Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ Верховного суда РК от 14.03.2001 № 3-10-2001
<О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ И НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ, НЕ ПОДЛЕЖАЩИМИ ПРИМЕНЕНИЮ АБЗАЦА 2 Ч. 2 СТ. 15; Ч. 4 И АБЗАЦА 2 Ч. 5 СТ. 18; АБЗАЦА 2 Ч. 2 СТ. 20; СТ. 26; СТ. 27 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ КОМИ "О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ" ОТ 16 ИЮНЯ 1998 ГОДА № 25-РЗ В РЕДАКЦИИ ЗАКОНОВ РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 31 МАЯ 1999 ГОДА № 23-РЗ, ОТ 8 ИЮЛЯ 1999 ГОДА № 32-РЗ, ОТ 9 ЯНВАРЯ 2001 ГОДА № 4-РЗ>

Официальная публикация в СМИ:
"Республика", 09.01.2002, № 3






ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 14 марта 2001 г. № 3-10-2001

Верховный Суд Республики Коми в составе:
председательствующего Кретова В.В.,
при секретаре Соколовой Н.И.,
с участием прокурора Юдина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 14 марта 2001 года дело по заявлению прокурора Республики Коми о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащими применению абзац 2 ч. 2 ст. 15; ч. 4 и абзац 2 ч. 5 ст. 18; абзац 2 ч. 2 ст. 20; ст. 26; ст. 27 Закона Республики Коми "О местном самоуправлении в Республике Коми" от 16 июня 1998 года № 25-РЗ в редакции Законов Республики Коми от 31 мая 1999 года № 23-РЗ, от 8 июля 1999 года № 32-РЗ, от 9 января 2001 года № 4-РЗ,

установил:

Прокурор Республики Коми обратился в Верховный Суд Республики Коми с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащими применению абзац 2 ч. 2 ст. 15; ч. 4 и абзац 2 ч. 5 ст. 18; абзац 2 ч. 2 ст. 20; ст. 26; ст. 27 Закона Республики Коми "О местном самоуправлении в Республике Коми" от 16 июня 1998 года № 25-РЗ в редакции Законов Республики Коми от 31 мая 1999 года № 23-РЗ, от 8 июля 1999 года № 32-РЗ, от 9 января 2001 года № 4-РЗ. В обоснование заявления указал, что оспариваемые нормы Закона неосновательно ограничивают самостоятельность местного самоуправления в области принятия уставов муниципальных образований, установления в этих уставах сроков полномочий депутатов и регламента работы представительных органов местного самоуправления, образования, иных органов местного самоуправления и определения их наименования, порядка формирования, статуса, компетенции, подотчетности, сроков полномочий.
В судебном заседании прокурор настаивал на удовлетворении заявления и дал соответствующие ему пояснения.
Представители Государственного Совета Республики Коми Ладанов В.М. и Главы Республики Коми Шабаршина Е.В. считали, что заявление прокурора не основано на законе и поэтому подлежит отклонению. Полагали, что указанные выше нормы Закона Республики Коми "О местном самоуправлении в Республике Коми" приняты в пределах предоставленных Республике Коми полномочий и не противоречат федеральному законодательству.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд в соответствии с положениями ст. 115 ГПК РСФСР и ч.ч. 1, 4 ст. 27 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в редакции от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ находит заявление прокурора Республики Коми процессуально допустимым и подлежащим рассмотрению по существу.
Оценив фактические данные по делу в их взаимосвязи с предметом обжалования и нормами федерального законодательства, суд приходит к выводу, что заявление прокурора подлежит удовлетворению.
Согласно п. "н" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что в силу ст. 76 Конституции Российской Федерации и Федеральных законов "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" от 24 июня 1999 года № 119-ФЗ (ст. 3), "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в редакции от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями (ст. 1, 3-1) означает безусловное соблюдение субъектами Российской Федерации принципа непротиворечия принятых ими нормативных правовых актов любой юридической силы федеральным законам.
Анализ оспариваемых положений Закона Республики Коми "О местном самоуправлении в Республике Коми" от 16 июня 1998 года № 25-РЗ в редакции Законов Республики Коми от 31 мая 1999 года № 23-РЗ, от 8 июля 1999 года № 32-РЗ, от 9 января 2001 года № 4-РЗ применительно к приведенному конституционному принципу свидетельствует, что эти положения не соответствуют федеральному законодательству о местном самоуправлении, поскольку содержат правовые предписания непосредственно ограничивающие самостоятельность местного самоуправления в области организации системы его органов.
В частности, абзацем 2 ч. 2 ст. 15; ч. 4 и абзацем 2 ч. 5 ст. 18; абзацем 2 ч. 2 ст. 20 Закона Республики Коми от 16 июня 1998 года № 25-РЗ с последующими изменениями и дополнениями установлен исчерпывающий перечень органов, объединений и лиц, обладающих правом внесения проекта устава муниципального образования, прописан порядок деятельности представительного органа муниципального образования, регламент его заседаний и конкретный срок полномочий его депутатов.
Такое правовое регулирование не согласуется с основанными на положениях ст. ст. 12, 130, 131 Конституции Российской Федерации нормами Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями (ст. ст. 1, 2, 3, 5, 6, 8, 14, 15, 17, 18), в соответствии с которыми местное самоуправление, есть самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению, в частности, через свои, не входящие в систему органов государственной власти органы вопросов местного значения.
Основным и обязательным органом местного самоуправления является выборный (представительный) орган, образуемый в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований. При этом структура и порядок формирования представительного органа местного самоуправления, его наименование, компетенция, регламентация деятельности и принятия решений, конкретные сроки полномочий депутатов могут быть предусмотрены исключительно в уставе муниципального образования, самостоятельно разработанном непосредственно этим образованием, внесенным в им же определенном порядке для принятия и принятым представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно.
Таким образом, приведенные выше нормы Федерального закона от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями исключили возможность правового вмешательства субъектов Российской Федерации в процесс принятия уставов муниципальных образований, а также установили для них прямой запрет на собственное правовое регулирование в области определения порядка деятельности представительных органов местного самоуправления, принятия ими решений и определения конкретных сроков полномочий депутатов.
Предусмотренное в ст. 26 и ст. 27 Закона Республики Коми "О местном самоуправлении в Республике Коми" от 16 июня 1998 года № 25-РЗ с последующими изменениями и дополнениями обязательное наличие исполнительных органов (администраций) муниципальных образований, непосредственно осуществляющих управление на территориях этих муниципальных образований, определение их структуры, статуса и порядка формирования, прямое установление наименования лица, возглавляющего администрацию, определение порядка его выборов, статуса, компетенции и сроков полномочий, также не может быть признано соответствующим положениям Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями.
Так, из содержания ст. ст. 6, 8, 14, 16, 17, 18 Федерального закона от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями следует, что структура и порядок формирования исполнительных органов местного самоуправления, их наименование и полномочия, а равно наименование, порядок выборов или назначения должностных лиц местного самоуправления, их компетенция, статус и сроки полномочий указываются непосредственно в уставах муниципальных образований, разрабатываемых и принимаемых муниципальными образованиями самостоятельно. При этом в уставах муниципальных образований данные органы и должностные лица могут быть как предусмотрены, так и не предусмотрены, т.к. эти образования могут иметь и иные, не указанные в Законе исполнительные органы местного самоуправления.
В связи с тем, что местное самоуправление в пределах указанных полномочий самостоятельно и реализует эти полномочия независимо от органов государственной власти, субъекты Российской Федерации в силу Федерального закона от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями (ст. ст. 5, 7) не вправе принимать нормативные правовые акты, которые на уровне детально - правовой регламентации предписывают муниципальным образованиям формировать именно те исполнительные органы местного самоуправления и предусматривать в уставах наличие именно тех должностных лиц, которые указаны в этих актах.
Данные акты могут, в частности, содержать только общие положения о праве местного самоуправления на формирование своих исполнительных органов без какого-либо вмешательства органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц, определять с точки зрения действующего федерального и не противоречащего ему регионального законодательства пределы полномочий этих органов и должностных лиц, минимальные и предельные сроки осуществления этих полномочий, порядок проведения выборов должностных лиц местного самоуправления.
Несоблюдение же субъектами Российской Федерации изложенных правил нормотворчества является безусловным основанием для признания принятых ими правовых норм недействующими и не подлежащими применению.
При таких обстоятельствах суд считает, что абзац 2 ч. 2 ст. 15; ч. 4 и абзац 2 ч. 5 ст. 18; абзац 2 ч. 2 ст. 20; ст. 26; ст. 27 Закона Республики Коми "О местном самоуправлении в Республике Коми" от 16 июня 1998 года № 25-РЗ в редакции Законов Республики Коми от 31 мая 1999 года № 23-РЗ, от 8 июля 1999 года № 32-РЗ, от 9 января 2001 года № 4-РЗ подлежат признанию противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащими применению с момента вступления решения в законную силу.
В соответствии со ст. 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" решение о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащими применению с момента вступления решения суда в законную силу указанных положений Закона Республики Коми "О местном самоуправлении в Республике Коми" подлежит опубликованию в официальном печатном средстве массовой информации органов государственной власти Республики Коми - газете "Республика".
Руководствуясь ст. ст. 191-197, 239-7 ГПК РСФСР суд,

решил:

Заявление прокурора Республики Коми удовлетворить и признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащими применению с момента вступления решения в законную силу абзац 2 ч. 2 ст. 15; ч. 4 и абзац 2 ч. 5 ст. 18; абзац 2 ч. 2 ст. 20; ст. 26; ст. 27 Закона Республики Коми "О местном самоуправлении в Республике Коми" от 16 июня 1998 года № 25-РЗ в редакции Законов Республики Коми от 31 мая 1999 года № 23-РЗ, от 8 июля 1999 года № 32-РЗ, от 9 января 2001 года № 4-РЗ.
Решение о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими, не подлежащими применению с момента вступления решения суда в законную силу указанных положений Закона Республики Коми "О местном самоуправлении в Республике Коми" от 16 июня 1998 года № 25-РЗ в редакции Законов Республики Коми от 31 мая 1999 года № 23-РЗ, от 8 июля 1999 года № 32-РЗ, от 9 января 2001 года № 4-РЗ подлежит опубликованию в газете "Республика".
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Верховный Суд Республики Коми.

Председательствующий
В.В.КРЕТОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru