Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







[СТАТЬЯ (В.Попов, "Все для Вас", № 21, 2001 г.)]
"ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛУ О НАЛОГОВОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ"

Официальная публикация в СМИ:
"Все для Вас", 30.05.2001, № 21






УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ

ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛУ О НАЛОГОВОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

До введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации отсутствовала четкая регламентация производства по делу о налоговых правонарушениях.
Законодательный пробел, связанный с отсутствием четких процедур производства по делам о налоговых правонарушениях, устранился в связи с вступлением в силу части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
До вступления в силу Кодекса процедура рассмотрения дела и вынесения решения о налоговом правонарушении была неоправданно упрощена. Так, не были решены вопросы о приглашении налогоплательщика при рассмотрении возражений, представленных проверенным лицом по акту выездной налоговой проверки. Поэтому практически происходило заочное рассмотрение дела. Производство по делу о налоговом правонарушении фактически было сведено к подписанию руководителем (заместителем руководителя) налогового органа решения, подготовленного должностным лицом инспекции.
С 1 января 1999 года действует строгий порядок производства по делу о налоговом правонарушении, установленный в пунктах 5-6 ст. 100 и ст. 101 Кодекса.
Согласно данным положениям Кодекса оформление проверяющим акта проверки не означает автоматического привлечения налогоплательщика к ответственности, поскольку акт проверки является лишь документом, фиксирующим выявленные нарушения и содержащим предложения по их устранению и применению налоговых санкций. В свою очередь, изложенные в этом документе обстоятельства могут служить основанием для принятия руководителем (заместителем руководителя) решения о применении к проверенному лицу установленных санкций и взыскания задолженности по налогам и пене. Акт проверки и решение по нему о применении санкций являются самостоятельными юридическими документами. В соответствии с п. 5 ст. 100 Кодекса налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный срок со дня получения акта проверки (дата определяется в соответствии с п. 4 ст. 100 Кодекса) представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту проверки в целом или по его отдельным положениям.
По истечении срока, указанного в п. 5 ст. 100 Кодекса, в течение не более 14 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком (п. 6 ст. 100 Кодекса).
Обязательное присутствие проверенного лица при рассмотрении материалов налоговой проверки Кодексом не предусмотрено. Однако в случае представления налогоплательщиком возражений по акту налоговой проверки материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации - налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей.
О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает проверенное лицо заблаговременно. Если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, то материалы проверки, включая представленные налогоплательщиком возражения, объяснения, другие документы, рассматриваются в его отсутствие.
По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит одно из трех решений (п. 2 ст. 101 Кодекса):
1) о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;
2) об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;
3) о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Решение об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения принимается на основании ст. 109 Кодекса.
Решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля принимается по усмотрению лица, рассматривающего дело, в случае необходимости получения дополнительных доказательств или выявления обстоятельств, имеющих значение для дела.
Решение о привлечении к налоговой ответственности выносится при наличии налогового правонарушения и при отсутствии оснований для освобождения от ответственности, предусмотренной Кодексом.
Согласно п. 2 ст. 101 Кодекса в данном решении должна быть следующая информация:
- обстоятельства совершенного налогового правонарушения, как они установлены, в том числе доказательства вины налогоплательщика;
- документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства;
- доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов;
- решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за конкретные налоговые правонарушения;
- статьи Кодекса, предусматривающие данные правонарушения;
- применяемые меры ответственности.
На основании вынесенного решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения налогоплательщику направляется (вручается) в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения требование об уплате недоимки по налогу и пени.
Копия решения налогового органа и требование вручаются налогоплательщику либо его представителю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате получения их налогоплательщиком либо его представителем. Если указанным выше способом решение налогового органа вручить налогоплательщику или его представителю невозможно, оно отправляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней после его отправки (п. 5 ст. 101 Кодекса).
Необходимо отметить, что несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований ст. 101 Кодекса может служить основанием для отмены решения вышестоящим налоговым органом или судом (п. 6 ст. 101 Кодекса).
При проведении проверки могут быть выявлены нарушения, за которые налогоплательщики - физические лица или должностные лица налогоплательщиков - организаций подлежат привлечению к административной ответственности. Производство по делам о нарушениях законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административного правонарушения, ведется в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.
Пункт 7 ст. 101 Кодекса устанавливает следующий порядок производства в таких случаях. Должностное лицо налогового органа, проводившее проверку, составляет протокол об административном правонарушении в соответствии с требованиями Кодекса РСФСР об административных правонарушениях. Рассмотрение дел об этих правонарушениях и применение административных штрафов в отношение лиц, виновных в их совершении, производится в соответствии с указанным Кодексом и Законом РФ от 21 марта 1991 года № 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации".

Зам. начальника
правового обеспечения и
взаимодействия с
правоохранительными
органами
В.И.ПОПОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru