Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Верховного суда РК от 26.06.2001 № 3-38-2001
<ЕДИНАЯ СИСТЕМА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБРАЗУЕТСЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО В ПРЕДЕЛАХ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТ. СТ. 71, 72 КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, И НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ПРОИЗВОЛЬНО ИЗМЕНЕНА И РАСШИРЕНА НОРМАТИВНЫМИ ПРАВОВЫМИ АКТАМИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ>

Официальная публикация в СМИ:
"Республика", 30.01.2002, № 18






ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 26 июня 2001 г. № 3-38-2001

Верховный Суд Республики Коми в составе:
председательствующего Кретова В.В.,
при секретаре Махлинец Т.В.,
с участием прокурора Белых Л.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 26 июня 2001 года дело по заявлению прокурора Республики Коми о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащим применению: преамбулы; ч. 2 ст. 1, ч.ч. 1 и 3 ст. 6; п.п. 1, 2, 11, 15 ст. 8; ч. 2 ст. 9 в части, предусматривающей право Главы Республики Коми обращаться в Государственный Совет Республики Коми по поводу приостановления действия на территории Республики Коми законодательных актов Российской Федерации, ущемляющих интересы Республики Коми и (или) ее граждан; ст. 13; ч.ч. 1, 2, 3 ст. 17; ч. 1 ст. 18; ч. 1 ст. 20; ч.ч. 2 и 3 ст. 21; ст. 35; ст. 37; ст. 38; ст. 39; ст. 40 Закона Республики Коми "Об органах исполнительной власти в Республике Коми" от 31 октября 1994 года № 8-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 9 апреля 1999 года № 13-РЗ,

установил:

Прокурор Республики Коми обратился в Верховный Суд Республики Коми с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащим применению: преамбулы; ч. 2 ст. 1; ч.ч. 1 и 3 ст. 6; п.п. 1, 2, 11, 15 ст. 8; ч. 2 ст. 9 в части, предусматривающей право Главы Республики Коми обращаться в Государственный Совет Республики Коми по поводу приостановления действия на территории Республики Коми законодательных актов Российской Федерации, ущемляющих интересы Республики Коми и (или) ее граждан; ст. 13; ч.ч. 1, 2, 3 ст. 17; ч. 1 ст. 18; ч. 1 ст. 20; ч.ч. 2 и 3 ст. 21; ст. 35; ст. 37; ст. 38; ст. 39; ст. 40 Закона Республики Коми "Об органах исполнительной власти в Республике Коми" от 31 октября 1994 года № 8-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 9 апреля 1999 года № 13-РЗ. В обоснование заявления указал, что оспариваемые нормы Закона Республики Коми неосновательно затрагивают относящиеся к предметам ведения Российской Федерации вопросы формирования и функционирования федеральных органов государственной власти, вопросы гражданства, суверенитета и международных отношений, безопасности, территориальной целостности, введения чрезвычайного положения, вопросы действия актов федерального законодательства на территории субъекта Российской Федерации, вопросы судоустройства, уголовного, уголовно - процессуального, уголовно - исполнительного законодательства. Принятые по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации положения Закона Республики Коми, которыми установлен порядок досрочных выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, основания отрешения его от должности, а равно порядок решения вопросов неприкосновенности этого высшего должностного лица, административной ответственности за неисполнение его указов и распоряжений, вопросов единства системы исполнительной власти, статуса высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и его взаимоотношений с высшим должностным лицом этого же субъекта, также противоречат действующему федеральному законодательству.
В судебном заседании прокурор настаивала на удовлетворении заявления и дала соответствующие ему пояснения.
Государственный Совет Республики Коми и Глава Республики Коми ходатайствовали о рассмотрении дела без участия своих представителей.
Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд в соответствии со ст. 115 ГПК РСФСР и ч.ч. 1, 4 ст. 27 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в редакции от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ находит заявление прокурора Республики Коми процессуально допустимым и подлежащим рассмотрению по существу.
Оценив фактические данные по делу в их взаимосвязи с предметом обжалования и нормами федерального законодательства, суд приходит к выводу, что заявление прокурора подлежит частичному удовлетворению.
В соответствии с положениями ст. ст. 71, 76 Конституции Российской Федерации и ст. 3 Федерального закона "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24 июня 1999 года № 119-ФЗ законы субъектов Российской Федерации не должны содержать правовых норм, затрагивающих предметы исключительного ведения Российской Федерации. Несоблюдение указанного запрета влечет признание данных норм противоречащими федеральному законодательству и, как следствие, недействующими, не подлежащими применению.
Анализ оспариваемых прокурором положений Закона Республики Коми "Об органах исполнительной власти в Республике Коми" от 31 октября 1994 года № 8-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 9 апреля 1999 года № 13-РЗ применительно к изложенному выше конституционному принципу свидетельствует, что преамбула; ч. 2 ст. 1; ч. 1 ст. 6 в части слов, что Глава Республики Коми избирается гражданами Республики Коми; п. 1 ст. 8; п. 2 ст. 8 в части слов, что Глава Республики Коми представляет Республику Коми в международных отношениях, ведет переговоры и подписывает международные договоры; п. 11 ст. 8; п. 15 ст. 8; ч. 2 ст. 9 в части, предусматривающей право Главы Республики Коми обращаться в Государственный Совет Республики Коми по поводу приостановления действия на территории Республики Коми законодательных актов Российской Федерации, ущемляющих интересы Республики Коми и (или) ее граждан; ч.ч. 1, 2 ст. 17; ст. 37; ст. 38; ст. 39; ст. 40 указанного Закона существенно противоречат действующему федеральному законодательству, т.к. содержат правовые предписания, которые могут быть предусмотрены только в федеральных законах.
Так, в нарушение положений п.п. "г", "т" ст. 71 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 1, 3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в редакции от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями, устанавливающими исключительное право Российской Федерации на формирование территориальных федеральных органов исполнительной власти с определением порядка их организации и деятельности, статуса должностных лиц, преамбула и ч. 2 ст. 1 Закона Республики Коми "Об органах исполнительной власти в Республике Коми", ст. ст. 37, 38, 39, 40 того же Закона непосредственно направлены именно на правовое регулирование порядка формирования структуры территориальных федеральных органов исполнительной власти и их функционирования на территории Республики Коми.
В частности, согласно буквальному толкованию приведенных норм Закона Республики Коми, исполнительную власть в Республике Коми осуществляют, в том числе, территориальные структуры федеральных органов государственного управления. При этом фактически допускается формирование структуры этих органов Главой Республики Коми, а также регламентируется основанный на властных полномочиях главы исполнительной власти порядок взаимоотношений с территориальными федеральными органами государственного управления, в том числе и по вопросам их создания, реорганизации и ликвидации, осуществления ими своих функций, назначения на должность и освобождения от должности руководителей этих органов.
В силу ч. 1 ст. 6; п.п. 1, 2, 11, 15 ст. 8; ч. 2 ст. 9, ч.ч. 1, 2 ст. 17 Закона Республики Коми "Об органах исполнительной власти в Республике Коми" Глава Республики Коми избирается гражданами Республики Коми, обладает неприкосновенностью в виде иммунитета от задержания, ареста, обыска, личного досмотра и обеспечивает права и свободы граждан Республики Коми, государственный суверенитет, безопасность и территориальную целостность республики, законность и правопорядок на ее территории, представляет Республику Коми в международных отношениях, ведет переговоры и подписывает международные договоры, решает вопросы гражданства Республики Коми, вводит чрезвычайное положение в Республике Коми или на части ее территории, обращается в Государственный Совет Республики Коми по поводу приостановления действия на территории Республики Коми законодательных актов Российской Федерации, ущемляющих интересы Республики Коми и (или) ее граждан.
Однако в соответствии со ст. ст. 3, 4, 6, 19, 55, 56, 88, пунктами "б", "в", "к", "м" ст. 71 Конституции Российской Федерации, пунктом 2 заключительных и переходных положений Конституции Российской Федерации в их взаимосвязи с нормами Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении" от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ, Федерального закона "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24 июня 1999 года № 119-ФЗ, Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в редакции от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями, Закона Российской Федерации "О безопасности" в редакции от 25 декабря 1992 года № 4235-1 присущий только Российской Федерации государственный суверенитет и связанные с ним вопросы федеративного устройства, территориального верховенства и единства территории Российской Федерации, вопросы правового регулирования и защиты прав и свобод человека и гражданина, в том числе путем установления иммунитета от уголовной, административной, гражданской юрисдикции для отдельных категорий лиц, единого гражданства Российской Федерации, внешней политики, международных отношений и международных договоров, безопасности, введения чрезвычайного положения находятся в исключительном ведении Российской Федерации и основаны только на Конституции Российской Федерации, являющейся актом прямого действия, и принятых во исполнение Конституции Российской Федерации федеральных конституционных и федеральных законах, имеющих безусловное верховенство на всей территории Российской Федерации.
Поэтому наличие в оспариваемом Законе Республики Коми норм, предусматривающих собственный государственный суверенитет и, как следствие, право Республики Коми на совершение суверенных правовых акций, направленных, в частности, на установление собственного гражданства, на введение чрезвычайного положения, на самостоятельное участие в международных отношениях, на правовое регулирование прав и свобод человека и гражданина, в том числе в области предоставления отдельным категориям лиц иммунитета от уголовной, административной, гражданской юрисдикции, на обеспечение безопасности государства, личности и территориальной законности, на установление собственного нормативно - правового и территориального верховенства, является недопустимым.
Нельзя признать соответствующими действующему федеральному законодательству и ч. 3 ст. 6; ст. 13; ч. 3 ст. 17; ч. 1 ст. 18; ч.ч. 2, 3 ст. 21; подпункты 3, 4 ст. 35 Закона Республики Коми "Об органах исполнительной власти в Республике Коми", которыми установлены порядок взаимоотношений Главы Республики Коми с Правительством Республики Коми, статус и полномочия Правительства, предусмотрены основания отрешения Главы Республики Коми от должности и основания назначения его досрочных выборов, а также установлена административная ответственность за невыполнение указов и распоряжений Главы Республики Коми и регламентированы вопросы единства системы исполнительной власти в Российской Федерации.
Анализ содержания указанных норм применительно к положениям ст. 72 Конституции Российской Федерации и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в редакции от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями свидетельствует, что эти нормы регулируют правоотношения, относящиеся к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Относимость же правовых предписаний к предметам совместного ведения в силу ст. 76 Конституции Российской Федерации означает безусловное соблюдение субъектами Российской Федерации принципа не противоречия принятых ими норм любой юридической силы федеральным законам.
Тем не менее, в нарушение ст. ст. 18, 19 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в редакции от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями в их взаимосвязи со ст. 10 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 19 сентября 1997 года № 124-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями ч. 3 ст. 6 Закона Республики Коми "Об органах исполнительной власти в Республике Коми" дает возможность Главе Республики Коми инициировать досрочные выборы высшего должностного лица Республики Коми (Главы Республики Коми), хотя такое право по смыслу указанных выше норм возникает после досрочного прекращения полномочий Главы Республики Коми по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством, и принадлежит иному уполномоченному органу.
Нельзя согласиться и с положениями ст. 13 Закона Республики Коми "Об органах исполнительной власти в Республике Коми", которыми установлена административная ответственность за невыполнение указов и распоряжений Главы Республики Коми.
В силу ст. ст. 18, 22, 26 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в редакции от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) вправе в пределах своей компетенции издавать не противоречащие действующему федеральному законодательству указы и другие нормативные правовые акты, которые обязательны для исполнения всеми находящимися на территории субъекта Российской Федерации органами, учреждениями, организациями, объединениями, должностными лицами и гражданами. Невыполнение или нарушение указанных нормативных актов влечет административную ответственность в соответствии с федеральным законом, а если такая ответственность на федеральном уровне не установлена, то в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, принятым в установленном порядке и с обязательным соблюдением требований ст. ст. 55, 71, 72, 76 Конституции Российской Федерации и федерального административного и административно - процессуального законодательства.
Поскольку действующим федеральным административным законодательством административная ответственность за невыполнение нормативных актов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации не предусмотрена, то в силу этого обстоятельства Республика Коми в установленных ст. 26 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в редакции от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ с последующими изменениями пределах могла предусмотреть в своем законе такую ответственность, в том числе и для должностных лиц и граждан.
Сформулированная в ст. 13 Закона Республики Коми "Об органах исполнительной власти в Республике Коми" диспозиция административного правонарушения в части невыполнения указов Главы Республики Коми и прописанные в этой норме санкции за совершение такого правонарушения в целом отвечают требованиям ст. ст. 2, 10, 11, 12, 15, 23, 24, 27 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.
Однако включение в объект административного правонарушения распоряжений Главы Республики Коми, без указания на их нормативность, и предписание о рассмотрении дел об административных правонарушениях за невыполнение указов и распоряжений Главы Республики Коми в судебном порядке не согласуются с положениями п. "о" ст. 71 Конституции Российской Федерации в их взаимосвязи с нормами Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ и ст. ст. 194, 195 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, не дающим право субъектам Российской Федерации на нормотворчество в этой области, а также не соответствуют ст. 26 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в редакции от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями, предусмотревшей исчерпывающий перечень объектов административного правонарушения.
Так как часть диспозиции ст. 13 Закона Республики Коми "Об органах исполнительной власти в Республике Коми" и установленный этой нормой процессуальный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях не отвечают требованиям приведенных выше актов федерального значения и прямо противоречат им, то в силу данных обстоятельств указанная норма в полном объеме является незаконной и применению не подлежит.
Федеральному законодательству противоречит также и ч. 3 ст. 17 Закона Республики Коми "Об органах исполнительной власти в Республике Коми", предусматривающая отрешение Главы Республики Коми от должности в случае умышленного нарушения данной им присяги, поскольку в основанной на положениях ст. ст. 18, 19, 32, 45 Конституции Российской Федерации ст. 19 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в редакции от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями установлен исчерпывающий перечень оснований для досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Такое основание, как отрешение от должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в случае умышленного нарушения данной им присяги, в этом перечне отсутствует и поэтому в силу ст. 55 Конституции Российской Федерации и конституционных принципов действия федерального законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц (ст. 76 Конституции Российской Федерации) не может содержаться в законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации в качестве дополнительного правового ограничения предусмотренных Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством прав и свобод человека и гражданина.
Не могут быть признаны соответствующими федеральному законодательству ч. 1 ст. 18; ч.ч. 2 и 3 ст. 21 Закона Республики Коми "Об органах исполнительной власти в Республике Коми", устанавливающие, что Правительство Республики Коми является совещательным органом при Главе Республики Коми, его решения носят рекомендательный характер и реализуются Главой Республики Коми в форме указов и распоряжений. При этом в случае разногласий между Главой Республики Коми и Правительством Республики Коми право принятия окончательного решения принадлежит исключительно Главе Республики Коми.
Согласно ст. ст. 1, 2, 17, 18, 20, 21, 22 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в редакции от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями в систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации в обязательном порядке входит, в частности, высший исполнительный орган государственной власти (применительно к настоящему делу - Правительство Республики Коми), который является постоянно действующим, имеет статус юридического лица и самостоятельно осуществляет свои полномочия, в том числе и в виде издания правовых актов. Обязательное наличие в составе системы органов государственной власти субъекта Российской Федерации высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) федеральным законодательством не предусмотрено, но такая должность может быть установлена конституцией субъекта Российской Федерации.
Поскольку Конституцией Республики Коми предусмотрена должность Главы Республики Коми и определено, что лицо, замещающее эту должность, возглавляет Правительство Республики Коми, то в силу приведенных положений Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ с изменениями и дополнениями Глава Республики Коми является высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти (Правительства Республики Коми) и обладает предусмотренными федеральными и не противоречащими ему республиканскими нормативными правовыми актами собственными полномочиями.
Однако это не означает, что Главе Республики Коми Законом Республики Коми может быть предоставлено право на нормативном уровне единолично реализовывать властные полномочия, отнесенные к компетенции постоянно действующего высшего исполнительного органа (Правительства Республики Коми), т.к. такие действия исключают установленную федеральным законом самостоятельность указанного органа, фактически лишают его статуса юридического лица и ставят под сомнение его обязательное наличие в системе органов государственной власти Республики Коми.
Нельзя признать законными и подпункты 3, 4 ст. 35 Закона Республики Коми "Об органах исполнительной власти в Республике Коми", в соответствии с которыми органы исполнительной власти Республики Коми входят в единую систему исполнительной власти в Российской Федерации по вопросам, переданным (по соглашениям) Республикой Коми в ведение Российской Федерации и переданным (по соглашениям) Российской Федерацией в ведение Республики Коми.
Так, ст. 17 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в редакции от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями установлено, что в переделах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, определенных в Конституции Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти Российской Федерации.
Следовательно, единая система исполнительной власти Российской Федерации образуется исключительно в пределах, предусмотренных ст. ст. 71, 72 Конституции Российской Федерации и не может быть произвольно изменена и расширена нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, преамбула; ч. 2 ст. 1; ч. 1 ст. 6 в части слов, что Глава Республики Коми избирается гражданами Республики Коми; ч. 3 ст. 6 в части слов, что по инициативе Главы Республики Коми могут быть назначены досрочные выборы Главы Республики Коми; п. 1 ст. 8; п. 2 ст. 8 в части слов, что Глава Республики Коми представляет Республику Коми в международных отношениях, ведет переговоры и подписывает международные договоры; п. 11 ст. 8; п. 15 ст. 8; ч. 2 ст. 9 в части, предусматривающей право Главы Республики Коми обращаться в Государственный Совет Республики Коми по поводу приостановления действия на территории Республики Коми законодательных актов Российской Федерации, ущемляющих интересы Республики Коми и (или) ее граждан; ст. 13; ч.ч. 1, 2, 3 ст. 17; ч. 1 ст. 18; ч.ч. 2 и 3 ст. 21; подпункты 3, 4 ст. 35; ст. 37; ст. 38; ст. 39; ст. 40 Закона Республики Коми "Об органах исполнительной власти в Республике Коми" от 31 октября 1994 года № 8-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 9 апреля 1999 года № 13-РЗ подлежат признанию противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащими применению с момента вступления решения суда в законную силу.
В соответствии со ст. 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" решение о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащими применению с момента вступления решения суда в законную силу указанных норм Закона Республики Коми "Об органах исполнительной власти в Республике Коми" подлежит опубликованию в официальном печатном средстве массовой информации органов государственной власти Республики Коми - газете "Республика".
Вместе с тем, нет оснований для признания противоречащими федеральному законодательству ч. 1 ст. 6 в части слов, что Глава Республики Коми избирается путем народного голосования на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; п. 2 ст. 8 в части слов, что Глава Республики Коми представляет Республику Коми в отношениях с Российской Федерацией и ее субъектами, Закона Республики Коми "Об органах исполнительной власти в Республике Коми", поскольку эти нормативные положения полностью согласуются со ст. ст. 1, 2, 17, 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в редакции от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями и ст. ст. 1, 3, 4, 5, 6, 7 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 19 сентября 1997 года № 124-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями, которыми, в частности, регламентирован порядок избрания высшего должностного лица субъекта Российской Федерации на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании и предусмотрено право этого избранного лица представлять субъект Российской Федерации в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти других субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Отсутствуют также основания и для признания не соответствующей федеральному законодательству ч. 1 ст. 20 Закона Республики Коми "Об органах исполнительной власти в Республике Коми" о вхождении в состав Правительства Республики Коми Главы Республики Коми, его заместителей, руководителя администрации и министров, т.к. в соответствии с положениями ст. ст. 5, 17, 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в редакции от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями и не противоречащими им положениями ст. 73 Конституции Республики Коми Государственный Совет Республики Коми утверждает схему управления Республикой Коми, определяет структуру Правительства Республики Коми и базу для его формирования и тем самым создает правовую основу для дальнейшего формирования Главой Республики Коми персонального состава Правительства.
Руководствуясь ст. ст. 191-197, 239-7 ГПК РСФСР, суд

решил:

Заявление прокурора Республики Коми удовлетворить частично и признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащими применению с момента вступления решения суда в законную силу: преамбулу; ч. 2 ст. 1; ч. 1 ст. 6 в части слов, что Глава Республики Коми избирается гражданами Республики Коми; ч. 3 ст. 6 в части слов, что по инициативе Главы Республики Коми могут быть назначены досрочные выборы Главы Республики Коми; п. 1 ст. 8; п. 2 ст. 8 в части слов, что Глава Республики Коми представляет Республику Коми в международных отношениях, ведет переговоры и подписывает международные договоры; п. 11 ст. 8; п. 15 ст. 8; ч. 2 ст. 9 в части, предусматривающей право Главы Республики Коми обращаться в Государственный Совет Республики Коми по поводу приостановления действия на территории Республики Коми законодательных актов Российской Федерации, ущемляющих интересы Республики Коми и (или) ее граждан; ст. 13; ч.ч. 1, 2, 3 ст. 17; ч. 1 ст. 18; ч.ч. 2 и 3 ст. 21; подпункты 3, 4 ст. 35; ст. 37; ст. 38; ст. 39; ст. 40 Закона Республики Коми "Об органах исполнительной власти в Республике Коми" от 31 октября 1994 года № 8-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 9 апреля 1999 года № 13-РЗ.
Решение о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащими применению с момента вступления решения суда в законную силу указанных норм Закона Республики Коми "Об органах исполнительной власти в Республике Коми" от 31 октября 1994 года № 8-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 9 апреля 1999 года № 13-РЗ подлежит опубликованию в газете "Республика".
В удовлетворении остальной части заявленных требований прокурору Республики Коми отказать.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный Суд Республики Коми.

Председательствующий
В.В.КРЕТОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru