Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Верховного суда РК от 30.05.2001 № 3-36-2001
<О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩИМ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ И НЕДЕЙСТВУЮЩИМ, НЕ ПОДЛЕЖАЩИМ ПРИМЕНЕНИЮ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 22 ДЕКАБРЯ 1994 ГОДА № 12-РЗ В РЕДАКЦИИ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 3 АПРЕЛЯ 1996 ГОДА № 13-РЗ>

Официальная публикация в СМИ:
"Республика", 10.01.2002, № 4






ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 30 мая 2001 г. № 3-36-2001

Верховный Суд Республики Коми в составе:
председательствующего Кретова В.В.,
при секретаре Козловой С.Н.,
с участием прокурора Юдина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 30 мая 2001 года дело по заявлению прокурора Республики Коми о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим, не подлежащим применению Закона Республики Коми "Об административной ответственности граждан, юридических лиц, а также должностных лиц предприятий, учреждений, организаций за нарушения правил застройки и содержания городов и других поселений, нормативно - технических требований по использованию сохранности и эксплуатации жилищного фонда" от 22 декабря 1994 года № 12-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 3 апреля 1996 года № 13-РЗ,

установил:

Прокурор Республики Коми обратился в Верховный Суд Республики Коми с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим, не подлежащим применению Закона Республики Коми "Об административной ответственности граждан, юридических лиц, а также должностных лиц предприятий, учреждений, организаций за нарушения правил застройки и содержания городов и других поселений, нормативно - технических требований по использованию сохранности и эксплуатации жилищного фонда" от 22 декабря 1994 года № 12-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 3 апреля 1996 года № 13-РЗ. В обоснование заявления указал, что оспариваемый Закон не согласуется с действующим федеральным законодательством, регулирующим вопросы административной ответственности за нарушения правил застройки и содержания городов и других поселений, нормативно - технических требований по использованию сохранности и эксплуатации жилищного фонда, т.к. не конкретизирует составы административных правонарушений и устанавливает более высокую меру ответственности за совершение правонарушений.
В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении заявления и дал соответствующие ему пояснения.
Представители Государственного Совета Республики Коми Токарева Е.Б. и Смирнов А.Г. заявление прокурора Республики Коми считали обоснованным только в части признания противоречащими федеральному законодательству норм Закона Республики Коми от 22 декабря 1994 года № 12-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 3 апреля 1996 года № 13-РЗ, устанавливающих административную ответственность за нарушения правил застройки и содержания городов и других поселений, неисполнение в установленный срок предписаний об устранении указанных выше нарушений. В то же время полагали, что положения Закона, предусматривающие административную ответственность на нарушение нормативно - технических требований по использованию сохранности и эксплуатации жилищного фонда, полностью соответствуют федеральному законодательству.
Глава Республики Коми был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, но в суд своего представителя не направил.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд в соответствии с положениями ст. 115 ГПК РСФСР и ч.ч. 1, 4 ст. 27 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в редакции от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ находит заявление прокурора Республики Коми, процессуально допустимым и подлежащим рассмотрению по существу.
Оценив фактические данные по делу в их взаимосвязи с предметом обжалования и нормами федерального законодательства, суд приходит к выводу, что заявление прокурора подлежит удовлетворению.
Согласно п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации административное и административно - процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что в силу ст. 76 Конституции Российской Федерации и федеральных законов "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24 июня 1999 года № 119-ФЗ (ст. 3), "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в редакции от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями (ст. ст. 1, 3-1) означает безусловное соблюдение субъектами Российской Федерации принципа не противоречия принятых ими нормативных правовых актов любой юридической силы федеральным законам.
Анализ содержания Закона Республики Коми "Об административной ответственности граждан, юридических лиц, а также должностных лиц предприятий, учреждений, организаций за нарушения правил застройки и содержания городов и других поселений, нормативно - технических требований по использованию сохранности и эксплуатации жилищного фонда" от 22 декабря 1994 года № 12-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 3 апреля 1996 года № 13-РЗ применительно к приведенному конституционному принципу свидетельствует, что данный нормативный правовой акт не соответствует установленному федеральным законодательством общему понятию административного правонарушения, а также принципам привлечения к административной ответственности и наложения административных взысканий.
В соответствии с положениями Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (ст. ст. 2, 10) административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством (Кодексом и другими нормативными правовыми актами) предусмотрена административная ответственность.
Из приведенных норм следует, что административная ответственность может быть установлена исключительно за совершение деяний, содержащих все необходимые элементы прописанного в законе состава административного правонарушения (объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону). Иными словами состав административного правонарушения должен быть конкретизирован в диспозициях норм, устанавливающих административную ответственность.
В частности, нормы Кодекса РСФСР об административных правонарушениях (ст. ст. 142, 143, 144), Градостроительного кодекса Российской Федерации (ст. 66), предусматривающие административную ответственность за нарушения законодательства о жилищно - коммунальном хозяйстве, благоустройстве и градостроительстве, в том числе и за нарушения правил застройки и содержания городов и других поселений, нормативно - технических требований по использованию сохранности и эксплуатации жилищного фонда городов и других поселений, предусматривают в своих диспозициях строго определенные и конкретизированные объекты посягательства, что нельзя сказать о положениях оспариваемого Закона Республики Коми (ст. 1 п. 1.1), в которых объекты посягательства изложены в общей (неопределенной) форме и не позволяют определить содержание объективной стороны правонарушений.
Кроме того, установленные ст. 1 п.п. 1.1; 1.2 Закона Республики Коми "Об административной ответственности граждан, юридических лиц, а также должностных лиц предприятий, учреждений, организаций за нарушения правил застройки и содержания городов и других поселений, нормативно - технических требований по использованию сохранности и эксплуатации жилищного фонда" размеры штрафов, налагаемых на граждан, должностных и юридических лиц за нарушение правил застройки и содержания городов и других поселений, нормативно - технических требований по использованию сохранности и эксплуатации жилищного фонда городов и других поселений, а равно за неисполнение в установленный срок предписания об устранении указанных выше нарушений, превышают размеры штрафов, предусмотренных Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (ст. ст. 142, 143, 144), Градостроительным кодексом Российской Федерации (ст. 66) в качестве санкций за совершение фактически аналогичных, но при этом конкретизированных непосредственно в этих нормативных правовых актах, административных правонарушений.
Установление же законами субъектов Российской Федерации санкций в виде штрафов за совершение административных правонарушений, которые превышают санкции в виде штрафов, предусмотренные федеральными законами за совершение по существу аналогичных административных правонарушений, в силу положений ст. ст. 19, 55 Конституции Российской Федерации является недопустимым, т.к. прописанные в федеральном законодательстве права и свободы граждан, в том числе права и свободы субъектов административной ответственности (граждан, должностных и юридических лиц), могут быть ограничены исключительно федеральными законами.
При таких обстоятельствах, Закон Республики Коми "Об административной ответственности граждан, юридических лиц, а также должностных лиц предприятий, учреждений, организаций за нарушения правил застройки и содержания городов и других поселений, нормативно - технических требований по использованию сохранности и эксплуатации жилищного фонда" от 22 декабря 1994 года № 12-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 3 апреля 1996 года № 13-РЗ следует в полном объеме признать противоречащим федеральному законодательству и в полном объеме недействующим, не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу. Признание Закона Республики Коми в полном объеме недействующим и не подлежащим применению необходимо в силу того, что его ст. ст. 2-6 производны от признанной противоречащей федеральному законодательству ст. 1 и без этой нормы не имеют самостоятельного значения.
В соответствии со ст. 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" решение о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим, не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу Закона Республики Коми от 22 декабря 1994 года № 12-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 3 апреля 1996 года № 13-РЗ подлежит опубликованию в официальном печатном средстве массовой информации органов государственной власти Республики Коми газете "Республика".
Руководствуясь ст. ст. 191-197, 239-7 ГПК РСФСР, суд

решил:

Заявление прокурора Республики Коми удовлетворить и признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим, не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу Закон Республики Коми "Об административной ответственности граждан, юридических лиц, а также должностных лиц предприятий, учреждений, организаций за нарушения правил застройки и содержания городов и других поселений, нормативно - технических требований по использованию сохранности и эксплуатации жилищного фонда" от 22 декабря 1994 года № 12-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 3 апреля 1996 года № 13-РЗ.
Решение о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим, не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу Закона Республики Коми от 22 декабря 1994 года № 12-РЗ в редакции Закона Республики Коми от 3 апреля 1996 года № 13-РЗ подлежит опубликованию в газете "Республика".
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный Суд Республики Коми.

Председательствующий
В.В.КРЕТОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru