Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ОПРЕДЕЛЕНИЕ Конституционного Суда РК от 15.03.2001
"ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБ ГРАЖДАН В.Ф.САДЫКОВА, А.Ф.ЩИГОЛЕВА, С.М.ЩЕРБАКОВА И В.В.МАТТЭ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД СЫКТЫВКАР" ОТ 7 ДЕКАБРЯ 1998 ГОДА № 12/3313 "ОБ УПОРЯДОЧЕНИИ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ В Г. СЫКТЫВКАРЕ" (С ПРИЛОЖЕНИЯМИ) И РАСПОРЯЖЕНИЯ № 5-Р ОТ 14 ЯНВАРЯ 1997 Г. "ОБ ОТКРЫТИИ МАРШРУТНОГО ТАКСИ"; ПОСТАНОВЛЕНИЯ ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ЭЖВИНСКИЙ РАЙОН ГОРОДА СЫКТЫВКАРА" ОТ 31 МАРТА 2000 ГОДА № 277 "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК АРЕНДНЫМ АВТОТРАНСПОРТОМ" (С ПРИЛОЖЕНИЯМИ)"

Официальная публикация в СМИ:
"Республика", 26.09.2001, № 178
"Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми", 26.11.2001, № 11, ст. 1799






КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 марта 2001 года

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБ ГРАЖДАН
В.Ф.САДЫКОВА, А.Ф.ЩИГОЛЕВА, С.М.ЩЕРБАКОВА И В.В.МАТТЭ
О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ГЛАВЫ
АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ГОРОД СЫКТЫВКАР" ОТ 7 ДЕКАБРЯ 1998 ГОДА № 12/3313
"ОБ УПОРЯДОЧЕНИИ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК АВТОМОБИЛЬНЫМ
ТРАНСПОРТОМ В Г. СЫКТЫВКАРЕ" (С ПРИЛОЖЕНИЯМИ) И
РАСПОРЯЖЕНИЯ № 5-Р ОТ 14 ЯНВАРЯ 1997 Г. "ОБ ОТКРЫТИИ
МАРШРУТНОГО ТАКСИ"; ПОСТАНОВЛЕНИЯ ГЛАВЫ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ЭЖВИНСКИЙ РАЙОН ГОРОДА
СЫКТЫВКАРА" ОТ 31 МАРТА 2000 ГОДА № 277 "ОБ
ОРГАНИЗАЦИИ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК АРЕНДНЫМ
АВТОТРАНСПОРТОМ" (С ПРИЛОЖЕНИЯМИ)

Конституционный Суд Республики Коми в составе: председательствующего Ю.В.Гаврюсова, судей Л.В.Батмановой, Т.А.Кырнышевой, П.Ф.Пунегова, С.Г.Толстова, заслушав в судебном заседании заключение судьи С.Г.Толстова, проводившего на основании статьи 37 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде" Республики Коми предварительное изучение обращений граждан В.Ф.Садыкова, А.Ф.Щиголева, С.М.Щербакова и В.В.Маттэ,

установил:

1. Граждане В.Ф.Садыков, А.Ф.Щиголев, С.М.Щербаков и В.В.Маттэ обратились в Конституционный Суд Республики Коми с просьбой о проверке конституционности ряда нормативных актов администраций муниципальных образований "Город Сыктывкар" и "Эжвинский район г. Сыктывкара", касающихся организации пассажирских перевозок на городских и пригородных маршрутах в автобусах, принадлежащих юридическим и физическим лицам.
По мнению заявителей, указанные нормативные акты нарушают их право по бесплатному проезду на всех видах городского и пригородного общественного транспорта (кроме такси), установленного федеральным и республиканским законодательством.
Учитывая, что все обращения касаются одного и того же предмета, Конституционный Суд Республики Коми, руководствуясь статьей 43 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", соединил рассмотрение обращений при решении вопроса о принятии их к рассмотрению в одном заседании суда.
Как видно из содержания жалоб, заявители полагают, что названия автобусов "Коммерческий", "Частный", "Арендный" и "Маршрутное такси" не изменяют природы назначения данного вида автомобильного транспорта как общественного и льготы по бесплатному проезду, установленные федеральным законодательством для отдельных категорий граждан, должны действовать. Заявители настаивают на принятии Конституционным Судом Республики Коми решения по поставленным в жалобах вопросам.
2. В статье 32 (часть 2) Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" установлено, что одним из оснований к рассмотрению дела Конституционным Судом Республики Коми является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Республики Коми обжалуемый нормативный акт.
Оспариваемые заявителями нормативные акты, являясь по своей сути нормативными актами в области местного самоуправления, вместе с тем затрагивают сферу такого гражданско-правового института, как обязательства по перевозке, поэтому правовая регламентация поведения субъектов в правоотношении должна быть построена на общих принципах как права вообще, так и гражданского права в частности.
На основании пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Указанное предписание закона, по существу, вменяет обязанность перевозчика (кроме такси) предоставление льгот по проезду, установленных федеральным законодательством для отдельных категорий граждан.
Варианты названий транспорта общего пользования: "Частный", "Арендный", "Коммерческий", "Маршрутное такси" не изменяют его главного предназначения как общественного транспорта по перевозке пассажиров и не охватываются ограничительным понятием "кроме такси", установленным федеральным законодательством.
Факт получения перевозчиком лицензии на право пассажирских перевозок предполагает выполнение им правил, связанных с перевозкой пассажиров, и в том числе исполнение предписаний, установленных федеральным и республиканским законодательством.
Позиция федеральных органов законодательной власти в пределах их компетенции в приведенном выше предписании закона выражена определенно и недвусмысленно, поэтому нет правовой неопределенности в вопросе о том, нарушают ли нормативные акты органов муниципальных образований права граждан, обеспеченные федеральным законом. В отсутствии правовой неопределенности в этом вопросе права граждан подлежат защите в судах общей юрисдикции.
Таким образом, отсутствуют основания к рассмотрению дела Конституционным Судом Республики Коми, перечисленные в статье 32 (часть 2) Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми". На основании статьи 39 (пункт 1 части 1) этого же Закона Конституционный Суд Республики Коми отказывает в принятии обращения к рассмотрению в случае, если решение вопроса, поставленного в обращении, ему не подведомственно.
3. Конституционный Суд Республики Коми отказывает в принятии обращения к рассмотрению, если по предмету обращения Конституционным Судом Республики Коми ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу, и суд не находит оснований для его пересмотра, и если акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу (пункт 3 части 1 и часть 2 статьи 39 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми").
Постановление главы администрации муниципального образования "Город Сыктывкар" от 7 декабря 1998 года № 12/3313 "Об упорядочении пассажирских перевозок автомобильным транспортом в г. Сыктывкаре" (с приложениями) было предметом рассмотрения в Конституционном Суде Республики Коми по жалобе гражданина В.А.Скепского (постановление от 22 января 2001 года) и признано не соответствующим Конституции Республики Коми, ее статьям 18 (часть 3), 35 и 65 (часть 1) в полном объеме. Поэтому жалоба В.Ф.Садыкова, оспаривающего Постановление главы администрации муниципального образования "Город Сыктывкар", не может быть принята к рассмотрению Конституционным Судом Республики Коми.
Обжалуемое заявителем А.Ф.Щиголевым Постановление главы администрации муниципального образования "Эжвинский район г. Сыктывкара" от 31 марта 2000 года № 277 "Об организации пассажирских перевозок арендным транспортом" утратило силу с 1 января 2001 года в связи с истечением срока действия, и обращение не может быть принято к рассмотрению Конституционным Судом Республики Коми по этому основанию, установленному статьями 39 (часть 2), 90 (часть 1), 91 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", а также ввиду неподведомственности поставленного в жалобе вопроса.
По этим же основаниям не могут быть приняты к рассмотрению и жалобы заявителей С.М.Щербакова и В.В.Маттэ.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 39, 90 и 91 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", Конституционный Суд Республики Коми

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалоб граждан В.Ф.Садыкова, А.Ф.Щиголева, С.М.Щербакова и В.В.Маттэ как не отвечающих критерию допустимости обращений в соответствии с требованиями Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми".
2. Определение Конституционного Суда Республики Коми по данным жалобам окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Настоящее определение подлежит опубликованию в Ведомостях нормативных актов государственной власти Республики Коми и в газете "Республика".

Конституционный Суд
Республики Коми


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru