Законодательство
Республики Коми

Воркутинский р-н
Вуктыльский р-н
Ижемский р-н
Интинский р-н
Княжпогостский р-н
Койгородский р-н
Коми республика
Корткеросский р-н
Печорский р-н
Прилузский р-н
Сосногорский р-н
Сыктывдинский р-н
Сыктывкар
Сысольский р-н
Удорский р-н
Усинский р-н
Усть-Вымский р-н
Усть-Куломский р-н
Усть-Цилемский р-н
Ухтинский р-н

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Конституционного Суда РК от 06.03.2001
"ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ УКАЗА ГЛАВЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 16 ФЕВРАЛЯ 1998 ГОДА № 76 "О МЕДИЦИНСКОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАН В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ" И ПРИКАЗА МИНИСТРА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 19 МАЯ 1999 ГОДА № 5/93 "ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ УКАЗА ГЛАВЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 18 ЯНВАРЯ 1999 ГОДА № 12 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГАХ, ОКАЗЫВАЕМЫХ НАСЕЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ МЕДИЦИНСКИМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ, УЧРЕЖДЕНИЯМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ САНИТАРНО - ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ, И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПОЛУЧЕННЫХ СРЕДСТВ" В СВЯЗИ С ЖАЛОБОЙ ГРАЖДАНКИ Е.Б.КУПРИЯНОВОЙ"

Официальная публикация в СМИ:
"Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми", 25.07.2001, № 7, ст. 1710
"Республика", 06.02.2002, № 23






КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 марта 2001 года

ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ УКАЗА ГЛАВЫ
РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 16 ФЕВРАЛЯ 1998 ГОДА № 76 "О
МЕДИЦИНСКОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАН В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ" И
ПРИКАЗА МИНИСТРА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ОТ 19 МАЯ 1999 ГОДА № 5/93 "ОБ ОБЪЯВЛЕНИИ УКАЗА
ГЛАВЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 18 ЯНВАРЯ 1999 ГОДА № 12
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ
УСЛУГАХ, ОКАЗЫВАЕМЫХ НАСЕЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И
МУНИЦИПАЛЬНЫМИ МЕДИЦИНСКИМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ,
УЧРЕЖДЕНИЯМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ САНИТАРНО -
ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ, И
ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПОЛУЧЕННЫХ СРЕДСТВ" В СВЯЗИ С
ЖАЛОБОЙ ГРАЖДАНКИ Е.Б.КУПРИЯНОВОЙ

Конституционный Суд Республики Коми в составе:
председательствующего Ю.В.Гаврюсова, судей Л.В.Батмановой, Т.А.Кырнышевой, П.Ф.Пунегова, С.Г.Толстова,
с участием гражданки Е.Б.Куприяновой, обратившейся с жалобой в Конституционный Суд Республики Коми; представителя Главы Республики Коми Л.О.Опариной - заместителя начальника Государственно - правового управления Главы Республики Коми; представителей Министерства здравоохранения Республики Коми: Н.Н.Альтмана - заместителя министра здравоохранения Республики Коми и Е.В.Красных - юрисконсульта Министерства здравоохранения,
руководствуясь частью четвертой статьи 100 Конституции Республики Коми и пунктом 3 части первой статьи 3, статьями 32, 39, 90-94 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности Указа Главы Республики Коми от 16 февраля 1998 года № 76 "О медицинском страховании граждан в Республике Коми" и приказа министра здравоохранения Республики Коми от 19 мая 1999 года № 5/93 "Об объявлении Указа Главы Республики Коми от 18 января 1999 года № 12 "Об утверждении Положения о платных медицинских услугах, оказываемых населению государственными и муниципальными медицинскими учреждениями, учреждениями государственной санитарно - эпидемиологической службы в Республике Коми, и использовании полученных средств".
Поводом к рассмотрению явилась жалоба гражданки Е.Б.Куприяновой на нарушение ее конституционных прав названными нормативными актами.
Основанием к рассмотрению явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Коми и федеральному законодательству положения оспариваемых нормативных актов.
Заслушав сообщение судьи - докладчика Л.В.Батмановой, объяснения сторон и их представителей, выступление приглашенного в заседание представителя Прокуратуры Республики Коми С.Н.Коровченко - прокурора отдела по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов Прокуратуры Республики Коми, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Коми

установил:

1. В Конституционный Суд Республики Коми обратилась гражданка Е.Б.Куприянова о признании несоответствующими Конституции Республики Коми, ее статье 65 (часть 1), Указа Главы Республики Коми от 16 февраля 1998 года № 76 "О медицинском страховании граждан в Республике Коми" и приказа министра здравоохранения Республики Коми от 19 мая 1999 года № 5/93 "Об объявлении Указа Главы Республики Коми от 18 января 1999 года № 12 "Об утверждении Положения о платных медицинских услугах, оказываемых населению государственными и муниципальными медицинскими учреждениями, учреждениями государственной санитарно - эпидемиологической службы в Республике Коми, и использовании полученных средств" на том основании, что они противоречат Закону Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и нарушают ее конституционное право на получение бесплатной медицинской помощи. Названный Закон устанавливает бесплатное оказание медицинской помощи (в стационаре и амбулаторно), обязательное специальное медицинское наблюдение (диспансеризацию) в течение всей жизни и медицинские и лекарственные услуги в объеме специальной базовой программы медицинского страхования для лиц, указанных в статье 13 Закона, к которым она относится, так как является инвалидом III группы в связи с работой в зоне Чернобыльской АЭС. В 1992-1995 годах ей оказывали бесплатную медицинскую помощь, однако, в марте 1998 года при очередном диагностическом исследовании аллергенов по методу Фолля в оказании бесплатной помощи и гомеопатическом лечении ей было отказано на том основании, что названные медицинские и лекарственные услуги согласно оспариваемым актам не входят в базовую программу обязательного медицинского страхования.
Сыктывкарский федеральный суд, куда она обращалась с иском, в удовлетворении исковых требований отказал со ссылкой на Указ Главы Республики Коми от 16 февраля 1998 года № 76, однако судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми отменила решение и направила дело на новое рассмотрение.
2. Статьей 64 Конституции Республики Коми защита прав и свобод человека и гражданина, координация вопросов здравоохранения, социальная защита отнесены к вопросам совместного ведения Российской Федерации и Республики Коми (пункты "б" и "ж" части 1), следовательно, нормативные акты Республики Коми по этим вопросам не должны противоречить федеральному законодательству.
Социальная защита граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, урегулирована Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15 мая 1991 года с последующими изменениями и дополнениями.
В частности, названный Закон гарантирует лицам, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, бесплатное оказание медицинской помощи (в стационаре и амбулаторно), обязательное специальное медицинское наблюдение (диспансеризация) в течение всей жизни, медицинские и лекарственные услуги в объеме, установленном специальной базовой программой обязательного медицинского страхования, на всей территории Российской Федерации. Разница расходов по реализации специальной базовой программы и базовой программы обязательного медицинского страхования граждан Российской Федерации относится на федеральный бюджет. Порядок оказания медицинской и лекарственной помощи указанным гражданам и ее объем определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации (статьи 14 и 24 Закона). Однако невключение в Указ Главы Республики Коми от 16 февраля 1998 года № 76 "О медицинском страховании граждан в Республике Коми" положений Федерального закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" еще не свидетельствует о его несоответствии федеральному законодательству, поскольку Указ принят во исполнение Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации".
Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" содержит нормы прямого действия, которые защищаются в судебном порядке. Поэтому у заявителя имеется право требовать в суде общей юрисдикции предоставления компенсаций и льгот, предусмотренных этим Законом. Таким образом, Указ Главы Республики Коми от 16 февраля 1998 года № 76 "О медицинском страховании граждан в Республике Коми" не противоречит Конституции Республики Коми.
3. По мнению представителя стороны, принявшей оспариваемый нормативный акт, производство по делу в части проверки конституционности Указа Главы Республики Коми от 16 февраля 1998 года № 76 "О медицинском страховании граждан в Республике Коми" следует прекратить ввиду того, что данный акт признан утратившим силу в соответствии с Указом Главы Республики Коми от 9 февраля 2000 года № 59 "О выполнении Указа Главы Республики Коми от 16 февраля 1998 года № 76 "О медицинском страховании граждан в Республике Коми".
На основании части второй статьи 39 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", если акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела, начатое Конституционным Судом Республики Коми производство может быть прекращено, кроме случаев, когда действием этого акта были нарушены конституционные права и свободы граждан.
Конституционный Суд Республики Коми, установив, что Указ Главы Республики Коми от 16 февраля 1998 года № 76 "О медицинском страховании граждан в Республике Коми" является конституционным, тем самым пришел к выводу, что конституционные права гражданки Е.Б.Куприяновой этим нормативным актом не были нарушены. Поэтому производство по делу в части проверки конституционности Указа Главы Республики Коми от 16 февраля 1998 года № 76 "О медицинском страховании граждан в Республике Коми" подлежит прекращению.
4. Приказом министра здравоохранения Республики Коми от 19 мая 1999 года № 5/93 "Об объявлении Указа Главы Республики Коми от 18 января 1999 года № 12 "Об утверждении Положения о платных медицинских услугах, оказываемых населению государственными и муниципальными медицинскими учреждениями, учреждениями государственной санитарно - эпидемиологической службы в Республике Коми, и использовании полученных средств" по уполномочию Главы Республики Коми утвержден Перечень платных медицинских услуг, оказываемых медицинскими учреждениями системы Министерства здравоохранения Республики Коми населению Республики Коми (приложение № 1). Заявительница оспаривает названный Перечень в той части, что он не предусматривает льгот по оплате медицинских услуг лицам, подвергшимся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вопреки федеральному закону, тогда как для других категорий граждан определенные льготы имеются. Представители Министерства здравоохранения Республики Коми пояснили, что Перечень платных медицинских услуг предусматривает льготирование (освобождение от оплаты) тех категорий населения, которые обеспечены финансированием за счет базовой программы обязательного медицинского страхования или нормативными документами Российской Федерации. В отношении лиц, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, специальная базовая программа медицинского страхования на уровне Российской Федерации не утверждена, соответственно нет механизма возмещения затрат на предоставление медицинских услуг бесплатно в соответствии с федеральным законом. В этой связи названной категории граждан бесплатная медицинская помощь оказывается в рамках территориальной базовой программы медицинского страхования.
5. Конституция Республики Коми устанавливает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 16). В этой связи нормы социальной защиты граждан, в том числе право на бесплатное получение медицинской помощи, предусмотренные Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в соответствии с разграничением предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации (пункты "б", "д", "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации; пункты "б", "д", "ж" части 1 статьи 64 Конституции Республики Коми) являются нормами прямого действия и подлежат исполнению органами государственной власти субъекта Российской Федерации, иными правоприменительными органами. Более того, контроль за исполнением названного Закона возложен на Правительство Российской Федерации, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации (статья 47). Следовательно, механизм исполнения закона, гарантирующего социальную защиту граждан, пострадавших от экологической катастрофы, должен решаться соответствующими органами власти без ущемления прав и законных интересов граждан.
6. В силу статьи 80 (пункт 3 части 1) Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" Конституционный Суд Республики Коми проверяет соответствие Конституции Республики Коми нормативных актов, в том числе и по порядку принятия, опубликования или введения в действие.
Приказ министра здравоохранения Республики Коми от 19 мая 1999 года № 5/93 зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Коми 13 октября 1999 года, однако доказательств о его официальном опубликовании в суд представлено не было. Между тем необходимость опубликования нормативных актов является одной из важнейших составляющих основ конституционного строя как Российской Федерации, так и Республики Коми. Так, в соответствии с Конституцией Республики Коми любые нормативные акты Республики Коми, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования (статья 7, часть 3), следовательно, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Таким образом, реализуется превентивная защита граждан от возможного государственного произвола и осуществляется процесс взаимопроникновения интересов личности и государства (для того, чтобы нормативные акты исполнялись, они должны быть известны гражданам). Оспариваемый приказ министра здравоохранения от 19 мая 1999 года № 5/93 является нормативным актом, поскольку утверждает Перечень платных медицинских услуг, адресует свои предписания в виде обременений, а также льгот материального характера неопределенному числу граждан, поэтому его неопубликование является основанием для признания его неконституционным.
7. Вопросы исполнения законодательства по конкретному правоотношению не подведомственны Конституционному Суду Республики Коми. Заявительница вправе требовать предоставления компенсаций и льгот, предусмотренных законом, через суд общей юрисдикции.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 39 (часть 2), 63, 68, 69, 80, 90-94 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", Конституционный Суд Республики Коми

постановил:

1. Производство по делу в части проверки конституционности Указа Главы Республики Коми от 16 февраля 1998 года № 76 "О медицинском страховании граждан в Республике Коми" прекратить вследствие отмены этого нормативного акта.
2. Признать не соответствующим части третьей статьи 7 Конституции Республики Коми приказ министра здравоохранения Республики Коми от 19 мая 1999 года № 5/93 "Об объявлении Указа Главы Республики Коми от 18 января 1999 года № 12 "Об утверждении Положения о платных медицинских услугах, оказываемых населению государственными и муниципальными медицинскими учреждениями, учреждениями государственной санитарно - эпидемиологической службы в Республике Коми, и использовании полученных средств" с приложениями, как официально неопубликованный.
3. Согласно статье 73 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения и действует непосредственно.
4. Согласно статье 72 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее Постановление подлежит опубликованию в "Ведомостях нормативных актов органов государственной власти Республики Коми" и газете "Республика".

Конституционный Суд
Республики Коми





ОСОБОЕ МНЕНИЕ СУДЬИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
РЕСПУБЛИКИ КОМИ С.Г.ТОЛСТОВА

ПО ДЕЛУ В СВЯЗИ С ЖАЛОБОЙ ГРАЖДАНКИ Е.Б.КУПРИЯНОВОЙ

Разделяя выраженную в постановлении Конституционного Суда Республики Коми от 6 марта 2001 года позицию о непротиворечии Конституции Республики Коми Указа Главы Республики Коми от 16 февраля 1998 года № 76 "О медицинском страховании граждан в Республике Коми" и соглашаясь с основаниями прекращения производства по делу в этой части, излагаю свое мнение по поводу отдельных аргументов, касающихся выводов постановления о признании неконституционным приказа министра здравоохранения Республики Коми (пункт 2 резолютивной части постановления).
Обосновывая нормативность приказа министра здравоохранения Республики Коми, Конституционный Суд Республики Коми не назвал нормы Конституции Республики Коми, которые, по его мнению, были нарушены приказом в части, касающейся основных прав и свобод заявительницы.
Не все права и свободы находятся под защитой Конституции, а только прямо указанные в ней.
Бесплатная медицинская помощь отдельным категориям граждан - это своего рода льгота, однако реальное наполнение льгот не нашло отражения в Конституции Республики Коми, поэтому вопрос о льготах не относится к конституционному правосудию.
Разъясняя заявительнице ее право на обращение в суд общей юрисдикции, Конституционный Суд допустил противоречие, признавая тем самым поставленный заявительницей в жалобе вопрос как не имеющий отношения к конституционному правосудию.
Более того, приказы министерств и ведомств субъектов Российской Федерации носят внутриведомственный характер, являются документами внутреннего пользования, а поэтому не являются нормативными актами и не могут быть предметом рассмотрения в Конституционном Суде Республики Коми.
Опубликование таких приказов законом не предусмотрено, а их неопубликование юридического значения не имеет.
Таким образом, приказ министра здравоохранения Республики Коми не мог быть предметом рассмотрения в Конституционном Суде Республики Коми ввиду неподведомственности, а значит и недопустимости жалобы заявительницы в этой части.

Судья
С.Г.ТОЛСТОВ





ОСОБОЕ МНЕНИЕ СУДЬИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
РЕСПУБЛИКИ КОМИ Л.В.БАТМАНОВОЙ

ПО ДЕЛУ В СВЯЗИ С ЖАЛОБОЙ ГРАЖДАНКИ Е.Б.КУПРИЯНОВОЙ

Конституционный Суд Республики Коми в постановлении от 6 марта 2001 года прекратил производство по делу в части проверки конституционности Указа Главы Республики Коми от 16 февраля 1998 года № 76 "О медицинском страховании граждан в Республике Коми" вследствие отмены этого нормативного акта.
Не ставя под сомнение итоговое решение о прекращении производства по делу в отношении названного нормативного акта, считаю необходимым выразить свое мнение по основаниям прекращения.
Частью второй статьи 39 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" предусмотрено: "если акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела, начатое Конституционным Судом Республики Коми производство может быть прекращено, кроме случаев, когда действием этого акта были нарушены конституционные права и свободы граждан".
В деле гражданки Е.Б.Куприяновой, рассмотренном Сыктывкарским федеральным судом, оспариваемый нормативный акт был применен: ей отказано в удовлетворении исковых требований на основании Указа Главы Республики Коми от 16 февраля 1998 года № 76 "О медицинском страховании граждан в Республике Коми", таким образом, конституционное право на получение бесплатной медицинской помощи, гарантированное Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", было нарушено применением оспариваемого акта. Следовательно, в силу части второй статьи 39 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" дело не могло быть прекращено в связи с отменой Указа Главы Республики Коми от 16 февраля 1998 года № 76.
Вместе с тем, заявительница не оспаривает Указ Главы Республики Коми от 16 февраля 1998 года № 76 по существу, хотя и ссылается на это в своей жалобе, а именно: этим указом утверждается Программа обязательного медицинского страхования граждан Республики Коми, заявительница же относится к специальной категории лиц, в отношении которых Правительством Российской Федерации должна быть утверждена специальная базовая программа, обеспечивающая иной уровень медицинской помощи по сравнению с обязательным медицинским страхованием. Такая программа Правительством Российской Федерации не утверждена. В этом случае медицинская помощь лицам, пострадавшим от экологической катастрофы, должна оказываться в соответствии с федеральным законом бесплатно без ограничений. Следовательно, по отношению к заявительнице Указ Главы Республики Коми от 16 февраля 1998 года № 76 "О медицинском страховании граждан в Республике Коми" в данном конкретном деле применяться не должен.
Такую же позицию занял и Верховный Суд Республики Коми, указав в определении об отмене решения Сыктывкарского федерального суда на неправильное применение норм материального права.
На основании изложенного прихожу к выводу, что дело по проверке конституционности Указа Главы Республики Коми от 16 февраля 1998 года № 76 "О медицинском страховании граждан в Республике Коми" следовало прекратить в соответствии со статьями 39 (часть 1), 63, 90 (часть 1), 91 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" по основаниям допустимости.

Судья
Л.В.БАТМАНОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru