ПОСТАНОВЛЕНИЕ главы администрации МО "Город Печора и подчиненная ему территория" от 02.04.2001 № 283
"О КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ "МОЛОДЕЖЬ 2001-2003 ГГ."
(вместе с "ПЕРЕЧНЕМ МЕРОПРИЯТИЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ "МОЛОДЕЖЬ - 2001-2003 ГОДЫ")
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
Утратил силу в связи с изданием Постановления главы администрации МО "Город Печора и подчиненная ему территория" от 24.04.2002 № 497.
ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ГОРОД ПЕЧОРА И ПОДЧИНЕННАЯ ЕМУ ТЕРРИТОРИЯ"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 апреля 2001 г. № 283
О КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ "МОЛОДЕЖЬ 2001-2003 ГГ."
В соответствии с Законом РК "О молодежи" и во исполнение Указа Главы РК от 14.11.2000 г. № 482 "О целевой республиканской программе "Молодежь РК (2001-2003 гг.)", в целях создания правовых, социально - экономических и организационных условий для дальнейшего развития и реализации государственной молодежной политики постановляю:
1. Одобрить комплексную программу "Молодежь 2001-2003 гг." (приложение 1).
2. Финансовому управлению Министерства финансов РК в г. Печоре при формировании городского бюджета ежегодно предусматривать средства на реализацию мероприятий программы отдельной строкой.
3. Рекомендовать управлениям, отделам администрации, профессиональным учебным заведениям принять участие в реализации мероприятий программы, вносить предложения в программу на последующие годы.
4. Комплексную программу "Молодежь 2001-2003 гг." вынести на утверждение Совета МО.
Глава администрации
А.ЛОБАСТОВ
Приложение
к Постановлению
главы администрации
от 2 апреля 2001 г. № 283
ПАСПОРТ
КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ "МОЛОДЕЖЬ 2001-2003 ГОДЫ"
Наименование - комплексная программа муниципального
программы образования "Город Печора и подчиненная ему
территория" "Молодежь 2001-2003 годы"
Основание для - Указ Главы РК от 14.11.2000 г. № 482 "О
разработки целевой республиканской программе "Молодежь
РК (2001-2003 гг.)"
Основной - отдел по информации и связям с
разработчик общественностью администрации МО
программы
Цели и задачи - дальнейшее развитие и совершенствование
программы правовых, социально - экономических и
организационных условий и гарантий для
самоорганизации личности молодого человека
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
- создание условий для гражданского становления, духовно - нравственного и патриотического воспитания молодежи;
- интеллектуальное и физическое развитие молодежи, развитие художественного и научно - технического творчества, массовых видов детского и молодежного спорта и туризма;
- создание условий для реализации и раскрытия творческого потенциала молодежи;
- создание условий для самостоятельной эффективной деятельности молодежи в сфере занятости, досуга, предпринимательства;
- содействие в решении жилищно - бытовых проблем;
- правовая защита и социальная поддержка деятельности детских и молодежных объединений, организаций и их программ
Сроки - 2001-2003 гг.
реализации
программы
Перечень - программа включает мероприятия по четырем
основных направлениям:
мероприятий - гражданское становление, духовно -
программы нравственное и патриотическое воспитание,
интеллектуальное и физическое развитие
молодежи;
- содействие занятости молодежи и развитию
молодежного предпринимательства;
- социально - экономическая поддержка
молодежи;
- развитие социальной молодежной инициативы
Исполнители - отдел по информации и связям с
программы общественностью, управление по социальным
вопросам, отдел образования, КФСиТ, ЦЗН,
отдел культуры, детские и молодежные
общественные объединения
Ожидаемые - повышение духовно - нравственного,
конечные интеллектуального и творческого потенциала
результаты молодого поколения
реализации - решение проблем молодежи в едином комплексе
программы и координация деятельности различных
органов местного самоуправления и
общественных институтов
- снижение уровня безработицы среди молодежи,
повышение конкурентоспособности молодежи на
рынке труда
- улучшение социально - бытовых и жилищных
условий молодежи и молодых семей,
укрепление института молодой семьи,
снижение уровня безнадзорности среди детей
и подростков
- совершенствование механизмов самореализации
молодежи, реализации прав и интересов
молодых граждан
- увеличение количества детских и молодежных
общественных организаций и реализуемых ими
социально - значимых программ
- снижение социальной напряженности в
молодежной среде
1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Современная концепция государственной молодежной политики основывается на том, что существует объективная потребность в особом направлении деятельности государства, ориентированном на будущее состояние общества. В ее задачи входит создание правовых, экономических, социальных и организационных условий и гарантий созидательной деятельности и наиболее полной самореализации молодых граждан.
В Республике Коми принят ряд нормативно - правовых документов, регулирующих вопросы реализации государственной молодежной политики по различным направлениям, в том числе в области образования, культуры, развития физической культуры и спорта, занятости, трудоустройства и поддержки предпринимательства.
Но обострение социально - экономического положения в Республике Коми и, в частности в г. Печоре, привело к обострению ряда серьезных проблем в молодежной сфере, среди которых основными являются:
- ухудшение демографической ситуации. Это результат низкой рождаемости (для сравнения: в г. Печоре в 1995 г. - 726 новорожденных, 1999 - 521), высокой смертности и низкой продолжительности жизни.
Характерен для современной ситуации настрой молодых семей на малодетность. И как итог: смертность населения превышает рождаемость (на 19.12.2000 года родилось новорожденных 399 чел., умерло - 736 чел.).
Сфера образования молодежи характеризуется противоречивыми тенденциями. С одной стороны, особое значение приобрела ценность образования, с другой стороны - диспропорция, сложившаяся между потребностями рынка труда и структурой специальностей. Престиж профессий медиков, педагогов и работников культуры падает из-за невысокой оплаты труда. Это ведет за собой обострение других социальных проблем, одной из которых является падение нравственности и культурного уровня молодежи. На сегодняшний день учреждения культуры Печорского района укомплектованы работниками, но многие из них не имеют специального образования (кроме библиотечной системы), основной возраст специалистов:
до 30 лет - 45 чел. (24% от общего количества),
31-40 лет - 51 чел. (27,2%),
41-51 - 61 чел. (32,6%),
51-59 - 25 чел.,
старше 50 лет - 5 чел. (16%).
Высоким остается уровень безработицы среди молодежи. Доля молодых людей в общей численности безработных граждан в г. Печоре составляет 41%. Особенно остро стоит в Печоре проблема женской безработицы. Учитывая большой процент разводов (80% от количества заключенных браков), можно предположить, что количество неполных семей с детьми, где кормильцем является женщина, достаточно высок. Отсутствие у женщин работы или низкая заработная плата негативно сказывается на социально - экономическом положении семьи, что, в свою очередь, накладывает отпечаток на воспитание детей в таких семьях. Поэтому проблема женской безработицы требует особого внимания со стороны госучреждений, а также принятия конкретных мер по ее решению.
Настораживает рост уровня криминализации в молодежной среде. В частности, отмечается резкое увеличение числа потребителей наркотиков с возрастным омолаживанием наркопотребителей. Если до 1999 г. возраст употребляющих НС составил от 18 до 25 лет, то в настоящее время - с 14 до 30 лет. По данным ОБНОН ОВД г. Печоры, за 10 месяцев 2000 года получено 60 сообщений и рапортов по выявлению лиц, употребляющих НС. На учете в ПНД поставлено: 1 несовершеннолетний, 17 человек от 18 до 30 лет.
При этом официальные статистические данные не отражают реальных масштабов потребления и распространения наркотиков. Скрытая наркомания превышает официальные показатели в 10-12 раз.
Комплексная программа муниципального образования "Город Печора и подчиненная ему территория" "Молодежь 2001-2003 гг." позволит координировать деятельность различных государственных, муниципальных и общественных институтов на решение проблем молодежи в едином комплексе.
2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Основной целью программы является дальнейшее развитие и совершенствование правовых, социально - экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека.
В этой связи предусматривается решение следующих задач:
создание условий для:
- гражданского становления, духовно - нравственного и патриотического воспитания молодежи;
- реализации и раскрытия творческого потенциала молодежи;
- самостоятельной эффективной деятельности молодежи в сфере занятости, досуга, предпринимательства;
- интеллектуального и физического развития молодежи, развития художественного и научно - технического творчества, массовых видов детского и молодежного спорта и туризма;
- содействия в решении жилищно - бытовых проблем;
- правовой защиты и социальной поддержки молодежи, поддержки деятельности детских и молодежных объединений, организаций и их программ.
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. Гражданское становление, духовно - нравственное и патриотическое воспитание, интеллектуальное и физическое развитие молодежи.
Настоящий раздел включает в себя программы:
1. Развитие гражданственности и патриотизма в молодежной среде.
2. Поддержка научной, творческой, досуговой деятельности молодежи.
3. Развитие физической культуры, спорта и туризма в молодежной среде.
4. Профилактика антиобщественных проявлений, негативных тенденций и безнадзорности среди несовершеннолетних и молодежи.
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ
В нашем муниципальном образовании 21 СОШ. В них обучается 11076 человек. 3 учреждения дополнительного образования, которые занимаются эстетическим, экологическим воспитанием, развитием физической культуры и спорта, краеведением.
Кроме этого в муниципальном образовании есть учебные заведения: ПУ-4, ПУ-10, ПРУ, профессиональный лицей 23, МГАВТ. В них обучаются 2152 человека.
Кружковой работой в школах и учреждениях дополнительного образования охвачено 5839 человек. Но в нашем МО нет досуговых центров для рабочей молодежи (17-29 лет). Дома культуры не проводят систематической работы с данной категорией молодежи в силу объективных причин, что приводит к снижению культурного уровня молодежи.
В связи с распадом структуры пионерской и комсомольской организаций детские и подростковые организации в школах, профессиональных училищах перестали существовать. Учащиеся объединены лишь учебным процессом, после которого они предоставлены сами себе. Это влечет негативные последствия, у молодых людей все активнее развиваются потребительские интересы, ориентация на ценности, лежащие вне сферы труда, потеря интереса к повышению уровня культуры и образования, профессионального мастерства. В результате чего проявилось противоправное, антисоциальное поведение молодежи, угрожающих размеров достигло хулиганство, попрошайничество, приобщение к алкоголю, наркотическим веществам.
Как показывает практика, питательной средой групповой преступности по-прежнему остаются неформальные антиобщественные группы молодежи, нередко враждующие между собой, устраивающие драки и другие противоправные деяния.
При происходящем разрушении нравственных и семейных устоев, игнорировании вопросов полового развития в семье и школе возросла тенденция вовлечения в противоправную деятельность подростков женского пола.
Все большее распространение среди молодежи получает алкоголизм. По сравнению с 1999 г. в два раза увеличилось количество больных с диагнозом - алкогольный психоз.
По данным ОБНОН ОВД, число потребителей наркотиков ежегодно увеличивается. Увеличение числа подростков - потребителей будет стимулировать повышение уровня спроса и, соответственно, увеличение цен на наркотики, средства для приобретения которых в своем большинстве будут добываться преступным путем. Психофизическая зависимость и высокие цены на наркотики создают реальные условия, порождающие рост тяжких преступлений: краж, разбоев, грабежей с целью добычи средств на их приобретение. В свою очередь удорожание наркотических средств повлечет рост токсикомании. Этому же будет способствовать законодательная база, которая не предусматривает наказания за медицинское употребление наркотических, токсических веществ в целях одурманивания.
Основные причины, способствующие росту преступности среди несовершеннолетних:
- недостаточная организация досуга подростков по интересам, доступность (в материальном плане);
- пропаганда культа насилия, жестокости и разврата в СМИ;
- уклонение родителей от выполнения родительских обязанностей;
- нехватка квалифицированных организаторов детского и юношеского движения.
Существующая ситуация в этой области требует незамедлительных и адекватных действий. В целях комплексного построения работы по духовно - нравственному и патриотическому воспитанию, интеллектуальному и физическому развитию в рамках разрабатываемой программы выделены четыре самостоятельных направления:
1. Развитие гражданственности и патриотизма в молодежной среде.
2. Поддержка научной, творческой, досуговой деятельности молодежи.
3. Пропаганда здорового образа жизни. Развитие физической культуры, спорта и туризма в молодежной среде.
4. Профилактика антиобщественных проявлений, негативных тенденций и безнадзорности среди несовершеннолетних и молодежи.
4. СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ И РАЗВИТИЮ
МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
На современном этапе по-прежнему острой остается проблема занятости молодежи. Молодежь остается социально не защищенной, несмотря на образование новых коммерческих структур и увеличение числа достаточно обеспеченных молодых людей. По данным ЦЗН, на 01.10.2000 г. на учете в числе безработных числилось 382 чел., что составляет 29,4% от общего числа зарегистрированных безработных. Значительную часть среди молодых безработных составляют женщины. Это обусловлено экономической ситуацией в целом, особенно трудно найти работу по ряду известных причин молодым женщинам с детьми в возрасте до 5 лет. Это же подтверждает статистика ЦЗН: за 9 месяцев 2000 года молодежи в возрасте 16-19 лет обратилось в ЦЗН 975 чел., из них 616 женщин, а это 63% от общего числа безработной молодежи.
Низкая конкурентоспособность молодежи на рынке труда обусловлена следующими факторами:
- нехваткой профессиональных знаний, отсутствием необходимой квалификации и трудовых навыков;
- недостаточным пониманием ситуации на рынке труда и спроса на конкретные специальности;
- низким уровнем активности и предприимчивости основной части молодежи при решении вопросов трудоустройства.
Таким образом, четко обозначена необходимость принятия мер по оказанию помощи молодежи в подготовке их к самостоятельной жизни, к осознанному выбору профессии, адаптации молодежи к современным условиям рынка труда.
Направление содействия занятости молодежи и развитию молодежного предпринимательства включает в себя блоки:
- мероприятия по подготовке и адаптации молодежи к условиям современного рынка труда;
- поддержка молодежного предпринимательства;
- организация отдыха, оздоровления и труда детей, подростков и молодежи.
5. СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА МОЛОДЕЖИ
Социально - экономическая обстановка, сложившаяся в России, РК, негативно влияет на демографическую ситуацию и, в частности, на стабильность заключаемых браков и устойчивость семей, особенно молодых.
В подтверждение этого свидетельствуют статистические данные. В 1999 году количество браков - 381, разводов - 271;
на 01.12.2000 г. - 281, разводов - 351.
В муниципальном образовании молодежь имеет численный состав 22318 чел., что составляет 26% от общей численности населения.
В рамках реализации семейной политики в городе проводится определенная работа по поддержке молодой семьи. Работает центр социальной помощи семье и детям "Ассоль", в задачи которого входит оказание социально - педагогических, психологических и иных услуг различным категориям семей.
Однако позитивное воздействие мер по поддержке семьи, в том числе молодой, и сфер ее жизнедеятельности нейтрализуется быстрыми темпами ухудшения качества жизни. Положение молодой семьи как в стране, так и в республике вызывает серьезную тревогу.
Продолжается дифференциация семей по уровню доходов, особенно в бедственном положении находятся многодетные, неполные и молодые семьи, а также семьи в сельских местностях.
Особую тревогу вызывает неподготовленность молодых людей к совместной семейной жизни, выполнению своих родительских воспитательных функций.
Существенно ухудшились возможности реализации прав молодежи на жилье. Переход к рыночной экономике практически лишил большинство молодых семей возможности приобретения жилья. Для МО это актуально еще и в связи с резким подорожанием жилья.
На данный момент в муниципальном образовании не ведется учет молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Исходя из вышеизложенного следует, что решение социально - экономических проблем надо решать в двух направлениях:
- содействие решению жилищных проблем молодежи;
- организация социально - педагогической помощи молодой семье.
6. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ИНИЦИАТИВЫ В РК
В условиях политических и социально - экономических перемен в республике и муниципальном образовании произошли изменения в молодежном и детском движении. Завершился переход от монополии двух организаций к множеству объединений, организаций.
На 01.01.2001 года в администрации МО работают две молодежные общественные организации: "Печорский городской союз молодежи" и "Молодежное единство", два детских объединения: поисковый отряд "Сталкер" (п. Кожва) и Печорская районная детская организация "Созвездие".
Главная задача этих объединений - создание условий для всестороннего развития молодого человека, формирование творчески мыслящих, активно, на деловой основе действующих юных граждан.
Однако эти организации не такие массовые, как были всеохватывающими пионерская и комсомольская организации. Основные причины следующие:
- слабое методическое обеспечение;
- нехватка специалистов в области развития детского и молодежного движения;
- недостаточная поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений со стороны государства;
- отсутствие системы поощрения активистов детского и молодежного движения.
В молодежной среде усиливаются такие качества, как самостоятельность, ответственность за судьбу, реальная оценка своих возможностей, мобильность восприятия к новому, адаптация к жизненным переменам и т.д. Растет и общественная активность молодежи, количество молодых людей, желающих активно участвовать в работе общественных объединений.
Общественные организации работают не только с трудными или одаренными подростками (этими категориями занимаются различные госучреждения), а в первую очередь с нормальными, обыкновенными подростками. А это как раз та часть молодежи, которая может оказаться как в категории "трудных", так и в категории "одаренных". И в нынешней ситуации именно эту молодежь надо поддерживать в первую очередь.
Реализация мероприятий данного раздела будет строиться в следующих направлениях:
1. Создание организационных условий для деятельности молодежных и детских общественных организаций, их пропаганда и популяризация.
2. Подготовка и обучение кадров, информационное и молодежное обеспечение деятельности молодежных и детских общественных организаций.
7. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ - 2001-2003 ГОДЫ
8. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ
ПРОГРАММЫ МО "ГОРОД ПЕЧОРА И ПОДЧИНЕННАЯ
ЕМУ ТЕРРИТОРИЯ" "МОЛОДЕЖЬ 2001-2003 ГГ."
9. ОЖИДАЕМАЯ ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
Реализация мероприятий программы обеспечит поэтапное решение существующих проблем:
- формирование системы гражданско - патриотического воспитания молодежи;
- активизация деятельности военно - патриотических молодежных и детских объединений;
- привлечение органов государственной власти, управления, учреждений, организаций, широких слоев общественности к реализации программ гражданско - правового и патриотического содержания;
- повышение духовно - нравственного, интеллектуального и творческого потенциала молодого поколения, использование его в становлении нового общества на современном этапе;
- развитие системы культурно - досуговой и спортивно - массовой работы;
- объединение общих усилий и совершенствование механизмов межведомственного взаимодействия в работе по профилактике в молодежной среде негативных явлений, пропаганде здорового образа жизни;
- снижение уровня преступности, наркомании, алкоголизма в молодежной среде;
- снижение уровня безработицы среди молодежи, повышение конкурентоспособности молодежи на рынке труда, профессиональная подготовка и решение вопросов занятости молодежи;
- улучшение социально - бытовых и жилищных условий молодежи и молодых семей, укрепление института молодой семьи, снижение уровня безнадзорности среди детей и подростков;;
- совершенствование механизмов самореализации молодежи, реализации прав и интересов молодых граждан;
- увеличение количества детских и молодежных общественных организаций и реализуемых ими социально значимых программ;
- снижение социальной напряженности в молодежной среде, улучшение социально - экономического положения молодежи.
10. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ И
КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ
Координацию деятельности отделов и управлений администрации МО по исполнению программных мероприятий и общий контроль за исполнением программы осуществляет глава администрации, который ежегодно уточняет целевые затраты на программные мероприятия, механизм реализации программы, состав исполнителей, запрашивает информацию от отделов, управлений, ведомств, организаций, в т.ч. и о ходе выполнения программы.
По итогам каждого полугодия (I - 20 июня, II - 20 декабря) отдел по информации и связям с общественностью представляет объективную информацию в Комитет по делам молодежи о ходе выполнения мероприятий программы.
ПЕРЕЧЕНЬ
МЕРОПРИЯТИЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ
"МОЛОДЕЖЬ - 2001-2003 ГОДЫ"