты данного налога является то, что обязанность по перечислению налога возложена не на налогоплательщика (иностранное юридическое лицо, получающее доход), а на источник выплаты - налогового агента (источником выплаты, обязанным удерживать налог, может быть также постоянное представительство другого иностранного юридического лица).
Для того, чтобы правильно удержать налог с доходов иностранных юридических лиц, источник выплаты должен для себя решить три вопроса: облагается ли налогом тот доход, который он выплачивает; кому выплачивается данный доход (постоянному представительству или нет) и не вступают ли применительно к данному доходу в силу международные соглашения об избежании двойного налогообложения.
Доходы могут быть различного характера как по содержанию, так и по структуре дохода, т.е. в процентном или в суммовом выражении.
Рассмотрим некоторые виды объектов налогообложения.
Процентный доход - под этим доходом следует понимать платежи в пользу иностранного юридического лица по долговым обязательствам любого вида. Любой такой платеж облагается у источника выплаты, включая суммы, начисляемые российскими банками по корреспондентским счетам иностранных банков, выплачиваемые иностранным юридическим лицам по привлеченным кредитам, депозитам, в том числе краткосрочным, от облигаций с правом на участие в прибылях компании, по векселям и другим ценным бумагам. При выплате таких доходов источникам выплаты необходимо иметь в виду, что удержание налога производится и в случаях, когда сумма кредита, по которой начисляется процент, зачислена на счет российского предприятия в иностранном банке (при соблюдении валютного законодательства РФ), и выплата процентов также осуществляется с данного счета в иностранном банке либо с другого счета;
- при выплате российским банком процентов по депозитам иностранных юридических лиц непосредственно с корреспондентского счета российского банка в иностранном банке.
Под объект налогообложения попадают доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося на территории Российской Федерации, доходы от отчуждения имущества, доходы от использования авторских прав, доходы от торговой марки, торгового знака и других аналогичных активов и т.д.
Доходы от отчуждения имущества возникают в случае, если имущество покупается у иностранного юридического лица. Облагаемым у источника доходом является превышение суммы реализации имущества над стоимостью его приобретения. Причем в данном случае подразумевается не только отчуждение имущества, находящегося на территории России, но и отчуждение транспортных средств, участвующих в международных перевозках и движимого имущества, относящегося к таким перевозкам, отчуждение имущества отделения, которое иностранное юридическое лицо имеет на территории Российской Федерации, отчуждение долговых требований, а также отчуждение акций других ценных бумаг.
При получении доходов иностранным юридическим лицом по внешнеторговым операциям, совершаемым исключительно от имени данного иностранного юридического лица, и связанные с экспортом в Российскую Федерацию товаров при наличии документов, свидетельствующих о ввозе иностранным юридическим лицом товаров из-за границы, данные доходы у источника выплаты не облагаются. В случаях, когда в рамках такого договора обязательства по доставке груза возлагается на иностранное юридическое лицо - продавца (например, условия поставки ДДИ - поставка без оплаты пошлины) и расходы по доставке учитываются в сумме контракта, то налогообложение этих расходов у источника выплаты также не производится. При отсутствии документов, свидетельствующих о ввозе товаров иностранным юридическим лицом из-за границы для их реализации на территории России, доходом, который облагается у источника выплаты, является валовая выручка, выплаченная иностранному юридическому лицу за реализованный товар. При реализации на территории РФ товаров иностранным юридическим лицом, ранее приобретенных на территории России, и эта деятельность не носит постоянного характера, то доходом, подлежащим налогообложению у источника выплаты, является разница между назначенной за товар ценой и более выгодной ценой, по которой предприятие - посредник осуществляет продажу поставленных для реализации товаров. Для целей налогообложения указанная разница определяется как разница между таможенной стоимостью товара по грузовой таможенной декларации и суммой, выплачиваемой иностранному юридическому лицу.
При выплате иностранному юридическому лицу доходов за работы и любого рода услуги необходимо помнить, что налогообложению у источника выплаты подлежат только доходы за работы и любого рода услуги, выполненные и предоставленные иностранным юридическим лицам на территории Российской Федерации.
Когда источник выплаты определил, что выплачиваемый доход является объектом налогообложения у источника, то следует удерживать налог у источника или нет, зависит от того, связан ли данный доход с деятельностью, связанной через постоянное представительство, или не связан.
Если выплачиваемый доход связан с деятельностью представительства, то он должен облагаться в составе прибыли этого представительства.
Если доход не связан с деятельностью постоянного представительства, то он должен облагаться у источника выплаты.
В соответствии с налоговым законодательством для подтверждения факта выплаты доходов в пользу постоянного представительства источнику выплаты должен быть предоставлен третий экземпляр "Уведомления об источниках доходов в Российской Федерации" (приложение № 1 к Инструкции ГНС РФ от 16.06.95 г. № 34).
В случае, если доход, который выплачивает источник выплаты, отражен в "уведомлении о пассивных источниках доходов в РФ" - по форме 1011 FЕ(Р) или в "уведомлении об активных источниках доходов в РФ" - по форме 1011FЕ (А) постоянного представительства, то иностранное юридическое лицо обязано поставить на третьем экземпляре отметку российского налогового органа по месту регистрации постоянного представительства и направить таким образом оформленный документ российскому источнику выплаты доходов. Третий экземпляр уведомления с отметкой российского налогового органа будет служить основанием для неудержания налога у источника (т.к. будет считаться, что доход относится к деятельности постоянного представительства). Первый и второй экземпляры уведомления должны направляться в налоговые органы в общеустановленном порядке.
Если источник выплаты имеет должным образом оформленное "Уведомление", то этот документ является достаточным основанием не удерживать налог у источника. Если на момент выплаты дохода такого документа у источника нет, то необходимо обращать внимание на наличие международных соглашений об избежании двойного налогообложения.
В настоящее время в Российской Федерации ратифицировано более 40 двухсторонних соглашений об избежании двойного налогообложения.
В соответствии с правилами международных соглашений для получения льготы (вплоть до нулевой) иностранное юридическое лицо должно доказать, что оно имеет постоянное местопребывание именно в той стране, на соглашение с которой оно ссылается.
Источник выплаты должен знать о двух вариантах предварительного освобождения в соответствии с правилами международного соглашения об избежании двойного налогообложения.
Первый случай, при котором должны одновременно выполняться все условия: при осуществлении краткосрочных операций российским банком с иностранным банком, местопребывание которого подтверждается сведениями международных справочников, и при условии, если международное соглашение со страной происхождения данного иностранного банка предусматривает льготное налогообложение данного дохода, то российский банк, выплачивающий доход, может сразу применить пониженную ставку налогообложения. Но после этой процедуры - российский банк - источник выплаты доходов ежеквартально должен сообщать об этих выплатах в свою территориальную налоговую инспекцию по форме, указанной в приложении № 10 к Инструкции № 34.
Второй случай, при получении иностранным юридическим лицом доходов от источников в Российской Федерации, имеющих однотипный и регулярный характер, и эти доходы в соответствии с международным соглашением не подлежат налогообложению (или подлежат по пониженным ставкам), то иностранное юридическое лицо - получатель доходов обязан представить заявление на предварительное освобождение по форме 1013 ДТ. Оформление данного заявления осуществляется по схеме: иностранное юридическое лицо, получив на заявлении соответствующую отметку налоговых или финансовых органов своей страны местопребывания, обращается в российский территориальный налоговый орган по месту нахождения источника выплаты дохода. Территориальная налоговая инспекция должна проверить достоверность поданного заявления, а также право иностранного юридического лица на данный доход (исходя из условий контракта или других документов и право на льготу (исходя из текста международного соглашения об избежании двойного налогообложения). Убедившись в правильности заполнения и оформления заявления, территориальная налоговая инспекция в разделе "Место для отметки налогового органа России" проставляет сумму налога, подлежащую удержанию, исходя из ставки международного соглашения об избежании двойного налогообложения.
Получив в заявлении отметку российского налогового органа, иностранная фирма передает заявление российскому предприятию - источнику выплаты. Только наличие таким образом оформленного заявления дает право предприятию - источнику выплаты применять пониженную ставку налогообложения, предусмотренную международным соглашением об избежании двойного налогообложения.
Лица, выплачивающие доходы иностранным юридическим лицам, ежеквартально, в сроки, установленные для представления квартальной бухгалтерской отчетности российскими предприятиями, представляют информацию о суммах выплаченных доходов и удержанных налогов по форме согласно приложению № 8 Инструкции № 34 в тот налоговый орган, в котором это российское лицо состоит на налоговом учете. В расчет включаются суммы доходов, выплаченных иностранным юридическим лицам в прошедшем отчетном периоде.
В случае отсутствия у налоговых агентов на момент выплаты доходов оформленных в установленном порядке заявлений от иностранных юридических лиц налог подлежит удержанию из суммы платежа и перечислению в бюджет одновременно с выплатой дохода. Суммы налогов, не перечисленные в бюджет согласно установленному порядку, удерживаются налоговыми органами при проведении выездных налоговых проверок в бесспорном порядке с налогового агента, за исключением случаев, когда на момент проведения проверки представлены сведения, подтверждающие факт постоянного местопребывания получателя доходов в государстве, с которым у России имеется соглашение об избежании двойного налогообложения, предусматривающее необложение таких доходов в Российской Федерации или обложение их по пониженным ставкам.
Возврат сумм налогов с доходов иностранной организации от источников в Российской Федерации, взысканных с налогового агента, своевременно не удержавшего эти налоги, в случае подтверждения постоянного местопребывания получателя доходов в государстве, с которым у Российской Федерации имеется соглашение об избежании двойного налогообложения, предусматривающее необложение таких доходов в России или обложение их по пониженным ставкам, осуществляется в соответствии с письмом Госналогслужбы России от 03.01.96 № НП-4-06/1н "О порядке расчетов с бюджетом по своевременно не удержанным налогам на доходы иностранных юридических лиц от источников в Российской Федерации" после рассмотрения каждого конкретного случая в МНС России (Управление международных налоговых отношений). Зачисление таких средств производится на банковский счет налогового агента. По соглашению с налоговым органом указанные суммы могут быть зачтены налоговому агенту в счет его задолженности по платежам в бюджет или предстоящих платежей в бюджет.

Ст. госналогинспектор
отдела
контрольно - методической
работы
с крупными и крупнейшими
налогоплательщиками
УМНС России по РК
Г.А.КУЗИНА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru